Сегодня вместе с акционером «УПГ»/«Полиграфимпорта» Игорем Поповым и генеральным директором «УПГ» Сергеем Паламарчуком мы попробуем вспомнить наиболее яркие моменты четвертьвековой истории бизнеса и детально коснемся доктрины компании на рынке полиграфии, в том числе в условиях политической и экономической нестабильности.
Как все начиналось
«У меня полиграфические корни, полиграфическая семья, которая отдала полиграфии суммарно около 400 лет. Я пытался уйти от полиграфии, получил образование в КПИ, по специальности я кузнец… Но в итоге остался в отрасли», — рассказывает Игорь Попов.
Свою карьеру в полиграфии Игорь Вячеславович начинал рабочим, технологом, затем начальником опытного машиностроительного производства в Институте полиграфии. Как-то раз туда обратились представители одной из прибалтийских республик с просьбой изготовить десяток тампопечатных станков. Такой возможности у организации не было, поскольку хозяйство было плановым, и все заказы были расписаны на два года вперед. Вот и пришла мысль организовать кооператив, что вполне соответствовало духу времени, когда СССР был уже на излете, и активно входили в жизнь новые формы хозяйствования.
Днем основания «УПГ» Игорь Попов называет 11 мая 1989 г., когда было зарегистрировано его первое предприятие — кооператив «Проба». Для Игоря Вячеславовича это была «проба пера», но было и второе звучание — «высшая проба», которое говорило о стремлении обслуживать клиентов по высшему разряду. Кооператив разрабатывал, изготавливал, продавал оборудование для специальных видов печати, а также оказывал сервисную поддержку.
После распада Советского Союза в 1992 г. продажи оборудования приостановились, и Игорь Попов организовал мини-типографию, которая печатала преимущественно визитки. Компания арендовала помещение на ул. Десятинная, напротив посольства Великобритании и, выполнив заказ на печать визиток с тиснением для посла Великобритании, который в 1992 г. был дуайеном дипкорпуса, впоследствии получила заказы по печати визиток для практически всех посольств, размещенных в Киеве.
В 1993 г. на выставке «Полиграфия» Игорь Попов познакомился с представителем компании Koenig & Bauer Вольфгангом Фелленбергом. Компания, которая поставляла в СССР печатные машины Planeta, впервые участвовала в выставке под новым названием — KBA Planeta. «Я подумал: „Мы такое оборудование еще очень долго не сможем сделать“», — отмечает Игорь Попов. В то же время очевидно, что современная высококачественная офсетная техника была крайне необходима типографиям молодого украинского государства. Ранее закупки импортных печатных машин происходили через «Технопромимпорт» за валютные рубли и по разнарядкам. После распада СССР печатные машины Planeta поставлять в Украину оказалось некому, вот и решил Игорь Попов заполнить этот пробел.
В 1994 г. он учредил компанию «Полиграфимпорт», которая на начальном этапе поставляла запчасти к машинам Planeta, а чуть позже занялась и продажей самих машин.
Первые потрясения
Серьезный кризис 1998 г. ударил по всем импортерам. На протяжении практически полугода «Полиграфимпорт» не мог приобрести валюту (заказчики расплачивались с компанией рублями, а ей для расчета с поставщиками необходимы были немецкие марки).
Игорь Попов вспоминает, что в то время зарплата в компании не выплачивалась четыре месяца, а общие потери бизнеса составили порядка 350 тыс. немецких марок, — в этой ситуации он пообещал людям после нормализации работы рассчитаться с долгами.
В итоге кризис закончился, и к лету 1999 г. «Полиграфимпорту» удалось погасить все долги по зарплатам, перед поставщиками и вновь начать работать с прибылью. Этому способствовали успешные продажи оборудования в «Блиц-Информ», «Графию-Украина», «Гердан», «Ладекс» и многие другие компании.
Помимо сотрудничества с компанией КВА в направлении продаж печатных машин, компании удалось сформировать серьезный пул партнеров в области послепечатного оборудования. С Perfecta (бывший Polygraph) Игорь Попов сотрудничал с 1993 года. Среди других значимых партнеров назовем c.p. bourg, MüllerMartini (сегодня отношения с этой компанией стали более глобальными, стратегическими и эксклюзивными), Sofrapli.
Отдельно стоит упомянуть компанию Bobst, с которой структуры Игоря Попова работали в 1991–1992 гг., в частности как сервисное представительство (швейцарцы продали 15 высекальных прессов в СССР в конце восьмидесятых — начале девяностых).
«Наши сотрудники проходили обучение в Швейцарии, обслуживали машины по всему Союзу и принимали участие в инсталляции некоторых прессов», — вспоминает Игорь. После распада СССР представительство закрылось, а «Полиграфимпорт» представлял интересы Bobst до 2001 г., пока компания не приняла решение открыть представительство в Украине.
Объединение или покупка?
Весной 1999 г. для руководства «Полиграфимпорта» стало очевидно: чтобы полностью удовлетворять запросы заказчиков, необходимо быть системным интегратором, а для этого не хватает целого блока допечатных процессов.
Были проведены переговоры с хозяином ASG — американцем Стивеном Мински о покупке компании. Игорь Попов говорит, что сообщение о создании «Украинской полиграфической группы» и объединении двух равноправных компаний было обычным маркетинговым ходом (юридическая регистрация бренда «Украинская полиграфическая группа» состоялась гораздо позже, в 2013 г., в рамках реструктуризации бизнеса). Заявление о слиянии действительно имело успех, а просто объявить о покупке фирмы, в которой дела шли не слишком хорошо, было бы не совсем правильно.
Как бы там ни было, а Игорь Попов приобрел 100% акций ASG за сумму порядка $100 тыс. Впоследствии оказалось, что у компании были некоторые долги, которые Стив Мински не озвучил: пришлось гасить кредиторскую задолженность перед поставщиками и заново с ними договариваться. Однако уже в 2000 г. «Украинской полиграфической группе» удалось продать 15 фотовыводных аппаратов, что было серьезным успехом.
Игорь Попов говорит о высоком уровне конкуренции в области продаж печатного оборудования в конце девяностых — начале двухтысячных. В частности, сильные позиции занимали «Гейдельберг Украина», «Пресс-Сервис», MacHOUSE, «Нисса», «Интертехнодрук». «Но по большому счету почти все сделки, которые я проиграл по печатному оборудованию, я проиграл Сергею Паламарчуку, который тогда представлял интересы „Гейдельберг Украина“. Возможно, это одна из причин приглашения в 2007 г. Сергея на должность гендиректора, после его ухода из „Гейдельберга“, — говорит Игорь Попов. — Тогда я решил немного расширить сферу бизнеса и отойти от активных дел в „Полиграфимпорте“».
Хождения во власть
Топ-темой в полиграфических журналах конца девяностых была организация и деятельность Ассоциации полиграфистов Украины (АСПОЛ), одним из инициаторов создания которой, а впоследствии и вице-президентом был Игорь Попов. В кулуарах много говорилось о «коррупционной» составляющей, желании Попова подмять под себя полиграфию. Но обратимся к первоисточнику.
Присвоение звания почетного профессора ИПИ НТУУ КПИ. Слева — направо директор ИРИ Петр Алексеевич Киричок, Игорь Вячеславович Попов, Вячеслав Серафимович Попов, Анна Владимировна Попова, Валентин Петрович Шерстюк и др.
Игорь Вячеславович рассказывает, как в 1998 г., во время кризиса, на выставке в Москве познакомился с Борисом Кузьминым, президентом Межрегиональной ассоциации полиграфистов России. Тот рассказал об опыте построения ассоциации в РФ, после чего Игорь Попов решил, что подобная структура нужна и в Украине. «Мы с коллегами полиграфистами решили создать ассоциацию и привлечь туда людей, способных отстаивать интересы отрасли», — рассказывает Игорь Попов.
Первыми членами ассоциации стали 15 крупнейших типографий, ранее входивших в объединение «Книга», а также относящихся к структуре Партиздата. Руководить общественной организацией доверили народному депутату Михаилу Онуфрийчуку, который был ранее министром по печати, возглавлял комитет по массовой информации в Верховном Совете. Некоторое время ассоциация успешно лоббировала интересы полиграфистов: удалось принять многие полезные для отрасли законы, связанные с освобождением от уплаты НДС операций по ввозу оборудования тех групп, которые не производятся в Украине, а также в поддержку книгоиздания. Игорь Попов перестал заниматься вопросами ее жизнедеятельности в 2003–2004 гг. После смены власти деятельность ассоциации постепенно сошла на нет.
Была в карьере Игоря Попова и государственная служба — в 2001–2002 гг. он работал заместителем председателя правления ГАК «Укриздатполиграфия». «Мне хватило полгода, чтобы понять: государственная служба не для меня», — вспоминает Игорь.
Холдинговая компания
В начале двухтысячных годов в рамках «УПГ» работало несколько компаний – «Полиграфические материалы», «Полиграфическое оборудование», «Рипол», «Полиграфимпорт», чуть позже — «Машграф». Таким образом, «Украинская полиграфическая группа» стала, по сути, холдинговой компанией.
Соучредитель Полиграфимпорта Татьяна Гудзь, 2006 г.
Подобный подход к ведению бизнеса Игорь Попов связывает с вопросами менеджмента и мотивации. Образование отдельных компаний в рамках «УПГ», а также тот факт, что в отдельных случаях их руководители являлись соучредителями, по словам Игоря Попова, должно было повысить степень ответственности за бизнес.
Судьба структур, ранее входивших в «УПГ», различна.
Бывший директор ASG Дмитрий Толстолужский создал компанию «Полиграфическое оборудование», которая после расставания с «УПГ» длительное время работала на рынке продаж флексотехники.
Кроме того, Игорь Попов предложил Игорю Банцеру стать партнером по полиграфическим материалам, но в силу ряда причин полноценного плодотворного сотрудничества не получилось, и компаньоны быстро расстались.
С руководителем «Рипола» Игорем Фазлиахмедовым сохранились хорошие отношения. В какой-то момент Игорю Дамировичу захотелось поработать самостоятельно — Игорь Попов не возражал и некоторое время даже сотрудничал.
Игорь Фазлиахмедов, 2000 г.
Что же касается «Машграфа», то в 2007 г. в условиях растущего рынка этот проект расценивался как весьма перспективный. Планировалось изготавливать порядка шести флексографских машин в год (проект окупался при выпуске и продаже четырех машин в год). При производстве машин использовались импортные электронные и механические (включая центральные печатные цилиндры) компоненты.
Впрочем, государство не предоставляло никаких преференций отечественному производителю оборудования, значительными были вложения в инфраструктуру, в высококвалифицированных слесарей и фрезеровщиков. Себестоимость оборудования получалась настолько высокой, что речь не шла даже о 10% рентабельности. В итоге деятельность этого инвестиционного проекта была приостановлена в начале 2013 г., а юридически компания была закрыта несколько позже.
Владислав Власов, 2000 г.
По сути, за свою многолетнюю историю «Полиграфимпорт» стал настоящей «кузницей кадров» для украинской полиграфии. «Хотелось бы поблагодарить за многолетнюю ответственную работу в нашей компании Владимира Дайко, Богдана Балыкина, но и они на определенном этапе решили уйти в самостоятельное плавание. На их место пришли другие профессионалы, и «Полиграфимпорт» продолжил успешно работать на рынке.
В то же время многие специалисты работают в компании более 20 лет.
Юрий Шелест, 2000 г.
Виталий Сирацкий, 2012 г.
Юрий Шелест и Владислав Власов на тренинге КВА
В конце 1994 г. в компанию пришел ее многолетний технический директор Виталий Сирацкий, хочу отметить также Владислава Власова, Василия Марича, Юрия Шелеста, Константина Шульгина, Вадима Фоменко. Это специалисты и надежные люди, на которых можно опереться», — подытоживает Игорь Попов.
Константин Шульгин, 2006 г.
Игор Попов подчеркивает, что в наиболее успешном по продажам 2002 г. УПГ контролировала до 80% рынка печатного оборудования в Украине. Вплоть до кризиса 2008 г. компания ежегодно инсталлировала в стране порядка 20–30 секций печатной техники.
Презентация_офиса УПГ — Президент ХК Блиц-Информ Сергей Мельничук, Игорь Попов, доктор Питер Яргсторф
На корпоративе
Глобальная диверсификация
2007 г. стал ключевым в деятельности «УПГ» не только из-за того, что было начато сотрудничество с Сергеем Паламарчуком, а и потому, что руководство компании пришло к выводу: физические носители на основе бумаги постепенно будут сдавать позиции. Но упаковка останется. Поэтому с 2008 г. в «Полиграфимпорте» приоритет был отдан направлению упаковки, более того, всем заказчикам рекомендовали сместить акценты с акцидентной печати, издательской продукции в сторону этикетки и упаковки, флексопечати.
Также было очевидно, что на смену бумаге придут другие носители информации. Поэтому в рамках горизонтальной диверсификации одним из успешных подразделений «УПГ» стала компания Pocketbook, отечественный производитель электронных книг. Сегодня этот успешный бизнес Игорь Попов продал и развивает компанию Senkatel, которая продвигает мобильные решения для организации бизнеса на базе планшетов, компьютеров, смартфонов в новых высокотехнологичных областях — электроника, компьютеры, мобильные коммуникации, телевидение, программное обеспечение. Компания работает с украинскими, российскими, американскими заказчиками (из Канады и США). Кроме продуктов для массового рынка, Senkatel предлагает разработку и внедрение законченных B2B решений, включая решения для образования.
В 2011 г. стартовал новый перспективный проект e-Publicana, ориентированный на разработку программного продукта для управления интерактивным контентом. «Очевидно, — улыбается Игорь Попов, — что человеком лучше усваивается аудио-визуальная информация, а буквы были придуманы как компромисс, поскольку видеоконтента тогда не существовало». С помощью инструментария e-Publicana любой человек при небольшом навыке может создать интерактивную книжку.
Помогать заказчикам сделать бизнес успешным
Инсталляция гибридной машины КВА Rapida 74 в типографии "Вольф"
Сегодня «Полиграфимпорт» — одна из наиболее заметных компаний на рынке продаж оборудования. Тем не менее, мы спросили у Игоря Попова и Сергея Паламарчука, что для них полиграфия — успешный прибыльный бизнес или просто дань традиции?
Ответ наших собеседников был единодушным: результаты работы компании сегодня, может быть, не такие, как были до кризиса, но это не значит, что бизнес не имеет перспектив. Очевидно, что со временем ресурс представленных на рынке машин выработается, рано или поздно восстановится и финансовая система. А рынок полиграфии Украины вновь ожидает подъем, пускай и не до уровня 2007 года.
«Наш бизнес полностью переформатирован и готов работать в условиях, в которых работают аналогичные компании в Европе и США. «Полиграфимпорт» — абсолютно европейская компания, мы не пользуемся услугами каких-либо сомнительных финансовых схем. Осознанно пошли на уменьшение прибыли, зато в любой момент готовы переходить на европейские стандарты. Наши планы — экспансия. Если нас примут в Евросоюз, пойдем в Евросоюз».
Нынешний спад производства в Украине, перешедший в рецессию, — продолжение системного кризиса, начавшегося в 2008 году. Разумеется, на мировой коллапс 2008 г. наложился еще и нынешний украинский кризис.
Тем не менее, в «Полиграфимпорте» готовы не только поставлять оборудование или материалы, предоставлять заказчику сервис, но и с помощью партнеров — поставщиков оборудования обеспечивать технологическую поддержку и отлаживать техпроцессы. Обучение заказчиков основам управления производством, в том числе воплощение идеи сетевого сервиса, когда несколько компаний эффективно работают по кооперации, — еще одно из намерений юбиляров.
«Я считаю, задача „Полиграфимпорта“ — не просто поставка оборудования, расходных материалов, запасных частей. Мы должны помогать заказчикам сделать бизнес успешным», — подчеркивает Игорь Попов.
«Украинская полиграфия находится в состоянии медленного выхода из последствий кризиса 2008 г. — устойчивой стабилизации или уверенного роста пока не было. Однако даже в этих условиях «УПГ» реализовывала новые проекты и нашла возможность организовать представителям большинства типографий-заказчиков поездки на заводы производителей печатного и послепечатного оборудования, в европейские типографии, где им демонстрировали современную технику и рассказывали о тенденциях на рынке полиграфии. Соответственно, и мировоззрение людей в результате таких поездок существенно изменяется».
Сохраняя прибыльность
Отвечая на вопрос о значимых событиях, случившихся в последние пять лет, Игорь Попов шутит: «У меня две внучки родились — старшей уже пять лет». Но потом переходит на куда более серьезный тон: «„Полиграфимпорт“ — наиболее успешная компания на полиграфическом рынке. После прихода в компанию Сергей Паламарчука все кризисные годы она оставалась прибыльной. Я считаю, что Сергею надо сказать „спасибо“, потому что весь период его работы здесь совпал с экономическим кризисом. Я могу только представить себе, насколько он будет успешным, когда кризис закончится».
В свою очередь, Сергей Паламарчук подчеркивает, что уход из «Гейдельберг Украина» и приход в «Полиграфимпорт» не были взаимосвязанными событиями. Расторжение взаимоотношений с «Гейдельберг Украина» произошло в октябре 2007 г., и только после этого были проведены переговоры о работе в «Полиграфимпорте».
После очень успешной для «Полиграфимпорта» выставки drupa 2008 г., в июле, стало очевидно, что надвигается мировой финансовый кризис. На состоявшемся в сентябре собрании Сергей Паламарчук сообщил коллективу об антикризисных мерах, снижении расходов, введении кризисных регламентов. Своевременные действия позволили компании выстоять в октябре–декабре и сохранять позитивную динамику все последующие годы.
Наверное, не случайно до 70% инсталляций тяжелого офсетного печатного оборудования в Украине в период 2009–2013 гг. приходится на долю концерна Koenig & Bauer AG (КВА). И только локальный кризис в стране помешал реализации еще нескольких проектов по установке новых печатных машин в текущем году.
Последним значимым проектом стала инсталляция восьмикрасочной КВА Rapida 106-8+L с лакировальной секцией в типографии «Профи-Пресс» (Макеевка), которая ранее работала на двух машинах Heidelberg. Это был очень непростой проект, клиенты длительное время взвешивали все «за» и «против», пока не убедились, что машина полностью соответствует их требованиям. Перед покупкой оборудования на заводе КВА было проведено не менее четырех глубоких технологических тестов.
Чуть раньше в типографии «ММ Пекеджинг Украина» (Черкассы) — (относится к международному концерну «Майр-Мельнхоф») была инсталлирована шестикрасочная КВА Rapida 106-6+L-TT-L с двумя лакировальными секциями. Основную долю работ по реализации этого сложного проекта выполнял центральный офис концерна КВА в Германии, но «Полиграфимпорт» был также вовлечен в реализацию технической стороны проекта, общение с сотрудниками украинского предприятия, сервис. По итогам проекта «Майр-Мельнхоф» принял решение реализовать аналогичные проекты на базе машин КВА в своих типографиях, расположенных в других странах.
Донецкая типография «Новый мир», где до этого работало 22 секции печатного оборудования Heidelberg, приобрела в 2007 г. первую машину КВА Rapida 105-5+L. Техника полностью удовлетворяла потребностям производства, поэтому в 2012 г. компания купила новую машину КВА, на этот раз во втором формате — Rapida 75-4.
Другая типография донецкого региона, «Приазовский рабочий», также после анализа и сравнения остановила свой выбор на модели KBA Rapida 75-4, которую запустили в 2011 г.
Пятикрасочная машина с лаковой секцией КВА Rapida 105+L была установлена в типографии «Унипак» (Харьков).
Ряд проектов в Украине совместно с заводом Koenig & Bauer AG реализован в 2012–2013 гг. в типографиях по печати бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности.
В частности, на УФ-машине КВА Rapida 75, установленной на ПК «Украина», печатаются сегодня украинские заграничные паспорта, водительские права, техпаспорта и другие документы строгой отчетности.
Важный проект был реализован на Банкнотно-монетном дворе Национального банка Украины.
В дополнение к этому в 2012–2013 гг. несколько украинских клиентов самостоятельно приобрели машины КВА со вторичного европейского рынка общим количеством 29 печатных секций.
В рамках дальнейшей реструктуризации успешный бренд «Украинская полиграфическая группа» был зарегистрирован как юридическое лицо (ООО «УПГ»). И сегодня работает две компании — ООО «Полиграфимпорт» и ООО «УПГ». Планируется, что одна из них сосредоточится на поставке и сервисной поддержке оборудования, а вторая — на продажах расходных материалов, предоставлении дополнительных услуг и развитии новых направлений. В настоящее время в двух этих структурах трудится более 40 человек.
Сжатая пружина
«Учитывая, что рынок полиграфии сокращается, компания должна или подстраиваться и сжиматься соответственно рынку, или пытаться работать в новых, не свойственных ей направлениях, — считает Сергей Паламарчук. — И в рамках „Украинской полиграфической группы“ сегодня фактически происходит распределение информационных потоков между традиционной и нетрадиционной полиграфией».
Игорь Попов подчеркивает, что дальнейшие планы компании зависят от ситуации в Украине: «Мы — абсолютно проукраинская компания и не хотим раздела страны. Необходима стабилизация ситуации. Как только ситуация в Украине изменится, мы готовы расширить спектр услуг в традиционных сегментах».
Ряд инновационных идей учредителей «УПГ» связан с комплексными решениями, в том числе перепрофилированием типографий, чтобы их услуги были востребованы еще на протяжении длительного времени. Ведь очевидно, что в отдельных перенасыщенных оборудованием сегментах полиграфического рынка уровень конкуренции зашкаливает, что не дает возможности полноценно развиваться типографиям.
Кроме того, руководители «УПГ» готовы рассматривать новые бизнес-идеи и финансировать перспективные проекты.
Тактическая задача «УПГ», по словам Сергея Паламарчука, — сохранить работающий бизнес в объеме, который сегодня необходим рынку. При этом делая ставку на профессионалов — квалифицированных сервисных инженеров, специалистов по продаже расходных материалов, запасных частей и логистике. Но самое главное для компании — максимально тесный контакт с заказчиками.
Реструктуризация бизнеса «Украинской полиграфической группы» крепко взаимосвязана с событиями, происходящими на европейском и мировом рынке полиграфии. И как тут не вспомнить об анонсированной недавно масштабной реструктуризации ключевого партнера «УПГ» — компании КВА. Последняя, по мнению Сергея Паламарчука, поступает достаточно мудро, предпринимая необходимые меры, стремясь избежать более значительных потрясений в бизнесе.
Все кризисные годы КВА удавалось избегать убытков. Незначительный убыток по итогам 2013 г. обусловлен вложением €150 млн в новые перспективные направления и реструктуризацию. Этот шаг поможет компании сохранить прибыльность. В КВА понимают: рынок полиграфии ожидают изменения, а структура компании должна этим изменениям соответствовать.
В свою очередь, «Украинская полиграфическая группа», по образному выражению Сергея Паламарчука, остается «сжатой пружиной», готовой в нужный момент адаптироваться к потребностям рынка. Поскольку очевидно, что после окончания кризиса спрос на полиграфическое оборудование вновь возникнет и будет оставаться достаточно высоким.