Год уходящий был для ООО «УПГ» успешным: компания реализовала несколько проектов, связанных с инсталляцией оборудования ключевого партнера — немецкой компании Koenig & Bauer (KBA), а также с установкой новой послепечатной техники.
Основные итоги работы
Print+: Каковы основные итоги уходящего года для ООО «УПГ»?
Сергей Паламарчук: Для нашей компании уходящий год был довольно успешным. Бизнес компании состоит из четырех основных направлений: оборудование, расходные материалы, запасные части, сервис.
Суммарные результаты года хорошие, хотя наши ожидания не вполне оправдались по отдельным из перечисленных выше направлений в связи с общим снижением активности украинского рынка.
Если говорить только о новом оборудовании, поставленном с нашим участием в Украину, то стоит отметить инсталляцию уникальной по размерам и комплектации новой офсетной печатной машины производства Koenig & Bauer (KBA).
Речь идет о Rapida 106L-T-8-L-TT-L-ALV3, насчитывающей 14 секций. Кроме своих размеров, машина впечатляет рядом дополнительных особенностей, которые позволят ее владельцам предложить рынку уникальные возможности и выпускать продукцию наравне с самыми современными европейскими типографиями.
Ввод в эксплуатацию этой машины будет завершен в феврале 2020 года.
Кроме того, ООО «УПГ» приняла участие в поставке в Украину и инсталляции пяти единиц нового послепечатного оборудования.
Ключевой рынок
Print+: Главным рынком для ООО «УПГ», безусловно, остается офсетный. Какие основные события, на ваш взгляд, произошли на нем за последний год?
С. П.: В целом в мировой информационной отрасли продолжаются изменения с заметной миграцией источников информации из полиграфического сегмента в сегмент электронных медиа.
Ни для кого не секрет, что такие крупные в прошлом сегменты полиграфии, как газетное производство, печать журналов, рекламная полиграфия, продолжают уменьшаться. Первые два, по оценкам производителей оборудования, близки к существенному сокращению.
Объяснение этому очень простое. По мере развития и повсеместной доступности таких источников информации, как интернет, современные смартфоны, социальные сети, электронные новостные каналы, мобильные приложения популярных торговых сетей и сервисов, большинство активного населения получает информацию оперативнее именно из электронных источников.
Мы все помним, как совсем недавно в прошлое ушли пленочные и цифровые фотоаппараты. Так и эра газет и журналов уходит в прошлое, а существенное сокращение ожидает и рекламную полиграфию.
Производители полиграфического оборудования и аналитики полиграфической отрасли прогнозируют в ближайшей перспективе более-менее стабильный незначительный прирост только в сегменте печати упаковки. Несмотря на такие глобальные изменения, парк оборудования в Украине пополнился и, кроме указанной выше новой машины Koenig & Bauer, в этом году в Украину было ввезено несколько офсетных печатных машин со вторичного европейского рынка. Из Украины уехали несколько рулонных журнальных машин.
Эра удаленного сервиса
Print+: Ваш ключевой партнер Koenig & Bauer примерно 25% выручки генерирует в результате продаж сервисных услуг, в то время как продажи нового оборудования приносят около 75% выручки. Наверняка в Украине ситуация очень сильно отличается от ситуации на мировых рынках. Потому просто спрошу: насколько важны в деятельности ООО «УПГ» сервисные услуги? Можно ли говорить в Украине о регулярном техобслуживании клиентов в рамках определенных пакетов?
С. П.: Любое оборудование, независимо от отрасли его применения, требует сервисного обслуживания. Современные офсетные машины становятся все более автоматизированными, и все большая часть задач сервиса переходит в сферу программных компонентов и электронных узлов и модулей.
Каждый из нас использует современный смартфон и каждый видит, насколько часто обновляются версии программного обеспечения, вносятся изменения в программные модули управления смартфоном, исправляются ошибки или неточности предыдущих версий.
В Украине есть значительный парк оборудования 10–15-летней давности. Безусловно, машины того поколения требуют и профессионального сервиса, связанного с пониманием точных механических настроек и регулировок, знаний и умений опытного механика.
В современном оборудовании становится нормой онлайн-подключение машины к сервисному центру завода-производителя, что обеспечивает решение всех вопросов, связанных с программным обеспечением и настройками техники, и оперативную диагностику возможных причин проблемы.
Приходит эра удаленного сервиса, сервиса с применением смартфонов и веб-камер для профессионального и оперативного решения сервисных задач.
Клиенты с новыми машинами, сделав инвестицию в современное оборудование, с пониманием относятся к тому, что его необходимо обслуживать также путем подключения к системам удаленной диагностики.
В современных полиграфических машинах все более актуальным становится сервис не только с гаечным ключом и паяльником, а высокоинтеллектуальный сервис от производителя с использованием прямого подключения машины к сервисному центру завода-производителя для возможности постоянного мониторинга и, при необходимости, удаленной корректировки работы машины или ее компонентов.
Расходные материалы
Print+: Направление расходных материалов, конечно, остается одним из стратегически важных для ООО «УПГ». Какие изменения, успехи в данном направлении? Что изменилось в целом на рынке материалов за последнее время?
С. П.: Направление расходных материалов является важным для развития бизнеса, в первую очередь потому, что оно не просто приносит прибыль по результатам финансового года.
Наиболее важным является то, что это направление приносит ежедневный денежный поток, который позволяет компании обеспечить функционирование бизнеса и оплачивать основные затраты, такие как аренда офиса и склада, заработная плата персонала, расходы на рекламу, маркетинг, обучение.
Продажи оборудования в последние годы существенно сократились, и такие направления, как расходные материалы и запасные части, позволяют зарабатывать деньги и быть в постоянном контакте с нашими клиентами.
Изменения в направлении расходных материалов, в основном, связаны с изменениями рынка полиграфии и технологий. Ассортимент и количество материалов для газетного и журнального производства существенно сократились в нашей программе поставок вследствие сокращения самих этих сегментов печати.
С появлением в Украине новых машин, востребованными становятся материалы для УФ-технологий печати, отделки готовой продукции с применением спецэффектов, рельефных и тактильных материалов.
Перспективы цифровой трансформации с Koenig & Bauer
Print+: Есть ли перспективы в Украине, связанные с цифровой трансформацией бизнеса Koenig & Bauer (струйные промышленные принтеры с непрерывной подачей материала, сотрудничество с HP по производству PageWide T1100, совместное предприятие с Durst и т. д.), а также c инновационными направлениями послепечатной обработки, которые развивает концерн?
С. П.: Наш ключевой партнер Koenig & Bauer динамично развивается и инвестирует большие средства в новые направления бизнеса, которые связаны с сегментами нанесения изображений не только офсетным способом, а также послепечатной обработкой продукции.
Эти новые направления представлены следующими заводами:
- цифровые системы печати, системы струйной печати, системы для гофротары (Koenig & Bauer Digital & Webfed);
- оборудование и технологии для печати денежных знаков (KBA-NotaSys);
- оборудование для широкоформатной флексопечати (Koenig & Bauer Flexotecnica);
- оборудование для высечки картона (Koenig & Bauer Iberica);
- оборудование для фальцовки и склейки упаковки (Koenig & Bauer Duran Karton);
- оборудование для печати по жести и металлу (Koenig & Bauer MetalPrint);
- оборудование для печати на объемных емкостях (Koenig & Bauer Kammann).
На прошлой выставке drupa компания Koenig & Bauer анонсировала и показала цифровую рулонную печатную машину и прототип гибридной листовой машины с интегрированными секциями традиционной офсетной печати, лакировки и отделки, а также модулем цифровой печати.
Через шесть месяцев, на следующей выставке drupa мы увидим очередные новинки Koenig & Bauer. Сейчас было бы преждевременным давать информацию о таких разработках в сегменте цифровой печати.
Если экономика Украины и политическая ситуация будут развиваться в позитивном направлении, то перспективы появления в нашей стране современных цифровых решений от Koenig & Bauer очень реалистичны.
Двойственный эффект
Print+: Укрепление гривни — хорошо это или плохо для рынка полиграфии? Были заметны определенные качественные изменения в тот или иной период уходящего года?
С. П.: Укрепление гривни имеет как позитивное, так и негативное влияние на рынок полиграфии. Укрепившаяся гривня позитивно влияет на процесс приобретения оборудования, на стоимость расходных материалов, так как оборудование и материалы производят не в Украине, внешнеэкономические контракты привязаны к валюте и, соответственно, гривневая цена снижается.
Для украинских типографий, которые печатают продукцию на экспорт, крепкая гривня ведет к сокращению объема гривневой массы, получаемой за такую продукцию, что негативно влияет на размер оборотных средств предприятий.
Ожидания и пожелания
Print+: Чего ожидаете от следующего года, от крупнейшей выставки мировой полиграфической индустрии — drupa-2020?
С. П.: Есть несколько интересных проектов, которые перенесены на следующий год и будут скоро реализованы.
Выставка drupa-2020 продемонстрирует тенденции полиграфии и новинки, которые пока еще рано озвучивать.
Print+: Что бы вы хотели пожелать полиграфистам Украины в новом, 2020 году?
С. П.: Хотелось бы пожелать полиграфистам быть реалистами и мудрости. В мире нет ничего постоянного. Необходимо помнить в качестве простого примера, как за небольшой период времени пленочные фотоаппараты были вытеснены с рынка цифровыми, а потом цифровые фотоаппараты ушли в историю, так как их заменили фотокамеры в смартфонах.
Полиграфия уже никогда не станет такой, какой она была десять лет назад. Необходимо реально осознавать, что мир информационных технологий меняется и, соответственно, трансформируется полиграфическая отрасль.