О путях решения кадровой проблемы в полиграфии. Завершающая статья из цикла «Кадры в полиграфии». На дворе начало 2018 г., но комментарии 89 респондентов будут актуальны не один год: слишком велика разница между уровнем зарплат в украинской полиграфии и на рынках соседних европейских государств.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ!
Начнем традиционно с коротких комментариев.
Трудно не согласиться с Михаилом Васильевичем («Принт»): «Проблема растет с каждым днем».
«Налоги и пр. отчисления задавили все», – солидарен с коллегой Дмитрий Зволейко (Издательство «Абетка-світ»).
Ряд комментариев без авторов имеют определенную номинативную нагрузку:
«Кадры решают все. Храните Костяк».
«И государство, и мы не рекламируем собственную отрасль… В принципе есть глобальный кризис рабочих специальностей»…
«У нежадных работодателей адекватные кадры будут всегда».
«У каждой типографии своя проблематика. Общей для всех нет, за исключением низкой рентабельности бизнеса и, как следствие, низких зарплат».
«Для понимания этой проблемы хочется услышать тех, кто готов поделиться своими проблемами окрыто», – пишет Вячеслав Глебский (TANN Germany).
Призываем Вячеслава ознакомиться с приведенными по тексту статьи комментариями, авторы которых рассказывают, как борются с кадровой проблемой.
ПРЕДПОСЫЛКИ НЕХВАТКИ КАДРОВ
Проблема с кадрами в полиграфии началась не сегодня. С 90-х рабочие специальности стали непопулярны среди молодежи.
Были сломаны действенные механизмы подготовки персонала в типографиях. Хорошие специалисты всегда перекупались, или привлекались подходящие по ряду критериев и ответственные люди, уже имеющие соответствующую специальность. «Вкладывались деньги в их обучение, в том числе и за рубежом, а уже они должны были дальше обучать остальной персонал. При необходимости заключая долгосрочные договора на 2 года», – размышляет ФОП Алексей Кобзарь.
Если парень оканчивал ПТУ, к примеру, печатником, у него возникала проблема с работой, так как не было опыта.
«Поэтому новые специалисты в типографии появлялись через знакомства (никто ни хотел возиться и обучать молодежь). До кризиса была проблема найти специалиста, и работодатель, повышая цену продукции, мог привлечь сотрудников на более выгодных условиях», – вспоминает Виктор Ващенко («Виол»).
Сегодня, увы, спроса на полиграфпродукцию меньше, чем предложений. Клиенты, пользуясь этим, «выкручивают руки» типографиям. Да и процесс зачастую налажен ненадлежащим образом, что ведет к высокой себестоимости продукции. Об этом размышляет Игорь Кузьменко («Триада-пак»), считая подобную ситуацию причиной кадрового голода в полиграфии.
Бондаренко М. А. (типография «Апрель») также считает, что истоки кадровой проблемы начинаются с малой рентабельности и демпинговых цен, что влечет экономию на зарплатах распространенных профессий – менеджеров, водителей, бухгалтеров и т. д., дабы удержать более профессиональных работников.
Причины кадровой проблемы схожи и на рынках других государств постсоветского пространства. Например, Тургамбеков М. Д. (Businesscard. kz) отмечает: «Предложение в полиграфии сильно превышает спрос. Это рождает демпинг и его следствие – низкую рентабельность бизнеса. Соответственно, и низкие заработные платы в отрасли».
Во время кризиса сократилось количество заказов, уменьшилась прибыль предприятий, и произошло сокращение специалистов, а людям нужно было кормить семьи и как-то жить дальше, поэтому многие работяги поменяли профиль работы.
А вот еще одна из предпосылок нехватки кадров. «Технологический кризис – из-за цифровизации каналов коммуникаций. Перегретые производственные мощности. Изменение условий рынка из-за экспансии цифровых способов печати», – пишет нам аноним.
КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА В СТРАНЕ КАК ТАКОВАЯ
Отдельные наши респонденты говорят о том, что в стране существует кадровая проблема как таковая, а не кадровая проблема непосредственно в полиграфии. «Нет такой проблемы как «Кадры в полиграфии». Есть проблема «Кадры»», – пишет Андриан Ниценко (Aladdinprint).
«Нормальных кадров практически нет. Не только в полиграфии! Все хотят много денег и сразу. При этом ничего не умея и не зная! И учиться ничему не хотят», – считает Сергей Ищенко (КП «Николаевская областная типография»)
«Нехватка квалифицированных сотрудников наблюдается во всех отраслях промышленности Украины. Полиграфия – лишь отголосок общей ситуации. Все наладится лишь тогда, когда начнется реальный рост экономики в стране в целом» – Егор Лизунов (ООО «ЛизуновПресс»).
«Студенты тратят огромное количество времени на обучение, которое, в итоге, не могут применить на практике. Вузы и работодатели живут в разных Вселенных и не взаимодействуют между собой», – пишет Марина Рудыка (Рекламная группа «Регион»).
Развивая мысли, изложенные выше, инициатор нашего опроса Александр Шаповалов («Химджест») отмечает: «Мы как работодатели конкурируем за сотрудников не только внутри отрасли, но и с другими отраслями. Зарплаты, конечно, нужно повышать. Соответственно, нужно пересматривать цены на наши услуги. А следующая наша с Вами общая проблема – в износе оборудования. Последние несколько лет мало кто что-то покупал».
А резюмируем эту главу цитатой директора компании «Карбон-Сервис» Юрия Якимчука: «Проблема кадрів у поліграфії така сама, як і в інших галузях. Переважна більшість людей – тих, хто у пошуках роботи, хоче мінімум напруження, максимум заробітку і одразу. Якщо й мінімум заробітку, то виключно за те, що людина з’являється на робочу місці, а якщо вона ще і працює, то це вже подвійна ставка».
О СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Поговорим именно о сложившейся ситуации как таковой (а не о причинах ее возникновения, следствиях и тем более путях решения).
«Проблема кадров в полиграфии является частью комплексных проблем в экономике и в стране в целом. Руководителям и собственникам предприятий нужно научиться принимать на себя ответственность за предприятие, расставаться с ненужным оборудованием, инвентарем, площадями и, к сожалению, персоналом», – пишет Сергей Метлашевский («Шульце Полиформ»).
«В любой отрасли производства все решают квалифицированные высокооплачиваемые рабочие и специалисты каждого производственного подразделения, которые в конечном итоге несут ответственность за конечный продукт предприятия», – напоминает Арсений Котович (ТОВ «Владимирецкая типография»).
«Основной проблемой нехватки кадров считаю отток специалистов в Польшу. Единственным решением этой проблемы вижу поднятие зарплат до уровня польских или максимально близких к ним, чтобы остановить отток кадров», – замечает Роман Старишко («Инвест-Пак»).
Наши «реформаторы», кстати, ратуют за уровень зарплат «Польша – €200», что составляет примерно €600–700. Развивает эту мысль Роман Полянин («Паперовий Змій-ОПТ») – см. комментарий Романа.
Сегодня уместно говорить об «обесценивании» профессии полиграфиста как таковой, снижении престижности работы в отрасли. Вот, к примеру, мнение человека, которая много лет проработала в известной типографии «Макрос».
«Квалифицированных полиграфистов осталось мало. Берут на работу всех подряд, полиграфическое образование совсем не требуется. Труд специалистов обесценился. Люди уходят, ищут себя в другом», – пишет Марина Сопивник, уточняя «уже год не работаю в полиграфии, сменила профессию».
Татьяна Яворовская (ООО «Кернел-Трейд»), представляющая компанию, работающую на агрорынке, считает, что проблема оттока кадров в полиграфической сфере обусловлена низкой гибкостью организаций в области развития корпоративной культуры, отсутствием продвижения.
Полиграфические предприятия не используют уже давно известные инструменты в области бизнес-анализа, построения процессной формы управления, обучения и развития кадров. Нет системы мотивации, компенсации и льгот, разработки и вывода продуктов в/ из продуктовой линейки.
В целом ситуация в отрасли такова, что разрыв между заработными платами в Украине и в соседних европейских государствах огромен. Вот как примерно это видят наши респонденты.
«За работу, которая по сложности ниже той, которую человек выполнял у нас, в Польше он получает большие деньги. Из-за кризиса в стране, мы не можем платить людям такие же зарплаты», – пишет Ланский С. В. (ТОВ «Нова График»).
А вот еще комментарий, обнажающий грани кадровой проблемы.
«Ужгород пестрит объявлениями про вакансии на производственные предприятия с зарплатой 7000–10 000. Для отсутствия кадровой проблемы зарплаты нужно повышать. Это невозможно без смены экономической моделиработы предприятия – оптимизации издержек, меньшей доли нерентабельных заказов и уменьшения количества персонала», – размышляет Андрей Демидов (Полиграфцентр «Лира»).
Всегда интересно послушать и противоположную сторону – соискателей. Например, верстальщица нашего издания Татьяна Звинская пишет: «Проблема кадрів в поліграфії – в небажанні навчати молодих працівників, студентів. А вакансії в поліграфії містять обов’язковий пункт «Досвід роботи». Нерідко шукають 20-річних працівників із 30-м стажем (можливо перебільшено, але суть зрозуміла). Залучати на практику студентів у підприємців теж немає бажання, бо «їх треба вчити, а в нас купа своєї роботи».
Татьяна размышляет, что поскольку уровень образования в учебных заведениях, которые готовят полиграфистов, хромает, молодых специалистов необходимо обучать и готовить под потребности предприятия.
ПРИЧИНЫ НЕХВАТКИ КАДРОВ
Это одна из любимых тем для наших респондентов.
Павел Шамрай (Типография «Шамрай») отмечает: «Виновно во всем государство (власти): уронили доллар, вымели денюжку из страны, мешают своими хотелками (налогами и прочей дрянью типа ставки минимальной зарплаты) подняться экономике».
«Полиграфия – не самостоятельная отрасль, а приложение к промышленности и бизнесу, поэтому, если они не развиваются, то и полиграфия в загоне. За 15 лет, которые я в полиграфии, это четко прослеживается», – замечает Свирский В.Н. («Гросс»).
Впрочем, тот же Павел Шамрай замечает, что у нас в полиграфии собрались особо одаренные умом предприниматели. Оголтелый демпинг на рынке полиграфических услуг убил типографский бизнес. Почти все работают за три корочки хлеба. Многие даже посчитать не могут – хватает ли им хотя бы на эти сухари.
Многие респонденты причиной дефицита кадров в полиграфии называют уровень полиграфической промышленности страны. «Нужно принимать во внимание и целый ряд проблем и причин (включая и экономику страны; и отсутствие поддержки со стороны государства малого и среднего бизнеса; и доходы населения; и уровень развития страны в целом; и уровень образования и пр.)», – пишет Юлия Антонюк (ООО «Алтрейд»).
Николай Ревук (Salateira Spain) пишет «Є дві суттєві причини, через які в Україні виникла проблема з кадрами. По-перше, економіка та бізнес у країні розвиваються зі стрімкими перепадами. Це стосується й курсу валют, який впливає на купівельну спроможність населення.
По-друге, ми дозволяємо роботодавцю сплачувати нам меньше, ніж отримують наші колеги за кордоном».
«Печатник, резчик, оператор послепечатного оборудования, наладчик… и менеджер продаж, и менеджер по рекламе – какую должность не назови, каждая становится камнем преткновения. Люди бегут из отрасли», – пишет Алиджан Солуян (Типография «АССА»).
Алиджан пишет, что виноваты в кадровом кризисе потребители печатной продукции, которые считают, что повышение требований к продукции и квалификации работников должны соседствовать с удешевлением готовой продукции (т. е. «чем лучше, тем дешевле»).
Поэтому уровень оплаты труда остается низким, а отсутствие престижа и нежелание работать провоцируют кадровый голод в отрасли. «Когда твой труд все меньше ценится конечным потребителем, никто напрягаться не хочет», – считает Солуян.
Есть у нас респонденты, которые связывают проблемы с мотивацией и, соответственно, с кадрами с сегментом, в котором работают. Например, комментарий Юрия Павлова («Астра Мультимедиа») выглядит несколько противоречиво. «Мы специализируемся на производстве пластиковых карт. Находимся в городе Харькове, где конкуренция по нашему продукту относительно небольшая. Тем не менее, испытываем сложности с поиском и подбором персонала, так как не можем предложить большие зарплаты на данный продукт». Видимо, здесь вопрос в выборе ниши или грамотном управлении.
«Основная причина – неспособность многих владельцев типографий правильно вести бизнес, а именно, низкий уровень организации труда на производстве (это более 50% всех проблем коммерческих производственных фирм и, в том числе, типографий)», – пишет Тариф Алсибай («Арт Пресс»).
Одним из лейтмотивов дискуссии, которую мы организовали в группе «Полиграфия Украины» в Facebook, были стрессовые ситуации и переработки, которым подвержены работники в полиграфии.
«Оборудование старое, вкладывать деньги не хотят, выжимают из него все соки! Из-за неконтролируемых поломок возникает брак, и благодаря опыту еще оставшихся спецов, изготавливается более-менее нормальная продукция!», – размышляет Юрий Фокеев (РВСПринт).
Не на всех производствах есть узкие специалисты – механики, инженеры-электронщики, – а сторонние компании, которые занимаются таким сервисным ремонтом, часто затягивают сроки при решении проблем или не способны решать часть из них в силу квалификации.
Или вот. «Работа в полиграфии – это и физическая нагрузка. Люди ищут более комфортные условия труда – без запахов, без спешки, без авралов», – КопаницаЛ.А. (ПП «Грета»).
ФЛП Кобзарь исчерпывающе размышляет об условиях труда, правда, подчеркивая, что комфортные условия труда (кухня, хорошая раздевалка, социальные пакеты) изначально предполагают низкую основную зарплату, и если это устраивало людей в конце 90-х, то сегодня, когда общий уровень зарплат в полиграфии низок, люди на это не смотрят.
«Условия труда включают не только раздевалку и душ для рабочих и место отдыха при ночных сменах, но и отопление цехов, наличие общеобменной вентиляции, средств пожарной защиты и пр., что априори должно быть на нормальном предприятии», – пишет Алексей Кобзарь.
МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ СОБСТВЕННИКА
Мечту в виде высококвалифицированного стабильного коллектива имеет каждый собственник в любой отрасли, считает анонимный участник опроса, подписавшийся как СЕО.
Инструменты и способы достижения этой мечты у всех разные и зависят от знаний, возможностей и навыков собственника. «Человек должен себя чувствовать на работе хозяином», – безапелляционно утверждает Добрянская Е. Г. (ТОВ «Друк-Плюс»).
Один профессионал, которому НУЖНО дать высокую ЗП, полезнее нескольких работников среднего уровня с меньшими зарплатами. Хорошим резюме для это главки будет комментарий Игоря Навоенко («Арт-пресс»): «На нашем предприятии 85 человек из 148 работают 10 лет и больше».
ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАК ПРИЧИНА КАДРОВОГО КРИЗИСА
«Кадровый голод наступил в нашей стране из-за затянувшегося политического, а вследствие этого экономического кризиса. В колледжах не учат полиграфическим профессиям, нет материально технической базы. Даже нет понимания у молодежи, что есть рабочие профессии в полиграфии», – пишет Анна Литовченко (ООО «Печатный дом «Папирус»»).
Вырисовывается дефицит кадров. «Кроме того, в отрасли отсутствуют критерии оценки профессионализма кадров, нет тарифной сетки для рабочих специальностей в зависимости от категории оборудования и условий работы», – обнажает важную проблему Валентина Федоренко («Макрос»).
Традиционно говорят респонденты и о неспособности ВУЗов готовить квалифицированных специалистов. «Встречался с руководством Издательско-полиграфического института НТУУ «КПИ» – понял, что спасение утопающего в руках самого утопающего. Они живут на другой планете», – пишет Алексей Сухоиваненко («Блиц Пак»).
«Проблема начинается с наших ВУЗов – учить будущих специалистов по книгам 1960 г., где описано оборудование, которого просто нет ни в одной современной типографии, – это бред!» – пишет Горелкина И. Н. (ООО «РВК Мозаика»).
«Нехватка профильных учебных заведений – одна из первых причин отсутствия персонала. А те заведения, которые существуют, не дают знаний о будущей сфере деятельности. Молодые «специалисты», приходя на производство, находятся в полном недоумении – куда они попали», – пишет Александр Ярмак («Триада»).
Выслушаем и противоположную сторону, в нашем флешмобе приняла участие Наталия Ярка (Львовский полиграфический колледж/ Кластер издательской деятельности и полиграфии), которая пишет: «Діти йдуть навчатися туди, куди батьки відправлять. У більшості випадків вони навіть не знають, що таке поліграфія, а навчаючись за застарілими підручниками і дивлячись на сумного/злого/незадоволеного викладача, який прийшов «відпрацювати» години, краще підуть тусити офіціантами чи поїдуть за кордон. То які з них кадри можуть вийти?».
Наверное не стоит собственникам типографий так уж уповать на ВУЗы и колледжи.
«Что касается среднего звена и инженерных кадров, то в стране нет ВУЗов, способных их готовить на должном уровне, поэтому руководство должно трезво оценивать ситуацию и рассматривать обучение такого персонала и повышение его квалификации как норму», – рекомендует ФОП Кобзарь.
РАБОТОДАТЕЛИ «ГОНЯТ» НА СОИСКАТЕЛЕЙ
Во флешмобе принимали участие многие руководители типографий, которые одной из причин кадрового голода в полиграфии считают завышенные требования соискателей и неадекватную оценку ими собственных возможностей.
«Качественных кадров практически нет, а те, кто есть, хотят зарплату, которая не соответствует их реальному уровню», – пишет Остапенко Ю. А. («Студия сувениров Фишка»).
Различные тонкости и нюансы работы – это достаточно большой объем информации, люди не в состоянии усвоить все это за достаточно короткий срок, что приводит к систематическим ошибкам в работе. «Достаточно быстро наступает разочарование. Людям кажется, что объем знаний и навыков, которыми они должны обладать, чтобы нормально работать, несоразмерен зарплате», – утверждает Сергей Олефир (РА «ТУРА»).
«Очень сильно влияет ментальность наших людей. Безответственность и лень – черты, присущие очень многим», – развивает мысль коллеги Андрей Прохоренко («УкрДрук»).
Подобного мнения придерживается и Александр («Апринт»): «Очень часто молодежь считает, что им уже должны заплатить только за то, что они (молодежь) пришли устраиваться на работу. Правильный вопрос – «Что я буду делать, чтобы зарабатывать?»».
А вот Артем Шулаков («Доминанта Принт») рекомендует молодым специалистам быть готовыми около года, который пойдет на обучение особенностям полиграфии, получать минимум. «Компании не готовы платить больше на стадии обучения сотрудника, а учебные заведения не могут выпускать готовых профессионалов. И человеку проще пойти продавцом в отрасль, где требуется минимум знаний, а ставка и процент от продажи равны средней зарплате хорошего специалиста в типографии», – пишет Артем.
Комментарий Ярослава Ткача (ВКК «Императив») содержит как критику соискателей, так и «камушек в огород» клиентов. Тем не менее, приведем его в этой главе.
Судя по тональности высказываний наших респондентов, многие специалисты действительно не оправдывают свою зарплату. Хотят больше, чем реально стоят.
«Не зря кто-то в Facebook написал «главная проблема – это высокомотивированные низкоквалифицированные специалисты». Есть у нас здоровые компании в отрасли, в которых нормальное руководство, есть готовность платить нормальную зарплату. Так нормальных специалистов очень мало/нет», – пишет Андрей Козин (Print Market/Конус Ю).
Владимир Колосов (MyPrintHub) пишет по поводу работников – если это выпускники, то изначально вузы у нас никудышние, и они кормят рассказами, повышая амбиции студентов на пустом месте. Их не готовят к тому, что нужно трудиться, чтобы достичь результата – они хотят все и сразу.
Работники с опытом должны реально оценивать, за сколько предоставлять услуги работодателю. Реальная проблема в том, что толковые работники вырастают, и сидеть на одном месте не будут: работодатели не хотят этого принимать, люди уходят, натыкаются на то же самое в другом месте и уезжают работать в другую страну.
Многие наши колеги считают, что в Украине нет рынка персонала. А выбор соискателей крайне ограничен. «Подавляющее большинство соискателей находятся в поиске работы, так как или обладают низким уровнем квалификации для той должности, которую желают занять, а самооценка при этом зашкаливает, или имеют хвост проблем – алкоголизм, необязательность (невыходы и хронические опоздания на работу), воровство, брак в процессе работы», – пишет Александр Кнопов («Ателье Полиграфический Комплекс»).
На выстраивание рабочих отношений между владельцами типографий и наемными сотрудниками влияет целый ряд факторов.
«Специалисты старше 40 лет закомплексованы, работу активно не ищут, а мы их ценим выше всех. Поколение Pepsi имеет только одну мотивацию – денежную, приходит – надо учить работать, научишь – уходит на более спокойную работу (где не нужно слишком сильно напрягаться)», – констатирует Алла Истомина (ИД «АДЕФ-Украина»).
Неплохим резюме для этой главы станет комментарий Елены Фазлиахметовой («Джулия Принт»), которая пишет о своих ожиданиях от наемного персонала: желание работать, интересоваться тем, чем занимаешься, и учиться с каждым новым проектом.
«Быть в команде и принимать непосредственное участие в процессе производства полиграфического продукта, а взамен получать благодарность клиента, руководителя и любимое место работы, общение – вот чего бы хотелось от сотрудников», – пишет Елена.
Она говорит о корреляции уровня заработной платы и вклада сотрудника в процесс: обеспечь результат, и это будет оценено.
РАБОТОДАТЕЛЯМ – ПОУМЕРИТЬ АППЕТИТЫ
В украинских реалиях я слабо представляю себе ситуацию, когда директор типографии ездит на «Жигулях», а весь персонал – на серьезных импортных тачках. Но и впадать в крайности, не выплачивать зарплату сотрудникам, не думать об их бытовых проблемах, очевидно, тоже не стоит.
«…владельцы, не вкладывающие в развитие бизнеса и не расширяющие возможности, а только думающие о том, чтобы купить себе очередной автомобиль или построить себе дачу, или дом, имея при этом долги перед поставщиками или подрядчиками», – пишет о реалиях типографской жизни Горелкина И.Н. (ООО «РВК Мозаика»).
А вот мнение простого работяги. «Если твой менеджер ездит на «Жигулях», а ты на «Туареге» с ГБО… то кто из вас жлоб? Одному не хватает 300 у. е. до «Опеля»… другому – залить полный бак. Зарплата резчика, высечника в 2007 г. – 600 у. е., сейчас 200… Куда все пропали?», – задает риторический вопрос Владислав Юрин (специалист по высечке).
А вот еще комментарий на тему недовольства действиями собственников. «Не секрет, что оценка труда на многих типографиях производится по принципу, далекому от справедливого. Учитываются не способности и умение сотрудника, а желания управленцев (хозяев), которые складываются только из личных соображений выгодности и прибыльности», – пишет Александр Ярмак («Триада»).
На ряде полиграфических предприятий болезненной проблемой остается совмещение должностей. И одно дело, когда за переработку сотрудник получает соответствующее вознаграждение, а совсем другое, если существует ситуация, описанная Горелкиной И. Н. (ООО «РВК Мозаика»): «Совмещение должностей (он же дизайнер, он же печатник на цифре и широкоформате, он же резчик и еще грузчик, а оплата как полторы ставки (в лучшем случае) но не за 4 или 5. Вот и получается, что хороший специалист ищет одну нормальную должность в той же Польше, а периферия согласна работать на 5000 грн на 4 должностях».
Возможно, сотрудник просто выполняет разноплановые обязанности на протяжении своего рабочего дня и уместно требовать доплату за универсальность, но не за переработку.
КАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕ ХВАТАЕТ
Наибольшие проблемы связаны с поиском адекватных специалистов в допечатной подготовке. А комментарии участников лишний раз об этом свидетельствуют. «Есть проблема с подбором нормального специалиста допечатной подготовки. Если брать человека после полиграфического училища, без опыта работы в данной сфере – приходится довольно много времени уделять дообучению», – Максим Юрьевич (ИИЦ).
«Очень тяжело найти квалифицированного сотрудника даже на высокую зарплату», – продолжает Виктор Тарапацкий («Визион»).
И в то же время, видим следующий комментарий: «Я работаю в рекламном агентстве, дизайнером. И если честно, то зарплаты очень низкие. Работодатели вообще не ценят труд дизайнера», – Витвицкая А. Ю. (VM). Тут у меня, если честно, только один вопрос: «А кто мешает поменять место работы?»
Самый конструктивный комментарий на тему поиска специалистов в допечатной подготовке принадлежит «перу» Натальи Обушной («Ультрадрук»): «Отдельно хочется плакать от уровня подготовки специалистов допечатной подготовки. Выпускник ВУЗа или курсов – это просто тихий ужас. Эти портфолио… уродливее в жизни не видела ничего. Да, есть самородки, но это те, кто с 1–2 курса работают в типографиях или с типографиями».
Есть, разумеется, проблемы и с поиском специалистов на рабочие специальности.
«Сталкиваюсь с проблемой подбора печатников с опытом работы, т. к. их очень мало, и в основном они самоучки. Хотелось бы, чтобы были какие-то учебные заведения, которые выпускали готовых печатников с какой-то практикой», – Татьяна Онищенко («Промдизайн»).
«На рынке дефицит кадров, прежде всего, рабочих специальностей. И огромная проблема с учебными заведениями – они просто не готовят нужных нам специалистов», – пишет Игорь Барышок (ООО «Барвикс»).
И совершенно очевидно, что наибольшие проблемы с поиском печатников в отдельных регионах Украины, где их попросту нет. Потому региональные типографии при потере соответствующих специалистов вынуждены их растить собственными силами (см. комментарий Катерины Гринчишин).
Среди участников нашего опроса есть и такие, кто утверждает: не хватает, прежде всего, квалифицированных менеджеров. «На мой взгляд, наиболее дефицитные кадры в полиграфии – это толковые менеджеры по продажам. По нашему опыту печатник, производственник, дизайнер нанимается на работу в течение 7–10 дней после публикации вакансии. Менеджера по продажам не можем найти больше года», – пишет Виктор Почернин («ПромАрт»).
Участники флешмоба буквально слагают оды менеджерам по продажам. «Настоящие продавцы полиграфических услуг на вес золота. Без них невозможна работа полиграфического предприятия. Сейчас полиграфию убивает демпинг плюс спад экономики, умноженный на непрофессионализм Уряду. Отсюда низкие зарплаты и текучка», – пишет Наталья Сучкова («Спектр Друк»).
А вот и действенный совет по поиску аккаунт-менеджеров от Наталии Обушной («Ультрадрук»): «Стать одним из наших аккаунт-менеджеров реально сложно. У нас очень высокие требования к аккаунтерам. Когда осознаем, что поток новых клиентов значительно вырос и не успеваем обрабатывать весь поток заказов, берем группу новых. Пришла к выводу, что проще взять выпускников-отличников, которых не нужно переучивать. Лучше сразу научить работать правильно».
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Видимо, не констатировать вот так просто: «Будет рост экономики – будут зарплаты и рабочие места», – Владимир Коваль («Инфопринт»).
Пора уже свыкнуться с мыслью, что от власти ожидать ничего хорошего не приходится.
Значит, следует полагаться на себя: повышать зарплаты сотрудникам, изыскивая внутренние резервы. Если это оптимизация производства, а то и личного состава – смело идти на это. Иначе разбежится по Польшам и странам Балтики конструтивная часть сотрудников, причем еще до того, как возобновится кредитование на приемлемых условиях.
Каждый уважающий себя предприниматель в полиграфии скажет, что способствует росту экономики. Потому что даже бесконечно оптимизируя налоговую составляющую, он все равно платит в бюджет из своих кровно заработанных денег.
И очень часто сэкономленную часть дохода как раз и направляет на стимулирование личного состава. Склонность же власти всех чесать под одну гребенку и делать ставку на работу с крупными корпорациями – путь в никуда, что очевидно для всего цивилизованного мира, кроме нашей правящей клики.
Андрей Текеянов («Сплайн принт») указывает, что отток специалистов есть во всех отраслях экономики Украины, не только в полиграфии. «Есть много программ по построению сильных команд, коучинг-сессии, тим-билдинг… инструментов масса. Сейчас я стараюсь максимально полезно «взаимодействовать» с коллективом… обучать и воспитывать, мотивировать и повышать осознанность», – пишет Андрей.
Свой путь предлагает Алла Гонта («Триада-М»): «Повышать стоимость услуг, в которых основная составляющая – зарплата и налоги (например, услуг по разработке дизайна)».
Алла отмечает, что стандартизировать стоимость услуг, как в строительной отрасли, вряд ли удастся, а разработать стандарты, регламентирующие работу отрасли, – огромный труд. Тем не менее, о стандартизации услуг и их стоимости говорят многие наши респонденты.
«Все кричат за зарплату, но важнее ценить своих работников, и тогда у нас все будет хорошо. Но боюсь, с нашим менталитетом – это случится нескоро! Потому что, к сожалению, у нас всем и на всех плевать. И, безусловно играет роль нерентабельность, демпингуют по ценам сплошь и рядом! Я считаю, что должен быть орган, который бы контролировал цены на цифровую, офсетную и т. д. печать», – пишет Владимир Колосов (MyPrintHub).
Того же мнения придерживается Макаров М. А. (Полиграфический центр «Сан принт»): «Необходимо прийти к соглашению о повышении стоимости услуг централизованно, для того чтоб могло быть развитие и все работали в удовольствие».
В унисон говорит и Валентина Федоренко («Макрос»), которая называет полиграфию отраслью без согласованных правил игры, где ценообразование в отдельных типографиях стартует от «1-й и последующей тысячи», а не от себестоимости, которая включает накладные расходы предприятия и др. А если не учитывать себестоимость, то и оклады в типографии берутся «с потолка», и происходит банальная перекупка специалистов, которых на рынке становится все меньше.
Нет связи между типографиями и училищами, которые должны бы готовить кадры.
С Валентиной Федоренко солидарен и ФОП Кобзарь: «Единственный путь нормализовать ситуацию на рынке, – производителям договариваться как по ценам на рынке, так и по уровню минимальных зарплат, вплоть до организации профсоюзов полиграфистов, если нужна третья сторона, которая будет способна урегулировать ситуацию».
Видимо, одна из причин не слишком быстрого роста заработных плат в полиграфии – отсутствие свободных средств у владельцев бизнеса, которые сегодня часть заработанных денег вкладывают в техническое переоснащение. Если же оборудование будет приобретаться за кредитные средства (при этом кредиты должны быть под доступные проценты), фонды оплаты труда имеют некоторые шансы вырасти.
Довольно здравый комментарий написал Андрей Шуляк («Шульце Полиформ»), который отмечает, что качественные наемные работники стремятся найти лучшие условия (условия труда, коллектив, социальная защита, досуг), зарплата – на втором месте. А то, какого уровня наемные специалисты потребуются данному предприятию, зависит от уровня докадровой подготовки.
Целую программу действий предлагает директор ОДО «Патент» Иван Ключевский (см. комментарий).
Сергей Метлашевский («Шульце Полиформ») пишет, что каждый сотрудник на предприятии должен понимать, что настало время профессионального отбора и аккредитации.
А завершим наш обзор комментарием Юрия Якимчука («Карбон-Сервис»), который пишет: «Глобально не все так погано».