8 сантиметров «счастья»

 

На протяжении так называемой кризисной двухлетки полиграфический рынок претерпел существенные изменения. С началом разговоров о кризисе в Украине и угрозе дефолта, который случился в конце 2008 года, страхование всех кредитных рисков для любых украинских компаний в Европе было прекращено в один миг. В результате самые большие заводы-поставщики изменили стратегию и на условиях отсрочки платежей сегодня не работают. И все же есть исключения: в отношении старых партнеров с хорошей кредитной историей производители полностью приняли на себя риски и не закрыли ни одну кредитную линию.

 

 

В целом же реалии привели к ужесточению отношений между игроками бумажного рынка. Дабы не утратить рыночных позиций, отечественные трейдеры вынуждены были предпринять серьезные профилактические меры: выбивание дебиторской задолженности, переход на предоплату, закладывание курсовой разницы, а также индивидуальные штрафные санкции (тут уже все зависит от личной фантазии каждого конкретного инквизитора). И хотя валютный курс сегодня можно назвать стабильным (давайте так — с натяжечкой), на условиях отсрочки платежей сотрудничество ведется со считанными компаниями и то очень аккуратно, без риска, шума и пыли. То ли это перестраховка, то ли теперь украинский рынок будет функционировать по новой системе…


Каких бы высот научно-технического прогресса не достигло человечество, последнее слово всегда остается за матушкой Природой. Вот и на этот раз один из ее «капризов» внес свои коррективы в привычный ход нашей жизни. Точнее, досталось-то не нам и даже не нашим соседям по континенту, а далеким жителям Южной Америки. Да только вот отголоски произошедшего докатились и до Евразии, и до неньки Украины…

27 февраля в океане у побережья Чили произошло землетрясение силой 8,8 баллов по шкале Рихтера. Как утверждают эксперты, земная ось теперь отклонилась на 8 см, что, конечно же, не может не расстраивать особо мнительных граждан. На орехи досталось и полиграфии: землетрясение спровоцировало потрясение на рынке целлюлозы и ее стремительное подорожание, ударив по всем мировым производителям бумаги. И дело тут даже не в пресловутом чилийском продукте. Целлюлоза – товар биржевый, а стало быть, выпади из сегмента Чили, цены подскочат везде.

В итоге некоторые, подобно товарищу Бендеру, отделались легким испугом, кто-то понес существенные убытки, а кто-то и подавно вынужден были уйти с рынка, как это сделали многие азиатские представители (этот факт, кстати, дал возможность сбалансировать свои мощности европейским поставщику и потребителю). Были и те, кто, благодаря такого рода шоковой терапии, сумел шустренько поднять свои капиталы.

Зря в корень проблемы, одни наши собеседники видят причину в приостановке работы чилийских заводов, другие инкриминируют ценовые скачки крупным трейдерам, решившим спекульнуть и толкнуть под шумок складские запасы по новой цене, третьи указывают пальцем на конкретную страну-потребителя, внесшую сумятицу в общий баланс между спросом и предложением. Количество мнений равно количеству экспертов. Так что вам, уважаемый читатель, остается лишь сделать собственные выводы.

Несмотря на то, что заводы сейчас постепенно возобновляют свою работу, лелеять светлые мечты о снижении цен особого смысла не имеет. По словам представителя компании Sappi в Украине Юлии Гулевич, наступил момент, когда фабрикам нужно хоть что-нибудь заработать или хотя бы выйти в ноль из крутого пике убытка. Так что ждем продолжения марлезонского балета: вслед за весенне-летними прайс-инкризами с теми же тенденциями входим в осенний сезон. В Европе тем временем идут переговоры о дальнейших повышениях цен, по крайней мере, на чистоцеллюлозные бумаги. Ни для кого не секрет, что они автоматически потянут за собой и остальные позиции.

«Заграница нам поможет…»

Трейдеры – народ дальновидный. Хорошо ориентируясь во внешнем и внутреннем рынке, они первыми способны уловить ветер перемен и предпринять необходимые меры. Так, уже не за горами выборы в местные советы. Краски начинают сгущаться, и обстановка потихоньку накаляется. Пока цунами еще только на горизонте, многие уже активно муссируют тему грядущего дефицита наиболее ходовых сортов бумаг. Причина №1: жесткое квотирование иностранными предприятиями. Да и отечественный производитель масла в огонь подливает. Неожиданная остановка Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината наделала немало шороху на бумажном рынке, спровоцировав рокировку основных игроков и заронив зернышко сомнения в трейдерские головы: а обеспечит ли заграница необходимые объемы поставок газетной бумаги при таком раскладе?

Опытных и солидных печатников такими прогнозами не запугаешь. Они уже пребывают в полной боевой готовности, наученные горьким опытом предыдущих предвыборных кампаний, сопровождавшихся и ежедневными валютными скачками, и урезанными квотами, и дефицитом товара. Главное здесь – вовремя организовать поставки, а остальные трудности решать по мере их возникновения. Конкурентам помельче да помоложе в этой ситуации придется попотеть, иначе и рыбки не поймаешь, и юшки из улова не сваришь. Если склады сейчас пустуют даже у динозавров вроде «Блиц-Принт», что уже говорить о других типографиях, которым в нынешних условиях кредита дожидаться, словно манны небесной…

Факторы риска

В целом же рынок наш потихоньку оттаивает. Ситуация стала меняться к лучшему с февраля нынешнего года, когда более-менее активно задышала реклама. По словам издателей, они начали идти в апгрейд: переходить на те виды бумаги, на которых печатались до кризиса, либо улучшать то, до чего пришлось опуститься в борьбе за клиентуру. Реклама – это, конечно, замечательно, но если бы еще государство способствовало. А то ведь валятся на плечи и таможенные проблемы, и налоги, и непредсказуемый кросс-курс евро-доллара. Последний пункт, кстати, по праву заслуживает отдельного абзаца.

Многие представители бумажных компаний основной из причин нестабильности рынка видят колебания валютного курса. Традиционно заводы закупают целлюлозу в долларе, но так как евро постепенно снижается, производители вынуждены рихтовать цены, то бишь поднимать их, дабы компенсировать падение европейской валюты. Это еще одна причина прайс-инкризов, а их с начала 2010 года насчитывается уже три: мартовские, майские и июльские. Ценовые изменения затронули все сегменты рынка бумаги. Но если по бумагам для рулонной печати было одно единственное повышение, прошедшее с первого июля на разные суммы в разных странах, то листовой сегмент страдает уже третий раз. И немудрено, ведь вследствие перехода на менее длинные тиражи в мире происходит такая ситуация, как перераспределение доли рулонной и листовой печати. Если раньше соотношение было где-то 70/30 в пользу рулонной, то сейчас оно выходит на 50/50 (говорит исполнительный директор компании «Прем’єр Папір» Юрий Щеглюк).

Если же говорить конкретно по позициям, то ценовые скачки отразились, в основном, на ходовых сортах бумаги – здесь прайс-инкризы были и существеннее и чаще. К примеру, в Европе, также как и в Украине, наблюдается дефицит «офсета», и в полном объеме его сейчас получить невозможно. Как уже упоминалось, российские поставщики ввели систему квотирования. Вдогонку за европейскими вендорами они тоже сделали 3-4 значительных прайс-инкриза, в итоге офсетная бумага значительно возросла в цене. Более того, превысила стоимость мелованной. Финальный мазок: тетрадный бум и, как следствие, перегрев отечественного рынка в сегменте офсетных бумаг средней массы. Но это, равно как и очередные выборы, явление временное. В целом же, по «офсету» наблюдается спад.

Весьма непростая, можно сказать, двоякая ситуация сложилась и в сегменте бумаг легкого мелования. Многие считают, что повышение цен заметней всего ударило по легкомелованным бумагам высокой массы. Наиболее востребованным на сегодняшний день является сегмент «легкомеловки» невысокой массы, используемой для печати бюджетной линейки журнальной и рекламной продукции. Тем не менее, заказчики не спешат идти по пути даунгрейтинга и стараются всеми возможными способами сбалансировать связку «цена-качество». Отсюда вновь возникает цепочка причинно-следственных связей: типография идет на поводу у издательства, трейдер, в свою очередь, подстраивается под типографию. Бумажникам, кстати, придется сложнее в квадрате. Важная задача на сегодня: избежать дисбаланса между переизбытком и дефицитом. Тут уже все зависит от них, родимых: чтоб лишнее не привозить и не перегреть рынок в ту или иную сторону.

Немного о наболевшем

А ведь если на минутку вытащить наши страусиные головы из песка, протереть глазенки и трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию. Где сейчас находится Украина? В какой черной дыре галактики мы погрязли на сей раз? С прочно закрепившимся ярлыком страны третьего мира сегодня смирились даже патриоты-активисты. *Удивительно, как еще маститые суперстар Голливуда не приезжают к нам с целью усыновить несчастных маленьких хохлят* Эх, не хватает все-таки нашему народу прагматичности, весомости слов и поступков, а главное – желания действовать не только во благо собственных интересов. Тогда, может, и стабильности поприбавится, и квоты не будут нещадно резать, и победы наши на международных конкурсах не будут вызывать столь откровенное удивление. А то ведь привыкли гордиться только боксерскими перчатками да баянистым Евровидением. Как ни банально это прозвучит, но все в наших руках… и, увы, в руках Правительства.

 

Дарья Новохацкая (июль, 2010)