Послепечатная отделка полиграфической продукции – своеобразный «десерт», без которого обед зачастую не обходится. Ее предназначение – защищать отпечатанное, придавать ему удобную законченную форму. Но не менее важной функцией постпечати является привлечение внимания, создание эксклюзивной продукции с той самой добавочной стоимостью, о которой сегодня столько говорят. Что же представляет собой постпресс в Украине сегодня – технологии будущего или труднодоступную роскошь? Чем живет послепечатный рынок? Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе с ключевыми лицами отечественной постпечати.

Предприятий, предоставляющих послепечатные услуги, в Украине не так много, и расположены они неравномерно, в основном в крупных городах: Харькове, Одессе, Днепропетровске. Однако абсолютное большинство сосредоточено в столице. На рынке г. Киева сегодня отчетливо выделяются три лидера: это компании «Голден-Арт», «СтарПринт» и «Чех Пост Принт Хаус». «За последние годы мало что изменилось, – говорит об украинском постпечатном рынке директор «СтарПринт» Светлана Андреева. – Периодически на рынке появляются новые игроки, но такое же количество и покидает рынок, не выдерживая конкуренции. Объемы потребления услуг уже давно стабилизировались, тенденции к возрастанию не наблюдается. Значительно возрос интерес к применению разнообразных спецэффектов УФ-лакировки. А это наша сильная сторона и в этой сфере мы чувствуем себя очень уверенно». Олег Чеховский, владелец «Чех Пост Принт Хаус», видит ситуацию следующим образом: «Во время кризиса рынки не умирают, а только сокращаются. Соответственно, происходят переделы рынков. Это как в игре со стульями – на 10 человек было 10 стульев, а осталось, скажем, 5. Сегодня оборудование у всех приблизительно одинаковое, мощности тоже (у кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше), и война за клиента идет либо посредством неразумного демпинга, либо благодаря мастерству отделов продаж, а также усилиям маркетинга и PR. Мы начали внедрять маркетинг еще 2 года назад и вышли на определенный уровень, а в других компаниях этого либо нет, либо только начинается». Некоторые игроки рынка признаются, что идут по альтернативному пути – предпочитают использовать наработанную базу проверенных заказчиков: «Клиенты приходят к нам сами, – рассказывает директор компании «Экспресс-Лайн» Сергей Тихий. – Это постоянные заказчики, которые работают с нами в течение уже 12 лет. Рекламой мы не занимаемся, за конкурентами гоняться нам не интересно. Не стараемся завести активные продажи, потому что это подразумевает снижение цены, а значит, работу в убыток». Общая тональность оценки постпечатного рынка игроками мало оптимистична. «На сегодняшний день рынок замер, наблюдается очень большой спад работ. Такое впечатление, что это некое затишье перед бурей, – делится генеральный директор компании «ДКС» Валерий Антюхов. – Производственные предприятия перестали брать кредиты, соответственно, новое оборудование не завозят». Сергей Тихий также говорит о том, что новое оборудование покупать невыгодно: «Сейчас люди экономят деньги на всем. Отпечатали тираж – и все, больше в него никто ничего не вкладывает. Если лакируют, ламинируют – то минимум». С ним солидарен директор предприятия «Александрия-Ф» Владимир Таций: «Многие уже вообще не заказывают никаких бумажных носителей. Если раньше перед Новым годом мы не могли отбиться от объема заказов – все хотели открытки с эффектами, то сейчас те же заказчики говорят: «Мы всех поздравляем через интернет». Это дешевле. Все стараются экономить».

Горечь осознания текущей ситуации усугубляется еще и тем фактом, что украинские послепечатные компании достигли в своем направлении значительных высот, а тех, кто способен по достоинству оценить широкие возможности постпресса и достойно их оплатить – единицы. Ламинация, выборочное и сплошное лакирование, лакировка со всевозможными спецэффектами, флокирование, термография, конгрев, тиснение фольгой и блинтовое, высечка, биговка – все это нашим предприятиям под силу, более того – на высоком уровне исполнения. «Качеством у нас уже сложно кого-либо удивить, так как стандарты в отрасли весьма высоки и заказчик, платя за работу определенную сумму, зачастую становится очень требовательным», – говорит директор компании Premium Print Елена Чайковская. Неудивительна статистика, которую сообщил нам Олег Чеховский: «Когда мы («Чех Пост Принт Хаус» – Авт.) проводили исследование среди 200 клиентов, то увидели такую тенденцию: на первом месте по важности – качество, на втором – сроки, на третьем – обслуживание, на четвертом – цена. Очевидно, что исходя из этого, акцент в продажах необходимо делать на предоставляемых ценностях, а не на цене. А это уже вопрос искусства менеджеров и правильного продвижения компании. Также, исследуя то, как видят нашу компанию клиенты и анализируя их отклики, мы многое узнаем о реальном спросе на полиграфический продукт, в том числе постпечатные услуги, и получаем работающие подсказки для дальнейшего развития. Оказывается, задавать вопросы – это не только очень полезно для отношений с клиентом, но еще и доходно для вашего бизнеса», – делится Олег Чеховский. Однако, уделяя особое внимание качеству исполнения, заказчики полиграфической продукции то и дело упускают из виду спектр возможностей постпресса. «Все почему-то зациклились на лакировке, – рассказывает Владимир Таций. – Люди просто не знают, сколько еще видов отделочных работ существует. Мы на выставках показываем образцы наших работ, но широкой рекламы нам все равно не хватает. К тому же люди привыкли: печатается журнал, на обложку кладется выборочный лак – и все. Дизайнеры тоже не в курсе. Да, другие способы дороже, но не забывайте: это сразу же выделяет из толпы. Это эксклюзив. Иногда звонят и спрашивают: что можно сделать, чтобы выделиться? Я отвечаю: положите на название тот же флок – журнал сразу привлечет внимание. Можно обложку необычную сделать. Тут же отвечают: нет, нам бы попроще, подешевле». Поэтому многие постпресс-компании считают важным обучение клиента – как постоянного, так и потенциального. «У нас когда-то работал менеджер, который ходил по рекламным агентствам с нашими образцами и рассказывал о возможностях дизайнерам и креативным директорам, чтобы они, разрабатывая какой-то концепт, могли использовать наши технологии. Планируем возродить эту практику», – говорит Владимир Таций. О подобных инициативах и консультациях упоминают и представители таких компаний, как «Чех Пост Принт Хаус», «Идея-Принт», Premium Print и некоторых других. «Неизменным успехом у наших заказчиков пользуется разработанный нами каталог спецэффектов, – рассказывает Светлана Андреева («СтарПринт»). – Выпущенный в позапрошлом году тиражом более 500 экземпляров, он разошелся в мгновение ока. Каталог дал возможность нашим клиентам разнообразить линейку своей продукции и внести инновации в оформление рекламной полиграфии. В данное время мы работаем над выпуском нового каталога».

Образцы продукции компании «Александрия-Ф» (флок, термография)

Наверное, очень многие в полиграфической тусовке и вне ее слышали о семинарах, которые проводит инновационная типография упаковки «Весна» и проект Why?Armadillo при поддержке рекламного агентства INCHKIEV. Говорит президент «Весны» Александр Шойхет: «Семинары были организованы для того, чтобы ознакомить как можно большее количество людей с технологией УФ-печати. Результат оценить пока трудно – это долгосрочная программа. Мы будем продолжать. Вполне может быть, что будем придумывать еще какие-то промо-акции, направленные на образовательный момент, т.е. рассказывать людям, что существует еще и вот такое». Говоря об упаковке, сложно отделить постпечатные процессы от всего остального. В типографии «Весна» установлена 6-красочная печатная машина KBA Rapida 105, на которой выполняется печать УФ-красками, в том числе и так называемый эффект drip-off (гибридная печать) – как на обычных картонах, так и на металлизированных. «Преимуществ УФ-технологий несколько, – рассказывает Александр Шойхет. – Во-первых, это мгновенное получение сухого оттиска. Несмотря на то, что УФ-печать несколько дороже, она ускоряет процесс. Во-вторых – возможность печати на невпитывающих материалах: пластики, металлизированный картон и т. д. И в-третьих – возможность нанесения различных эффектов типа drip-off. На обычном картоне drip-off выглядит как пластик – очень интересный эффект. Кроме того, путем drip-off можно сделать выборочное УФ-лакирование (там, где drip-off, будет матовая поверхность, а где его нет – глянцевая). Таким образом можно выделить очень тонкие элементы, чего трафаретной выборочной лакировкой не достичь, – буквально размером с пиксель. УФ-печать – это технология, которая сейчас везде набирает обороты, и если у нас она занимает какие-то доли процента рынка, может быть, 1%, то в Европе УФ-технологии держат до 30%». Что можно сказать о стоимости данной технологии? «Человеку, который не знаком с этим всем, кажется, что это очень дорого. После ознакомления он понимает, что это не настолько дорого, как он думал, – отвечает Александр Шойхет. – В Украине стоимость такой продукции в разы меньше, чем на Западе. На Западе это очень дорогая продукция класса люкс, так как в нее пакуется достаточно дорогой товар».

Образец продукции типографии «Весна» (drip-off)

Еще одну интересную технологию – термографию – предлагает клиентам компания «Александрия-Ф». О процессе рассказывает Владимир Таций: «Глиттерный порошок сыпется на сырую краску, отпечатанную трафаретным способом, все это запекается в специальном туннеле, расплавляется и образуется выпуклость. Глиттер все обычно добавляют в лак, а мы можем делать глиттер еще и в термографии. Просто лак на дизайнерский картон, допустим, не ложится, проваливается. А термография ложится на все, хорошо держится, имеет объем и выглядит очень красиво. Сама по себе термография прозрачная и приобретает цвет краски, на которую мы ее кладем. Еще существуют золотой и серебряный порошки, и, используя их в термографии, можно добиться эффекта, который невозможно получить никаким другим способом. За счет тиснения или термоподъема нельзя достичь таких тонких выпуклых линий и покрыть такую большую площадь. А с помощью термографии коричневого цвета мы добивались эффекта сургуча при оформлении дипломов».

Образцы продукции компании «Александрия-Ф» (термография)

Молодая компания «Идея-Принт» предлагает альтернативу традиционному постпрессу – цифровую печать с эффектом сплошной или выборочной лакировки (фактически это послепечать в процессе печати). Осенью 2011 г. на предприятии была установлена ЦПМ Xerox Color 1000 с пятым (прозрачным) тонером, первая и пока что единственная в Украине. «Это, конечно, несколько отличается от традиционного, допустим, трафаретного или офсетного лака, – говорит директор «Идея-Принт» Юлия Пивоварова, – но позволяет делать небольшие тиражи и сразу. Еще одна интересная особенность – то, что можно использовать прозрачный тонер для печати персонализированной информации, защищая ее таким образом. Например, печатать герб или номер прозрачным лаком. Ни трафаретный, ни офсетный способ подобного не позволяют – во-первых, будет выглядеть по-другому, во-вторых, нельзя персонализировать, ведь каждый раз нужно изготавливать новую форму. К тому же этот тонер выполняет еще и защитную функцию – от воды, например, бумага не размокает. Те, кому интересна лакировка, уже оценили возможность печати визиток, открыток, билетов, фотографий (отдельно или в фотокнигах). Фотокнигу, скажем, можно заламинировать, а можно покрыть лаком – несколько разные эффекты, но иногда они успешно заменяют друг друга. Ламинация всегда немного смазывает картинку, получается не та резкость, четкость. А если покрыто лаком, то детали четко прорисовываются. Кстати, человеческую кожу на изображениях прозрачный тонер сглаживает, и получается более ровный тон. Мы также можем печатать наклейки, открытки – малый, средний или персонализированный тираж – и тут же его порезать на плоттере. После цифровой печати ведь очень сложно нанести лак, потому что тонер отталкивает обычные лаки. А здесь при печати наклеек, например, можно просто покрыть сверху прозрачным тонером. Помимо декоративной и защитной, лакировка выполняет и функцию сглаживания – например, на плашках, которые в цифровой печати не всегда ровно ложатся. Прозрачный тонер выравнивает цвет, однако при этом немного приглушает цвета, они становятся более спокойными. Также есть возможность передачи очень мелких элементов – мы пропечатывали читабельный шрифт до 3 пунктов. Никаких смещений, ведь это последняя, пятая секция в машине, и лак всегда попадает туда, куда нужно». Что касается запечатываемых материалов, то, по словам Юлии Пивоваровой, на мелованной бумаге эффект выборочной лакировки проявляется лучше, чем на офсетной, хотя интересные результаты можно получить и на офсетной бумаге. Машина также хорошо печатает на фактурных бумагах, дизайнерских картонах, с чем у многих возникают проблемы. На фактурном картоне с прозрачным тонером запечатка ложится ровнее, включая даже плашки. «Мы сейчас продолжаем эксперименты, пробуем разные бумаги, пытаемся разобраться с ограничениями, – делится Юлия. – Наше предложение – это новый сегмент, его раньше не было и не с чем сравнить. Конкурентов пока нет. Это для людей, которые привыкли к «фишкам», но не к тем, которые бросаются в глаза, – такой ненавязчивый вариант. По цене – средний сегмент, к стоимости продукции добавляет незначительно».

Итак, несмотря на сложную рыночную ситуацию, отечественная постпечать понемногу развивается – и в количественном, и в качественном плане. В текущем году в компании «СтарПринт» в дополнение к трем существующим автоматическим трафаретным линиям форматов А1 и А2 была запущена офсетная УФ-лакировка формата А2, на предприятии «Экспресс-Лайн» – новая УФ-сушка. О планах по расширению парка оборудования говорят в Premium Print, а «Чех Пост Принт Хаус» исследует возможность выхода на другие рынки – открытия филиалов по Украине (в первую очередь – в городах-миллионниках). «Благодаря правильному управлению, стратегии, планированию и организующей схеме мы можем делать это уже сейчас, так как наша компания стабилизировалась и уверенно растет, что позволяет нам выйти на регионы, – говорит Олег Чеховский. – После drupa я хочу четко определиться, какое оборудование мы еще будем покупать в компанию. Это будет тиснение – то, чего мы пока что не делаем».

Образцы продукции компании Premium Print (выборочная лакировка, глиттер)

Какие прогнозы на будущее у первых лиц украинской постпечати? О выставке drupa 2012 не упоминает почти никто, зато все так или иначе говорят о низкой контролируемости рынка со стороны игроков и решающем влиянии макроэкономической ситуации. Валерий Антюхов лаконичен: «Будем ждать, что скажет нам рынок, потому что мы не в силах им руководить – рынок руководит нами». Светлана Андреева смотрит в будущее с оптимизмом: «В последнее время у прямых заказчиков значительно возрос интерес к применению широкой палитры спецэффектов в оформлении полиграфической продукции. А это работы повышенной сложности, и выполнить их качественно может только команда узкопрофильных специалистов, владеющих большим опытом и навыками. Оформление полиграфической продукции трафаретным способом выгодно отличается от других способов печати – прежде всего высокими эстетическими характеристиками лакированной поверхности и возможностью придать конечному продукту значительное отличие и узнаваемость. Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию интереса в использовании разнообразия спецэффектов, особенно в оформлении книг и журналов, упаковки. Трафаретный способ выборочной УФ-лакировки на сегодняшний день самый эффективный и в ближайшем будущем я не вижу для него конкурентоспособной альтернативы». Владимир Таций замечает, что очень многие в ближайшее время перейдут на цифровые способы печати и постпечатной обработки: «С цифровыми, широкоформатными машинами меньше проблем, чем с трафаретом. Здесь очень много нюансов с бумагой, другими материалами. Но мне кажется, что трафарет все-таки полностью не исчезнет. Он понемногу умирает, но все равно остается, потому что есть материалы, на которых даже самые новые машины печатать все равно не могут. Например, золото и серебро цифровые машины печатают не так, как трафаретные. Все выходит абсолютно одинаковое, без изюминки», – говорит Владимир. С ним солидарна Юлия Пивоварова: «С помощью трафаретной печати решается масса других задач. Трафарет не умрет, потому что цифровая печать пока что всего повторить не может. Но, с другой стороны, трафарет не может повторить того, что делает «цифра». Поэтому, как по мне, эти технологии живут параллельно и каждый выбирает конкретную под свои задачи, потому что у каждой из них есть свои плюсы и минусы».

Тот факт, что стремительный мировой прогресс в области цифровых технологий накладывает существенный отпечаток на украинский рынок полиграфии, отмечает и Евгения Васина, генеральный директор компании «Чех Пост Принт Хаус». «Рост доли цифровой печати в общем объеме полиграфического производства, несомненно, внесет свои изменения в спрос и предложение на рынке. С одной стороны, это инновации и развитие. Но с другой – это ставит перед узким сегментом постпечати сложные задачи, так как существующее оборудование все-таки заточено под офсетную печать и ее специфику, – говорит Евгения. – На мой взгляд, в условиях стремительно меняющегося рынка компаниям необходимо сконцентрироваться на трех векторах работы – эффективности, оптимизации затрат и скорости. Это основные показатели, которые будут весомыми на рынке, пока чаша весов не склонится в конкретную сторону цифровой либо офсетной печати. А тем временем, чтобы дать заказчику приемлемую цену и лучшее качество с сохранением жизнеспособной прибыли для компании, необходимо работать над понижением издержек и временных затрат на производство с уже имеющимися технологическими возможностями и ресурсами. Само собой разумеется, что эта задача также решаема с помощью инновационного оборудования, соединяющего в себе несколько послепечатных процессов. Например, высечку и тиснение или лак и ламинацию в линию. Но, пока рынок находится на этапе посткризисного восстановления, вопрос о покупке такого оборудования рационально было бы отложить до более стабильных времен и четко сформулированного спроса. Что касается актуальности трафарета, – рассказывает Евгения, – то дифференциацию за счет трафаретных спецэффектов нельзя не назвать успешной, поэтому, пока это работает для конечного потребителя полиграфического продукта, спрос на трафаретные спецэффекты будет».

Оптимизм собеседников не может не вдохновлять, однако бурное развитие электронных коммуникаций и затянувшийся экономический кризис грозят сузить постпечатный рынок, особенно сегмент разнообразных спецэффектов и «фишек», до размеров камерной ниши «для тех, кто понимает». Остается надеяться на то, что, по словам Елены Чайковской, «красота спасет мир, в том числе и мир полиграфии».