Конечно, причинно-следственная связь подгуляла. Но суть понятна. И отдельные интересные моменты встречаются.
Сложно найти киевлянина, который не видел листовки, призывающей игнорировать российские товары. Прокламации можно найти и под дворниками автомобиля на стоянке, и в почтовом ящике. "У нас был заказ на печать около 10 тыс. листовок патриотического содержания", — рассказывает директор компании "Укрдрук" Андрей Прохоренко. О подобных заказах говорит и его коллега— совладелец типографии "Триада" Сергей Снижко, по словам которого напечатать 10 тыс. листовок можно за полчаса, а цена такого заказа составляет 1,8 тыс. грн. Но это немного. "Наша производительность — около 9 млн листовок в час", — поясняет Снижко.
В этом году появился новый тренд — автовышиванки. По словам директора "Центра персонализированной полиграфии" Ивана Гринчука, компания выпустила несколько сотен патриотических наклеек на машины. "Один заказчик даже попросил выпустить изделие для велосипеда", — отмечает он. Но их цена невысока — 0,4‑1,2 тыс. грн за наклейку.
Но патриотические листовки и автовышиванки не могут удержать падающий рынок. По оценкам Снижко, за первые шесть месяцев количество заказов упало на 40 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Вдвое снизился и средний тираж — до 150 тыс. экземпляров", — добавляет Прохоренко.
Полиграфисты прогнозируют, что осенью ситуация существенно не улучшится. Снижко говорит, что "Триада" уже открыла представительство в Польше и старается за счет заказов из других стран компенсировать потери в Украине.