Недавнее заявление о неплатежеспособности одного из крупнейших производителей офсетных печатных машин Manroland – факт печальный, но неизбежный. Компания не смогла справиться с серьезным сокращением основного рынка сбыта, начавшегося в 2008 году. Последствия оказались плачевны: падение продаж на 54% (с €2,1 млрд в 2006 г. до всего €976 млн в 2010 г.), сокращение заказов на 48% - с €1.9 млрд до €976 млн за тот же период.
Далее следовало снижение цен на оборудование, что привело к сокращению штата работников компании в период с декабря 2006-го по 2011 годы в четыре раза. Но это не помогло Manroland справиться со стремительно уменьшающимся объемом заказов. Именно этот фактор был решающим во время переговоров со швейцарской акционерной фирмой Capvis, которые могли принести столь необходимые Manroland инвестиции. Но, вследствие уменьшения спроса, переговоры закончились ничем, что и привело к неплатежеспособности компании.
Ирония судьбы: в 2009 году Manroland сообщила об отказе от возможности объединения с компанией Heidelberg как раз из-за недостаточно успешных на тот момент финансовых результатов последней. По мнению Пола Уттинга, исполнительного директора Wyndeham Press Group, Manroland, KBA и Heidelberg оказались жертвами собственного успеха.
«В 2009-м в Европе имело место слишком большое количество инсталляций», - объясняет он, - «переинвестирование привело к серьезному избытку мощностей, что в свою очередь привело к уменьшению прибылей типографий. Следовательно, у потенциальных клиентов Manroland отпала нужда в дальнейшем инвестировании в производственные площадки».
Другим фактором, повлиявшим на состояние дел «большой тройки» производителей печатной техники, стали негативные тенденции в кредитной среде, что также оградило потенциальных покупателей от инвестиций в новые печатные машины. Главная интрига сегодня: что станет с Manroland завтра?
Заявив о своем банкротстве, Manroland умолчала о последствиях, которые данный факт будет нести для стратегического сотрудничества с производителем цифровых машин Oce, присутствия компании на выставке Drupa, и какие «ключевые» подразделения планируется спасти вследствие реструктуризации.
Очевидно, что проблемы компании Manroland сыграют на руку главным конкурентам – KBA и Heidelberg, с которыми она вела ценовую войну с 2008 года. Руководство Heidelberg до сих пор не публиковало официальных заявлений; озвучивание позиции компании стоит ожидать в ближайшем времени на традиционной конференции, подводящей итоги года. Тем временем, Клаус Шмидт, главный вице-президент концерна KBA по маркетинговым коммуникациям заявил о незаинтересованности руководства в слиянии ни с Heidelberg, ни с Manroland: «Ключевая проблема состоит в том, что рынок офсетных машин не растет. Рынок газет и журналов урезался на 60%, и слияние не решило бы эту проблему. За последние несколько лет KBA, Heidelberg и Manroland сократили штаты суммарно на 10 тыс. человек». Шмидт отмечает, что эта проблема также мешает привлечению сторонних инвесторов: «Инвестор из Швейцарии проанализировал состояние внутренней и внешней экономической среды, в которой работает компания, и решил не рисковать. Реструктуризация должна проходить изнутри. Никто не хочет инвестировать деньги в сокращение».
Тем не менее, временной администрации Manroland удалось договориться с банками о выдаче т.н. «народного кредита» (Massekredit) в размере €55 млн, 10 из которых подаются в форме необременённых средств, а еще 45 – в качестве так называемого "частичного" массового кредита, при котором банки-кредиторы освобождают часть уступленных ими требований. Финансирование обеспечивает выполнение обязательств перед заказчиками, которые разместили свои заказы в Manroland, и поставщиками, которые получили заказы после того, как компания подала ходатайство о начале производства по делу о несостоятельности. Этот кредит нельзя считать палочкой-выручалочкой, т.к. служит он в основном для закрытия текущих обязательств компании. Но нельзя забывать и о возможной помощи правительства Германии, которое традиционно заботится о промышленности страны. С другой стороны, преференции для Manroland потребовали бы шагов навстречу и более живучим конкурентам. Еще один вариант развития событий – приход нового инвестора, такого, как Shanghai Electric, уже владеющего еще одной крупной компанией-производителем офсетных машин Goss (США).
В любом случае, трудности компании Manroland – это в первую очередь следствие многих факторов, катализированных провалом запланированных переговоров о продаже. Перманентно предкризисное состояние европейской экономики, приведшее к проблемам с кредитованием, необратимые изменения в полиграфической индустрии являются факторами, которые заставляют старых игроков пересматривать свою политику. Постепенный выход офсетных гигантов на рынок цифровых печатных машин – лишнее тому доказательство. В сложившихся условиях оставшиеся два лидера будут вынуждены, прежде всего, заботиться о сохранении бизнеса. А нам остается только с интересом наблюдать за переменами в отрасли, которые уже становятся вполне осязаемыми.