События 2013-2015 гг. с огромной долей вероятности предопределили дальнейший вектор развития Украины. Вскормленный матерью городов русских «старший брат» приперся к нам в гости, навалился всей своей тушей и попробовал брутально поглумиться над матерью. За такую попытку инцеста московский улус получил по зубам, а народ Украины, думается, раз и навсегда для себя определился, с кем дальше идти по жизни – с «собирателями земель русских» или же с Европой, где нас, впрочем (а полиграфистов тем более) не особо-то и ждут.
Тем не менее, многие украинские типографии самых различных сегментов (упаковочные, коммерческой печати, ориентированные на печать книг и журналов) успешно на рынки Европы выходят; немало других типографий о такой возможности задумываются.
Мы не стали ждать, пока подавляющая масса здоровых типографий Украины, имеющих хоть какой-то, «мало-мальски» достойный потенциал для выхода на европейский рынок воспользуются такой возможностью – ведь вектор уже понятен, а значит, нужны внятные рекомендации, как этому вектору следовать.
А кому, как ни коллегам-полиграфистам, эти самые рекомендации формулировать и озвучивать. Вот и провели мы очередной блиц-опрос, целью которого было понять – а есть ли, собственно, у украинских типографий перспективы на рынке Европы? Ну а коль скоро такие перспективы есть, то у типографий какого сегмента. А ежели понятно с сегментами, то что мешает пытаться войти в Европу – различия в законодательстве, низкая техническая оснащенность, что-то другое? Итак, первый пункт нашего блиц-опроса касался перспектив украинских типографий на европейском рынке.
Вводная: есть ли перспективы в Европе?
Из 43 участников опроса 24 (55,8%) считают, что перспективы есть. Категорично – «Нет» — настроены 7 участников (16,3%); колеблются и не могут определиться с ответом 10 участников (23,3%); собственную точку зрения предпочли высказать двое респондентов (4,7% от общего количества респондентов). Что же это за точка зрения?
«Очень ограниченные возможности», — считает директор запорожской типографии «Керамист» Дмитрий Плеханов.
«У немногих. Таковых будет 10-20 со всей Украины», — это мнение издателя из Николаева Павла Шамрая.
Рисунок 1. Перспективы украинских типографий на европейском рынке
А кто уже имеет опыт?
Развивая вопрос понимания перспектив украинских типографий на европейском рынке, замечу, что большая часть типографий, чьи представители приняли участие в опросе, работают с ЕС. Например, если принять во внимание общее количество участников опроса, выполнявших заказы для ЕС, то таковых 27 из 43. При этом на системной основе с государствами Европейского Союза работает 9 участников опроса (20,9%), разовые заказы из ЕС были у 18 компаний (41,9% от общего количества голосов), не работает с ЕС 41,9% участников опроса (18 компаний). Один участник (Юлия Недоступ из одесской типографии «ВМВ») выбрала вариант «Другое»: «Разовые заказы с небольшими тиражами от знакомых».
Рисунок 2. Опыт работы типографий с рынками ЕС
Сдерживающие факторы
Как это обычно у украинцев бывает, всегда нам что-то мешает. На пути европейского вектора украинских типографий вообще стоит масса препятствий. И законодательство Украины не адаптировано к требованиям ЕС (это проблема для 14 участников опроса – 32,6%), и уровень типографий в Украине недостаточно высок (16 участников – 32,7%), и типографии у нас инертны (15 участников так считает, или же 34,9%), и с логистикой сложности и колебания валютного курса мешают (по 16 участников опроса, что соответствует 37,2% от общего количества респондентов, считают эти проблемы значимыми).
Как видим, пять пунктов набрали примерно равное количество голосов. Следовательно, народу непросто понять, что мешает выйти на рынки ЕС, поэтому галочки ставятся напротив нескольких пунктов сразу J.
Беспредел на таможне существенным ограничением при выходе на рынке ЕС считают 10 участников опроса (23,3%). Консерватизм европейских заказчиков смущает 5 участников опроса (11,6%).
Вариант «Другое» предпочли 7 человек, что немало и говорит о том, что организаторы опроса вынесли в качестве вариантов ответа далеко не все возможные пункты.
Тем не менее, приведем варианты респондентов, которые сформулировали собственные причины:
«Доставка груза 4-7 дней», — уточняет пункт про сложности с логистикой Вадим Годованюк из типографии «Тираж».
«Высокая стоимость доставки», — считает Юлия Недоступ (типография «ВМВ»).
«Во-первых, коррумпированность наших таможенников. Во вторых, таможенное законодательство. В третьих, порядок возмещения НДС», — развивает тему Александр Рашковецкий — «Принт бистро» (Одесса).
«Недоверие к Украине», — горько отмечает Александр Шойхет, Президент типографии «Весна» (Днепропетровск).
«Система налогообложения не стимулирует сбыт в ЕС», — акцентирует внимание на этом аспекте Дмитрий Плеханов («Керамист»).
«Отсутствие уникальных торговых предложений», — согласимся с Олегом Фельдманом, директором никопольской типографии РПК «Січ».
«Вы вообще-то в курсе, что такое ЕС?», — сомневается во мне женщина с красивым русским именем Василиса по фамилии Петрова из компании «Печатники».
И в этот же ряд укладывается комментарий еще одного участника опроса, заказчика упаковки (как он сам представился) Дмитрия: «Для выхода на европейский рынок типографии очень желательна международная сертификация, например ISO 9001».
И вот еще один комментарий, полученный в рамках ответа на вопрос о перспективах украинских типографий в ЕС, но относящийся по сути к вопросу об ограничениях: «Если бы не проблемы в законодательстве, налогообложении, на таможне то все европейские предприятия работали бы с Украиной! Сейчас эти поля интенсивно пашет Польша. Но мы круче!!!», — столь оптимистично настроен Андрей Тимченко («Тим Паблиш Групп»)
Рисунок 3. Преграды, сдерживающие сотрудничество украинских типографий с ЕС
Кто с шансами, а кто без?
На этот счет у меня давно сформировалось и собственное мнение. Я его озвучивал на соответствующей пресс-конференции в «Укринформе» «Типография Вольф: европейский выбор». Я понимаю, конечно, что респонденты представляют определенные сегменты и в своем выборе исходят во многом из собственного восприятия ситуации. Тем не менее, клиническая картина и температура в целом по больнице относительно объективная.
В частности, 15 участников опроса (34,9% от общего количества) верят в перспективы в Европе производителей картонной упаковки. Несколько ниже оцениваются шансы типографий специальных видов печати, хоть и не все, видимо, правильно понимают этот термин (12 участников, 27,9%), книжных типографий (11 участников, 25,6%), сервисов Web-to-Print и производителей гибкой упаковки (по 10 участников, 23,3%).
Меньше наши респонденты верят в перспективы типографий коммерческой печати (8 и 18,6%, соответственно), цифровой печати (6, 14%), медийных типографий (5, 11,6%).
Вариант «Другое» выбрали 9 участников опроса.
«Ни какого», с сохранением авторской орфографии ватной Василисы («Печатники»).
«Офсет», — краток Вадим Годованюк из типографии «Тираж».
«Востребованы будут услуги с ручными работами и дешевой рабочей силой», — считает Ольга Тимонтеева («Салютис»).
«Равные шансы», — такое мнение Юлии Недоступ («ВМВ»).
«Нет такого сегмента», — считает Александр Руденко (Printing Technology Consulting).
«Операторов сборочных тиражей», — пишет Александр Горобец («Мэджик Дизайн» рекламно-полиграфическая группа).
«Шанс есть, но он не связан с конкретным сегментом полиграфии, а зависит только от двух факторов: умений на данный момент и правильных усилий на пути в ЕС», — отмечает николаевский издатель Павел Шамрай.
«Уникальные нишевые решения», — резонно замечает Олег Фельдман (РПК «Січ»).
«Типографий, производств, готовых сильно заморачиваться с небольшими тиражами. С большой долей ручного труда. Возможностями выполнения нестандартных заказов, не типовых», — такое мнение Егора Лизунова, директора днепропетровского ООО «ЛизуновПресс».
Достаточно взвешенная оценка ситуации — в комментарии директора киевской типографии Salutis Ольги Тимонтеевой: «Т.к. уровень заработной платы в ЕС существенно выше, мне кажется, конкурентноспособными будут сложные изделия с высокой составляющей ручного труда – например, РОS-материалы, сложная оригинальная упаковка, которую нельзя сделать машинным способом.
Касательно журнальной продукции и простой упаковки — здесь и конкуренция выше и выше доля материальных затрат — нужно или работать на давальческим сырье (что может быть весьма проблематично при нашем законодательстве) или замораживать надолго собственные оборотные средства, рискуя проиграть на курсе валют и сложностях с возвратом НДС.
По цифровой печати в секторе В2С, тем же Web-to-Print, мне кажется, конкурировать очень сложно. Во-первых, в Европе этого много — и в Интернете много ресурсов, и практически в каждом торговом центре стоят копи-центры с супернавороченными автоматами по печати. Эти автоматы печатают в присутствии заказчика как с флешки, так и с любого другого носителя — в т.ч с телефона через Bluetooth. Оператор при этом не нужен: заказчик все делает сам и интерфейс очень доступен! И спрос на эту услугу не такой уж большой, а цена - минимальная. Я как-то наблюдала за таким копи-центром в крупном городе. Так вот, за 45 минут в воскресенье был аж 1 (один) клиент, который напечатал 10 (десять) фото на $2-3»...
Рисунок 4. Шанcы типографий различных сегментов на рынках Европейского Союза
А в качестве резюме приведем мнение Турко М. (ТзОВ «Растр-7»): «Українські типографії мають великий потенціал і перспективи в сегменті виготовлення книжкової продукції, особливо тепер, коли курс валют в Україні сягнув захмарних висот, але в нас мало хто займається логістикою в цьому напрямку».