Конец 2011 г. и начало 2012 г. ознаменовались очень неспокойной ситуацией вокруг типографий офсетной печати, многие компании стали терять машины. В отдельном случае дошло до заведения уголовного дела на частное лицо.
Полиграфические форумы полнились слухами о том, что и киевская типография «Макрос», уже 10 лет успешно работающая в сегменте коммерческой офсетной печати, лишилась своей машины Heidelberg SM-74, установленной перед самым кризисом в 2008 году. В это нетрудно было поверить, поскольку финансовая ситуация на предприятии усугублялась необходимостью оплачивать по сегодняшним меркам огромное арендованное помещение, наростающей задолженностью по кредиту за оборудование, иногда и задержкой зарплаты.
Но, как известно, слухам не всегда стоит верить. Самый точный источник информации – прямой субъект, вокруг которого создаются новости. О настоящем состоянии дел поведала нашему изданию директор типографии «Макрос» Валентина Федоренко.
Ветер перемен
С момента основания компании «Макрос» отличительной ее чертой на полиграфическом рынке была сама создаваемая ею продукция: в компании работает креативная команда полиграфистов, которым интересно отойти от шаблонов и разрабатывать новые, современные виды рекламной и имиджевой продукции. Работа в премиум-сегменте, на которую ориентируется типография, отрицает любое сотрудничество по принципу «подешевле». Очень важную роль играет сервис, который типография предоставляет своим заказчикам, а также то, что все без исключения сотрудники типографии принимают на себя ответственность за конечный результат. Именно это, наверное, и обеспечивает многолетнюю и постоянную работу с клиентами, доверие и дружеские отношения. Со многими заказчиками Валентина Григорьевна работала задолго до создания «Макроса», поскольку руководила двумя другими типографиями. В общей сложности, ее опыт работы на рынке полиграфии насчитывает более 15 лет!
Валентина Григорьевна считает, что свои отличительные черты компания должна сохранять в любых ситуациях и при любых условиях. И для этого, возможно, нужно искать новый формат в работе, поскольку не всегда «протоптанные» пути приносят результат в изменившихся условиях. По сути, 2011 г. стал решающим для перемен в типографии «Макрос». Возможно, главной причиной, побудившей изменить стратегию работы, стало то, что обычно успешные для любого полиграфического предприятия месяцы – март, апрель – в прошлом году оказались просто провальными. После введения налогового кодекса в апреле телефоны в типографии просто начали замолкать. И так продолжалось до конца августа.
Задумываясь об изменении формата работы предприятия в будущем, руководство компании приняло решение во что бы то ни стало сохранить штат сотрудников и клиентов. Ведь устоявшийся бренд типографии, умение работать с заказчиками и профессионализм сотрудников — самое главное, что есть на предприятии. И все это очень легко потерять, если банально не выплачивать заработную плату в течение каких-то двух месяцев и проявить равнодушие к проблемам своего персонала. Проанализировав затраты предприятия, Валентина Григорьевна поняла, что при такой загрузке оборудования их невозможно покрыть никогда и нужно предпринимать какие-то радикальные шаги. Ситуация с загрузкой оборудования наблюдалась и в других типографиях, так как на рынке реально уменьшилось и количество заказов, и количество самих заказчиков. В общей сложности, за 11 лет типографии пришлось сменить шесть офисов и две полиграфические площадки. Проработав шесть лет на одной производственной площадке и три на другой, «Макрос» решился на еще один переезд. С идеей объединения усилий Валентина Федоренко обратилась к коллегам-полиграфистам.
«Очевидно, что на рынке есть полиграфисты, чья новая техника, как и у нас, не полностью загружена. Но они имеют собственные здания. Такие типографии вполне могут принять на свою площадку другую полиграфическую фирму. К тому же, размещая на своей технике, например, и наши заказы, типография могла бы зарабатывать значительно больше, — говорит Валентина Федоренко. – Почему бы не платить аренду коллегам, чтобы деньги вливались в полиграфическую отрасль и полиграфисты хоть немного стали бы чувствовать себя лучше! Зачем же многие из нас содержат бездельников в промзонах?». Валентина Федоренко провела переговоры о возможной кооперации с шестью киевскими типографиями, однако не все пока готовы к новому формату работы. Это связано, наверное, как с недостаточным пониманием ситуации на рынке, так и с неготовностью собственников типографий поделиться своей свободой и независимостью. В итоге Валентина нашла себе партнера — компанию «Триада», потому что у сторон было обоюдное желание договориться. У последней оказалось достаточно площадей для того, чтобы предоставить их как для офиса «Макроса», так и для размещения пост-печатного участка типографии.
Печать же основного объема заказов «Макрос» будет выполнять на новой печатной машине «Триады», которую берет в аренду и которая как раз и не была загружена в полном объеме. На двух других машинах «Триады» также будут печататься заказы «Макроса», которые по объему или красочности разумно печатать на более производительной технике.
В таком формате работы очевидна выгода обеих сторон: производственные площади типографии «Макроса» будут уменьшены втрое, «Макрос» приобретает возможность работать на более производительном оборудовании «Триады», а последняя получает дополнительные средства за помещение и дополнительные объемы работ для своего оборудования. Но на этом кооперация не заканчивается: стороны договорились использовать одно программное обеспечение для выполнения калькуляции заказов, их планирования, использования одинаковых норм для печатных и постпечатных процессов и таким образом формирования одинаковой стоимости услуг уже двух компаний. Союз с «Триадой» Валентина Федоренко считает более чем перспективным, и надеется, что вместе им даже определенным образом удастся повлиять на ценообразование в отрасли. О потребности менять стратегию Валентина Федоренко говорит: «Полиграфисты Украины еще не думали о необходимости объединять усилия в разных вариантах, и поэтому рынок не консолидирован. Каждый сам себе Гетьман! Нужно договариваться, оптимизировать работу и больше доверять друг другу».
Почему просто не позвонить?
Слухи о том, что офсетная машина была отобрана у предприятия еще в конце 2011 г., Валентина Григорьевна опровергает: «У меня нет никаких претензий к компании «Гейдельберг Украина», никаких попыток отобрать у «Макроса» машину они не предпринимали. Мы строили с ними открытые и честные отношения в течение трех лет. Я часто с ними встречалась, рассказывала о ситуации в компании, предпринимаемых попытках, малых или больших удачах. Но после серьезного кризиса с апреля по конец августа прошлого года я поняла, что нужно искать другую модель работы. Пересмотрев все составляющие затрат, я приняла решение отдать обратно машину, взятую в кредит у компании Heidelberg. В любом случае из-за кризиса и его последствий покупка машины обошлась предприятию непомерно дорого. Это не одно и то же: подписать договор на покупку машины по курсу 7 грн., а оплачивать его по курсу почти 12 грн., да еще при условии тотального падения цен и сокращения самого количества заказов». А слухи, распространяемые среди полиграфистов, никем не были проверены. У Валентины Федоренко вызывает наибольшее негодование то, что никто не додумался набрать телефонный номер и узнать обо всех переменах из первых уст. После принятия решения о новой модели работы директор типографии лично обзвонила основных поставщиков расходных материалов, услугами которых пользуется «Макрос», и уведомила, в каком русле теперь будет происходить их взаимодействие. Заверила, что никуда предприятие не исчезает, и что все ранее согласованные обязательства они по-прежнему будут выполнять. Такую же информацию получили и заказчики. «Макрос» располагает собственными отработанными технологиями, которые позволяют создавать стабильно качественную продукцию вне зависимости от места расположения производственных мощностей. Как и раньше, заказчики могут рассчитывать на предсказуемый результат по качеству, — утверждает директор типографии. Были звонки людей, уверенных в том, что предприятие вообще закрывается. Но, связавшись с директором, они могли разобраться в ситуации и лично убедиться в недостоверности информации. Через страницы журнала Print+ Валентина Григорьевна хотела бы обратиться к полиграфистам и заявить, что распространять слухи и домыслы – самое неблагодарное дело: «Чтобы получать правильную информацию нужно просто быть в контакте и поддерживать связь друг с другом. Видимо те, кто пользуются слухами, а еще больше те, кто их распространяет, надеются каким-то образом «выехать» на неудачах других… Думаю, что в нашем случае у них это не получится! Необходимо открыто взаимодействовать и сотрудничать и искать новые форматы».
Те, кто не знал о «Макросе», скоро узнают
Также к переменам, произошедшим на предприятии в 2011 г., можно отнести и увеличение инвестиций в рекламу. Периодически информация о типографии появлялась в таких изданиях как «Бизнес-класс», «Власть денег», «Новый маркетинг», «Управление компанией», ряде полиграфических журналов… Валентина Григорьевна приняла также решение о пользе информирования заказчиков о технологических аспектах изготовления продукции. И с помощью электронных рассылок заказчики узнают о составляющих технологических процессов: самой печати и отделочных процессах (высечка, тиснение, лакирование, ламинация, пантоны, каширование и т.д.). Ежедневно отслеживается и работа сайта компании. Декабрь 2011 г. не был особенно активным с точки зрения рекламной компании — в свете событий, связанных с подготовкой к переезду рабочих площадок. Но Валентина Федоренко знает, что если не поддерживать отношение с заказчиком, его подберет кто-то другой. Что касается привлечения новых клиентов, ради которых в большинстве случаев и проводится та или иная рекламная компания, то сразу, как утверждает собственница типографии, ощутимых результатов ждать не стоит. Реклама помогает донести информацию до широкой публики, с которой предприятие ранее не пересекалось. Информация откладывается в сознании и всплывает в нужный момент. Основная же масса заказчиков приходит благодаря работе менеджеров компании на различных выставках, телемаркетингу и хорошей организации продвижения через сайт компании. Сайт типографии, как правило, посещают люди, которые ищут подрядчика в области полиграфических услуг. На ресурсе выложено большое количество работ предприятия. Потенциальные клиенты могут ознакомиться с продукцией, понять, что может выполнить типография. Народная китайская мудрость гласит: «Когда веет ветер, нужно не прятаться, а ставить мельницу». Подобным образом поступила и типография «Макрос», разработав новый подход к работе на рынке. Выживает тот, кто не боится экспериментировать. Пожелаем первопроходцам удачи!
Ирина Коркишко