Технический прогресс развивается невероятными темпами, и, наверное, именно это служит причиной того, что все мы так или иначе грустим о прошлом. Ретро и винтаж нынче в моде; не следует забывать и о том, что все новое – хорошо забытое старое. Вот и в киевской типографии «Александрия-Ф», хорошо известной благодаря своей трафаретной специализации, уловили тренд и решили производить… бумагу ручной работы. О том, что из этого получилось, рассказывает директор предприятия Владимир Таций.
- Идея пришла от заказчика, – говорит Владимир. – Все генераторы идей, как правило, – это наши клиенты. То есть человек приходит: хочу то, не знаю что, и тогда начинаешь думать, как это можно сделать.
В свое время, более трех лет назад, подобную бумагу нам приносили заказчики, и мы много раз на ней печатали. Тогда ее производила компания Paper Studio совместно с «Август-трейд». Человека, который у них занимался этим направлением, к сожалению, уже нет (Сергей Алексеенко; сохранен его блог, где в подробностях описано производство бумаги ручной работы – http://mymailto.livejournal.com. – Авт.). Поэтому производство ручной бумаги остановилось. Но время от времени к нам приходили запросы от клиентов: не делаем ли мы случайно такую же бумагу, как делал в свое время «Август-трейд»? И когда я в очередной раз наткнулся на образцы работ, которые мы печатали на этой бумаге, то очень захотел попробовать продолжить опыт коллег. Понравилась сама идея: мне по душе делать что-то интересное, новое, нестандартное, то, чего нет у других. Так что я поднял соответствующую литературу, ресурсы интернета, вычитал, расспросил людей, кто-то что-то подсказал из собственного опыта. Мы набили свои шишки и после этого сообщили, что можем делать бумагу ручной работы. В то же время в «Август-трейд» то и дело приходили люди, интересовавшиеся этой бумагой, и там всем советовали обратиться к нам. Так в конце 2011 года мы получили первого клиента – PocketBook (продажа электронных книг). На этом заказе мы полностью отработали технологию – подобрали оборудование, рассчитали все нюансы. Для изготовления обложек сувенирных блокнотов заказчику была нужна не просто бумага ручной работы, а еще и с вкраплениями семян. То есть идея такова: обложку можно оторвать, посадить в землю, полить – и прорастет трава. Мы с этой задачей успешно справились, и клиент остался очень доволен. Заказчики были счастливы, что нашли нас, а мы рады тому, что благодаря им собрали оборудование и запустили производство. Теперь можем с полной уверенностью делать любые варианты бумаг по желанию клиента, – в определенных, конечно, рамках.
Бумага с вкраплениями семян
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о технологии производства.
- Мы используем готовую целлюлозу, а не полностью производим её у себя, – просто забираем остатки производства предприятий бумажной промышленности. То есть берем чистую целлюлозу, добавляем клей на крахмальной основе, все натуральное, никакой «химии». Оборудование используем то же, что и китайцы более 2 тысяч лет назад, когда они, собственно, и изобрели бумагу. Единственное отличие – то, что мы берем просто целлюлозу, а не идем с нулевого цикла, когда в целлюлозу перемалывается кора дерева или деревянные стружки. У нас пока нет оборудования, которое перемалывает, оно очень громоздкое, тяжелое и дорогое. К тому же это длительная процедура и дорогостоящая обработка, поэтому мы берем готовую перемолотую целлюлозу – она мелкая, взвешенная, как пыль. Все это вручную замешивается с клеем, если нужна цветная бумага, то еще и с краской, и откидывается на специальное сито, затем – на ткань, спрессовывается – отжимается вода, и просушивается.
- Какую краску вы используете для изготовления цветной бумаги?
- Это специальная натуральная краска для целлюлозы. Еще мы экспериментировали с акварельными красками. Гуашь брать не стоит – она будет оставаться на пальцах, так как бумага без химических добавок не сможет полностью держать краситель. Например, в дизайнерские картоны добавляется «химия», которая не дает краске оставаться на пальцах, а мы ничего такого не используем. Можно тонировать даже чаем, кстати, в отличие от кофе получается очень хорошо.
Цветная бумага ручной работы
- А как насчет формата листов и производительности?
- Стандартный формат оборудования у нас сейчас – А4. Недавно под запрос попробовали изготовить формат А3. Его немного тяжелее делать, но тоже возможно – если не придираться к тому, что бумага все-таки ручной работы, поэтому она не может быть идеально ровной, гладкой, с одинаковой толщиной листа. И на формате А3 это более заметно, чем на А4.
Что же касается производительности, то за день с помощником можно сделать около 60 листов бумаги без специальных эффектов формата А4. В процессе должны участвовать минимум 2 человека, потому что один все время отливает массу, а второй – помогает раскладывать листы. Когда лист отливается, его мало положить на ткань – нужно еще накрыть сверху второй тканью для того, чтобы листы не слиплись во время прессования. Если кидать лист на лист, все слипнется в одну массу, а так эти тряпочки потом просто снимаются. Они к тому же создают на бумаге особый эффект ткани, будто эта бумага льняная. Без этого обойтись нельзя, потому что ткань не бывает идеально ровной, в ней всегда есть переплетение. И, кстати, этот эффект можно использовать специально. Экспериментируя, мы брали более грубое полотно и даже вафельные полотенца – фактура получается еще грубее. Если найти ткань, допустим, в рубчик – она будет оставлять след на бумаге рубчиком. То есть в зависимости от того, что хочет заказчик, можно экспериментировать и с фактурой.
- Как достигаются «спецэффекты» на бумаге?
- Например, бумага с семенами делается так: сначала откидывают первый слой бумаги, на него насыпают семена и сверху накрывают вторым листом, затем спрессовывают, просушивают, и получается лист с семенами. Если нужна бумага с травой, то возможны два варианта: либо поместить ее, как семена, между листами, но тогда ее будет плохо видно, либо класть на лист сверху, но в этом случае нужно добавлять больше клея и есть вероятность того, что трава все-таки оторвется. Есть еще третий вариант: в массу целлюлозы, пока ее не отлили, накидать всякой всячины (допустим, цветы ромашки, лепестки хмеля, иглы ели). То есть существует целых три способа.
Бумага с вкраплениями сосновой хвои
Делают и «пожеванную» бумагу: отлитую массу, перед тем как прессовать, берут и руками сжимают в складки.
- А ароматизированную бумагу сделать можно?
- Можно, но ее нужно сразу же запаковывать в целлофановый пакет, потому что запах улетучится. Например, когда мы делали бумагу с хвоей, аромат у нас стоял на весь цех (мы сорвали иголки прямо со свежей сосны), но при сушке все полностью выветрилось. Лучше всего использовать ароматизаторы – после отлива бумаги сбрызнуть, герметично запаковать и подарить. Если ароматизатор стойкий, то пахнуть будет долго. Все зависит от его качества. Натуральные ароматы выветриваются, поэтому стоит, скорее всего, брать искусственные ароматизаторы. Но такая задача перед нами пока что не стояла. Сейчас мы хотим развить направление водяных знаков, когда на свет заказчик может видеть свой логотип. На это уже начинают обращать внимание. Это может служить и степенью защиты для бланка, сертификата – его уже нельзя подделать.
Бумага с добавлением табака
- Как определяется плотность бумаги ручной работы?
Мы, конечно, делаем это на глаз, но можно отработать систему. Если набрать, допустим, 100-граммовый стаканчик массы целлюлозы (уже с клеем, краской) и сделать из него лист, то получится, условно говоря, 100-граммовый лист бумаги. Берем 250 г целлюлозы – получится 250-граммовая бумага. То есть сколько набираем целлюлозы, такая и выходит плотность листа. Очень тонкой бумаги тяжело добиться, потому что у нас целлюлоза не самого мелкого «помола», то есть идеальный 80-граммовый лист не получится. Так как технология ручная, не идеальная, не отработанная до микронов, она должна иметь допуск. Грамм 100, 110, 120 – это минимум, а максимума нет. Можно делать даже картон любой толщины. Но мы всего этого добиваемся экспериментальным путем, потому что сырая масса имеет один вес, отжатая и просушенная – другой и выглядит совершенно по-другому. Мы добавляли в бумагу красители таких насыщенных цветов, что думали, что получится просто «ух». Отжали, просушили, достали – а вышло бледно. Пока сырая, бумага очень яркая, а когда высыхает, становится почти в 2 раза бледнее. При сушке целлюлоза «глушит» цвет, и тона получаются ближе к пастельным. Это тоже по-своему интересно.
- Какой способ печати лучше всего применять на этих бумагах?
- Трафаретный. Это на 100% идеально. Теоретически – мы еще не проверяли,– но если брать абсолютно чистый лист бумаги (без семян), то его можно запускать в цифровую машину. Для офсетного тиража даже в 100 листов еще 100 нужно на приладку, поэтому для бумаги ручной работы офсетная печать не подходит – слишком дорого получается. Да и такие работы, как правило, заказываются тиражом в 10, 20, 50 штук.
- А как насчет еще одного ретро-тренда – высокой печати?
- Можно делать и высокую печать, только брать бумагу еще более плотную. Не сильно отжимать при изготовлении, просто чуть-чуть спрессовать, чтобы бумага получилась более-менее ровная. Тогда она будет рыхлая, и на ней можно будет печатать высокой печатью. Смысл ведь в том, чтобы был рельеф. Если делать на плоской бумаге, то получится тот же оттиск, что и офсетная, трафаретная печать, без эффекта. Мы у себя на тигеле попробовали – это слепая печать без фольги, фактически слепое тиснение. А если бы мы испачкали клише краской, то получили бы уже высокую печать. Так что все в наших руках.
- Существуют ли какие-то технологические ограничения для печати на бумаге ручной работы?
- Лак не ляжет. Лак вообще хорошо смотрится только на мелованных или прогрунтованных картонах, иначе он проваливается, как в промокашку, и остается мокрое пятно. Мы пытались сделать бумагу с глиттером. Но если натуральные компоненты держатся в бумаге ручной работы идеально, то все искусственное выпадает. Если потереть лист, то весь глиттер высыпается, несмотря на то, что был замешан в массе. Но зато мы можем сделать термографию с глиттером – это та же трафаретная краска, она хорошо ложится, прекрасно себя ведет и красиво смотрится. Когда нам привозили бумагу ручной работы на пробу и мы делали тираж пригласительных, то применяли именно термографию. Получалось очень хорошо.
- Какие изделия из этой бумаги у вас обычно заказывают?
- Уже упомянутые обложки для блокнотов, конверты, очень много открыток. Пробовали делать оснастку для визиток – как раз размером с визитку. Правда, пока что мы ее полностью не отработали, она у нас еще не идеальная. Бумагу нужно делать более плотной. Мы хотим, чтобы листик размером 5 х 9 см оставался с необрезанными краями. Можно, конечно, обрезать, но тогда уже не будет понятно, что это ручная бумага. Еще мы тут специально экспериментировали: у нас одна сторона была идеально гладкая, вторая сторона больше показывала фактуру – целлюлоза не сильно отжатая.
Мы пробовали сделать конвертик высечкой – кто берет в руки, из-за ровной обрезки не сразу понимает, что это бумага ручной работы. В свое время «Август-трейд» сделал оснастку для литья конвертиков по форме конверта, то есть их края остаются не высеченными. Только сфальцевали и склеили. Такой конверт смотрится намного эффектнее, чем высеченный. Но у них все ограничивалось форматом А4, соответственно, конвертики получались только из этого формата. Мы сейчас пробуем делать формат А3, из него конверты уже можно изготавливать побольше – и евроформата, и А5. Кстати, нам как-то даже заказывали интересную открытку – в виде восьмерки. Мы ее не высекали, а сделали оснастку по форме восьмерки.
- С какой целью обычно заказывают подобные изделия?
- Отличаться. В основном это разовые заказы. Вот пришел запрос – сделать приглашения на свадьбу в виде свитка под старинную бумагу. Обычно такие свитки люди просто распечатывают. Но здесь человек узнал (ему кто-то посоветовал), приехал, посмотрел и сказал: это как раз то, что мне надо. И правда: свиток, сделанный вручную на ручной бумаге, выглядит намного более правдоподобно, чем свиток, просто распечатанный на цветном принтере. Получается, конечно, немного дороже, зато можно получить практически полную имитацию, тем более что мы тут же можем все и напечатать со всеми возможными эффектами: и трафаретная печать, и объемная, и глиттер добавить, и тиснение, и флок. Все это можно сделать у нас.
- И как часто поступают заказы на бумагу ручной работы?
- Раз в месяц кто-то что-то да заказывает. Просто сейчас это направление еще недостаточно разрекламировано, недостаточно проинформированы все наши заказчики о том, что мы такое можем. Те, кто с нами постоянно работает и приходит к нам в офис, видели образцы и знают. Теперь нужно, чтобы они донесли наши возможности до своих заказчиков, потому что это, как правило, рекламные агентства, а им нужно еще предложить своим клиентам, уговорить их, чтобы они заказали себе такую бумагу. Сейчас, как я уже говорил, мы работаем над направлением красивых водяных знаков, чтобы бумагу можно было использовать как бланки с фирменным знаком заказчика. Это будет уже более интересно и конкретно.
Имитация водяного знака
- Любопытно, какова география заказчиков вашей бумаги?
- Пока что это Киев и остальная Украина, но нашими наработками уже заинтересовалась компания из России.
- Кто еще, кроме вас, занимается бумагой ручной работы в Украине?
- Я этим интересуюсь уже второй год. У нас в стране есть даже целая линия, в которую с одной стороны засыпаются опилки, а с другой стороны выходит чистый, белый, ровный, гладкий лист. Практически промышленное оборудование, хотя это тоже считается бумагой ручной работы. Стоит такая линия чуть ли не 80 тысяч евро, не знаю, за счет чего она окупится. Но – якобы была привезена, запущена и работает. Есть еще пара-тройка человек – говорят, что просто отливают бумагу, чисто белую. Мы же можем добавлять разнообразные эффекты и готовы экспериментировать дальше, если кто-то подскажет идею или что-то запросит – мы готовы это делать, смотреть, как получится. Я, честно говоря, не ожидал, что здесь кто-то занимается ручной бумагой – мне случайно сказали: вот, один человек там, один там. Но и я этим вопросом специально не интересовался. С другой стороны, в интернете есть очень много видеокурсов о том, как даже в домашних условиях на кухне можно сделать бумагу из обрезков той же писчей бумаги. Некоторые таким образом делают открытки ручной работы.
- Конкуренцию не ощущаете?
- Нет. Я знаю, что многим предлагали этим заниматься, и многие отказались. Производство бумаги – весьма трудоемкий процесс, он занимает очень много времени. Поэтому это нельзя назвать коммерческой линией, это скорее имиджевое, вспомогательное направление для нашего основного – трафаретной печати. То есть мы можем на бумаге ручной работы потом напечатать – а заодно и изготовить этот лист.
- Кстати, какова цена вопроса?
- Лист формата А4 без всяких эффектов (просто чистый белый лист) стоит порядка 10 гривен. Если с добавками, красителями, эффектами – цена увеличивается. Получается, конечно, немного дороже, чем дизайнерский картон, но, с другой стороны, мы можем такое, что никто, нигде и никогда не сделает и не повторит. Правда, существуют магазины, которые продают индийскую бумагу ручной работы, но она у них вся абсолютно одинаковая, любой человек может прийти и купить. Здесь же мы сделали что-то для конкретного заказчика и не повторяем. То есть бумага полностью эксклюзивная, только для него.
- Каким образом вы продвигаете свое новое направление?
- Сейчас мы в обязательном порядке всем, кто к нам приходит, показываем, рассказываем и даем образцы. Все, кто с нами работает, уже знают о новом направлении. Также мы пытаемся рекламировать его через интернет (посредством рассылок) и хотим поучаствовать в выставке, скорее всего, в REX – это место, которое посещают те, кто хочет увидеть что-то новое. Может, нас и заметят. Очень часто, кстати, срабатывает «цыганская почта». Кто-то знает, что мы делаем бумагу ручной работы, у них кто-то запрашивает, нас рекламируют, и так через вторые-третьи руки к нам приходят заказы.
- В текущем году вы участвовали в фестивале «Країна мрій» с мастер-классом по изготовлению бумаги. Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии.
- Организаторам нас посоветовали наши друзья, которые занимаются каллиграфией. Они на этом фестивале выступают со своим мастер-классом не первый год и предложили нам тоже поучаствовать. Мы и согласились – себя показать да на людей посмотреть, и продемонстрировали сам процесс отлива бумаги, когда она из сырой кашеобразной массы отливается в листы. Потом эти листы мы уже у себя в офисе прессовали и сушили.
- Новых клиентов на «Країне мрій» не нашли?
- К сожалению, нет. Дело в том, что мы попали в неудачное время – пятница, 3 часа дня, то есть там ходили люди, которым это было не совсем интересно. Вот если бы была суббота-воскресенье и простоять там целый день, а не полтора-два часа, как мы простояли, может быть, мы бы кого-то и «подцепили». А так это была скорее имиджевая акция. С другой стороны, мы на фестивале тоже получили определенную полезную информацию. А вообще, бумагу нужно просто активно рекламировать, потому что к нам очень часто по нашим рассылкам или по рекомендации приходят люди и говорят: вы знаете, мы даже не предполагали, что такое возможно сделать в Украине! Так в свое время было и с флоком – когда я привез эту технологию, флок в Украине никто не делал. Я это увидел, своевременно закупил оборудование, привез, запустил. И никто даже не догадывался, что все это можно сделать здесь, в Киеве, элементарно прийти и заказать. Так же и с этой бумагой: люди не предполагают, что такое возможно. Хотя ничего сложного или неординарного в ней нет.
Образец каллиграфии на бумаге ручной работы
- Какой вы видите перспективу бумаги ручной работы в Украине?
- Я-то ее хочу видеть, но бумагу нужно скорее разрекламировать, чтобы это увидели люди. Потому что уже было много запросов, те же каллиграфы говорили: мы готовы писать на этой бумаге, нам это интереснее, чем на обычной. Все упирается в себестоимость: смогут ли заказчики потянуть бумагу ручной работы. Мы предлагаем массу идей и возможностей. Если человек нестандартно мыслит (а все ведь привыкли: либо цифра, либо офсет – и никуда дальше), если расширить людям мировоззрение, показать потенциал, то они, пожалуй, заинтересуются. Это нормальный процесс, потому что стандартных людей много, но и нестандартных тоже много.
Знакомясь с такими настоящими и действительно теплыми и «живыми» образцами ручной бумаги, так и хочется поставить на них своеобразный знак качества: «Сделано руками». Будущее за экологичностью и уникальностью, а значит, даже в условиях кризиса эксклюзивный hand made найдет свою нишу. Прошу прощения за тавтологию, но вещи, сделанные людьми (а не машинами) для людей, позволяют нам лишний раз ощутить себя Людьми. Пожелаем же компании «Александрия-Ф» развития и процветания, а отечественным заказчикам – бесконечного расширения горизонтов и роста креативности!