Такие материалы представляют собой комбинации различных типов волокна и пластика, которые реагируют на контакт, например, с водой или теплом.

Вещи, напечатанные из "умных материалов", будут свертываться, развертываться, сужаться и расширяться. Именно поэтому такой процесс окрестили "4D-печатью".

Основной разработчик нового изобретения − Скайлар Тиббитс из Массачусетского технологического института, работающий бок о бок с компанией Stratasys, специализирующейся на производстве с помощью передовых компьютерных технологий.

Нас заинтересовал вопрос, можно ли распечатать вещи, которые смогут изменять свои свойства и свою форму так, как мы их запрограммировали. Мы решили назвать такой процесс 4D-печатью, поскольку к статическим распечатанным объектам добавляется новое измерение − их развитие со временем. − Скайлар Тиббитс, Массачусетский технологический институт.

Кстати, идея использовать временную координату как "новое измерение" — не нова. В частности, Efi уже анонсировала http://printus.com.ua/article/read/2057 технологию и платформу для 4D-печати. Ее устройство 4D VUTEk позволяет оператору настроить хронологическую позицию во время печати. Возможность возврата предлагает уникальную возможность для экономии денег. Заказчик может «сбросить» ошибочно напечатанную работу и начать заново, как будто брак и не был напечатан.

Что же касается разработки Тиббится, то, например, дизайнер Джесси Луис-Розенберг из Массачусетса надеется использовать 4D-печать для создания одежды, которая будет распечатываться в компактной форме, а затем самостоятельно разворачиваться.

Для своей работы дизайнер вначале просканирует тело клиента, чтобы распечатанная одежда сидела на нем как влитая, а затем сделает заказанный дизайн, скажем, костюма, состоящий из нескольких сегментов.


Компьютер обработает детище Луиса-Розенберга так, чтобы оно могло быть распечатано на обычном 3D-принтере. Клиенту, закачавшему себе на компьютер необходимые файлы, останется лишь отпечатать свою одежду, которая затем самостоятельно развернется для него.