В рамках форума «Друк і папір» мне довелось выступить с небольшой презентацией. Для тех, кто не был, попытаюсь донести основные положения своего доклада «Тренды на рынке полиграфии» в этой статье.
Какой же полиграфический год без ярких событий. В 2013 г., таковыми несомненно стали (рис. 1):
празднование двадцатилетия компаниями MacHOUSE и «Экотеп»; открытие компанией UPM Raflatac нового терминала по порезке рулонных материалов в Мартусовке (Бориспольский район); выход сотого номера журнала Print+ и десятого справочника «Полиграфия Украины»; посещение полиграфистами Украины в составе делегаций заводы Komori, Ryobi, Horizon и многих западных типографий; проведение во Львове на базе УАД Международного Балканского форума по эффективности и качеству печати InPEQ.
Рисунок 1. Некоторые запоминающиеся события на рынке полиграфии
Среди запоминающихся действий на рынке я назвал следующие [1]:
семейная типография huss укрепила позиции в премиальном сегменте, создав проект «АртHuss»; типография «Вольф» вышла на российский рынок; многие типографии и поставщики запомнились активностью в Соцсетях («Типография он-лайн» – около 1800 лайков в Facebook, «Маленька друкарня на Подолі», «Мандрагори», «Бест Принт» и др.); компания «Start-Полиграф» освоила очередное направление деятельности – производство стикеров.
Говоря о рынке офсетной печати, я акцентировал внимание аудитории на противоречивости наблюдающихся трендов. Судите сами (табл. 1).
Таблица 1. Тренды в офсетной печати
Со знаком «+» |
Нейтральные |
Со знаком «—» |
Противоречия между поставщиками оборудования и проблемными типографиями в нынешнем году не обострялись, офсетная полиграфия вошла в спокойное русло
Продаются тяжелые машины – изредка, преимущественно в упаковочные типографии, CtP-системы (относительно часто – более 20 инсталляций в 2012 г.), высекальные прессы (до 60 единиц в год), фальцевально-склеивающие линии, полуавтоматические ламинаторы, термоклеевые машины (особенно технологии PUR)
|
Загрузка многих типографий, работающих на рынке коммерческой полиграфии, увеличилась, им нужны машины, но они не спешат покупать их у вендоров либо ввозить б.у. оборудование, надеясь приобрести машины на рынке Украины, а он замкнут и свободных машин нет
Оставшееся на рынке брендовое оборудование мигрирует из типографии в типографию
Что с периодикой? За 8 месяцев нынешнего года в Украине зарегистрировано 431 печатное средство массовой информации с общегосударственной, региональной и зарубежной сферой распространения. Это в среднем около 54 новосозданных печатных СМИ ежемесячно, при этом официально закрылись только шесть |
Демонтировано и вывезено за пределы Украины немало листовых и рулонных машин, в том числе на рынки азиатских и американских государств
В то же время «Укрпочта» на прошлой неделе заявила о поднятии тарифов на 45% на доставку периодики. Это болезненно ударит по рынку, особенно с учетом намерений ДП «Пресса» до 2016 г. видоизменить систему подписки
|
На сегменте производства упаковки, как на одном из наиболее динамичных сегментов полиграфии я остановился в своей презентации более детально, отдельно коснувшись направлений картонной упаковки и гибкой упаковки.
Итак, рынку картонной упаковки свойственны такие тенденции:
несколько компаний коммерческой печати (например, «Юнивест маркетинг») переориентировались на сегмент картонной упаковки; во многих типографиях по печати картонной упаковки инсталлированы печатные машины либо постпечатное оборудование («Фолио», «Пакимпекс», «Укрпол», «Весна», «Марамакс», «Профи-пресс» и др.), либо дополнительные модули, например, для холодного тиснения в линию («Ротекс»); недостаточно востребована инновационная упаковка в связи со снижением покупательской способности населения; рост в сегменте производства картонной упаковки очень незначителен, по разным оценкам – 3-5% в год; осложнения в отношениях с Россией вряд ли позитивно сказываются на рынках картонной и гибкой упаковки, так как у очень многих украинских типографий сегмента сильно развита экспортная составляющая, и продается упаковка в основном на российский рынок.
В сегменте гибкой упаковки я отметил следующие тенденции:
мировой рынок гибкой упаковки, по данным Pira International, растет на 4,5% в год. В Украине рост происходит быстрее; «Развитие украинского рынка гибкой упаковки в большинстве направлений будет совпадать с развитием мирового рынка. Прогноз темпов прироста отечественного рынка к 2016 г. – порядка 5%» [2]; на мировом рынке основные объемы потребления гибкой упаковки приходятся на сектор продуктов питания, который демонстрирует рост порядка 4,5%, и на рынки фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции, чей суммарный рост составляет 5%; эти же рынки обеспечивают основные объемы потребления гибкой упаковки и в Украине: сектор продуктов питания – 5,9% роста и рынок фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции – 9% роста.
Динамичный рынок цифровой печати был рассмотрен мною под несколькими углами. Помимо собственного взгляда я прибегнул к точке зрения некоторых экспертов, например, директора компании «Карбон-Сервис» Юрия Якимчука. Ниже приведены базовые тенденции, свойственные рынку цифровой тонерной печати в Украине:
усиление конкуренции на рынке цифровой печати Киева и в регионах[3]; потенциальное снижение цены до 99 коп. за формат А3 4+0 («Печать офсетных тиражей цифрой»). Увеличение длины цифровых тиражей в этих условиях объяснимо; переезд отдельных операторов рынка в регионы, где конкуренция не столь значительна (например, из Львова в Ужгород); объем заказов на рынке цифровой печати сегодня меньше, чем может произвести имеющийся парк машин, рынок перегревается поставщиками цифрового оборудования (происходит примерно то же самое, что было в 2008 г. на рынке офсетной печати); направление производства фотокниг не получило ожидаемого развития, хотя есть случаи вполне успешного ведения бизнеса; операторы рынка печати стремятся предоставлять услуги консалтинга, продавать оборудование, заниматься его сервисным обслуживанием, продавать расходные материалы. О чем это говорит? Очевидно, есть неудовлетворенность действиями вендоров либо – просто дополнительные услуги?
Рисунок 2. Тенденции сегмента Web-to-Print
В отдельном блоке презентации я кратко коснулся состояния сегмента Web-to-Print (рис. 2), отдельных его составляющих, рассмотрел случаи успешных проектов, а также отдельные удачные полиграфические калькуляторы и различные ииновационные инициативы в этом сегменте. Среди «около-веб-ту-принтных» особенностей рынка я выделил следующие:
динамичное развитие некоторых сервисов web-to-print (vizitka.com, «Полиграфия on-line, http://www.vizitochka.ua/, printstore.com.ua, различных «Печатных агентов», он-лайн калькуляторов, сборок b2bprint и пр.). Многие типографии, если верить базе данных справочника «Полиграфия Украины», просто величают себя «он-лайн типография»; полиграфия все более становится IT-бизнесом, и это ярко показал «Полиграфический клуб», который мы провели на выставке «Полиграфия 2013». Обсуждались направления производства фотокниг, web-to-print, сборки, калькуляторы, консалтинг, представляемость в социальных сетях, информационная безопасность и масса других аспектов.
Говоря о «Большом формате», я позволил себе процитировать директора компании Mediaprint Филиппа Купина. А в целом приведенные ниже тезисы стали для меня еще более очевидными после общения с участниками выставки T-Rex (собственно, большая статья о рынке полиграфии в контексте сентябрьской выставки предлагается вашему вниманию в этом номере). Но вернемся к тенденциям рынка большого формата:
«В 2012-2013 гг. потребность в печати на рекламном рынке росла гораздо медленнее, чем увеличивались объемы продаж оборудования. Объемы продажи расходных материалов практически не растут, а продажи принтеров как новых, так и б./у. — стабильны либо имеют динамику роста»; «Ряд крупных заказчиков печати для оптимизации и стабилизации производственных процессов, приобретают принтеры, зная, что денег они им не принесут, зато сделают производственный цикл на производстве полностью замкнутым и независимым». «Крупные финансовые потоки больше не сконцентрированы в нескольких компаниях, а рассредоточены между множеством принт-центров различного уровня. Отсюда и полное отсутствие потребности в приобретении дорого скоростного оборудования или обновления уже существующего парка принтеров. Скорее, крупные фирмы пытаются сбросить как балласт принтеры, которым более 5 лет, и которые нет возможности загрузить работой»; «В широком формате (до 1,8 м) статистика продаж примерно следующая. Из десяти проданных новых принтеров — 3 Mimaki; 3 китайского производства; 3 – Mutoh; 1,5 – Epson; 0,5 – Roland (суммарно – до 100 единиц в год)/
А далее уже от себя я привел пару запоминающихся событий рынка цифровой печати Украины:
IPS представила на рынке суперсовременную инновационную технологию SmartUVTM, предназначенную для конвертации в УФ- новых и б./у. эко-сольвентных принтеров с печатными головами Epson DX4-DX7; «Промдизайн» начал представлять оборудование Roland DG .
В отдельном блоке своей презентации я коснулся динамичного сегмента печати на ткани, который развивается довольно интенсивно. Есть случаи инсталляции машин для промышленной печати на ткани. Конкуренция в данном сегменте усиливается, что, собственно также подтвердила выставка T-Rex, в том числе и в связи с активными действиями Epson, который выпустил линейку сублимационных устройств и анонсировал принтер для прямой печати на ткани/
Далее я позволил себе рассмотреть полиграфию в контексте экономики. В частности, в «Инвестиционном блоке» я привел некоторые данные, касающиеся инвестиционной активности на украинском рынке:
приток прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по итогам 2013-го может не превысить $4 млрд; этот показатель окажется меньше результатов 2012-го ($6,013 млрд) и 2011-го ($6,480 млрд), и он не достигнет заявленного экспертами в начале 2013 года прогнозного показателя в $5 млрд; причины снижения инвестиционной активности экономические проблемы Кипра — крупнейшего инвестора Украины, а также внутренняя стагнация экономики страны; в то же время на саммите в Ялте Виктор Янукович заявил, что инвестиционная емкость Украины — около $500 млрд; по данным Госстата, в первом полугодии 2013 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено $2,6 млрд. прямых инвестиций. Это на $600 млн. меньше, чем за аналогичный период прошлого года ($3,2 млрд.). Объем внесенных с начала инвестирования в экономику Украины прямых иностранных инвестиций на 1 июля составил $55 318,2 млн., что на 0,4% больше объемов инвестиций на начало 2013 года, и в расчете на душу населения составляет $1218,1; в десятку основных стран-инвесторов входят: Кипр — $17928,5 млн., Германия — $6165,3 млн., Нидерланды — $5376,1 млн., Российская Федерация — $3822,7 млн., Австрия — $3196,3 млн., Великобритания — $2697,2 млн., Виргинские острова — $2418,4 млн., Франция — $1808,4 млн., Швейцария — $1183,1 млн. и Италия — $1122,7 млн.
Как видим, на первом месте Кипр, а Россия аж на 4 месте!
Риторический вопрос: «А сколько ж инвестиций привлечено в полиграфическую отрасль :)»?
Рисунок 3. Геополитический фактор
Геополитическая составляющая, на наш взгляд, в ближайшее время окажет пусть не решающее, но заметное влияние и на развитие украинской полиграфии, ибо как говорил директор «Киевполиграфмаша» Владимир Максименко, «Якщо ми громадяне України, то зобов’язані думати про можливу інтеграцію до Євросоюзу чи про наслідки інтеграції до Митного союзу». Пришлось поговорить об этом с аудиторией форума «Друк і папір» и мне (рис. 3) и єто, заметьте, только базовые вещи:
Украина вынуждена во внешней политике балансировать между ЕС и Россией; подписание договора с ЕС может способствовать притоку инвестиций и заказов на полиграфию со стороны европейских государств, которым печатать здесь может оказаться дешевле; осложнение отношений с Россией вряд ли позитивно скажется на развитии упаковочных флексографских и офсетных типографий, которые сегодня активно работают с российскими заказчиками. Им придется переориентироваться на другие внешние рынки, что уже частично и происходит, особенно в сегменте гибкой упаковки, где есть случаи открытия представительств отечественных типографий в европейских государствах; некоторые украинские типографии коммерческой и медийной печати открыли либо подумывают открывать представительства в России («Вольф», «Триада»).
Рисунок 4. Надо ли кредитовать полиграфистов
Коснулся я и животрепещущего вопроса кредитования бизнесов (рис. 4), ведь наше государство устами Гаранта [4] пообещало существенное упрощение процедуры кредитования, снижение процентов по кредиту и много чего хорошего. У меня, соответственно, сразу разыгралось воображение, какими же могут быть следствия для полиграфии:
возобновится продажа тяжелого оборудования, но будет ли это оправдано? выжившие в конкурентной борьбе компании при правильном подходе к ведению бизнеса и лояльности со стороны банков смогут укрепить позиции на рынке; хотя ситуация с выходом новых компаний на рынок офсетной печати маловероятна, она вполне возможна, как и появление в стране инновационных решений, особенно с учетом того, что дешевых кредитных ресурсов хватит не всем.
Рисунок 5. IT-составляющая в полиграфии и не только
К затронутой в начале моего доклада теме IT-составляющей в полиграфии я вернулся в последнем блоке своей презентации (рис. 5). Итак, будущее полиграфии за:
информационной безопасностью в полиграфии, причем не только в транзакционной печати. Современные технологии позволяют получить доступ к любому серверу, любому хранилищу баз данных, общению с клиентом любым способом; аутсорсингом. На рынке заметно несколько объединений типографий, процветает работа по кооперации; минимизацией количества персонала. Мобильные полиграфические компании более управляемы в условиях перманентного кризиса. Часть людей целесообразно выводить за пределы штата, работать с ними по вызову.
Спасибо за внимание!
[1] Это просто мое субъективное видение – если кого упустил, прошу не обижаться
[2] По оценке экспертов компании BASF SE
[3] Качественного параметра конкуренции, что выражается в улучшении логистики: переход на новый уровень сервиса – «сегодня-на-сегодня и качественно» декларируют многие, но реально могут немногие). Постепенно рынок может прийти к состоянию работы по схеме 24/7
[4] «Сейчас кредитные ресурсы дорогие, на уровне 17-18%. Мы будем их снижать – до 14% в текущем году и до 10-11% – в следующем. Мы поставили задачу, чтобы государственные кредиты были доступными для предпринимателей», – заявил президент Виктор Янукович.