Все знают о важности качественных иллюстраций, дизайна, содержания текста, но мало кто в нашей стране сегодня обращает внимание на типографику. Классическое определение типографики – графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Основной аспект типографики – это работа со шрифтами. В полиграфии под шрифтом понимают графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. А то, что именуют этим словом «народные массы», по-научному называется гарнитурой. То есть гарнитура – это группа разных по кеглю (размеру) и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов. Однако даже в специализированной литературе оба термина могут использоваться параллельно, как синонимы. В профессиональном жаргоне дизайнеров бытует еще и «фонт» (от англ. font – шрифт).

К сожалению, профессиональных шрифтовых дизайнеров в Украине сегодня можно сосчитать по пальцам: Дмитрий Растворцев, Виктор Харик, Василий Чебаник, Андрей Шевченко, еще несколько имен – вот и весь список. Но оправдывать этим хаос в нашей типографике нельзя. В современной Украине, как и раньше, много талантливых художников, иллюстраторов, понемногу растет профессиональный уровень дизайнеров – почему же при этом отношение к шрифтам чуть ли не наплевательское? Отчасти в этом можно винить компьютеризацию, широкий выбор шрифтовых гарнитур невысокого качества в Microsoft Office, допуск к издательскому процессу дилетантов. Шрифт постепенно теряет статус одного из важнейших элементов художественного оформления полиграфической продукции и превращается в заурядный носитель информации. Часто встречается и другая крайность – неуместная декоративность, витиеватость шрифта набора. В общем, пока не поздно, пора серьезно взяться за повышение уровня шрифтовой культуры. Об основных правилах типографики в полиграфической продукции и пойдет речь в статье.

Начнем с вопросов художественного вкуса и маркетинга. Представьте себе ситуацию: молодой человек, узнав о существовании модной профессии «дизайнер», овладевает основами графической компьютерной программы (чаще всего это «корыл», «король дров» или как только не называют Corel Draw) и создает свой первый макет. Креативы такого происхождения узнать несложно. Их отличают безумная подборка шрифтов (творец словно демонстрирует их богатую коллекцию в своем компьютере), замысловатое оформление надписей, полное несоблюдение правил верстки, дикие цветовые сочетания. О технических моментах вроде разрешения изображений или подготовке к печати речь вообще не идет. Результат нашего героя вполне объясним желанием новичка попробовать все и сразу и особенностью национального менталитета – как все южане, большинство украинцев считает, что много и ярко – значит красиво. Этот этап проходят все дизайнеры – главное, не застрять в нем надолго.

Но улицам наших городов и сел не повезло – судя по вывескам, в постсоветском графическом дизайне рулят аматоры, в лучшем случае – профессионалы, безнадежно отставшие от времени. Недолго думая, они используют в оформлении работ шрифтовые гарнитуры из стандартного набора Microsoft, причем часто – далеко не самые совершенные и подходящие. К примеру, популярный шрифт Arial – это всего лишь видоизмененная Helvetica, созданная еще в 1957 году и являющаяся лицом мировой типографики (рис. 1).

Рисунок 1. Arial vs Helvetica

 

Но Helvetica «нет в компьютере», поэтому некоторые могут о ней даже не догадываться, тем временем как этот шрифт – настоящее спасение для начинающих. Любой текст, набранный им, достойно выглядит и хорошо воспринимается – иногда, чтобы полностью преобразить макет, достаточно заменить унылый Arial благородной Helvetica. А набивший оскомину и пользующийся совершенно незаслуженной народной любовью Comic Sans был и вовсе разработан для технических нужд – отображения текстов реплик собачки-помощника в программе Microsoft Bob! С точки зрения построения этот шрифт имеет множество недочетов, и использовать его в наружной, печатной, интернет-рекламе просто неэтично и непрофессионально.

Рисунок 2. В мире существует общественное движение за запрет гарнитуры Comic Sans

 

– Знаете, я просто хочу спросить – зачем? Какого черта люди выбирают Comic Sans? Это просто поражает. Ведь существует более 200 шрифтов в Mac OS X и Windows Vista, в смысле, среди них есть куча шрифтов, которые намного лучше для чего угодно. Но люди по-прежнему выбирают Comic Sans для наиболее отсталых, неуместных целей. Я создал Comic Sans, чтобы заполнить окошко для слов собаки-помощника в Microsoft Bob. Потом отдел маркетинга взялся за него, и они включили этот шрифт в OEM версию Windows 95. Вот тогда моя проблема и началась.
Я не знаю, сможете ли вы понять, каково это, когда твоя жизнь определяется самым неуместно используемым шрифтом в истории. Меня представляют как «парня, который создал Comic Sans», и я думаю, у людей инстинктивно негативная реакция на это.

Винсент Коннаре, создатель Comic Sans


Где же взять гарнитуру, отсутствующую в стандартном наборе? Можно просто скачать шрифтовой файл из Сети и установить на свой компьютер. Но некоторые шрифты придется покупать, и об этом многие заказчики (и даже дизайнеры!) вообще не знают. В то время как крупные компании и масштабные проекты, как правило, имеют собственный фирменный шрифт, разработанный на заказ, и это должно не удивлять, а стать нормой. Более того, в наше время бума брендинга территорий наряду с логотипом, слоганом и прочими внешними элементами бренда страны или города хорошим тоном является также наличие специально созданного шрифта, отражающего дух и ценности местности. Своя оригинальная гарнитура есть не только у Лондона или, скажем, Парижа, но – с недавних пор – и у Перми, и даже у Харькова (рис. 3, 4).

Рисунки 3, 4. Образцы шрифта ZionTrain, разработанного Андреем Шевченко по заказу студии 3z специально для городской айдентики Харькова. В городе проект пока что не реализован

 

Если же говорить о принципах и правилах типографики, то главное здесь – ее соответствие содержанию. Шрифты и верстка должны полностью подчиняться тексту, его смыслу и назначению, облегчать, а не усложнять читателю восприятие. Помните: не текст для типографики, а типографика для текста! Поэтому важно принимать во внимание психологическое восприятие шрифтов, знать их основные классификации, законы использования, сочетания с другими шрифтами, изображениями, в конце концов, с типом бумаги, если речь идет о печатном издании. Образно говоря, типографика призвана сделать так, чтобы на бумаге или любой другой поверхности каждому слову было удобно, уютно, чтобы оно «чувствовало» себя на своем месте и читатель уделил ему необходимую дозу внимания.

Итак, выбирая гарнитуру, следует прежде всего обратить внимание на ее предназначение. Текстовые шрифты обладают простыми линиями и формами, легко читаются и поэтому используются для набора основного массива текста. Акцидентные шрифты (декоративные, вычурные) созданы для выделения заголовков, подзаголовков, отдельных небольших вставок, так сказать, для украшения макета. С ними нужно обращаться осторожно – большой текст, набранный такой гарнитурой, становится попросту нечитабельным, 2 разных акцидента сочетаются между собой в очень редких случаях, и к подбору декоративной гарнитуры, соответствующей содержанию текста и стилю дизайна, нужно подходить чрезвычайно продуманно (рис. 5, 6).

Рисунок 5. Образцы неудачного подбора шрифтов для логотипа «Голубая лагуна»

Рисунок 6. Удачный подбор шрифта

У каждого дизайнера есть один или несколько любимых шрифтов, которые он или она использует чуть ли не в каждом своем проекте. Есть и фанаты, работающие исключительно с двумя-тремя гарнитурами, но это, пожалуй, крайности – существует достаточно много качественных шрифтов и ограничивать себя незачем. Главное – не смешивать все и сразу! В рамках одного макета или проекта допускается использование двух, в крайнем случае – трех гарнитур. Однако это не касается начертания (различают прямое, курсивное), насыщенности (светлый, полужирный, жирный шрифты), ширины и кегля (размера), так как это переменные характеристики одной и той же гарнитуры.

С точки зрения конструкции различают три группы текстовых шрифтов: Serif (антиквы), Sans Serif (рубленые, или гротески) и Slab (брусковые, они же египетские). Антиквы – гарнитуры древнего происхождения, имеющие засечки – небольшие элементы на концах штрихов символов. Наличие тонких засечек облегчает чтение (глаза словно скользят по невидимой горизонтали), поэтому такие гарнитуры обычно используются в наборе книг и объемных статей в периодике (например, Baskerville – Рис. 7, Garamond – Рис. 8, Lazurski).

Рисунок 7. Baskerville


Рисунок 8. Garamond

 

Рубленые шрифты появились гораздо позже – в ХІХ веке, и не имеют засечек. Они оптимальны для заголовков, подзаголовков, выделения абзацев и набора небольших по объему текстов, но не подходят для книг. Это такие гарнитуры, как как Calibri (Рис. 9), Myriad (Рис. 10), Verdana (Рис. 13).

Рисунок 9. Calibri


Рисунок 10. Myriad

 

Группу брусковых шрифтов отличают более заметные засечки, чем у антикв – по толщине они приближаются к основным штрихам букв. Некоторые из этих гарнитур (например, Baltica, Rockwell – Рис. 11) имеют высокую читабельность и часто используются в наборе книг, особенно детских. Другие брусковые шрифты не так просты в восприятии – их желательно применять для выделения заголовков и определенных фрагментов текста (Courier, Officina Serif, Suomi, Xenia) – см. Рис. 12.

Рисунок 11. Rockwell


Рисунок 12. Suomi


Что касается акцидентных гарнитур, здесь можно выделить пять групп, хотя такой строгой классификации, как для текстовых, не существует. Рукописные (каллиграфические), национальные (этнические), техно (компьютерные), тематические (жанровые) и готические шрифты могут использоваться для выделения заголовков, кратких сообщений или создания знаков, логотипов определенного стиля и назначения.

Важную роль в удобочитаемости шрифта играет и такая его характеристика, как контраст – разница в толщине основных и соединительных штрихов букв. Лучше всего воспринимаются среднеконтрастные антиквы – не в пример большинству малоконтрастных египетских гарнитур и некоторым акцидентным шрифтам с высоким контрастом.

При выборе гарнитуры следует учитывать и то, на бумаге какого типа и цвета будет печататься тираж. С белой бумагой хорошо сочетаются шрифты низкого контраста, со средней толщиной штрихов (как правило, это гротески или брусковые), с бумагой желтого оттенка – высококонтрастные гарнитуры с более тонкими штрихами (антиквы). Это не строгие правила, а скорее пожелания, однако ими не стоит пренебрегать. Ведь особенно приятно читать произведение классической литературы, напечатанное изысканной гарнитурой с засечками на специальной желтоватой бумаге высокой пухлости, в то время как роман современного писателя в подобном формате будет смотреться по меньшей мере странно (если только это не стилизация под былые времена).

О психологии восприятия шрифтов пишут и говорят много, но, видимо, все равно недостаточно. Чего стоят одни официальные объявления в коридорах столичных вузов, набранные гарнитурой Comic Sans, или приглашения на вечеринку в клуб, оформленные Impact! Их авторам и «дизайнерам» нужно бы знать, что игривый шрифт напрочь убивает серьезность официального обращения, а строгий – не доносит всех эмоций сообщения неформального. Узкие гарнитуры с острыми углами негативно настраивают читателя к тексту, а мягкие и округлые, наоборот, говорят о расположенности и дружелюбии. Чем жирнее шрифт и насыщеннее его штрихи, тем сильнее убеждающая сила текста, его «весомость». Так что правильный выбор гарнитуры поможет вызвать у читателя требующиеся чувства и эмоции. Это следует учитывать даже в пользовании личной электронной почтой и уж наверняка в оформлении собственных визитных карточек, резюме, рекомендационных писем, не говоря о корпоративной печатной продукции и рекламной полиграфии!

 

Если читатель не замечает исключительной сдержанности и упорядоченности нового шрифта, то это, по всей видимости, хороший шрифт. Когда же мои друзья находят, что «хвостик» у буквы «г» или «нижняя губа» у буквы «е» из моих строчных выглядят довольно мило, мне становится ясно, что шрифт только выиграл бы без этих отличительных признаков. Шрифт, от которого ждут успеха не только сейчас, но и в будущем, не должен быть ни чересчур «особенным», ни чересчур «милым».

Стэнли Морисон, английский шрифтовой дизайнер


Все мы сегодня так или иначе «живем» в интернете. На экране компьютера законы типографики имеют свои особенности. Если лучший шрифт для чтения с бумаги – Baskerville или Times, то на мониторе лучше выглядят шрифты без засечек (антиквы, например, смотрятся угловато). Ученые установили, что самая удобная для чтения с монитора гарнитура – это Verdana (рис. 13).

Рисунок 13. Verdana

 

Другие шрифты, подходящие для компьютеров и мультимедиа, – Tahoma, Trebuchet. А из этого следует, что на бумаге и в наружной рекламе их лучше не использовать – они были созданы не для этих целей.

Не менее важны для комфортного восприятия текста длина строки и интерлиньяж (междустрочный пробел). Рекомендуемая длина строки в русском, украинском языках – 45–75 знаков с пробелами, интерлиньяж – 120% (для бумаги), 140% (для экрана) от кегля шрифта. Слишком длинные и слишком короткие строки, слишком тесное или широкое междустрочное расстояние одинаково затрудняют чтение. Трекинг (расстояние между буквами) тоже имеет значение – текст не должен быть ни разреженным, ни уплотненным. Разрядка позволительна только для слов или строк, набранных полностью заглавными буквами (но необходимо помнить, что подобный набор, так же как и курсивное начертание, в принципе затрудняет чтение, поэтому им не следует злоупотреблять)! В отдельных случаях (в логотипе, заголовке) необходимо делать ручной кернинг – на глаз подбирать оптимальное расстояние между каждой парой символов.

Каким бы совершенным ни был выбранный шрифт в латинской версии, в кириллическом варианте нужно быть готовым к разочарованиям. Еще одна из причин крайне низкого уровня шрифтовой культуры в нашей стране – практически полное отсутствие качественных кириллических гарнитур, созданных по всем правилам разработки шрифтов и с учетом особенностей развития именно кириллической графики. К сожалению, большинство шрифтовых файлов, которые загружаются нашими соотечественниками из интернета, – это непрофессионально сделанные кириллические версии известных западных гарнитур, по сути – их адаптации. Недочеты конструкции шрифта часто заметны при печати, и это – повод купить оригинальный кириллический шрифт, а не пользоваться низкокачественными «пиратскими» разработками.

В завершение стоит сказать, что незаслуженно забытые в эпоху всеобщей компьютеризации, унификации и перманентного экономического застоя дореволюционные шрифтовые традиции и графическую школу Украины необходимо возрождать. Поэтому чем больше людей заинтересуется типографикой, тем лучше для нас самих, нашей культуры, бизнеса, развития страны в целом. А уж кому быть особо внимательным к шрифтам, как не полиграфисту? Шрифтов, как и денег, много не бывает, но они тоже должны быть подлинными, то есть оригинальными и качественными. И все же нужно помнить, что даже наиболее изысканная гарнитура и самая аккуратная и профессиональная верстка не спасут плохо написанный, безграмотный, неинтересный текст, а некорректная допечатная подготовка и низкое качество печати, а то и постпечатной обработки сведут на нет все старания шрифтовиков, дизайнеров и верстальщиков.