Одним из наиболее посещаемых мероприятий, проводившихся в рамках выставки REX-2011, был мастер-класс Евгения Перепелицы, дизайнера, сертифицированного компанией Adobe эксперта по допечатной подготовке полиграфической продукции. Ивент назывался «Новые медиа и новые возможности: пакет Digital Publishing Suite и другие технологии Adobe для работы с цифровыми изданиями».
Амбициозный проект Adobe, призванный унифицировать процессы разработки и дистрибуции контента для новых медиа-платформ, был запущен в 2010 году, и за это время стал наиболее распространенным решением, предназначенным для разработки мультимедийных изданий. Пакет все еще развивается, он не лишен некоторых недостатков, но, тем не менее, интеграция продукта в систему Adobe Creative Suite, агрессивная реклама его возможностей, а также большое количество именитых клиентов, выбравших данную технологию, позволили Adobe DPS быстро занять позиции лидера среди этого, не такого уж и обширного, рынка. Тем более что основной конкурент DPS – решение компании Woodwing – покупать экономически менее целесообразно, т.к. предназначено оно для крупных издательств. Хотя, с другой стороны, и детище Adobe экономичным назвать очень трудно. Но обо всем по порядку.
По данным Gartner IT Media Forecast на первый квартал этого года, общемировой показатель доли планшетных компьютеров в сравнении с их настольными и мобильными собратьями составляет около 15%, а уже к 2015 году эти показатели приблизительно сравнятся. И, хотя в Украине на сегодня данная тенденция ощущается довольно слабо, не принимать во внимание мировую моду на планшеты неразумно. Все-таки, устройство крайне удобное, не лишенное интересных инструментов для маркетинга, как-то добавление интерактивных элементов, «оживление» страниц издания, введение игрового элемента в процесс потребления информации. Причем инструментарий вовсе не ограничивается электронным представлением изданий. На сайте printus.com.ua мы уже писали о перспективной возможности использования «дополненной реальности», позволяющей добавлять интерактивность в бумажные публикации. В общем, массовое пришествие планшетных компьютеров на украинский рынок исключать не стоит. Именно такого мнения придерживались издатели журнала «АвтоЦентр», создав первую в Украине планшетную версию издания.
Сегодня руководство «АвтоЦентра» сообщает о «внезапном выходе на мировой рынок». Планшетную версию журнала скачивают читатели с разных уголков планеты, а количество проданных таким образом экземпляров приближается к тиражу бумажной версии. Это обстоятельство побудило издателей журнала вкладывать деньги в электронную версию.
«Я работал и работаю в полиграфии уже много лет, и за эти годы ко мне часто приходила мысль: почему во время стремительного развития технологий в печатной индустрии вот уже 15 лет ничего концептуально нового изобретено не было?» – заявляет Евгений Перепелица. Именно таким напрашивавшимся новшеством, по его словам, стоит считать родившийся с выходом iPad рынок новых медиа. Логично предположить, что крупнейший производитель программного обеспечения для полиграфии, компания Adobe, захочет максимально эффективно провести экспансию в этот сегмент.
Принцип действия связки Adobe Creative Suite + Digital Publishing Suite предельно прост: первая часть (а конкретнее – программа верстки InDesign) отвечает за этап создания публикации, а вторая (собственно пакет DPS) берет на себя вопросы компиляции издания для различных платформ, его распространения и монетизации, а также дальнейшей аналитики продаж.
Евгений Перепелица прямо в конференц-зале на практике продемонстрировал процесс создания публикации для планшетных устройств, показав, что по своей сути он мало отличается от привычной техники верстки изданий в программе InDesign: «Процесс переучивания верстальщика займет лишь один рабочий день». Основные инструменты и необходимые приемы создания публикаций для планшетов уже интегрированы в пакет DPS. Эффекты слайдшоу, интеграция аудио- и видеоданных, возможность представления объектов в трех измерениях, интерактивные элементы (кнопки, слайдеры и т.д.) легко добавляются в проект, при этом используются знакомые для пользователей InDesign приемы. Задача также упрощается отсутствием необходимости знания языков программирования. Но здесь кроется и один из недочетов технологии: страницы верстаются с определенным разрешением, поэтому представление издания на устройствах с различным соотношением сторон (iPad и многие модели Android) могут отличаться. То есть, при открытии журнала на устройстве, базирующемся на платформе Android с соотношением сторон экрана 16:9, издание, спроектированное в разрешении 1024x768, будет иметь черные полосы по бокам. Также, из-за жесткого рендеринга страниц текстовые поля не переверстываются в процессе отображения, как это происходит при отображении книг на экране электронных «читалок». Тем не менее, этот недостаток решается поддержкой в новых версиях DPS всех функций языка разметки гипертекста HTML5. Кроме того, российская компания «Терем-медиа», имеющая представительство в Украине, предлагает пакет инструментов HTML Stacker, расширяющий функционал DPS. С их помощью прямо в InDesign верстальщики смогут создавать интерактивные эффекты, недоступные штатным инструментам, а затем экспортировать их в виде кода HTML5. Среди эффектов — scratch, drag-n-drop, анимация средствами CSS, гравитация и проч. Реализуются сценарии взаимодействия с пользователями с помощью JavaScript, включая динамическое переформатирование многоколоночного текста.
После окончания верстки издания, проект сохраняется в промежуточный формат .folio. Издание на этом этапе возможно пролистать с помощью программы Content Viewer, входящей в пакет Adobe DPS. Следующий шаг - конвертация публикации в кросс-платформенный формат, после чего она полностью готова к публикации.
Процесс дистрибуции и монетизации издания заключается в реализации задач хранения и хостинга файлов публикации на серверах электронных магазинов, а также доставки изданий на различные устройства при помощи кросс-платформенной технологии чтения. Именно на этом этапе происходит изымание средств издателей компанией Adobe. Минимальная абонентская плата за пользование сервисом составляет 500$/мес., при этом плата за каждый проданный экземпляр составляет 11-22 цента (в зависимости от количества скачиваний). Стоимость услуг довольно ощутима, но компания Adobe работает над возможностями их удешевления.
Аналитика процесса продаж позволяет получать информацию о читателях издания. Причем возможности сервиса не ограничиваются предоставлением статистики о количестве проданных экземпляров. Возможен даже расчет количества просмотров отдельных полос, что является крайне полезным инструментов для маркетинговых исследований.
По словам Евгения Перепелицы, Adobe сегодня своим главным приоритетом выбирает развитие технологий создания контента для новых медиа-платформ. Полиграфическое направление как бы отходит на второй план, и столь основополагающие изменения в политике ведущего производителя программного обеспечения в отрасли говорят сами за себя. Расчет больших корпораций, как правило, ведется с заделом на десятилетия вперед, и допускает разные сценарии развития ситуации на рынке. Но сам факт того, что Adobe делает ставку на электронные носители, говорит о том, что трон классической печати как главной медиа-платформы пошатнулся. В очередной раз.