Print+: Так что, Надежда Николаевна, снова намечается прайс-инкриз? И в каком сегменте?

Надежда Квитка: Да, уже второй по счету: первый был в начале июля, следующий намечается в октябре. Подорожание коснется легкомелованных бумаг для журнальной печати большими тиражами. То, что мы любим и на чем специализируемся. Этот сегмент в кризисное время пользуется наибольшей популярностью в мире.

 

Print+: Какие действия планируете предпринимать?

Н. К.: Вот сейчас был очередной прайс-инкриз. На этой волне приходит ко мне редактор одного журнала и требует клятвенно заверить, что до конца года подорожания больше не будет. Но как можно обещать, честно глядя в глаза, если сегодня придет представитель бумажной фирмы и объявит о новом повышении цен. Мы все кричим о бумаге. А как сегодня подорожали краска, пластины… Цены неминуемо стремятся вверх, а мы их всe опускаем, опускаем и опускаем. Глядишь, уже дешевле не печатать и приостановить машины, дабы сэкономить электроэнергию и газ. Но это не от противных заказчиков. Заказчик у нас в стране хороший. Просто на рынке появились некоторые типографии, которым легче печатать бесплатно, нежели умереть. Так, в своe время «Літера друк» переманила у нас три журнала до неприличия смешными ценами, а «Триада принт» страшно демпинговала по листовому офсету. Сейчас в этой сфере у последних относительное затишье, зато делаются попытки стремительно ворваться на рынок рулонной печати.

 

Print+: Раз уж мы затронули эту наболевшую тему. С вашей точки зрения, что сегодня провоцирует типографии демпинговать?

Н. К.: Действительно, сегодня это самая грустная тема для полиграфистов. Прежде всего, демпингуют небольшие или неуверенные в своих силах типографии. Многие уже настолько задолжали, что у них просто арестованы счета. Типографии должны за бумагу, краски, аренду оборудования. Завтрашний день значения не имеет. Всe это напоминает пирамиду: чтобы отдать накопившиеся долги, они набирают новые заказы по цене материалов. Это позволяет держаться на плаву в надежде, что завтра придет заказ, который поможет заработать очередную копейку и продлить существование.

Одни держаться месяц-два, другие полгода, но в итоге «лопаются» очень и очень многие. Есть и вторая причина – это желание вошедших на рынок типографий хоть как-то о себе заявить. А что для этого можно сделать? Только трубить о своих «высоких» показателях. Да, вы, конечно, можете говорить о приладке с 600-го листа, но на этом листе будет столько полошения и брака... Всe это сказки для привлечения рынка и игры за счет чужих инвестиций. Словом, тактика по принципу Людовика XV: после меня хоть потоп.

Это и есть вторая причина демпинга – желание заявить о себе, но при этом совершенно дикарскими методами. Третьим фактором может быть только то, что руководство больших типографий не проверяет работу своих менеджеров. Когда менеджеры называют взятые с потолка низкие цены, для того чтобы иметь «вал». Потом, очевидно, договариваются на стороне с заказчиком и зарабатывают свои три копейки. Итак, третья причина демпинга – игра за спиной у руководства. Но это частный случай.

Не знаю, есть ли в другой отрасли производства то, что сегодня творится в полиграфии. Она фактически опустилась на дно. Выживут сильнейшие. Только за последний год закрылись около 40% типографий. Полиграфисты дерутся между собой, как пауки в банке. Только исчезает один, все тут же стараются прибрать к рукам освободившиеся заказы. «Новому Друку» ещe удается как-то держаться на плаву – всe-таки несeм своe доброе имя уже 15 лет. Многие говорили, что кризис был в прошлом году. Так вот, по-моему к полиграфистам Украины  он дошел только сейчас.

 

Print+: Каковы действия «Нового друка» в условиях такой недобросовестной конкуренции? Как выстраиваются отношения с нестабильными клиентами?

Н. К.: С ними типография просто отказывается работать. Если предлагают очень низкие цены, тоже «благодарим за внимание». Наши риски сейчас довольно часто бывают в судах. Да, эти суды мы выигрываем. К примеру, с тем же «Главредом» безоговорочно выиграли процесс. Уже прошли все сроки, но платить никто не спешит. По всей видимости, всe идeт к аресту счетов. Сейчас многие хотят сотрудничать именно с «Новим друком», потому что есть качество, сроки, оборудование. Немаловажно и хорошее отношение: у нас 30 менеджеров, и каждый сделает всe, чтобы вывести на максимальный уровень и ваши, и свои показатели.

Некоторые даже не звонят, считая, что сотрудничать с нами дорого. Но мы уже не так далеки – мы, как все, за исключением некоторых нюансов. Тем не менее, предоставляем и дополнительные опции. У типографии нет долгов за краску и бумагу, поэтому склады забиты всегда. Соответственно, есть возможность срочно выполнить ту работу, которую многие не могут потянуть из-за отсутствия необходимых материалов на складе. В этом плане мы находимся в более-менее выгодном положении. К счастью, с теми вменяемыми и стабильными заказчиками, которые работали с нами все эти годы, сотрудничество продолжается.

Кстати, по бумаге следует отметить следующее. Во время выборов прошлого года мы были очень разочарованы. Что начали творить бумажники на этой волне! Курсы менялись ежедневно: если вчера товар стоил 9 тыс., то сегодня уже 12. И никаких скидок. Вот тогда люди и проверились на порядочность. В тот момент мы очень сдружились с компанией «Наш папір». Как и другим типографиям, нам требовалось очень много «офсета». Многие говорили, что в связи с жесткими квотами у России получить его будет практически невозможно. С «Нашим папіром» же получился нормальный диалог: мы не подвели их, они не подвели нас. Это новая молодая компания, которой благодаря проявленной лояльности и оперативности удалось заработать себе весомый авторитет.

 

Print+: Что скажете о тетрадном буме и дефиците офсетной бумаги?

Н. К.: Да, бум идeт. Но бумага пока есть. Вот нам сейчас нужен большой тоннаж «офсета». И мы найдeм (улыбается). Более дефицитна сейчас офсетная бумага массой 80 г/м2 для тетрадного производства. А бумагу 60 г/м2 для рулонной печати эта проблема обошла стороной. Особо волноваться объективных причин я не вижу. Главное – вовремя организовать поставку. По большому счету, бумажники бьют тревогу для того, чтобы напугать нас, полиграфистов.

 

Print+: Хотят продать все на волне ажиотажа, чтобы избежать залежей на складах?

Н. К.: Не будет на складах никаких залежей – грядут выборы в местные советы. Люди, демонстрируя свой скромный достаток, будут печатать на офсетной и легкомелованной бумаге. Вряд ли кто-то станет использовать для этих целей 200-граммовую «меловку». Сейчас народу выгодно скромничать. Не пропадет у бумажников товар.

 

Print+: Дистрибутор бумаги сегодня должен быть на вашей стороне как заказчика, или вы должны играть на его поле? Кто сегодня в этой паре ведущий, а кто ведомый?

Н. К.: Однозначно трейдер ориентируется на типографию, а типография на заказчика. Ясное дело, что во время выборов печатники и заказчики хватают всe, что видят, и соглашаются на любые условия. А сейчас, пока такое затишье, трейдер присматривается к нашим интересам.

 

Print+: Кредитные линии открыли или требуют предоплату?

Н. К.: Кредитные линии открыли только тем, у кого нет задолженности. У нашей компании с этим всe в порядке. Благодаря хорошей кредитной истории мы и держимся на плаву.

 

Print+: С какими поставщиками вы сегодня сотрудничаете напрямую, а в каком сегменте предпочитаете работать через трейдеров?

Н. К.: С M-Real , Sappi и UPM сотрудничаем только напрямую. С трейдерами мы работаем, в основном, по мелованной и офсетной бумагам. В целом же, у дистрибуторов мы не основные заказчики. Большие рулонные типографии — основная клиентура прямых производств. В этом случае открывается своя кредитная линия, практикуются свои графики погашения задолженности.

 

Print+: Какие сегменты бумажного рынка на сегодняшний день являются самыми «ходовыми»? И по каким позициям наиболее ощутимо ударили прайс-инкризы?

Н. К.: Легкомелованная бумага сейчас идeт лучше всего. Это сегмент журналов малой страничности и невысокого качества. Хорошо, что кое-где ее еще можно найти по старой стоимости. Но, к сожалению, свежие партии пришли по новой цене, и приходится беседовать с заказчиками — находить общий язык. На мой взгляд, повышение цен ощутимее всего ударило по легкомелованным бумагам высокой массы. Это сегмент более фундаментальной, качественной периодики. Если на тираж одного журнала цена могла подняться на @100, то в случае с некоторыми она взлетала на @300. Всe хорошее дорожает в первую очередь.

 

Print+: Идeте ли вы в такой ситуации по пути даунгрейтинга? Рассматриваете предложения азиатов, возможность стоковых поставок?

Н. К.:  У заказчика свое требование:  «Качество оставляйте то же, цену не повышайте, иначе уйдем». В принципе, те, с кем мы долго работаем, кто ценит сроки и качество, соглашаются на повышение стоимости бумаги. Но практически ни один заказчик не перешел на бумагу худшего сорта и меньшей массы. Кризис кризисом, а народ хочет добротности.

Что касается азиатских бумаг, наша типография не может себе этого позволить, иначе сильно подорвет и экономику, и авторитет. Мы уже обожглись. Но сделали это раньше многих. Первый раз, когда заказали бумагу массой 70 г/м2 по приемлемой цене из Китая. Обычно импортируемая в Украину китайская бумага несколько раз возрастает в цене. А тут она не выросла – все, казалось бы, в порядке. Но! Партия ровно два месяца растамаживалась в Одессе.

У нас не то что заказчик слетел, у нас полетело все. Это был первый грустный опыт с китайской бумагой. Второе — это когда заряжаешь роль, а он начинает рваться. Бывает и так: берешь бумагу массой 115 г/м2, а к концу тиража понимаешь, что печатаешь уже на 110 г/м2 или на 118 г/м2. У китайских производителей в одной паллете или даже в одном роле может идти бумага разной массы. Плюс разнотон по цвету. С европейским качеством азиатский товар никак не сравнишь. Поэтому сейчас у нас на складе вы не найдете ни листика бумаги сомнительного качества. Нас уже не заманишь ни пухлостью, ни «граммажом» — ничем.

 

Print+: Мы знаем, что наблюдалась тенденция импорта пухлых мелованных бумаг. Многие видят в этом направлении существенное преимущество без особой потери качества: при минимальных затратах тоннажа типография получает необходимый объем продукции с экономией по массе на 15-20%.

Н. К.: Да сказки всe это. А пресловутая пухлость, как по мне, не более, чем выдуманная изюминка. Пухлая бумага массой 70 г/м2 на практике не обеспечит качества 80-граммовой. Как ни крути, а у масла и маргарина вкусы отличаются. А кто не пробовал масла, для того и маргарин за него сойдет. Вот вы читаете журнал, казалось бы, устраивающий вас по всем параметрам. Но положите рядом более качественный, и первый померкнет моментально. Всe познается в сравнении.

 

Print+: 29 мая в Праге «Новому друку» была вручена награда за победу в международном конкурсе среди типографий Европы и Центрального Востока «Лучшая печать 2010 г.» по версии Sappi. Расскажите подробней об этом знаменательном событии. Вы, кажется, бронзу отхватили?

Н. К.: В этом году на конкурсе впервые была представлена номинация в области рулонной печати. А ведь это очень непростой сегмент — попробуйте здесь добиться качества листового метода. Получилось так, что из всех стран СНГ за всю конкурсную историю победителями оказались только мы. В основном, среди победителей были представители Германии, Испании, ОАЭ, Франции, Италии. В этом году было представлено 2000 работ из 34 стран. Сложная независимая экспертиза (60% только за качество печати), беспристрастное жюри…

И когда нам аплодировали, в зале, несмотря на теплый прием, ощущалось легкое недоумение. На следующий день после церемонии многие подходили к нам и искренне удивлялись: «Надо же, Украина победила, да еще и в рулонной печати!..» Вряд ли кто-то видел в лице нашей страны конкурента. Это огорчает. Но ведь мы смогли доказать, что Украина ничуть не хуже других.

Хотя «Новий друк» и делал ставку на другую номинацию — книгу «Снежная Королева» издательства «Абабагаламага». Но победил именно журнал «Platinum». Жюри понравилась черно-белая печать, но не простая, а композитная. Очевидно, оценили еще и то, как мы сумели выкатать черный цвет при скорости печати 50 тыс./час. В основном, на этом конкурсе представляют работы по листовой печати со скоростью, скажем, 5 тыс./час. Так что наша победа заключается ещe и в том, что мы не побоялись сделать ставку на рулонную печать и не прогадали. Примечателен и тот факт, что первое же участие «Нового друка» в конкурсе тут же увенчалось победой.

 

Print+: Рада, что лично могу поздравить победителя! А какие ожидания связываете с рынком во втором полугодии? Возможен ли некоторый экономический рост?

Н. К.: Хороший вопрос — ведь грядут местные выборы! Конечно, полиграфисты сейчас пребывают в состоянии боевой готовности. Говорят, в революции полиграфия всегда процветала. У нас, слава Богу, революции нет, но есть выборы. Стало быть, наша отрасль не зачахнет. Есть хлеб, зрелища и на третьем месте, на мой взгляд, должна быть полиграфия. Тем более, наша страна — самая читающая в мире. Сколько бы ни покупали сейчас электронных книг, мы в душе все еще советские люди, всe равно должны читать за завтраком свежую газету и знать, что на выходные у нас припасeн толстый журнал.

Полиграфия, качественная полиграфия, будет жить. Важно чтобы мы, печатники, не передушили друг друга, чтобы не опустились до такой ценовой планки, когда в один прекрасный день сюда пожалует иностранный дядя, ввезет свое оборудование, растопчет всех нас ногами и поднимет цены так, что мало не покажется. Так что, товарищи полиграфисты, давайте жить дружно!

 

Дарья Новохацкая (июль, 2010)