Каждый из нас в той или степени прочувствовал последствия политического кризиса, охватившего Украину после второго тура президентских выборов. Сегодня пока сложно оценивать далекоидущие последствия этих событий для развития отечественной полиграфии, но все же позволю себе отдельные оперативные оценки случившегося.

 

ОТРИЦАТЬ НЕЛЬЗЯ, УТВЕРЖДАТЬ СЛОЖНО

Думается, очень многие полиграфисты и дистрибуторы расходных материалов в полной мере не прочувствовали всей серьезности оперативной обстановки и работали не столько руководствуясь здравым смыслом, сколько по инерции и по ситуации. Прогнозируемый подъем полиграфии в период выборов плавно перетек в определенную стагнацию различных ее отраслей. Никто не станет, например, отрицать, что в этом году не наблюдалось предновогоднего бума в традиционном его понимании. Причин тому несколько. Затянувшееся решение политических вопросов — основная; временная приостановка и инертность банковских платежей тоже немаловажны; предубежденность представительств очень многих зарубежных компаний и больше — неверие в успешное разрешение кризиса в обозримом будущем — да мало ли причин!

Определенная цикличность загрузки, свойственная различным сегментам полиграфии, — уже не догма, а просто своеобразный ориентир. Традиционно конец года — золотое дно для издателей глянцевых журналов (рекламные акции — предновогодние скидки, зарубежные турпоездки и т.д.). Сейчас же замер и рынок рекламы. А значит, многим периодическим изданиям пришлось пойти на уменьшение объемов, выпуск спаренных номеров.

Несколько снизились объемы производства промышленных товаров и продуктов питания — следовательно, производители упаковки, в том числе гибкой, несли убытки. Действительно, от некоторых руководителей флексографских предприятий приходилось слышать: «Думаю, как бы производство не остановилось».

Если говорить о периодике, то вполне очевидно, что количество подписчиков у очень многих изданий несколько поубавилось, потому что определяющие здесь — именно последние месяцы уходящего года, когда людям было не до подписки. Думается, и рекламодатели не успели (да и не имели возможности) сформировать достоверные рекламные бюджеты, поэтому пик деловой активности периодики переносится (пока) на начало этого года.

 

 

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Мне сложно судить о состоянии некоторых сегментов рынка расходных материалов, с которыми во многом ассоциировался новогодний бум, например о рынке дизайнерских бумаг. А вот о спросе и предложении мелованной и офсетной бумаги кое-какое представление имеется, чем и позволю себе поделиться с читателями. Почему в заголовок статьи вынесено такое многогранное словосочетание — трудности перевода? Да потому что они у каждого свои. Для кого-то стала неожиданной определенная дестабилизация банковской системы. Политическая нестабильность породила всеобщее повышение цен на материалы и изменение условий их отгрузки заказчикам. Переговоры о поставках, происходящие на стыке ноября и февраля, зачастую строились вокруг двух фраз, милых сердцу поставщиков, но чуждых мироощущению и восприятию заказчиков: «Цены у нас поднялись, пока на х%, но мы не знаем, что будет завтра» и «Только предоплата». Забавно, но веселые разводки типа «у нас это так быстро разбирают, что вам может не хватить, поэтому платите, мы зарезервируем» воспринимались почти как правда. Хотя бы по той причине, что таки ой — некоторых товаров проблемной номенклатуры — бумаги ходовых форматов и т.п. — на рынке на определенном этапе было не густо.

Проблемный период между первым и вторым турами президентских выборов ознаменовался временным кризисом жанра в действиях ряда ведущих поставщиков расходных материалов. Это достопамятное явление сопровождалось постепенным повышением цен под соусом «каждая поставка у нас происходит по новым ценам, мы вынуждены их повышать». Косметические полукопеечные надбавки определенно облегчили кошельки полиграфистов, которые до поры до времени терпели маленький произвол, тем более что существенных изменений ни сроки, ни условия поставки и оплаты не претерпевали. Да и не было для этого видимых причин, кроме субъективных (отсутствия наличия в требуемом объеме), но это изначально проблемы поставщика, правда, оказавшиеся в итоге проблемами потребителя. В одной из предыдущих статей я писал, что дистрибуторы бумаги смогли достаточно быстро выработать действенные методы борьбы с кризисом и насытить свои склады. Вот только надолго ли?

Дальнейшее развитие событий показало, что это уже не имело существенного значения. Начавшийся после второго тура президентских выборов политический кризис прилично спутал карты и поставщикам, и потребителям. При этом расклады были ничейными и видимой пользы не извлекли ни те, ни другие. Первые утратили одну из основных доминант в своей работе — прогнозируемость. Ведь в условиях непрекращающегося политического противодействия крайне сложно было ожидать прогнозируемых объемов заказов. Обстановка у заказчиков, в свою очередь, была несколько дестабилизирована не только стагнацией экономики и кризисом банковской системы, но и весьма прогнозируемыми в этой ситуации действиями поставщиков. Они не преминули, даже имея в наличии достаточный ассортимент, взвинтить цены, да еще и начать отгружать ту же бумагу в основном по предоплате. На эту ситуацию наложилась упоминаемая выше дестабилизация банковской системы, и так опять возникла полузабытая ситуация, когда полиграфисты бросались на склады поставщиков со своим «плавсредством» и платежкой наперевес, не дожидаясь официальной процедуры доставки.

Еще одна интересная деталь. Многие дистрибуторы материалов сетовали на ужесточение таможенных процедур именно в период между первым и вторым турами голосования. Надо полагать, тогда эти поставки были бы весьма своевременными. Пришлись же они в итоге — в очень многих случаях — на период между вторым и третьим турами и сопровождались описанными выше действиями дистрибуторских структур. Надо полагать, их западные партнеры, всерьез обеспокоенные ситуацией в Украине, не слишком охотно шли на поблажки в оплате и условиях поставки. Поэтому в выигрыше не остался никто. Ну разве рачительные полиграфисты, своевременно запасшиеся расходными материалами самых проблемных групп в предвкушении новогоднего бума. Так и тот в привычном понимании не состоялся!

 

 

Кулак — оружие пролетариата

Праведные наши полиграфисты в этой ситуации с произволом, конечно, боролись. Ведь предоплата, да еще и по завышенной (пусть не только и не столько по вине поставщиков) цене — суть попрание наших интересов. Думается, во взаимоотношениях флагманских типографий с поставщиками мало что изменилось — потому что зачастую они регулируются договорами, которые в принципе соблюдаются. Тяжелее пришлось типографиям — таким себе «санитарам леса» без четкой специализации, но зато с явными устремлениями под шумок заработать.

Лучший выход, конечно, — предчувствуя нехорошие изменения в конъюнктуре рынка, затариться расходниками самых проблемных групп, например мелованной и офсетной бумагой потребительских форматов, средствами для ежедневной очистки валов и резины, полюбившейся триадной краской…

Кстати, появится лишний повод задуматься — а есть ли у вас уютное местечко, дабы все это разнообразие хранить в приличествующих условиях. Особенно проблемен для малых и средних типографий вопрос бумаги — одно дело, находясь во временном промежутке между осенью и зимой, прикупать ее на тираж и после соответствующих акклиматизационных процедур брать в печать, и совсем другое — запасаться впрок.

В таких случаях обращайте внимание на перепады влажности и температуры в цеху. Перед выгрузкой не оставляйте палеты на длительное время открытыми. Предпочтительнее запасаться бумагой в пачках либо небольших палетах, изыскивая возможность безболезненно доставить все это в цех. Если же такой возможности нет, поостерегитесь запасаться на три месяца вперед, но поскольку затариться все же целесообразно, соблюдайте меры предосторожности. Ну а если не запасаться?

Тогда руководствуйтесь постулатом, что вы лучше всех знаете рынок (если не знаете, то постарайтесь узнать). Тщательное изучение конъюнктуры по проблемным позициям накануне кризисных явлений в экономике и политике будет весьма кстати. Получив такие дополнительные козыри, как знание ассортимента и условий приобретения мелованной бумаги в компании А, вы можете — при определенной наглости — уверенно манипулировать ими во время переговоров в компаниях В, С и D, добиваясь в итоге отсрочек и скидок даже при разовых закупках.

А бывают случаи довольно проблемные. Положим, вы приобрели печатную машину, и одно из условий сервисного договора — использование химикатов строго оговоренного производителя — того, чьи интересы представляет поставщик машины. Понадобилась вам, скажем, смывка для ежедневного использования VM 111 компании Varn, а злые таможенники груз поставщика на границе не пропускают. Вы хорошо знаете рынок и живенько обзвонили всех четверых возможных поставщиков искомого девайса. А нетути! Берете заменитель и прячете его подальше от всевидящего ока сервисных инженеров при их наезде, а то и еще поинтереснее делаете — наливаете в канистру, оставшуюся от аутентичной жидкости.

При работе в условиях кризиса важно понимать, что все равно поставки у дистрибуторов не происходят под копирку, а условия отгрузки пусть и в разной степени, но связаны с наличием на складах определенных объемов, поэтому надо искать и обязательно советоваться с дружественными полиграфистами, «кто чего узнает, кто чего увидит». Сегодня они вам подскажут, а завтра вы им лишний заказ перекинете, который лишним не бывает. Еще у дружественных полиграфистов в период политического кризиса материалы можно одолжить, но есть сложности — могут не дать или возвращать долго будете.

 

 

Некоторые полезные наблюдения

Теперь рассмотрим фактор инертности банковской системы, подорванной политическим кризисом. Действительно, платежи шли дольше, полиграфисты с непривычки забывали согласовать детали своевременной доставки, а поставщики, не увидев денег в привычные сроки, доставку просто не планировали. В итоге, полагаю, у многих возникали кризисные ситуации с доставкой той же бумаги. Для вывоза ее ангажировались легковые машины, такси. Сам наблюдал на одном из бумажных складов картину: дите лет десяти с пачкой документов вываливает из такси и так себе смело (видно, что не первый раз) вступает в переговоры со складскими товарищами и весьма компетентно проверяет комплектность товара — забавно, словом, было.

Вообще полуночное бдение на том складе было в чем-то поучительным. Например, я понял, что он очень даже не лимитирован в своей работе, что за бумагой совсем не обязательно приезжать к 18 часам, а можно и к 20 и, наверное, позже тоже можно — вот только мою бумагу, к счастью, привезли, и я покинул этот забавный театр рационализма и очаг борьбы с кризисом.

Мне сложно об этом судить, но очевидно, на периферии полиграфистам пришлось еще труднее. Банковские платежи ведь шли еще дольше, ассортимент у региональных дистрибуторов поскромнее, в Киев же наехать не каждый горазд. А «наезд» на своих поставщиков мог и вовсе быть истолкован как несостоятельный, потому что в конце концов не виноваты люди в сложившейся ситуации. Вот это как раз тот случай, когда во главу угла поставлены талант предвидения и знание рыночной конъюнктуры. Впрочем, в наличии прочных связей регионов со столичными монстрами дистрибуции мне видится возможность деэскалации напряженности.

Рафинированный период между вторым и третьим турами выборов плавно перетек в сглаженный предновогодний бум, который, вроде, таки наблюдался. Относительная стабилизация политической ситуации вылилась в стабилизацию цен, застывших на определенной отметке и если и повышавшихся, то незначительно. Отметим, что предшествующая относительной стабилизации напряженка привела к парадоксальной ситуации — у очень многих дистрибуторов наблюдалась затаренность складов и надо было чего-то там с этим делать — то есть продавать. Словом, напряг спал — и отношения между дистрибуторами материалов и полиграфистами перетекли в фазу потепления.

 

Назад в будущее

Очевидно, что рынок после успешного или полууспешного разрешения политического кризиса придет к равновесию. Это обусловлено не только завышенными ценами (правда, утверждение правомерно при условии сохранения нынешнего валютного курса), а еще и тем, что есть некоторые основания ожидать перенасыщения рынка по ряду позиций. Последнее объясняется некоторым несоответствием планируемых предновогодних объемов реальным, а также вынужденной необходимостью многих полиграфистов обращаться к услугам резервных поставщиков. Соответственно, это повлекло определенный дисбаланс на рынке и внесло коррективы в планируемые графики поставок дистрибуторов.

Уже первые недели после третьего тура президентских выборов способствовали потеплению в отношениях поставщиков материалов и типографий. Относительно быстро стабилизировалась банковская система, ускорились платежи. Слегка парадоксально, что в преддверии новогоднего бума не наблюдалось традиционного «подрыва» ассортимента поставщиков той же бумаги. На их складах присутствовала продукция большинства ходовых форматов, а цены, так упорно стремящиеся вверх, постепенно возвратились на практически прежний уровень (правда, не у всех). Но думается, это уже дело времени. Условия поставок тоже постепенно были реанимированы — и отсрочки, и скидки от объемов постепенно набрали вес.

Отмечу, что в период между новогодними и рождественскими праздниками работало очень ограниченное количество дистрибуторов бумаги и расходных материалов, поэтому рачительным типографиям и следовало позаботиться о соответствующем пополнении запасов наиболее потребляемых материалов. В комплекс профилактических процедур входило и выяснение перспективного наличия материалов проблемных групп на складах поставщиков. Чтобы не «пролететь» сразу после праздников, не лишним было в отдельных случаях и счетик попросить — даже без доставки материалов, а просто дабы под этот счет соответствующий объем если не до 10 января, то уж до 6 точно попридержали.

Вернемся к вопросу несоответствия объемов и разнообразия ассортимента традиционным предновогодним. Здесь, очевидно, поставщикам просто сложно было соотнести три таких фактора, как предвыборная горячка, политический кризис и предновогодний бум. Отсюда — неравномерность поставок, загрузки складов, объемов отгрузок. Но эту ситуацию можно понять — раньше-то никто с подобным не сталкивался. В любом случае бизнес по продаже материалов мобильнее — средства тут обращаются быстрее. А вот дистрибуторам оборудования (и тем компаниям, для которых эта сфера деятельности не единственная, но профильная) пришлось потяжелее. У них возникло немало проблем: были приостановлены выплаты по кредитам, определенные сложности возникли во взаиморасчетах с западными поставщиками (впрочем, это коснулось и дистрибуторов материалов), в конце концов, выжидательную позицию заняли многие партнеры. Но все же хочется верить, что временные трудности отечественная полиграфия уже перетерпела и все постепенно вернется на круги своя.

Надолго ли — покажут события начала этого года. Думается, наши полиграфисты с кризисными явлениями бороться научились (а кто-то вспомнил, как это делается) и все у нас с вами будет хорошо.