Michael Huber Ukraine представляет концерн, который производит высококачественные материалы для полиграфии. Именно поэтому руководство компании решило изготовить календарь, выполненный не в стиле рекламного флаера, а изделия, несущего позитивную энергию и демонстрирующего, как можно объединить знания с возможностями материалов компании. Для компании «Вольф», чей слоган «Полиграфия как искусство», выполнить качественную печать этого календаря было делом принципиальным.


Подготовительный этап

 

Получившийся в итоге календарь демонстрирует возможности синергии разнообразной палитры материалов Huber Group, знаний коллектива Michael Huber Ukraine, а также навыков и технических возможностей типографии «Вольф». Директор Michael Huber Ukraine Олег Герасименко организовал процесс работы над календарем таким образом, что сотрудники компании, принимавшие участие в работе (Олег Герасименко, Петр Прилипко, Сергей Молодид, Виталий Коромыслов) выслушивали аргументы коллег и очень быстро приходили к решениям, в результате основная часть концепции и готовый макет был сформирован в течение недели. «Мы ограничили количество людей, которые принимали участие в обсуждении концепции календаря, да и мой опыт допечатной подготовки свидетельствует, что когда весь офис участвует в обсуждении, начинаются проблемы. Олег, Петр и я, втроем, очень быстро определились с тем, что и как хотим: начиная от сюжетов изображений, формата, спецэффектов и заканчивая цветом упаковки. Меня назначили ответственным за выполнение, а далее мы с Виталием подобрали материалы и выступили по печати», — говорит технолог Michael Huber Ukraine Сергей Молодид.

Рисунок 1. Использованы УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set
и УФ-выборочный глянцевый лак

 

Сергей отмечает: «Часто дизайнер и фотограф видят мир по-своему, пытаются воплотить видение в своем творчестве, но техническими средствами это не всегда просто сделать. Елена Визерская (автор фотографий и спецэффектов – рис. 3) все работы выполняет в RGB, и не она должна думать о цветоделении, возможностях цветового охвата, колоссальной разнице между обыкновенным оранжевым и флуоресцентным пантоном… При воспроизведении ярких цветов охват триады ограничен. В некоторых случаях можно подобрать цвет, а в некоторых при конвертации в CMYK (и это заметно даже на некалиброванном мониторе) цвета очень сильно изменяются. И художник, который ценит свои работы, может сказать: «Вы испортили произведение искусства — такое часто бывает при печати репродукций или высокохудожественных творческих работ».

Рисунок 2. Использованы УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set и УФ выборочный матовый лак


После встречи с Еленой Визерской была определена общая направленность календаря, и решено использовать авторские фотографии для дизайна всех страниц изделия. «Мы составили сложную спецификацию, в которой на превьюшных картинках обозначили требования для макетов в Photoshop, включая наличие отдельных каналов. Елена предоставила нам авторские оригиналы, мы заключили авторский договор», — комментирует Молодид. Сергей отмечает, что Елена Визерская практически идеально справилась с поставленной задачей, но отмечает также высокий уровень цветокорректоров типографии «Вольф», которые устранили недочеты допечатной подготовки: «Без цветокоррекции из RGB получить нормальное изображение в CMYK сложно. У цветокорректора «Вольфа» нашлось достаточно терпения, чтобы устранить недостатки в предоставленных нами макетах. Лучше специалиста, понимающего специфику производства своей типографии, цветоделение не сделает никто».

Технологические особенности

Часть страниц календаря было решено печатать УФ-красками серии NewV Set UE 4300, а часть – красками Incredible Perfexion. Листы 4, 8, 12 (рис. 4, 8, 12), при печати которых использовались флуоресцентные краски Pantone 802 С, 806 С для четвертого листа, 804 С для восьмого, 801 С, 805 С для двенадцатого и обложки, априори нельзя было подвергать воздействию УФ-сушек, так как флуоресцентные Pantone имеют слабую стойкость к УФ-свету. Поэтому для печати этих листов использовались краски серии Incredible Perfexion – высокопигментированные и предназначенные для печати акцидентной продукции в тех случаях, когда необходимо искусственно «перенасытить» цвет. «При печати обычными красками, когда возникает желание добавить насыщенности, вполне возможно нарушение баланса «краска-вода». А в данном случае за счет того, что краска высокопигментированная, ее плотность можно делать меньше. При печати на тонких бумагах или при нестабильном растискивании это обеспечивает позитивный эффект», комментирует Сергей Молодид.

 

Рисунок 3. Использованы УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set и УФ-выборочный матовый лак

Именно поэтому в Michael Huber Ukraine решили совместить возможности Incredible Perfexion и флуоресцентных «пантонов». При этом при печати восьмого листа флуоресцентный Pantone 804 C наносился в два прогона: сначала печатался только Pantone, а потом – триадные краски и снова Pantone. Pantone наносился из последней секции, а перед этим по международному стандарту: Black, Cyan, Magenta, Yellow. Цвет, полученный в результате одного прогона, представителям Michael Huber Ukraine не совсем понравился, поэтому и решили, что нанести оранжевый Pantone в два прогона будет эффектнее. «Да, немножко потерялось ощущение, что девушка держит именно апельсин, — комментирует Сергей Молодид. — Даже черная краска в тенях не выручила. Зато получился такой яркий цвет! В типографии, возле машины лежало огромное количество паллет с оттисками. Каждый, кто проходил, останавливался именно возле нашей паллеты. Все оценивали наше изображение, потому что это «взрыв». Сначала специалисты «Вольфа» оценили подобную печать как «отклонение от технологического процесса», но как заказчик в пределах разумного я сам выбираю, что хочу».

 

Рисунок 4. Использованы краска Huber !NKREDIBLE PERFEXION
и флуоресцентный пантон 802 C, 806 C, а также ВД лак Huber ACRYLAC High Gloss

Рисунок 5. УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set гибридный лак

 

«На четвертом листе (рис. 4) печать «пантона» в два прогона была нецелесообразна, так как зеленый Pantone 802 С на девушке выглядел бы ядовито. Мы же, отпечатав его в один прогон, добились того, что он выглядит нежно. Если б мы прогнали дважды, цвет мог бы получиться очень насыщенным, но тогда нам пришлось бы подбирать другой цвет (розовый тоже в два прогона смотрелся б вызывающе и некрасиво)», — рассказывает Сергей Молодид.

 

Рисунок 6. УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set, пантон УФ 185 C и УФ выборочный глянцевый лак

 

В тех листах, где использовались флуоресцентные Pantone (4, 8, 12, обложка — рис. 4, 8, 12) для печати использовалась кроющая триада. При печати УФ-красками благодаря наличию промежуточных сушек на выходе получались сухие оттиски – это касается и участков, не покрытых лаком.

 

Рисунок 7. УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set, УФ выборочный глянцевый лак, УФ выборочный матовый лак


Рисунок 8. Краска Huber !NKREDIBLE PERFEXION, пантон флуоресцентний 804 C, а также ВД лак Huber ACRYLAC High Gloss

Почему же предпочли наносить триадные краски поверх «пантонов»? Во-первых, флуоресцентный Pantone очень быстро сохнет. «Печатники нам сначала не поверили. Когда мы сказали «поднимаем плотность, уменьшаем воду», ведь по краям не затягивало. Настроили баланс «краска-вода», повысили плотность, чтоб получить желаемую насыщенность цвета. Когда лист вышел из машины, он вначале мазался. Ведь на обложке помимо двух красок использовалось еще серебро MFX. Виталий Коромыслов предложил подождать три минуты — стереть было невозможно. Печатники былы удивлены», — комментирует Сергей Молодид.

Рисунок 9. Краски Huber !NKREDIBLE PERFEXION, Huber Metalstar GOLD MFX, ВД лак Huber ACRYLAC High Gloss

 

Рисунок 10. УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set, гибридный лак

 

График печати был максимально удобно выстроен так, что все оттиски успевали высохнуть и не приходилось лишний раз изменять порядок нанесения красок. Вначале наносить вододисперсионный лак (использовался новый продукт Acrylack High Gloss 570100) планировалось только на трех страницах (девятый лист – рис. 9, обложка и подложка). На обложке, отпечатанной на более плотной бумаге, было принято решение не наносить УФ-Pantone и УФ-лак. Концепция не предполагала также возможности делать ламинацию, поскольку календарь не подлежит сильному механическому воздействию. На подложке вододисперсионный лак планировался вследствие того, что она подвергается определенным механическим воздействиям. Но в итоге было принято решение покрыть вододисперсионным лаком и четвертый, восьмой и двенадцатый листы (рис. 4, 8, 12). «Acrylack High Gloss хорошо пошел в машине, мы отпечатали обложку, покрыли ее лаком. Мы увидели, что результат соответствует ожиданиям, лак ложится и хорошо сохнет. Поэтому, когда мы начали печатать восьмой лист, решили покрыть его лаком», — рассказывает Сергей Молодид. Сергей отмечает, что сотрудники типографии «Вольф» дали несколько очень полезных советов, например, увеличить массу бумаги (так как используется двойное лакирование). Вначале планировалось использовать бумагу массой 200 г/м2, но после дополнительных консультаций было решено остановиться на бумаге массой 250 г/м2: «Это плюсы менеджерам «Вольфа». На нашего менеджера была очень высокая нагрузка, за день я мог позвонить ей двадцать раз, но нам всегда удавалось найти общий язык».
Также краски Incredible Perfexion использовались при печати листов, изготовленных по технологии Metal FX (серебро на обложке и подложке и золото при печати девятого листа – рис. 9). «Технология MFX предполагает правильный выбор не только материала, но и способа цветоделения, нанесения красок. У нас было недостаточно времени для того, чтобы осуществить специфическое цветоделение, поэтому решили печатать серебром плашку на обложке и на подложке. Ее пришлось наносить в два прогона, но в результате получилось идеальное изображение. Мы рассматривали его скрупулезно: ни одной точечки, неровности, полошения. Такие плашки выкатывать очень сложно, так как валы увлажнения, накатной группы, в любом случае оставляют на плашке памятный след. Машина должна быть хорошо настроена, а поверхности валов быть идеальными», — комментирует Сергей Молодид. КВА Rapida 74, установленная в «Вольфе» была, по словам Сергея Молодида, хорошо настроена, позволяла даже на относительно небольшом тираже быстро выходить на цвет, минимизировать технужды. «С вами приятно работать, — говорили нам с технологом Виталием Коромысловым печатники «Вольфа», — вы знаете, чего хотите». А мы знаем, чего хотим. У меня в голове изображение, у Виталия – технология, особенности использования красок и лаков. Мы очень быстро принимали решение и уже на второй приладке выходили на цвет, а на третьей — печатали тираж.

 

Рисунок 11. УФ-краска Huber UE 4300 NewV Set, УФ выборочный глянцевый лак, УФ выборочный матовый лак


Рисунок 12. Huber !NKREDIBLE PERFEXION, пантон флуоресцентний 801 C, 805 C, а также ВД лак Huber ACRYLAC High Gloss


Серебро при печати обложки и подложки наносилось в два прогона, а вот золото при печати девятого листа наносилось как кроющее по триаде. При этом оно было сделано полутоновым, градиентом от светлого к темному, чтобы было видно, как выглядит изображение при разном процентном соотношении золота и черного, нанесенного под ним. «Технологи и печатники «Вольфа» говорили – «Не ляжет! Так нельзя наносить», — рассказывает Молодид. При печати сюжета не ставилась задача отобразить определенный цвет кожи, скорее, она по цвету должна была быть близка к нейтрально-серому, но цвет все равно получился немного не таким, как планировалось. Пигменты металлизированной краски имеют кристаллическую форму, и под разным углом, при разном освещении отпечатанное золотом изображение смотрится по-разному: с одной стороны, цвет воспринимается как сероватый, под другим углом оно кажется «более золотым», под третьим – бронзовым, под четвертым — отдает Pearl Gold или Reach Gold. Подобный эффект стал возможен и потому, что золото MFX накладывалось поверх черной краски. Поскольку воспроизводились полутона, наличие black под золотом оказалось крайне важным: это дало возможность обеспечить объемность изображения.
На девятом листе золото MFX было покрыто вододисперсионным лаком – в результате наряду с преимуществами появился и недостаток (даже при использовании высокоглянцевого лака пропал блеск самого золота, что естественно при покрытии металлизированной краски лаком). С другой стороны, изображение получилось равномерным, без деталей, выбивающихся из общей картины. Для девятого листа было сделано исключение по цветоделению — использовалась Heavy GCR black 95%, то есть черная была «рисующая» (печать остальных изображений осуществлялась по ISO 300 v2 Coated). На стадии проектирования в Michael Huber Ukraine для многих страниц практически сразу определились с ожидаемым эффектом, но для отдельных страниц оставалось несколько вариантов. Например, для седьмого листа (рис. 7) возникли сомнения в отношении того, какую из девушек каким лаком покрывать. В итоге негритянку покрыли глянцевым лаком, а белую девушку – матовым. «На кружке (рис. 11) красиво светятся блики, а черные бабочки за счет умышленного небольшого несовмещения лака и специальной обработки файлов получились с псевдостереоэффектом», — говорит Сергей Молодид. «Этот календарь должен висеть на стене год, — комментирует Сергей Молодид. – Возьмем одиннадцатый лист, на который нанесен выборочный лак, очень нежелательно, чтобы выгорел пигмент или произошли серьезные изменения с цветом. Лакирование использовалось практически на всех картинках, где требовалось получить естественный цвет кожи (кроме кроме девятого и десятого листов (рис. 9, 10), где оттенок кожи искажен искусственно). Если отпечатать такое изображение обыкновенной краской и покрыть изображение УФ-лаком, под действием щелочи и УФ-излучения могут произойти фотохимические реакции и измениться цвета (например, после нанесения УФ-лака происходит изменение цветового тона Magenta)».

Была и масса других интересных моментов, связанных с правильным нанесением красок Pantone (плашками или полутонами), триадных кроющих красок или кроющих красок Pantone. Например, при печати шестого листа использовался кроющий Pantone 185 С UV («Можно понять технолога и мастера «Вольфа» – у них не испытательный полигон, а производство. А то, что мы требуем от печатника менять местами краски и перемывать по пять раз машину, «подкручивать» увлажнение, может нарушить технологический процесс и вывести машину из нормального режима работы. Но этого не произошло. За всю работу над календарем, не было ни одного сбоя технологического процесса печати», — подчеркивает Сергей Молодид).
Итак, при печати шестого листа Pantone 185 С UV был выполнен как кроющий по триадным краскам, а на стадии допечатной подготовки из-под него вырезалось все, кроме черного канала, который требуется для передачи тени и фактуры изображения. «Cyan и black отвечают за передачу теней, мы их совместили, поменяли контрастность канала. Если б мы просто красный Pantone 185 С нанесли плашкой, изображение получилось бы плоским. Черный снизу проступил бы, но желаемого эффекта объемности достичь не удалось. Верхняя бабочка просто «светится», а губы, наоборот, воспринимаются с определенным бликом», — комментирует Сергей Молодид. — Очень часто заказчики экономят. Когда выясняется, что Pantone они хотят покрывать выборочным лаком, настаиваешь использовать УФ-пантон, они предпочитают для экономии использовать обычный. Мы наносили УФ-пантон, и после УФ-лакировки происходило изменение цвета вследствие покрытия лаком, изменяющим и яркость Pantone. Просто такие вещи надо предусматривать. Например, мы, зная, что второй лист (рис. 2) будет покрываться матовым лаком, идеально попали в цвет по цветопробе, но после я попросил печатника чуть занизить мадженту в зоне человеческого лица. Мы отошли от цветопробы, но после покрытия УФ-лаком (он изменяет цветовой тон мадженты), изображение получилось красивым, в противном случае лицо могло выйти слишком красным».

Излишества нужны?

 

Выборочный лак наносили в ГК «Чех» (он есть на первом, втором, третьем, шестом, седьмом и одиннадцатом листах – рис. 1, 2, 3, 6, 7, 11). «Можно ли было избежать участия Чеха, сделав вместо выборочного УФ-лакирования гибридное?», — спрашиваю у Сергея Молодида. «Во многих местах мы хотели нанести матовый лак – такой была концепция календаря. Например, на третьем листе (рис. 3) нам рекомендовали выполнить цветом красками Pantone 185 или 175 и покрыть глянцевым лаком. Но мы решили весь лист печатать УФ-красками, а оттиск (за исключением цветка) покрыть матовым лаком. И теперь многие, кто не знает, чем печатался оттиск, говорят: «Ага, здесь выборочный глянцевый лак и Pantone». Насыщенность краски и ее глянец очень высоки, и было б интересно попечатать на матовой бумаге этой же краской, попробовать довести ее насыщенность до такого же уровня. В данном случае внешний вид оттиска был предопределен на этапе дизайна», — комментирует Сергей Молодид. Страницы, в которых использовалось гибридное УФ-лакирование (рис. 5, 10) печатались УФ-красками Huber серии NewV Set UE 4300.

 

Технолог Miсhael Huber Ukraine говорит, что гибридное лакирование не должно выглядеть, как дешевая бижутерия: «Если на листе будет 150 областей, на которые нанесен гибридный лак, за что зацепится глаз человека? Дизайн должен быть выполнен без излишеств, таким образом, чтобы гибридное лакирование выполняло визуальную, тактильную и защитную функции». При печати страниц с гибридным лакированием представители Michael Huber Ukraine стремились не повторять ошибок, которые не раз наблюдали в другой продукции, где «гибридом» явно злоупотребляли. Поэтому и было принято решение использовать гибридное лакирование умеренно, чтобы подчеркнуть такие детали оттисков, как брызги, капли, объем. «На человеческом теле апельсиновая корка смотрится неплохо и не воспринимается как чужеродный элемент. Волосы у девушки на пятом листе (рис. 5) получились на оттиске очень интересными – по ним так и хочется провести рукой и ощутить объем», — комментирует Сергей. Но изыски по печати — это еще не все. Michael Huber Ukraine заказал на «Ротексе» индивидуальную упаковку. «Хотим, чтобы человек открыл коробку, выдвинул обложку и улыбнулся. В процессе работы над календарем, я много консультировался с Виталием Коромысловым: какую краску лучше выбрать, какой лак, он с этим работает не первый год. А от других людей, когда мы давали просчет в типографии, первое, что слышал – «О, это сложно». Но мы справились! Ведь на печати почти всех листов мы с Виталием не раз оперативно принимали важные технологические решения вместе. Классно, когда у тебя есть такой опытный напарник!», — резюмирует Сергей.