На фоне непрекращающихся дискуссий о роли и месте изменяющихся информационных платформ в жизни современного нам общества, позволю себе высказать ряд субъективных суждений преимущественно о нынешнем и дальнейшем развитии газетно-журнальной индустрии в мире, России да и в Украине немного. Хоть в нашей стране до этого еще ой как далеко.
Устали бороться?
Начало нынешнего года действительно оказалось несколько неожиданным для газетной индустрии. Не очень прогнозируемо – ведь кризис уже как бы сошел на нет (если верить нашей официальной пропаганде) закрылось сразу несколько изданий. И если по газете «Левоборежная» я лично особо не взгрустнул (ибо не читал никогда), то судьба «Салона Дона и Баса» и, в особенности «Блика» неприятно удивила. Одна из этих газет была явным лидером медийной индустрии «Донбасса». Вторую («Блик») поругивали все, кому не лень… Но в то же время «Блик» был заметным явлением на ниве журналистики.
Что касается «Салона Дона и Баса», то довелось читать в Facebook трогательную дискуссию на тему причин его ухода с медийного рынка и озвученные отдельными причастными к изданию журналистами комментарии, что «до слез обидно», и ежели такие серьезные газеты с рынка уходят, то непременно для того, чтоб возродиться в новом качестве.
Там же высказывались суждения, что после всех этих уходов стоит ожидать счастливых камбеков, ибо газеты будут жить совершенно точно… И в этом у авторов некоторых суждений совершенно нет никаких сомнений. Сухой официальный пресс-релиз перечисляет профильные активы, остающиеся у газетной группы «Сегодня» и сообщает о банальных причинах уменьшения количества изданий в пакете: пресловутая оптимизация бизнеса доминирует. Странно тогда, коль скоро «Салон Дона и Баса» объявлен непрофильным и убыточным активом, к чему СКМ интересоваться продуктами Джеда Сандена КР Publications.
А такой информационный посыл культивируется, например, Виталий Сыч, главный редактор еженедельника «Корреспондент», в эфире программы «Вечер с Николаем Княжицким» на ТВі сообщил о заинтересованности холдинга СКМ купить журнал и сайты KP Media и нежелании Джеда Сандена продавать эти ресурсы.
Забавные события произошли и на журнальном рынке. Весьма неплохой новостной журнал «Главред» почил в бозе в печатной версии. Из трогательной колонки его главного редактора в последнем номере явствовало ряд вещей. В частности, выражалось мнение, что в Украине никому уже не нужна качественная журналистика. С этим теоретически можно согласиться, тем более, в последнее время мне приходилось читать кое-что по поводу будущего аналитики в периодике.
В частности, в материале «Газетна аналітика вимирає», размещенном на ряде ресурсов («Медиаграмотність», УАИПП) аналитика рассматривается как нечто неприбыльное, а значит подлежащее сокращению. Бывший главный редактор Daily Express Ричард Эддис размышляет, что новости и авторские колонки теснят интеллектуальные аналитические материалы. При этом проповедуются мысль, что нередко аналитический материал порождает интерес народа к определенного рода новостям.
Сегодня же в семи ведущих британских газетах процент аналитических материалов не превышает 6,5.
Сегодня в семи ведущих британских газетах процент аналитических материалов не превышает 6,5
Аналитика – это вещь, наиболее легко поддающаяся оптимизации. Ее сложнее готовить, за нее надо больше платить, она более емкая, если мерять тысячами знаков. Правда, в статье приводятся и примеры трех изданий (The Economist, The Week та Financial Times), которые по своей сути являются аналитичными, и при этом процветают. Поэтому проблема чуть глубже…
Возвращаясь же к судьбе «Главреда», — концептуально мне это издание, конечно, нравилось. Просто та или иная новость, облеченная в форму даже двухполосной заметки и с помощью грамотного журналиста-практика, владеющего слогом, поданная от имени заметного в социуме персонажа (при этом палитра персонажей в «Главреде» весьма разнообразна) — немножко не тот информационный формат, в эпоху, когда нас, издателей теснят разного рода социальные медиа.
Сегодня гораздо интереснее поискать творцов оригинального контента, спровоцировать дискуссию, чтоб этот контент оброс чередой мнений. Печатному изданию, в том числе и новостийному, не говоря уже об узкоспециализированном, важно провоцировать появление тех или иных постов в блогах на своих ресурсах, — но постов оригинальных! После чего внедрять цепочку трансформации зачастую не очень информативного поста в небольшой ненапрягающий, но с элементами аналитики материал…
О подобных принципах формирования интегрированного контента чуть позднее…
Вновь вернемся к теме «Главреда» и последней редакторской колонке в нем… Когда-то я, увидев первые фильмы про Гари Поттера и показанные там движущиеся изображения в газетах, сказал: «Ничего особенного, и такие технологии непременно придут в полиграфию». Почему-то я размышлял тогда больше о лентикулярной печати. Ведь теоретически возможно напечатать некое вариоизображение, которое будет выглядеть как живое…
Однако воплощены подобные технологии были с помощью специальных приложений к iPad. Симптоматично, что функционеры из «Главреда» как судьбоносное для своего издания рассматривают появление движущегося изображения Эммы Уотсон на обложке журнала Marie Claire. Журнал Marie Claire разработал специальное приложение для iPad, в котором “оживил” актрису по аналогии с двигающимися фотографиями в газетах из мира Гарри Поттера. Именно эта идея и послужила вдохновением для разработчиков — потому журнал и пригласил “Гермиону Грейнджер” стать первой в мире двигающейся моделью обложки. На обложке Эмма несколько раз меняет позы, томно вздыхает и моргает. Пока что неизвестно, будет ли журнал продолжать подобные эксперименты или же остановится на Эмме. Но зато совершенно очевидно, что разного рода анимационные сюжеты вскоре станут неотъемлемой частью журнального контента…
Эмма Уотсон – первая в мире движущаяся модель на обложке
Таблетка или мухоморы?
The Daily стала первой по настоящему «цифровой газетой», появление которой курировали Джобс и Мердок, выход которой в свет откладывался несколько раз и вот это свершилось. Авторы проекта The Daily уже вложили в него $30 млн и к концу года хотят получить 800 тысяч подписчиков.
Новая бизнес-модель заключается в распространении контента исключительно в цифровом формате. Для News Corp это попытка расширить бизнес на фоне падающих рекламных доходов печатных газет. Недельная подписка The Daily стоит $0,99, годовая — $39,99. Пока Apple представила систему платежей за подписку только для The Daily, но позже она будет доступна и для других издателей. Электронная газета будет писать об основных новостях дня, спорте, искусстве, также будет секция комментариев. Кроме того, The Daily будет публиковать видео высокого разрешения и панорамные фотографии с обзором в 360 градусов.
Запуская СМИ, Мэрдок объявил: «Популярность iPad привлечет и подписчиков, и рекламодателей». По его словам, The Daily станет «новой моделью для того, как должны преподноситься новости и как их будут читать».
Сейчас медиакорпорация Мердока стоит перед двумя вызовами — сокращением рекламных доходов от печатных СМИ и нежеланием пользователей интернета платить за контент, видят западные медиа аналитики. По оценке аналитиков, опрошенных Sky News, чтобы стать рентабельной, газета должна собрать минимум 800 тысяч подписчиков. В окружении Мердока предполагают, что The Daily выйдет на этот уровень: к концу текущего года в мире будет насчитываться 40 млн обладателей iPad.
С апреля 2010 года компания продала более 15 млн iPad, заявлял ранее вице-президент Apple по интернет-сервисам Эдди Кью. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в России сейчас около 200 тыс. владельцев iPad.
Но The Daily вскоре будет доступна и для владельцев планшетников конкурирующих компаний, обещает Мердок. По данным Gartner, мировые продажи планшетных компьютеров различных брендов в 2011 году составят 54,8 млн штук, а в 2014 году увеличатся до 208 млн.
Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин считает, что выпуск газеты специально для iPad – это «искусственная идея, тупиковый путь». «Правильнее предлагать один и тот же материал на разных платформах в зависимости от привычек аудитории», — говорит Сунгоркин. Он сомневается, что потребители будут платить за газету для планшетного компьютера, так как «все потребители интернета «развращены» бесплатными ресурсами». «90% контента создают традиционные СМИ, и если бы они договорились о том, чтобы сделать контент платным, то это был бы интересный ход», — считает главный редактор «КП».
«Недешевое удовольствие для инвестора», – частично соглашается заместитель главного редактора Forbes в России Александр Малютин — Мне это напоминает запуск «Газеты.Ru» — первой газеты «бумажного качества» в Интернете. И мне кажется, что у The Daily есть все шансы пройти примерно тот же путь. Это такое же недешевое удовольствие, это такая же неполная ясность с самого начала на предмет того, какими способами монетизироваться, это упорные поиски означенных способов – и, наконец, полный успех. У меня нет уверенности, что iPad-газета окупится на одной подписке. Но будет и реклама, будут и другие способы», – говорит Александр Малютин, не исключая перспектив запуска СМИ для планшетников на русском языке. «Просто должен найтись инвестор, готовый подождать лет 5-7. Никакой окупаемости за год-два не будет, можно забыть об этом», – резюмирует он.
Все больше издателей подсаживается на «таблетку» в России. На сайте http://www.chaskor.ru рассказано о некоторых успешных историях таких компаний. Приложению «Ведомостей» для планшета уже несколько месяцев, оно пока бесплатно. Можно предположить, что платная айпад-подписка найдет своих подписчиков (в интернете текущий номер газеты пока доступен бесплатно, архивные материалы — частично платные). Аналогия с печатной версией тем более очевидна, что контент бумажной газеты и iPad-приложения идентичен. Запуская apps, читатель попадает на буро-желтую страницу газеты. Контент статичен, только правая колонка новостей пролистывается, если новости не поместились на первый экран.
Приложение «Комсомольской правды» под iPad
В то же время непросто представить себе владельца айпада, с увлечением открывающего «КП» во время бизнес-ланча (хотя по мере распространения этого медиа устройства в массах представить будет все легче). Однако на вид приложение не так уж плохо: много душещипательных историй, фото и видео.
Лидер по шкале «айпадности» — приложение для «Cosmopolitan Россия». Журнал сделал ставку на совершенно бесполезные с точки зрения здравого смысла (хотя с этой точки зрения игра Angry Birds вообще бред сумасшедшего) финтифлюшки в виде уже упомянутого всеми СМИ содержимого дамской сумки, которое можно буквально «пощупать» и перетрясти, а также на опции вроде возможности рассмотреть модные тряпки, косметику, аксессуары, в том числе и на видео.
Российское издание Men’s Health в айпад-версии по набору функционала похоже на женский глянец. Вместо сумочки — лампочка, которую можно разбить, или кружка с чаем, в которой бешено крутятся чаинки. При переворачивании айпада в горизонтальное положение из ниоткуда появляется почти обнаженная натура и скважина, в которую за ней можно подглядывать. Видео тоже есть — например, трейлеры какого-нибудь нового «большого» кино.
«Сноб» сделал ставку на свою интеллектуальность. Отличное фото и аудио (художественную прозу можно не только прочитать, но и послушать, стоя в пробке), приятное видео, длинные статьи (проматываются пальцем вниз), не очень удобная навигация. Читать его не так развлекательно, как Cosmo и Men’s Health, потому что «айпадность» тут слишком серьезная — нельзя ни за что подергать, потрясти, ничего разбить, а читатель жаждет инфотейнмента.
«Гастрономъ» стал самым молодым российским журналом, который решил использовать приложение как кратчайший путь к сердцам читателей. Казалось бы, он мог должным образом учесть все промахи и победы своих журнальных коллег.
«Гастрономъ» под iPad хвалят
Журнал в достаточной мере интерактивен («кликни на картинки — увидишь рецепт» — а картинки очень аппетитные) и снабжен очень симпатичной видеорекламой, а вот навигация так себе. Многие рецепты можно прочитать только в горизонтальном режиме айпада. В целом чисто развлекательных моментов в журнал добавлено немного, и все они по делу. Никаких сумочек и лампочек.
В Украине пока два ярких примера, связанных с разработкой версий под iPhone – и если первый – «Украинская правда» — популярный он-лайн ресурс, что немножко не является предметом нашего рассмотрения, то второй – «Автобазар», что уже несколько интереснее. Специализированная газета объявления создала версию под iPad в начале февраля… По состоянию на 20 февраля приложение по ссылке http://itunes.apple.com/us/app/avtobazar/id416837150?mt=8 скачало более двухсот человек, оставив аж два отзыва, но позитивные J.
Apple обезопасил себя?
В целом вопрос прикладного характера функционирования индустрии продажи медиа для электронных платформ продолжает оставаться открытым. И есть некоторые основания предполагать, что Apрle с его онлайн-магазин iTunes App Store не будет оставаться монополистом длительное время. Постоянно производятся попытки создать конкурентные приложения под Android. Издатели усматривают огромные возможности для максимального доступа к своим продуктам через современные технологии. Различные способы достижения читательской аудитории через новые платформы будут основной составляющей в наращивании читательской базы и монетизации контента.
Буквально на днях появилось сообщение на официальном блоге Adobe (blogs.adobe.com), суть которого сводится к тому, что в последние недели нарастает ажиотаж относительно разработки издательского контента для приближающейся волны планшетников под Android (например, Motorola Xoom).
В поддержку стараний клиентов по капитализации усилий появилась информация о том, Content Viewer для Android (часть пакета Digital Publishing Suite) доступен для скачивания через программу Digital Publishing Suite Prerelease. Софт совместим с Android 3.0 Honeycomb и Android 2.2 Froyo и позволяет издателям оцифровывать контент и использовать его на различных платформах.
Ведущие издатели уже приобщились к проекту Digital Publishing Suite
Среди первых пользователей Condé Nast, National Geographic и Dennis Publishing. National Geographic вскоре выпустит 50 Greatest Photographs of National Geographic для Android и iPad. Вдобавок к гибким возможностям по дистрибуции контента по различным платформам, Digital Publishing Suite дает выбор по монетизации контента.
В конечном итоге оцифровывание контента подразумевает возможность его продавать, при этом сохраняя долгосрочные прямые отношения с клиентами. Через приложение можно подписаться на необходимое издание, а можно и сразу оплатить через Apple App, вскоре появится поддержка и Android Market.
Adobe помогает издателям упростить своим клиентам возможность покупки любимых публикаций прямо с мобильных устройств, а также читать их на широком спектре современных решений.
Не осталась в стороне и Google, 16 февраля предложившая издателям платежную систему Google One Pass, которая позволяет получать доступ к цифровому контенту. Теперь клиенты могут сразу приобрести и просмотреть на любом устройстве ту информацию, которая необходима. Функционал решения гибкий — можно подписаться, купить дневной абонемент (или на любой другой промежуток времени), получить ограниченный доступ, приобрести отдельную статью или пакет публикаций на заданную тему. Также издатели могут отслеживать частоту посещений, и для редких пользователей, например, предоставлять материалы бесплатно, а для частых посетителей – продавать. Подписчики, скажем, бумажных версий могут через специальные купоны и коды получать бесплатный доступ и к электронным.
Обеспечивая систему аутентификации пользователя, обработки платежа и администрирования, Google One Pass дает возможность издателям сконцентрироваться на высококачественном контенте, получить доступ к различным платежным моделям и контролю за платными и бесплатными публикациями.
Внедрить Google One Pass и управлять ею довольно просто. Количество настроек минимально, и контент будет управляться через простой онлайн-интерфейс, так что издатели могут экспериментировать с подходами к продажам. Управляется система через Google Checkout, так что потребность издателей в электронной коммерции и платежах вполне удовлетворяется и нет необходимости интегрировать в сайт платежные системы сторонних разработчиков.
Google One Pass работает с многочисленными сайтами, так что если проектов несколько, будет легко управлять контентом на каждом. Также есть возможность платежей через мобильные приложения, если платформы поддерживают транзакции за пределами специальных сайтов.
Читатели, которые будут приобретать подписку через новую систему, смогут получать доступ к купленному изданию на всех устройствах, через единый аккаунт. Первыми клиентами новой платформы стали немецкие журналы Focus Online и Stern, также одно из крупнейших немецких издательств Axel Springer (Forbs, Bild и др).
One Pass, по данным AFP забирает 10% выручки от продаж.
В то же время некоторые аналитики утверждают, что Apple обезопасил себя на некоторое время. Так на сайте itc.com.ua Владимир Исаев пишет: «Над iPad нависла плотная угроза со стороны Android-производителей» — писали одни. Другие шутили о том, что публика на выставке MWC фактически проигнорировала iPad (он появился на сцене лишь однажды в руках главы Yahoo, да и то лишь для демонстрации нового приложения), а в воздухе так и витала мысль о том, что гегемонии Apple на рынке планшетников медленно, но верно приходит конец».
Но сенсорные экраны для планшетных ПК выпускают лишь Samsung, Wintek и TPK. И Apple заключила контракты на дисплеи на этот год таким образом, что теперь контролирует 60% поставок этих компонентов, оставив конкурентам на всех только 40% (по данным DigiTimes). Samsung согласно контракта на $7,8 млрд, будет отгружать Apple не только экраны, но и память, и другие детальки.
В начале марта состоялся выход iPad2, анонсированный Стивом
«Apple мало чем рискует, учитывая нехватку первых iPad-ов в прошлом году и грядущий выход iPad2 (он уже состоялся в начале марта и был анонсирован лично Стивом Джобсом). Другие производители такого риска позволить себе пока не могут», — пишет Исаев.
Завтра многие азиатские производители полупроводников ринутся строить заводы по выпуску тех самых сенсорников для планшеток на будущее. И скорее всего через пару лет мы столкнемся с новым кризисом перепроизводства в Азии, который болезненно ударит не только по индустрии дисплеев, но и вообще полупроводников, как когда-то было с памятью. Но сегодня Apple опережает конкурентов.
Впрочем, вряд ли выбранная компанией тактика поможет ей оставаться монополистом на рынке длительное время. Наряду с некоторыми технологическими наработками (см. выше) растет недовольство клиентов.
Сегодня Apple хочет, чтобы издатели любого цифрового контента, адаптированного под iPad и iPhone, продавали его через ее онлайн-магазин iTunes App Store, отчисляя Apple 30% от продаж. 15 февраля Apple взорвала бомбу, когда разъяснила новые правила организации подписок и покупок через iOS-приложения. Согласно новым правилам, к которым издатели должны привести свои iOS-приложения до конца июня, в них теперь не должно содержаться ссылок на внешние ресурсы или сайты для покупки дополнительного контента.
Иными словами, если вы разработали приложение для чтения книг, и хотите, чтобы пользователи покупали сами книги на вашем сайте — теперь изнутри приложения перейти на внешний сайт и там купить — нельзя. Все покупки должны осуществляться внутри приложения.
Подвох в том, что с подобных покупок Apple также будет взимать 30% своих комиссионных. Но зачастую издатели просто не могут себе позволить 30% доходов отчислять в копилку Apple. Речь, в первую очередь, идет о таких компаниях и сервисах, как Hulu, Netflix или даже Amazon с ее книгами.
Новая схема ограничивает издателей в продаже цифровых журналов, газет, видео и т. п. через свои сайты. Вдобавок получить информацию о покупателе контента издатели смогут, только если тот, оформляя подписку на iTunes, согласится сообщить имя и почтовый адрес. Apple объясняет это заботой о персональных данных клиентов. Продавцы контента должны привести свои схемы продаж в соответствие со схемой Apple до конца июня 2011 г. Это существенно затронет, в частности, интернет-компании — Netflix, Amazon.com, Hulu.
Поэтому для того, чтобы остаться в экосистеме Apple им придется или повышать расценки на контент, или работать в убыток. Некоторые издатели контента рассматривают шаг Apple даже как предательство и не исключают появления судебных исков и разбирательств со стороны антимонопольных органов. Аргументы Apple легко просматриваются: мы никого не заставляем идти в iTunes, но правила игры задаем сами.
Многие издатели ратовали за продажи контента по подписке, поскольку без нее не могли полноценно использовать возможности мобильных устройств вроде iPad. Но условия, предложенные Apple, сводят основные преимущества подписки на нет.
Условия Apple приняли журналы Elle и Popular Science, но большинство крупных издателей пока не готовы к этому. У газет The Wall Street Journal и Financial Times (FT) и журнала Economist свои системы продажи, предусматривающие разные схемы подписки. Понимая ответственность ситуации, Apple говорит, что предложенная концепция подписки является «пробным шаром». Хотя согласно новой политики Apple все транзакции, связанные с покупкой “содержания, функциональности или услуг в приложении” должны пройти через Apple, Джобс говорит, что Apple будет проводить разницу между “издательскими приложениями” и “SaaS (software as a service) apps” – программным обеспечением для приложений как услугой. Приложения вроде Salesforce или Evernote, как программные приложения для подписки SaaS доступны пользователям в сети и других устройствах, помимо iPhone.
Платежные системы подписки Apple были явно разработаны для медиа, в частности, продажи публикаций. Возможно, Apple не собирается переносить это на другие типы приложений для подписки. Apple не может позволить себе «потерять» массу разработчиков существующих и будущих приложений для подписки.
Но что такое издательские приложения? Очевидно, что приложения, которые выглядят как традиционные печатные издания, как The Daily, журнальные приложения, или приложение New York Times, ориентированные преимущественно на подписную модель, подпадают под эту категорию. А как быть с приложениями, подобными Readability, которое позволяет многократно использовать контент в сети без объявления подписки. Согласно такой логики, другие новые приложения для чтения новостей, которые предполагают подписку, будут подпадать под это правило?
Что такое новостийные издательские приложения? Это программное обеспечение для чтения новостей. И что если Twitter или клиенты Twitter начнут взимать плату за подписку? Это издательские приложения или коммуникационные приложения? Только подумайте про Flipboard или Pulse, которые преобразуют Twitter и другие каналы в динамичные в реальном времени источники информации. Если эти приложения начнут монетизировать подписку (оба сегодня бесплатны), они должны будут пройти через подписку системы Apple подобную Readability.
Выходит, любое приложение, включающее чтение новостей, — издательское приложение. А как быть с другими приложениями, подобными музыкальным (Rhapsody, Rdio, MOG) и по фильмам (Netflix), которые требуют подписку? Rhapsody не «публикует» музыку – это просто ее поток. Netflix не производит фильмы, он просто передает их. Apple до сих пор не уточнил, как он будет относиться к таким типам медийных приложений. Возможно, это не издательские приложения и не должны подпадать под новые правила.
Наконец, как насчет личных издательских приложений, предоставляемых как услуга? Примером популярного приложения, предоставляющего свободную и подписную версию является Evernote, которое может рассматриваться как персональная издательская платформа. Evernote позволяет публиковать фотографии, заметки, веб-клипы и другие данные на персональной страничке, которая может быть как частной, так и общей. Это взимание подписки на большее количество функций таких как поддержка больших обновлений, большего количества типов файлов и лучшие инструменты связи. Это функционал программного обеспечения, но в конечном результате персонализированная публикация. Разница в том, что Evernote не взимает платы за контент — скорее за программные функции.
В то же время Рупперт Мердок 23 февраля заявил, что The Daily будет теперь выходить и в версии под Android. http://mediamemo.allthingsd.com сообщает, что Руперт Мердок опирался на сотрудничество Apple с The Daily, и сейчас iPad – единственное место, где вы можете читать новую цифровую газету. Но эта эксклюзивность закончится в течение нескольких месяцев: источники сообщают, что The Daily готовит приложение для планшетов с платформой Android уже ко второму кварталу.
Мердок и News Corp. всегда понимали, что Daily будет стремиться распространяться с помощью как можно большего количества планшетов, поэтому новость не стала шоком.
Но все еще немного удивлены тем, что переход на Google произошел столь рано, учитывая, что News Corp. «поставила» на отношения с Apple до запуска проекта в текущем месяце.
The Daily всегда была проектом News Corp., а не альянса Apple/News Corp., но команда Мердока получила от Apple очень значительную помощь, и это была первая публикация, в которой использован новый сервис подписки Apple. Ранее Мердок объявил, что The Daily возможно будет отображаться не на устройствах Apple, но при этом “Мы думаем прошлый, нынешний и следующий год будут принадлежать iPad.”
Тем временем, Apple до сих пор уделяет The Daily пристальное внимание. Некоторые программные ошибки не удерживают людей от покупки приложения: по количеству загрузок продукт News Corp.’s лидирует. Судьба приложения и альянса Apple/News Corp. станет понятна по окончании бесплатного ознакомительного периода.
Конвергенция vs интеграция
Когда в 1997 г. я рассуждал о конвергенции в полиграфии, работая в полиграфическом журнале «Друкарство», я понимал значение этом термина как достаточно прикладное. Для меня он означал тогда «слияние, взаимное проникновение и взаимное влияние разного рода технологий и информационных платформ». Под понятием «информационные платформы» я рассматривал полиграфию как таковую, предшествовавшие ей иные способы тираживания знаний (вероятно, разные рукописные и т.п.), радио, телевидение, Интернет…
Я примерял фасон «конвергенция» к полиграфии, рассуждая, как на смену фотонаборным аппаратам приходят фотовыводные, потом только начинавшие производится тогда серийно CtP. Позже я стал размышлять на тему того, как офсетная печать, будучи теснима цифровой, пытается так или иначе адаптироваться к реалиям, как производители офсетных машин находят вдохновение в интеграции цифровых решений в свои технологические цепочки, как они жаждут творческих и бизнес-альянсов с цифровиками. Я с упоением писал о будущем цифровых решений в производстве упаковки и этикетки, извечной вотчины флексовиков. Мне доставляло удовольствие наблюдать, как офсетчики стремятся повышать эффективность производства, отвоевывая уже у цифровиков ниши в малых тиражах. Налицо были тенденции проникновения, взаимного обогащения и т.д. – явные составляющие конвергенции.
Некоторое время назад я обратил внимание, что активно заговорили о конвергентной редакции. Странно, пока полиграфический мир был динамичен, я не задумывался о том, что и издательский мир может быть подвержен весьма критическим изменениям. Украина в этой связи оказалась весьма своеобразным образованием – такой себе «Внутренней Монголией» по Пелевину. В нашу жизнь вошли термины «конвергентная редакция» («конвергентный ньюсрум»), и это при том, что достаточных предпосылок для этого по большому счету на рынке не было. Просто производить цифровой контент дешевле, да еще и ориентирвоанный на новостную составляющую…
Леонид Цодиков, возглавлявший длительное время издательскую группу «Сегодня», считает, что своим возникновением термин «конвергентный ньюсрум» обязан проповедовавшееся в начале двухтысячных доктрине синэргетических возможностей медиа холдингов, продуктом чего был «упакованный в брендированную оболочку набор контента, а не сам контент». Дальнейшим развитием формы «конвергентный ньюсрум» Леонид называет интегрированный ньюсрум, когда газета, журнал, веб-сайт стали рассматриваться как платформы для распространения контента — главного продукта медиакомпаний. «При таком подходе истории стали пониматься как совокупность материалов, обладающих разными свойствами, и доставляющихся потребителям через различные платформы в соответствии с этими свойствами. Кроме того, история должна была фрагментироваться для потребителя в течение всего времени, пока она находится в своем естественном развитии. А реакции и комментарии читателей/зрителей на публикации должны сами по себе становиться частью истории и являться одной из основ для ее развития», — пишет Цодиков.
Леонид также пишет: «Способность ньюсрума производить мультимедийные истории обусловлена, во-первых, наличием талантливых людей различных специализаций, прекрасно делающих то, что они умеют делать лучше всего. И, во-вторых, и это самое существенное, способностью к объединению своих умений, в рамках создания мультимедийной истории, в одну «микропроектную» команду. Эта способность должна присутствовать на уровне инстинкта, быть насущной необходимостью… Отсюда следует, что задача построения действительно мультимедийного ньюсрума сводится к созданию такой организационной среды и такой системы мотиваций, которая даст возможность способным к этому людям творить в теснейшем и постоянном сотрудничестве друг с другом, создавая выдающиеся мультимедийные истории для любых медийных платформ».
С этим нельзя не согласиться.
Некоторые реалии
Кстати, тенденция увеличения количества новых журналов на iPad замедлилась.Ассоциация издателей журналов Америки отслеживает скорость, с которой в системе AppStore появляются журнальные приложения.
Количество цифровых журналов в США в системе AppStore
За период с января по февраль 2011 года скорость появления новых цифровых журналов в системе AppStore замедлилась. Сервис Apple за последний месяц пополнился всего лишь 17 цифровыми журналами. С декабря 2010 года по январь 2011-го AppStore пополнился 42 приложениями, а за период с ноября по декабрь прошлого года количество журналов выросло с 248 до 292 единиц.
Логотип Ej.ua Пока что цифровой контент даже со специализированных площадок продается в Украине не очень успешно… Оборот украинского магазина электронных изданий Ej.ua составил в январе менее 2 тыс. грн. – было продано 243 издания на суму 2 тыс. грн. Самыми популярными стали журналы Mediasat, L’Officiel и «Делаем деньги». Об этом пишет сайт «Телекритика» со ссылкой на управляющего партнера проекта Дмитрия Митряева.По его словам, объемы продаж могли быть и большими, если бы издательства согласились установить цены на интернет-версии ниже, чем на печатные. «Они опасаются, что таким образом можно подорвать рынок традиционной дистрибуции. Но недавно мы договорились с некоторыми издателями – в частности, Edipresse и «Вавилон» – про скидку в 40%», – сказал Митряев. Аудитория Ej.ua в январе около 46 тыс. хостов. Из них 217 пользователей пополнили свой кошелек или сделали покупку.
Полная версия материала будет напечатана в апрельском номере журнала "Принт плюс: бумага и полиграфия"...