Привет честной полиграфической тусовке! В полиграфическом бизнесе я — 20 лет. И сегодня мы подымем несколько тем. На смену тяжелому для полиграфии осенне-зимнему периоду 2011-2012 гг., пришел весенне-летний, от которого многие чего-то ждали. И в преддверии «Евро-2012» и drupa 2012, нам есть о чем поговорить.
Итак, тенденция №1
Если в жизни должно произойти что-то плохое, оно обязательно произойдет. Если цифровые (и безбумажные) технологии должны победить, то полиграфия рано или поздно умрет. Причем даже раньше, чем мы того ожидаем. Объемы полиграфии, по сравнению с 2008 г., падали дважды: в 2009 г. и в отчетный осенне-зимний период 2011-2012 гг.
В прошлом году оставалась некоторая надежда, что после года действия новой редакции Налогового кодекса, который вымыл из бизнеса наиболее слабых одиночек без запаса прочности, отрасль консолидируется. И период лета 2010-лета 2011 гг. давал основания полагать, что дно кризиса уже пройдено и начнется рост…
А не тут-то было. Как раз в осенне-зимний период наблюдался второй этап падения спроса на издательско-полиграфические услуги. И связан он с тем, что административно-командный резерв выбивания денег из экономики себя исчерпал. А если нет денег в ведущих отраслях (строительство, автомобильная промышленность, банковский сектор, информационные технологии, легкая промышленность), то и полиграфия как "обслуживающая девка" ведущих отраслей промышленности никому не нужна.
Объем рекламной полиграфии уменьшился в разы — практически до ноля упало количество открыток, календарей, годовых отчетов, поздравлений, флаеров. А периодика стала выходить реже, тоньше и меньшими тиражами. Все надежды большинства полиграфистов на «Евро-2012» после своеобразного подхода и трактования некоторыми структурами, защищающими авторское право (например, мы все это наблюдали в случае с «Просто-Принт»), накрылись «медным тазом». Поэтому, заканчивая негативное описание процессов полиграфии, можно сказать так: «Кто зимой не замерз, того доконает горячее лето 2012».
Не противоречивы ль предыдущие утверждения?
Ряд украинских компаний юридически являются банкротами и находятся в процессе санации, пытаясь вывести активы от требований кредиторов (есть примеры, когда такие типографии перетягивали на себя печать периодики, не то что по цене ниже рыночной, а по цене «Бумага+пластины+ краска+зарплата печатников»).
Отдельные типографии в конце 2011 г. рапортуют, каким успешным был 2011 год, а в 2012 г. тональность меняется: недоучли, недопросчитали, и некоторые параметры придется пересмотреть. И нередко такие типографии из передовых превращаются в демпингистов. Относительно отдельных компаний вообще бытует мысль, что если они уйдут с рынка, добрая его половина тихо порадуется.
В то же время нельзя игнорировать ценовые вопросы и их влияние на развитие рынка. Положим, десяток типографий, которые определяют политику в области печати, например, журнальной продукции, объединятся и начнут контролировать ценовую политику в области печати журнальной или газетной продукции.
Я думаю, что объединение рынка невозможно по нескольким причинам. Причем и объединение основных игроков (например, первой десятки) и тех, кто дышит им в спину (11-100 места). Есть знаменитая пословица: «Все семьи несчастны, но каждая семья несчастна по-своему». Когда объединяют усилия две успешные компании, получается синергетический эффект. Когда интегрируются два банкрота либо две компании, избравших неверную тактику и стратегию, являющиеся должниками, которые не способны выплачивать не то, что тело кредита, а и проценты по кредиту, на сжимающемся рынке это приводит только к временному подключению больного к аппарату искусственного дыхания.
Денег становится все меньше, каждая из типографий имеет проблемы с заказчиками, личным составом и поставщиками, в случае создания отраслевых объединений эти проблемы нарастут, как снежный ком. Более того, наши полиграфисты ведь не рассказывают друг другу про "скелеты в шкафу" у каждого из них.
Возможно, сейчас оптимальное решение – выскочить из поезда, который несется к обрыву, выпрыгнуть из «Титаника», который идет ко дну. И если это поймут добрая половина типографий из первого десятка и добрые 2/3 из первой сотни, и сами — добровольно — уйдут с рынка, причем, не продавая оборудования и не плодя подобных себе демпингистов и банкротов, тогда рынок сможет подняться. Потому что если оборудования втрое больше, чем необходимо для выполнения существующего объема заказов, и тенденция к падению заказов очевидна, то математическое решение предполагает, что типографии будут «дальше и больше» биться за крохи со стола. То есть, нас, полиграфистов отымели! И сделали это представители двух типов бизнеса. Первый из них — непроизводственный (финансовый, венчурный, акционный, инвестиционный, фьючерсный). А второй представлен организационно-правовыми формами, которые заложены в бюджето-образующие отрасли, распределяющие "жирные" заказы. Это административно-юридическая система! И многим хозяевам типографий и директорам, которые вовремя не выскочат из бизнеса, потом сделать это будет гораздо болезненнее.
Даже если предположить…
Положим, цены в полиграфии сохранятся на нынешнем уровне, а то и снизятся для дальнейшего противостояния экспансии цифровых, электронных медиа и Интернета в частности. Теоретически это будет способствовать тому, что издатели по-прежнему будут отдавать предпочтение бумаге, потому что рекламный рынок хоть понемногу, но растет и возможность печататься остается. Но кто и каким образом будет обеспечивать работу отрасли в минус, кто примет на себя финансовые обязательства?
Платить за все должен либо конечный потребитель либо государство, которое берет на себя функции социальной справедливости — соответственно, финансирования социально-значимых проектов. Других источников нет. Банки за это не платят, банки на этом имеют. Типографии за это тоже не платят, их на этом имеют! Издательства тем более за это не платят: они находятся «между молотом и наковальней» – между потребностями рынка и деньгами, которое срубили с госзаказа, и соответственно, себестоимостью производства в типографии. А им еще и откат надо обеспечить
Кстати, предупреждаю типографии, чтоб они не принимали участие в Госзакупках с откатами, потому что таким образом они палят себя как производственную базу, ведясь на жалкие крохи на сжимающемся рынке… Типографиям лучше не поддерживать отдельные механизмы проведения тендеров. Потому что нагнут, как последних лохов, да еще под статью поставят…
Что поменялось в тендерах в отчетные два года? Путем несложного сравнительного анализа и оперативных мероприятий в каждом сегменте была определена минимально возможная цена конечного подрядчика, за которую он выполнит работу и не сдохнет с голоду. А дальше в зависимости от расклада – то ли оставлена старая цена, а то ли (для приличия) цена чуть уменьшилась, то ли там, где «страх и нюх потеряли», ее подняли на недосягаемую высоту и увеличили дельту отката и посредника, которая получилась в результате минимальной цены и суммы госзакупки.
Сейчас граница сместилась – конечным производителям лучше не принимать участие в этой цепочке – распределение, оперативное управление средствами и, собственно, производство. Ежели чего не так, все шишки посыпятся на производителя. Потому что ему деваться некуда, у него помещение, основные средства, личный состав. Он самый уязвимый. Та пошли они! Становимся писателями!
Итак, за поддержание стоимости полиграфических услуг на прежнем уровне заплатит потребитель или государство. Возьмем цепочку, связанную с нормальным бизнес-процессом. А именно механизм функционирования редакции журнала. Реклама, подписка, розница – статьи доходов. Инфраструктура, расчеты с типографией и накладные расходы – затратная часть. А теперь посмотрим правде в глаза! Рекламодатели становятся затратной статьей, потому что с каждым днем их все меньше, подписчики предпочитают электронные способы доставки контента бумажным, а в розницу – особенно с новым продуктом издателю хрен пробиться.
Если первая сотня типографий договорится о синхронном поднятии цен, это приведет к параличу издательского рынка. Все редакции и так вписываются в дельту, которая уже совсем не та, что была раньше. А тут еще полиграфисты говорят: «Мы поднимаем цены». Очень правильно сделала редакция журнала «Домашний ПК», который я люблю и уважаю, читал лет десять подряд, покупая в киоске. Как только появилась электронная версия в Интернете, я перестал покупать его в киоске, из-за того, что не хотелось засорять дом бумажной продукцией. Более того, читается не весь журнал, а только отдельные вещи. И когда пацаны после нескольких лет присутствия в бумажной версии и в виде pdf-файла в Интернете, приняли решение перейти из журнала в проект портала с новостийной лентой с видеоблогами, обзорами, форумом, от этого проект выиграл – это путь выживания издательств.
Старая издательская модель выживает, пока типографии не подняли цены, а как только это случится, большинство издателей соскочат в Интернет. А основания повышать цены совершенно очевидны – половина типографий из первой сотни – банкроты, они в лучшем случае выплачивают проценты по кредиту, различные комиссии
А основания повышать цены совершенно очевидны – половина типографий из первой сотни – банкроты, они в лучшем случае выплачивают проценты по кредиту, различные комиссии. Тело кредита при существующем уровне цен они выплатить не могут. Чтобы не демпинговать, им нужно повысить цены, а сделав это, они отпугнут клиента. А отпугнув клиента, они вообще уйдут безвозвратно из бумажного в электронный вид. Подобные процессы должны протекать естественным путем, но можно их и катализировать.
Я б процесс ускорил со всех сторон: усилил давление кредиторов на тех, кто не может рассчитаться с обязательствами (забрал бы или арестовал их оборудование, чтобы оно не присутствовало на рынке с точки зрения поставщика). Издателям я б порекомендовал готовить плацдарм и валить в электронные медиа – им, естественно, нужно тройственное решение задачи: присутствие в Интернете, выпуск электронных версий для планшетных устройств и прочих гаджетов, и выпуск бумажных версий книг и журналов по требованию в зависимости от спроса рынка и себестоимости продукции. При этом журналы умрут раньше, чем книги. Но первыми умереть должны ежедневные газеты (останутся еженедельные газеты – обзоры, ревю типа «Зеркала недели», «Корреспондента», «Фокуса», чтобы полистать – может, кто-то что-то умное за неделю подытожил).
Танок на Майдані Конго
Я хочу коснуться деятельности транснациональных корпораций, таких как Heidelberg и прочие ТНК. Тут уместно перекинуть мостик на drupa, Президентом которой является СЕО Heidelberg Бернхард Шрайер. Грубо говоря, нам пытаются продать «старое дерьмо в новой упаковке». Для этого придумана целая доктрина «Конвергенция медиа бумажных и электронных платформ». Вы покупаете новый Heidelberg с опциями сверхоперативных выхода на цвет, смены пластин, чтобы повысить количество приладок, но при этом не говорится, что такая скорость машины, степень автоматизации и такое количество работ просто никому не нужны, так как подобного количества работ нет.
И клиент, который раньше рассчитывался за машину стоимостью €1 млн три года, а после drupa 2008 в связи с кризисом не может рассчитаться за машину ни за пять, ни за семь лет, теперь просто покупает очередную туфту со сроком окупаемости от десяти лет и выше, которая никогда не окупится. Потому что работы будет меньше, а струйная цифровая машина дороже. И тут выплывает еще один прием: вы, окромя автоматизированной офсетной машины, должны усилить производство цифровой машиной – для печати малых тиражей; а ну еще пару лимонов выкиньте.
И снова никто не говорит ни о себестоимости оттиска, ни о периоде окупаемости – вот и получается, что цифровые машины являются каналом «присаживания на иглу» с точки зрения расходных материалов и запчастей.
Поэтому формируется новое общество полиграфистов-лохов, которые «присели» на переходную технологию между офсетом и чистой цифрой, и которые будут должны по жизни…
Через тех менеджеров, которые поедут на выставку, и те СМИ, которые это будут освещать, и через интересы поставщиков, которым выгодно, чтоб фигню покупали, будет объявлена новая доктрина цифрового века! На самом деле, эта новая доктрина давно сдохла: это будет новое ярмо на шее полиграфистов, которые никогда из него не выйдут…
Этой категории полиграфистов предлагают следующую генерацию решений – якобы цифровых, но вообще находящихся в области информационно-коммуникационных технологий, но на самом деле это рабовладельческие технологии, потому что даже подписавшиеся под контрактом на поставку офсетной машины в комплектации full-сервис со всем автоматизированным процессом (смывки, замывки, приладки, денситометр, выход на тираж после пятого оттиска) переплачивает в разы. А при покупке цифровой печатной машины в формате В2, типография вообще подсаживается на технологическую зависимость и зависимость по поставке расходных материалов от соответствующего вендора при себестоимости далеко не конкретной (это мулька такая – впереди паровоза. А если глянуть на себестоимость, то выгоднее печатать на старом Dominant с пластин CtP)…
Кстати, заявлено, что drupa является цифровой выставкой в формате В2. Но в Украине в В2 интересы цифры и офсета не пересекаются: интересы офсетной и цифровой печати стыкуются сегодня в районе ста экземпляров. Даже если мы возьмем восьмидесятистраничный журнал, то напечатать его цифрой и офсетом тиражом в сто —одинаково! А цифровая машина формата А3 либо SRA3 стоит, грубо говоря, от 20 до 100 тыс. у.е. Если говорить о В2 в цифре, то нужно тиражную планку печатания сдвинуть примерно до пятисот, потому что машина будет стоить до $2 млн., количество страниц изданий должно быть от 100 до 200 экз., периодичность выхода – ежемесячной. Так сколько будет отбиваться машина стоимостью 2 млн, если вокруг «непочатый край офсета». Так что перспективы цифры в формате В2 в Украине нет. CtP+приладка — все равно дешевле, чем оттиск на цифровой машине на тираже 500 в формате В2.
Коснемся и работы на рынке украинских дистрибуторов полиграфического оборудования. Здесь одновременно работает несколько законов: Мерфи, Паркинсона и уравнение неопределенности Гейзенберга. Что такое «Неопределенность Гейзенберга»?
Чем большая ясность с финансовыми возможностями, тем более непонятно, а чего же ты хочешь. Например, с точки зрения покупки легковой машины: Mersedes или Lexus. Точно такая же точка зрения типографий-банкротов. Получается, чем больше у них неопределенности с деньгами (заплатят или не заплатят компании Heidelberg), тем больше у них определенности с покупкой альтернативной машины!!!
В мире перепроизводства все в среднем стоит по доллару за килограмм. Например, литр сока либо бутылка Coca-cola. Но вот парадокс — сколько стоит цифровая печатная машина весом в сто килограмм? Понятно, что не $100. Это же высокотехнологичный продукт! $1 тыс.! Ну это очень высокотехнологичный продукт – $10 тыс.. И мы готовы смириться с тем, что дуплексный принтер формата А3+ массой сто кг. стоит $10 тысяч. В результате одно и то же устройство массой 100 кг стоит $10, 20, 50, 100, 500 тыс., $1 млн, потому что у него увеличили разрешение, установили RIP, это инновационная технология!!! Кому вы впариваете?
Следует учитывать научно-исследовательскую, маркетинговую и коррупционную составляющую (кстати, ее не надо сбрасывать со счетов, потому что и цену не могут дать меньше, так как надо железяки стоимостью $200 тыс. украсть $100 тыс., поэтому она и должна позиционироваться как Hi-End, чтобы можно было поделиться при госзакупках). Но оборудование же весит те же сто кг — они только софт поменяли, за который уже сотню раз заплачено 5% от прибыли предприятия за прошлый год. То есть наши дистрибуторы втюхивают дерьмо по цене в десять раз дороже, чем оно стоит и являются составляющими коррупционной системы, на которой можно отмывать бабло и давать откаты.
За грехи отцов, платят дети
И тут мы возвращаемся к хозяевам полиграфических бизнесов славной Украины, и получается один парадокс, на который никто не обращал внимания практически все годы независимости, ознаменовавшиеся внедрением новых технологий в полиграфии. Получилась следующая вещь: старые советские «генералы от полиграфии», в девяностых годах став акционерами либо единоличными собственниками приватизированных либо акционированных ими предприятий, имея значительный опыт работы в полиграфии, не пошли по пути технологического перевооружения, а пошли по пути рантье, арендодателей, реконструкций и инвестиций в недвижимость, построения на месте типографий многоквартирных домов либо бизнес-центров в качестве совладельцев. А в собственники полиграфических бизнесов, основанных на компьютерных технологиях, пролезли зачастую не их дети, которые пристроились при родителях как управляющие офисными центрами, а «новые» дети, которые закончили физические, математические, технологические, полиграфические факультеты, верили, что все будет честно и справедливо, и это общество требует новых командиров производств.
И пока они строили бизнесы, принимали на себя кредиты и отбивали оборудование, старые генералы решили вопросы с землей, недвижимостью, системным подходом к получению доходов и дивидендов от пассивного бизнеса, которым не надо компостировать мозги 24 часа, а этих дураков вместо себя подсунули в полиграфию.
И в этом я вижу ключевую причину кризиса неплатежей, банкротства предприятий, которые не могут платить по счетам, кредитам и процентам. Потому что старое поколение, которое диверсифицировалось и раздерибанило недвижимость, подсунуло вместо себя лохов, которые думали, что производство – это круто, а полиграфия – это навсегда.
А на самом деле – мы живем в глобальном мире промышленного перепроизводства, финансовых инструментов и деривативов, акций, фьючерсов, превосходящих на несколько порядков объем материальных ценностей, которые существуют на земле. И в условиях глобального информационного влияния на умы и запросы, инстинкты человечества, эти полиграфисты никому не нужны. Они являются третьей производной, обслуживающей идеологические, финансовые и организационные расклады. Так что, господа полиграфисты, собственники, засуньте свое оборудование себе в...
Апокалипсис сегодня?
А тут еще и дефолт очередной осенью возможен. По аналогии с 2008 г. будет следующее. Стоимость всех импортозависимых материалов в гривне повысится согласно курса к евро, доллару, йене. У конечного заказчика – рекламных агентств, редакций журналов, средств выдержать новый виток кризиса нет. Типографии в лучшем случае могут создать стратегический запас материалов или индексировать их стоимость в результате переговоров с поставщиками, но заработная плата сотрудников в гривнах останется та же, а в условных единицах упадет. Соответственно, добавленная стоимость предприятия и прибыль в гривнах останется та же, а в условных единицах упадет. То есть будет все тяжелее выплачивать не то, что тело, а и проценты по кредитам.
Но полиграфисты с нетерпением ждут drupa 2012, чтоб подписать контракты о поставке, например, цифровых машин в формате В2. То есть очевидны аналогии – в 2008 г. с выставки продано 14 машин Heidelberg… Сегодня в очередной раз Европа, которая находится в системном кризисе, хочет решить свои проблемы за счет украинских и российских полиграфистов и прочих чудаков, которые ведутся на маркетинговые заманухи. И посадить на крючек! Привязав к игле, под соусом технологического перевооружения – типа льготные продажи на выставке.
Мы создаем им рабочие места в высокотехнологичных секторах производства, и сами становимся должны пожизненно. И рассчитываться будем землей, человеческими ресурсами. Таким образом, — полиграфисты – пятая колонна затягивания страны в долговую финансовую яму. То есть те хозяева предприятий, которые втягиваются в очередную долговую яму, — пособники мирового капитализма по вовлечению Украины в долги. И рассчитываться будем жизнью и здоровьем; благополучием будущих поколений.
Мало того, что печатают всякую непатриотичную херню, а потом включают дураков и говорят: «Мы ж типография и не можем отвечать за контент!». А получается, что за контент надо отвечать.
Инновационный – значит, банкрот?!
Понятие «Инновационность» как и понятие «Социально ориентированная экономика» — лохоразводиловка. Или, например, «Зеленая энергетика» — это ветряные или солнечные электростанции, тарифы на энергию которых должны быть в три-пять раз больше, чем на энергию, вырабатываемую традиционными атомными станциями или ГЭС. И получается, что в рамках государственной программы по «Зеленой энергетике» с налогоплательщиков снимают бабло и перераспределяют бюджет по «Зеленой энергетике».
Такая же лохоразводиловка – «Социально ориентированная экономика». Это значит, что предприниматели без поддержки государства днями и ночами выстраивают свой бизнес с ноля, в невероятных условиях. А как только выводят на прибыльность, появляется дядя-чиновник и говорит: «У нас социально ориентированная экономика. Давай я у тебя отберу и другому отдам». Чиновник отбирает у того, кто создавал! Если б он хотя бы отдавал другому, кто создает. А на самом деле, он 90% украдет, а 10% дойдет до того, кто не создает! И, как показывает практика, до нуждающихся меньше всего доходит. Отсюда появился третий принцип, который мы называем «Инновационность». За эту «Инновационность» действительно кто-то должен платить.
То ли конечный потребитель, то ли государство. Получается, что если мы на открытке сделаем высечки в виде розочки, то это «Инновационность». Возможно, за нее заплатит конечный потребитель. А если оно не надо конечному потребителю, то за это заплатит донецкая типография как за великое произведение, рукопись, которую никто не писал предыдущие пятьсот лет.
Так может лучше быть издателем, чем ТИПА ГРАФОМ, а еще лучше быть писателем, который вообще не несет материальных затрат. Все становимся писателями два!
А что будет в итоге? Или «Ты беги, а лес образуется»
Самое поразительное – для того, чтобы общество было вменяемым и управляемым, ему надо придумать какие-то идеалы и какой-то вид занятия, чтоб оно зарабатывало на кусок хлеба, колбасы и бутылку водки, и не успевало задавать себе дурацкие вопросы «Чем заниматься». Поэтому суть в следующем. Честное демократическое правительство, которое придет к власти, будет озабочено тем, чем бы занять население, чтоб оно света белого не видело, сводило концы с концами, и его зарплаты хватало доехать до работы и обратно, заплатить за коммунальные услуги и не сдохнуть с голода и не было у него времени самообразовываться, смотреть на жизнь системно и задавать вопросы «А почему у нас при власти находятся эти, а не следующие».
Полиграфисты, как белка в колесе (но не как этот симпатный хомяк)
И этом плане мы находимся в порочном круге. А полиграфисты, если думать только с точки зрения выплаты кредита и получения прибыли либо заработной платы для наемных работников являются ретрансляторами системы мироустройства для всего населения. И никто из них не вышел на площадь и не сказал: «Считаю, что мироустройство неправильное». Потому что полиграфисты, как белка в колесе. Наемных директоров полиграфических производств поставили в условия (и они дали себя поставить в условия), когда им некогда думать о другой модели. У них модель «Как белка в колесе». Беги, пока сердце не остановится, а остановишься, умрешь.