НИ О ЧЕМ

Начнем, как обычно, с комментариев совсем ни о чем...

Для справки: мы попросили описать ситуацию на рынке цифровой печати.

«Норм», – Степан («Виварио»).

«Полный 3,14-дец)))», – Полиграф (Топ секрет).

«Все хорошо», – Михаил Судорженко (24print).

«Печатаем», – Кабаненко О. М. (Magenta Print).

КОРОТКО И ЯСНО

Плавно перейдем к коротким и, как, наверное, считают их авторы, емким, как выстрел, комментариям.

«Так, небольшой базарчик, а не настоящий рынок», – Андрей Жизненный (Академический полиграфцентр).

«Медленно развивается», – Андрей Фисенко (Типография «New Media»)

«Рынок, который растет», – Андрей Демидов («Полиграфцентр Лира»).

«Рынок развит и насыщен», – Владимир Обласов (Типография «КИТ»).

«Есть большой потенциал», – Дмитрий Вернигородский («Франко Пак»).

«Все не так плохо, как говорят», – Руслан Андрущенко (ООО «Фемели Принт Групп»).

«Рынок переполнен», – Владимир Квятковский («Гамма центр»).

Как видим, комментарии противоречат друг другу. Я все ж склоняюсь ко второму варианту (некоторое перенасыщение рынка «цифры» оборудованием), потому что вендорам и дистрибуторам тоже надо продавать и выполнять новые инсталляции.

Но если в каждом РА становится, условно говоря, лайтовая ЦПМ, это не значит, что без работы останутся компании, ориентированные на работу с РА и не имеющими собственных ЦПМ типографиями. У них другая себестоимость и, в конце-концов, они оперируют отработанными механизмами работы, отстроили сервис, гарантируют сроки и высокий уровень качества.

Приведем в качестве правоты своих слов своеобразное мнение о рынке оперативной полиграфии от давно работающего на нем директора компании «ВИК Принт» Виталия Заярного, который полагает, что 80% (а то и все 90%) денежного оборота по заказам осваиваются максимум 20% (крупных) типографий. Почти все ликвидные клиенты «прикормлены и облизаны». Похоже на принцип 20/80 (принцип Парето – ред.).

И как результат:

«Вона (цифровая печать, напевно – ред.) росте, і це не зупинити», – Володимир Супрун (Принт СВ)

Или вот такое: «Цифра – хорошая палочка-выручалочка», – Евгений Пашкин (Типография «Стар»).

Для типографий, где основной заработок в офсете и флексографии, особенно региональных, таки да!

НЕИЗБЕЖНЫЙ ПУТЬ

Несмотря на то, что уровень цифрового печатного оборудования в Украине значительно уступает развитым европейским рынкам, есть все же позитивные изменения, и конец 2019 г. ознаменовался некоторыми контрактами, связанными с установкой индустриальных систем печати и тяжелых, по меркам Украины, ЦПМ с некоторыми дополнительными возможностями!

Например, в Типографии «Вольф» установлена вторая в Украине ЦПМ Xerox Iridesse Production Press, в одной из типографий центрального региона Украины установлена вторая в Украине Konica Minolta AccurioLabel, в «Сборку» едет пятая Ricoh 9200, во многих типографиях вскоре будут инсталлировано оборудование Ricoh в достаточно непростой конфигурации с постпечатными модулями Plockmatic, в харьковской типографии «Мадрид» установлена вторая в Украине машина для цифрового облагораживания полиграфической продукции MGI JetVarnish 3DS & iFoil-S...

Сергей Мамонов, «СВМ»:

«Кто-то будет искать свою нишу, кто-то пробовать свои силы в новых проектах, кто-то войдет, а кто-то выйдет. Но в целом мы проходим путь, который неизбежен, и в нем формируется модель и будущее рынка и отрасли».

Анатолий Мороз, sborki.kiev.ua:

«Никогда мы одновременно не поднимем цены. «Карбон» работает на объем (РА), «Фастпринт» – на конечного потребителя и частично на объем (РА). И смысл поднимать «Карбону» цену, если его экономику устраивает такая цена, а рынок розницы всегда будет как волна в океане, то поднимается то спадет, то кто-то вносит шторм своим появлением».

Юрий Иванченко, «Фастпринт»:

«Негативный фактор для развития рынка «цифры» – давление со стороны «сборных» офсетных тиражей, которые отбирают объемы заказов, и могли бы приносить относительно «легкие деньги». В итоге, даже с учетом акцента на сложные изделия, средний тираж средний чек (в цифровой печати – ред.) падает».

ДЕМПИНГ ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ

Многие снова «катят бочку» на демпинг. Правда, стоит понимать, что оно такое – демпинг? Потому что, в одном из комментариев (Анатолий Мороз, sborki.kiev.ua) звучит предположение, что если продажа по определенной цене приносит типографии хороший профит и позволяет многие годы лидировать на рынке полиграфии, то это и не демпинг вовсе.

Тем не менее:

«Есть типографии, которые сознательно занимаются демпингом», – Андрей Кучеренко (ЕМПИЕР).

«Демпинг без видимой перспективы!», – Алексей Болюбаш (Studio-F26).

И вот, кстати, в тему:

«Все нормально, все зарабатывают то, на что рассчитывают ±. Без демпингеров было бы скучно», – Андрей Волошенюк (PrintMe).

А вот Сергей Поночевный («АртЭк») пытается покопаться в причинах «дикого», как он пишет, демпинга на рынке цифровой печати.

«Борьба за клиентов в основном происходит на уровне: у вас 2,00 грн за оттиск, так мы напечатаем за 1,99, – пишет Сергей. – Компании, которые сегодня считают себя лидерами рынка, имеют парк оборудования общей стоимостью, в лучшем случае, $500000. Это стоимость одной единицы техники тех же Grand Afiche или «Юнивеста», которые пережили нулевые и не кичатся лидерством в сегменте 2,00 грн, а имеют свой стабильный кусок цифрового рынка за счет абсолютно иных (по философии) критериев работы по привлечению клиентов».

РЫНОК СТАТИЧЕН, ВЯЛОТЕКУЩИЙ ИЛИ СОКРАЩАЕТСЯ?

Антон Антонюженко, «Авалон-принт»:

«...ситуация не меняется уже лет 15, наверное. Демпинг, падение рентабельности, отсутствие нормальных кадров. Но работаем же как-то. И еще дай Бог лет 15 поработаем :-) А может и 30 :-)».

Тут я не вполне готов согласиться. «Цифра» – весьма динамична. Это теперь не только печать дополнительными цветами, ставшими уже привычными белым и прозрачным, а также неоновым тонером, но и разного рода вещи, являющиеся атрибутом офсетной печати (та же печать ароматическими красками, или же интерферентными красками, невидимыми чернилами и пр.).

Опять же не была б цифра столь динамична, не становились бы лайтовые машины в каждом РА, и не включались бы крупные системные типографии в гонку вооружений, мы б, наверное, и не писали б столь много про «цифру».

Опять же важнейший нюанс – это постепенный переход на более тяжелые решения (см. выше), что обусловлено самой логикой развития рынка цифры в Украине и программами поставки многих вендоров.

Впрочем, Антон Антонюженко не одинок в своих «сомнениях». Предприниматель из Никополя Александр Шпонька говорит о дефиците внимания к рынку цифровой печати в Украине со стороны ведущих мировых брендов, предоставляющих оборудование в разных сегментах полиграфической отрасли...

Солидарен с ним и Кирпа О. М. (Pixart): «Дорогое оборудование. Слабое предложение на продажу б./у. принтеров из Европы. Дорогие запчасти».

Я б не сказал. Скорее, наоборот, усиливается конкуренция в сегменте поставки ЦПМ. Kyosera, которая в принципе имеет представителей в Украине, которых, правда, не сильно заметно, создала лайтовую машину для сегмента производительной печати TASKalfa Pro 15000c, CHGroup начала на системной основе представлять интересы Sharp, который тоже активно интересуется сегментом оперативной полиграфии; растет конкуренция в области поставок постпечати для цифры. Все больше типографий цифровой печати при содействии вендоров, дистрибуторов или напрямую приобретают специализированное постпечатное оборудование.

В свою очередь, Юрий Иванченко («Фастпринт») причиной демпинга считает сокращение рынка листовой полиграфии. Именно это порождает демпинг, что не удивительно, т.к. все пытаются выжить. Демпинг – самый простой способ.

В свою очередь, Андриан Ниценко (Aladdin-print) пишет, что «С одной стороны – цифра «подхватывает» маленькие заказы, отвалившиеся от офсета. С другой – рынок сокращается», –... применительно к цифре не вполне соглашусь, применительно к рынку полиграфии – вполне.

Вялотекущим рынком с огромной амортизацией при малой валовой прибыли считает цифровую печать Валерий Кошеленко (ООО «Коллаж-Принт»).

Собственно, есть и респонденты, которые утверждают, что из года в год сокращается стоимость оттиска: «Из года в год стоимость продажи оттиска падает в цене, и это печально», – Александр Нечитайло (Полиграфический центр «306»).

Но, во-первых, нам не известно о такого рода сокращении, а во-вторых, даже недавний наш блиц-опрос показал, что в условиях «укрепления» гривны стоимость продажи оттисков заказчикам совсем не снижается, наоборот даже – многие типографии ищут и находят механизмы для повышения стоимости.

Например, если с трафиком заказов все хорошо, почему б не списать необходимость подорожания на рост количества заказов и, соответственно, количества усилий по их производству (это обычно происходит в начале осени, когда многим цифровикам, да и офсетчикам, удается на 10-20% подкинуть уровень цен).

Есть среди наших респондентов и такие, кто вообще указывает на несамостоятельный характер рынка цифровой печати в Украине. Причем в довольно категоричной форме. Так, заместитель ген. директора компании «Атоллис» Евгений Николенко считает, что рынок цифровой печати сам по себе не имеет права на существование, и в промышленных объемах цифровая печать может существовать только в комплексе с другим оборудованием...

Наталия Обушна, Типография «Ультрадрук»:

«Мы продолжаем использовать микс технологий цифровой и УФ-печати, печать на текстиле с лазерной порезкой и гравировкой, предлагая клиентам уникальные продукты. Добавленная стоимость на сегодняшний день – в грамотном сочетании клиентского сервиса, маркетинга и работы с продуктами (разработка новых предложений) и конечно, в оптимизации внутренних процессов, обучении персонала. Я считаю, что будущее не за «железом», а за сервисом в работе с клиентами».

Олег Головко, Издательский дом «Гельветика»:

«Сам рынок растет, и удельный вес его участников постоянно изменяется (не всегда в позитивном значении). Много инсталляций нового оборудования, а иногда и соответствующего пост-пресса. Все больше и больше действует принцип – победитель получает все (каждый в своей конкретной нише цифровой печати)».

РЫНОК РАСТЕТ?

Но все же гораздо больше респондентов склоняются к тому, что рынок «цифры» растет/будет расти.

Например, Наталья Обушная (Типография «Ультрадрук») считает, что рынок цифровой печати еще далек от насыщения. Работы много. На фоне очень большого количества заказов типография «Ультрадрук» с сентября подняла цены на 20%, поскольку ее модель обслуживания позволяет клиентам экономить время.

«Цифровой рынок растет, и он будет расти с ростом экономики страны. Я думаю, на увеличение цифрового рынка будет влиять еще и расширение парка цифрового оборудования», – полагает Денис Резников (CMYK Center).

А Олег Петрук (ООО «Тамподек ХХІ») считает соотношение стоимости оборудования и продукции в цифровой печати, более реалистичным, нежели на рынке цифровой печати. Для цифровых машин нужны небольшие площади и не такое количество персонала для допечати и печати, в сравнении с офсетом, если рассматривать малотиражную продукцию до 500 листов.

Отдельные участники нашего опроса и вовсе не считают возможным рассматривать цифровую печать как часть полиграфической отрасли. По крайней мере, Сергей Боженко (Vizitka.com) делает попытку противопоставить понятия «цифровая печать» и «полиграфия». Он считает, что цифровая печать – это всего лишь инструмент, а не рынок.

И объясняет это тем, что в отличие от тяжелой, офсетной полиграфии использование цифровой печати не требует никаких специальных знаний. Печатать на цифровом оборудовании может любой технически грамотный человек, после нескольких часов вводного инструктажа. Сервис, обычно, осуществляет поставщик оборудования, он же поставляет расходные материалы. Цены, условия – унифицированы и зависят только от объемов печати.

«Это сильно отличает цифровую печать от собственно полиграфии, где громадное значение имеют компетенции и опыт персонала, соблюдение технологии, организации процессов, возможности оборудования и т.д. Таким образом заниматься цифровой печатью, в отличие от полиграфии, могут все желающие, имеющие небольшое количество средств», – считает Сергей Боженко.

Сергей Боженко, Vizitka.com:

«Пытаться построить бизнес и заработать, лишь только имея инструмент – цифровую печать, бесперспективно. Гораздо важнее, чем наличие цифрового оборудования, стратегия и рынок, для которого применяется этот инструмент. Сложно сравнивать между собой печать книг по требованию, создание тканей индивидуальных расцветок в фешн-индустрии или изготовление парусов для яхт – а ведь все это производится с помощью цифровой печати, поэтому нет ни рынка цифровой печати, ни, соответственно, ситуации на нем».

Оптимист Антон Морозов (ALT Business Class Print) тоже говорит о стабильном росте рынка «цифры».

Антон Морозов, ALT Business Class Print:

«Количество заказов увеличивается а их «объем» падает. То есть цифра, особенно в комбинации со специальными видами печати только увеличивает чистую прибыль компаний. А если обратить внимание на количество инсталляций, то становится ясно, что «цифра» «здорова».

Солидарен с коллегами и Юрий Стешенко, директор одесской типографии «Альфа Пресс», который считает рынок цифры достаточно быстро развивающимся. Многие типографии, по мнению Юрия, уже понимают, что рынок рекламной полиграфии из классической офсетной печати совсем скоро перейдет в сегменты сборных и цифровых тиражей.

Юрий Стешенко, ООО «Альфа Пресс»:

«Сегодня конечный клиент, особенно производственники, предпочитают изготовить не один макет большим тиражом, а выполнить этот тираж, отпечатав десятки или сотни макетов небольшими партиями. Для нас цифровая печать не является средством получения хорошей прибыли. Она выступает промежуточным звеном в изготовлении готовых продуктов с «правильной» рентабельностью»

Все больше компаний отказываются от больших офсетных тиражей в пользу распределения бюджетных средств на небольшие презентационные материалы и другие более эффективные рекламные носители, – отмечает Игорь Трембицкий (ООО «АртГрафика»).

ДИФФЕРЕНЦИРУЙСЯ ИЛИ...

Ярослав Кравченко («КР-Друк») считает, что в ближайшее время типографии цифровой печати продолжат отбирать заказы у офсетчиков. Основными локомотивами развития рынка «цифры» станут при этом уникальные сервисные предложения (круглосуточная печать для В2С, механизмы и способы оплаты, супероперативная печать, и особенно послепечать, любых изделий), а также расширение линеек действительно эксклюзивных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, клиенты в крупных городах начали постепенно отходить от практики «печатаюсь там, где дешевле» и выбирают качество, сроки и дополнительный сервис.

Ярослав Кравченко, «КР-Друк»:

«Основными локомотивами развития рынка «цифры» станут уникальные сервисные предложения (круглосуточная печать для В2С, механизмы и способы оплаты, супероперативная печать, и особенно послепечать, любых изделий), а также расширение линеек действительно эксклюзивных продуктов с высокой добавленной стоимостью».

Впрочем, сервис в цифровой печати наши респонденты понимают совершенно по-разному. И если для кого-то это осознанная необходимость, то другие отмечают, что количество оборудования существенно превышает спрос на услуги цифровой печати, но при этом возможности по оперативной обработке большого количества коротких тиражей ограничены. Растет и требовательность клиентов, не всегда, правда, готовых переплачивать за срочность заказов, – на это указывает Сергей Олефир (РА «ТУРА»).

«Цифра» стала более развитой, – считают наши респонденты. Появилось много дополнений и инноваций – это не может не радовать. «Печать белым и лаком, имитация тиснения серебром и золотом, возможно, в скором времени вытеснят трафарет. Ну а если снизится стоимость на отпечатки, можно подвинуть и мелкий офсет, «сборочные» тиражи ;), – Юлия Федорова (ООО «Студия Коллаж»).

Солидарен и Алексей Логачев («Веда»), который говорит о рынке цифровой печати так: «Продовжує спеціалізуватися та розширювати вплив за рахунок нових технологій».

Однако «Заработок не в разнице между кликом и продажной ценой. Заработок должен быть на услугах к печати. Но для этого нужно думать....», – справедливо напоминает Марк Турин («Тотем»).

Впрочем, Александр Горобец (рекламно-полиграфическая группа Magic Design) считает, что на рынке цифры все равно преобладают базовые заказы с минимальным бюджетным постпрессом. По мнению Александра, заказчики не готовы платить за уникальное предложение, за условно-дорогие изделия.

Александр Горобец, рекламно-полиграфическая группа Magic Design:

«Рынок наводняют дешевые б./у.-шные машины из Европы, многие владельцы в принципе не знают, как рассчитывать стоимость оттиска – это еще больше обваливает среднерыночную цену. Апгрейдить парк при таких условиях достаточно проблематично, и в результате высококачественную продукцию часто приходится заказывать в крупных компаниях с более технологичным (и лучше обслуживаемым) оборудованием, а это, в свою очередь, еще больше снижает маржинальность заказа – круг замыкается. Цифра в Украине последние годы просто топчется на месте, и если общая ситуация в экономике не изменится, многие рискуют истоптать последние тапки».

«Рынок перенасыщен, нужно искать уникальную продукцию», – задает тон очередному витку дискуссии Екатерина Фатеева (Полиграфический центр «Меридиан»).

Солидарен с ней и Александр Голомидов («Паперівка»): «Ринок динамічно розвивається. Виготовляти все для всіх вже майже неможливо, тому важливо мати свою нішу і бути впевненим у своїх підрядниках».

О том, что спрос уступает предложению, говорит и Алла Миронова (РИА «Донсай»): «Цифровая печать целесообразна для малых тиражей, персонификации, но предложения превышают спрос...».

Еще одной причиной превышения предложения над спросом являются «метания» офсетчиков, которые видят в цифре прямую угрозу своему бизнесу и пытаются дополнить спектр предложений по печати услугами «цифры». Причем, как считают руководители отдельных исконно цифровых типографий, такого рода офсетчики не всегда понимают специфику ведения бизнеса в цифровой печати и принципиальные отличия цифры от офсета.

Вот, к примеру, мнение Александра Колесникова (Типография «Студия «Печать»): «Сложный период. Офсетчики, которые говорили «никогда не куплю цифру», вдруг передумали. Но по старинке пытаются загрузить ее дешевыми тиражами. Беда приходит через год, шишки заживают через три. Остальные сидят, ждут просветления новых-старых конкурентов».

В конечном итоге за дифференциацию ратует в принципе Анатолий Мороз (sborki.kiev.ua). От своего видения ситуации на рынке цифры («Есть несколько крупных игроков, которые задают общую тенденцию рынку, плейсмаркеты в полиграфии также пытаются забрать на себя объем. Но есть и плюс для рынка: конфликт между «Сборкой» и Вольфом всколыхнул отрасль. И пожинающий плоды «Карбон») Анатолий плавно переходит к модели работы «Принт24» («Сегмент B2C доступен, и с ним нужно работать, и цена здесь не самое основное. Например, «Принт24» – у них цены высокие, но их модель работает; не всегда клиент готов ехать из-за 5 грн экономии через весь город»).

РЫНОК ЦИФРЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ

«Ринок росте і розвивається, хоча дещо і трансформується. За останні роки було інстальовано багато нової цифрової техніки, не лише друкарської, а і післядрукарської, що сприяє поступовій автоматизації всього цифрового процесу. Зростають потужність та рівень автоматизації безпосередньо і самої друкарської техніки, чого вимагає й ринок, бо росте і питома вага самих цифрових замовлень», – отмечает Юрий Якимчук («Карбон Сервис»).

Юрій Якимчук, «Карбон Сервіс»:

«Якщо раніше одне замовлення в обсязі друку у пару десятків тисяч трійок було ситуативним, то сьогодні це вже норма, і з’являються замовлення у сотні тисяч. Зважаючи на вищесказане, не виключаємо, що не за горами час, коли послуги цифрового друку будуть продаватися не за кількістю видрукуваних аркушів, а за годинами, потрібними для виготовлення того чи іншого замовлення».

«Я верю, что цифровая печать «никогда уже не будет прежней», – пишет, в свою очередь, Лариса Гобельовская (ООО «Типография Мадрид»).

В то же время Борис (ушел из полиграфии и перешел на сторону клиента) советует нам задать вопрос о состоянии рынка «цифры» клиентам цифровых типографий и узнать их боли.

Александр Колесников, Типография «Студия Печать»:

«Офсетчики, которые говорили «никогда не куплю цифру», вдруг передумали. Но по старинке пытаются загрузить ее дешевыми тиражами. Беда приходит через год, шишки заживают через три. Остальные сидят, ждут просветления новых-старых конкурентов».

«Очень большое влияние на рынок полиграфии, конечно, будет иметь состояние экономики Украины», – считает Юрий Иванченко («Фастпринт»).

А вот и более развернутые размышления на эту же тему, автор которых Сергей Поночевный (Издательство «АртЭк»): «Абсолютно понятно, что локомотивом развития цифрового рынка в любом случае будет стабильный макроэкономический рост в стране. А определять правильные векторы развития определенной отрасли, в т.ч. цифровой печати, – задача инвесторов и их менеджеров».

Сергей Поночевный, Издательство «АртЭк»:

«Придумывать ничего особенного украинского не нужно. В мире уже практически все придумано до нас, особенно в нашем сегменте. И в первую очередь, это получение добавочной стоимости путем создания сложного продукта на основе цифровой печати, в том числе инновационного.

Настоящие лидеры рынка не тратят усилия и не ведут борьбу за нижайшую ценовую планку в демпинге. Это удел уличных копи-лавок в районе продуктовых рынков».