Итоги 2011 года я подвожу в небольшой «программной» статье. Говорить буду о рынке полиграфии, о нашей работе.
Год ушедший (2011) начинался с некоего предубеждения и горестных предчувствий в связи с принятием нового налогового кодекса, который потом дополнялся массой подзаконных актов, большинство из которых представляли собой пересмотренные и принятые ранее документы в новой редакции. В отношениях субъектов рынка с частными предпринимателями все как-то постепенно устаканилось. В структуре многих типографий открылись новые компании с другой формой налогообложения, мы это увидели, уточняя базу «Полиграфии Украины» (сложно это было сделать в 2011 году).
Частные предприниматели от полиграфии, затянув пояса, продолжили работать, уплачивая несколько больше средств в бюджет, но в целом то чувствовали себя терпимо. Сегодня вновь произошли изменения в работе с компаниями на едином налоге, как с частными лицами, так и с юридическими. И налоги там несколько выше. А еще несколько узурпативные принципы деления физических лиц-ЧП на категории. И власть прикрывается псевдоутверждением, что в законодательном поле работы с единоналожниками наведен порядок. Разрешили ж на затраты списывать НДС-никам расчеты с ФОП — правда, только с компаниями, отнесенными к 3 и 4 группе.
Все уже смирились – ждут, ибо опыт страны показывает – здесь несогласных нет, все несогласные активны до поры до времени, да и то в Социальных преимущественно сетях, многие, кстати, наивно полагают, что публичность их спасет.
Вот, наверное, Денис Олейников тоже так считал, чей уничтоженный бизнес («Простобук» и «Простопринт») стал одним из факторов, на основании которых я не могу сказать, что у предпринимателей от полиграфии есть перспективы в этой стране.
В целом, однако, в цифровом направлении (на рынке цифровой печати) как среди дистрибуторов, так и среди типографий я наблюдаю усиление конкуренции. Полиграфисты пытаются выходить в новые рыночные ниши, а дистрибуторы им в этом потакают. Или наоборот – дистрибуторы подталкивают полиграфистов в новые рыночные ниши. Да хотя бы в то же производство фотобуков или печать продукции цифровым способом, но с более высокой добавочной стоимостью, как то в «Идее-Принт», куда была поставлена машина Xerox Color 1000. Отметим и уникальный проект Xerox, связанный с инсталляцией в магазине «Сяйво книги» машины Book Espresso.
Была заметная инсталляция и у ДП «Коника Минолта Украина» — машины bizhub cPro 8000 в харьковской компании «Студия «Форма». Установила компания в течение года еще одиннадцать продуктивных систем печати. И это немало. Кстати, есть у меня основания предположить, что следующей весной состоится инсталляция еще одной bizhub 8000.
Те же ДП «Коника Минолта Украина» и второй бренд компании Develop, украинское представительство компании Xerox отметились весьма активной экспансией в регионы Украины – они проводили семинары, ивенты, Open Days…
Одним из ключевых замыслов было рассказать не только о «железе», но и возможностях программного обеспечения, позволяющего «экономить на процессе печати»… Удивительно, но представительства иных вендоров (Canon, Ricoh, Xante, Toshiba, Sharp и др.) подобной активности не проявили, да и вообще в каких-либо внятных рыночных действиях замечены не были.
Тяжеловато работалось и дистрибуторам и типографиям – объем гривневой массы в стране, говорят, уменьшается — гривны просто становится меньше в силу определенных конвертационных ожиданий банков на первый квартал 2012 г. (ну и типографий как части экономики тоже) и соответствующей политики правительства, связанной со сдерживанием девальвации гривны.
Не зря же, например, Владимир Мисиюк, директор «Гейдельберг Украина» говорит, что в 2012 г. наиболее важным для успеха дистрибуторов на рынке будет не механизм, на основании которого типографии собираются кредитоваться, а механизмы, на основании которых типографии будут конвертировать оборотные средства. Это действительно крайне важно, поскольку сложно предусмотреть реальное положение гривны на рынке, связанном с политической нестабильностью, на рынке, где экономика облечена в формы авторитарного правления и где продолжается давление фискальных органов, в стране, где нет четкого вектора – Россия или Европа, — и которая, по большому счету не нужна особо ни там, ни там – по крайней мере как самодостаточное государство, равноправный партнер, принимающий решения, а не служащий только лишь анклавом для захоронения ядерных отходов или как тестовая лаборатория для потребления дешевых продуктов и не очень дешевых кредитов.
Генеральный директор компании «ЯМ Сервис Украина» Михаил Шульман, в свою очередь, говорит в интервью нашему изданию, что если типографии найдут возможность переложить курсовую разницу на конечного потребителя, рынок не прогадает. Если потребитель не сможет «проглотить» полиграфическую продукцию по предложенной цене, негативная разница осядет на пути от производителя расходных материалов к конечному потребителю (у владельцев основных средств, перепродавцов).
Офсетный рынок продолжил ужиматься. С него ушло немало типографий – как это ни парадоксально, у отдельных субъектов рынка проблемы начались во второй половине года
Возвращаясь к развитию рынка полиграфии, отмечу, что офсетный рынок продолжил ужиматься. С него ушло немало типографий – как это не парадоксально, у отдельных субъектов рынка проблемы начались во второй половине года. Годичной давности прогноз или пожелание Михаила Шульмана, говорившего, что он хочет, чтобы машины банки и лизинговые структуры начали забирать у нерадивых плательщиков, стал сбываться, притом отдельные из машин даже нашли новых хозяев на украинском рынке, а другие – нашли новых хозяев из числа тех, у кого некоторое время назад машину изъяли. Вот и Владимир Мисиюк, кстати, говорит, что события осени показали – внутренняя инерция совета директоров Heidelberg преодолена, и процесс изъятия машин у отдельных украинских типографий пошел быстрее. Им просто не дают шансов – виной тому и слишком низкие кредитные рейтинги Украины в международных финансовых институциях.
Один из примеров такого «изъятия» — случай в «Полиграфкниге». Но там ситуация на самом деле гораздо глубже – предприятие уже фактически объявлено банкротом, трудовой коллектив распущен, и о сохранении типографии хоть в каком-либо виде речь не идет. А жаль — уже ведь и учебники начинали печатать и работали едва ли не в две смены, заказы отозваны, оборудование сдается на металлолом. Грустно.
Неужели вендоры, производители офсетной техники до такой степени разуверились в Украине, что дали указание своим дистрибуторам ускорить процесс изъятия техники, или все же инициатива исходит от дистрибуторов? Как бы то ни было рынок сужается.
Рынок сужается, затем, чтобы в конце-концов начать развиваться, или затем, чтобы продолжить сужаться и далее?
Негативной тенденцией рынка упаковки и этикетки я бы назвал вывоз оборудования отдельными ключевыми игроками рынка за пределы Украины – вследствие давления фискальных органов.
Однако на офсетном рынке были и инсталляции – например, офсетное оборудование б. у. устанавливалось даже в первом формате (и сейчас идет инсталляция в ГК «Таврида»), не говоря уже о половинном формате и малоформатных машинах. Нового было слишком мало, но оно было – например, «Гейдельберг Украина» установила шесть секций во втором формате, отметились инсталляцией HGS Украина, «Полиграфимпорт» отметился недавней инсталляцией Rapida 75 в типографии «Приазовский рабочий». Впрочем, основные инсталляции машин явно впереди. Но в год выставки drupa (о «Евро-2012» и осенних выборах в данном контексте не говорим) их просто не может не быть. Тот же Владимир Мисиюк, к примеру, ожидает, что компании удастся продать несколько машин – как в упаковочные, так и типографии коммерческой печати.
Будет это оборудование как с уникальными для украинского рынка возможностями (например, холодным тиснением в линию), так более традиционное, но все равно с дополнительными секциями и позволяющее производить продукцию с дополнительной стоимостью. О долго ожидаемых инсталляциях машин Sakurai говорит и директор по продажам компании MacHOUSE Андрей Соколов. И нам бы очень хотелось, чтоб такие инсталляции были. Равно как и дооснащение имеющегося парка газетных и журнальных рулонных машин новыми опциями, а то и продажа новых секций, а еще лучше – самих машин.
Что касается флексографского оборудования, то динамика его продаж остается пока сопоставимой с реалиями кризисных лет – 1-2 новых машины в год, и ничего не меняется. Вроде, зайдешь в супермаркет, метут люди с прилавков все, что там лежит, есть у населения средства, в общем-то, а значит и упаковка востребована. Но что ж такое – вновь пресловутая неуверенность в завтрашнем дне, невозможность получить кредиты, давление фискальных органов, что еще?
На рынке расходных материалов для офсетной печати очевидны тенденции глобализации. Разумеется, в отдельных его направлениях материалов ввозилось больше, чем реально может потребить рынок, отсюда и продолжающиеся проблемы с кредитованием типографий
На рынке расходных материалов для офсетной печати совершенно очевидны тенденции глобализации. Разумеется, в отдельных его направлениях материалов ввозилось больше, чем реально может потребить рынок, отсюда и продолжающиеся проблемы с кредитованием типографий, но и продолжающиеся попытки не продавать, а попросту раздавать материалы, которые были, есть и будут. Возвращаясь к глобализации – причиной ее стали проблемы на таможне, где идет банальный передел сфер влияния, а значит, изменяются правила игры. Это касается пакета документации, прохождения теми или иными продуктами сертификации, закрепления за различными категориями материалов измененных кодов ТНВЭДа, попыток манипулировать теми или иными терминами и дефинициями, касающимися различных групп материалов, переформатирования отношений в системе «инспектор-поставщик»… Поэтому и возник, например, в декабре дефицит у многих компаний по отдельным товарным позициям… Кроме того, по многим группам материалов продолжается рост стоимости, вызванный прежде всего повышением отпускной цены у производителей. Об этом хорошо говорит в своем интервью Сергей Рипка, один из совладельцев компании «Альянс Полиграф Групп».
Интервью с самим собой
Традиционно накануне Нового года, анализируя итоги года уходящего, спрашиваешь сам у себя: «А что же ты сделал в течение года, того, который скоро растает, как ненароком выпавший первый снег?». Или вопрос может быть сформулирован иначе: «А что же ты не сделал?». Истина где-то посередине, да, я – человек сомневающийся, не слишком прагматичный, а еще — не избавившийся от налета постюношеского альтруизма.
Итак, в уходящем году мы дали жизнь новому Интернет-ресурсу http://printus.com.ua (он же «Социальная сеть полиграфистов», он же «Печатайте с нами»). Ему скоро год, и кое-какие итоги я подвожу в другой статье, но все же…
Мы попытались сделать портал достойным каналом донесения контента до целевой аудитории. Возможно, не слепой, но очень уж оказавшейся ленивой. Что это – впадание в преждевременную Нирвану или ощущение сытости? Или это нежелание давать комментарии, делиться действительно горячей информацией, которой на рынке предостаточно. А ведь поддавливает критическая масса посетителей и активных «пребывателей» на сайте…
Продолжая тему Интернет-активности, мы добились оплаты прямых счетов и запросов, связанных с выставлением счетов, посредством нашего ресурса http://initial.kiev.ua. Особенно радуют время от времени поступающие оплаты, когда пользователи сами генерируют счета, выбирая понравившиеся им номера журнала Print+ или справочник «Полиграфия Украины», манипулируя способом доставки… Что характерно, немало случаев, когда справочник покупается представителями различных отраслей экономики (не полиграфии) – физическими и юридическими лицами.
Да и вообще функционирование трех закольцованных баннерной системой электронных ресурсов (кроме двух упомянутых, это еще сайт справочника «Полиграфия Украины» —http://poligraphia.org.ua) становится для нашей редакции достаточно интересным направлением, приносящим прямой и опосредованный финансовый результат.
В 2011 г. мы провели одно важное отраслевое исследование, касающееся выявления первичных потребностей покупателей цифровой техники. Это было важно для нас и заказчика, возможно, это событие предопределит одно из направлений нашей деятельности в наступающем году…
Нам удалось укрепить направление директ-мейла, реализация такого важного отраслевого исследования показало, что у нас есть потенциал в данном направлении, а накопленный опыт позволит избежать ошибок в будущем.
Традиционно сильным в уходящем году было наше направление продаж – Регина Владимирская и Екатерина Савченко проявили себя с наилучшей стороны – особенно при подготовке восьмого выпуска справочника «Полиграфия Украины». Отдел продаж нам удалось усилить, что вселяет определенный оптимизм в отношении будущего.
В отношении творческой составляющей у меня как редактора журнала Print+ есть масса вопросов – к самому себе, редакторам журнала Денису Дорофееву, Ирине Коркишко, к нашим фрилансерам, а особенно к потенциальным и реальным экспертам, чья информационная закрытость в силу непостижимых в некоторой мере для меня причин в 2011 г., стала буквально препятствием в реализации отдельных редакционных намерений и замыслов.
Были случаи, когда мы снимали с номера готовые обзоры, тщетно надеясь получить наконец-то комментарии уважаемых на рынке экспертов или согласовать уже полученные. Часто это удавалось, иногда нет. Потом, когда эти самые комментарии приходили, часто с месячной оказией, нам вменяли в вину искажение смысла, неучитывание коммерческих интересов, неполную осведомленность в рыночной ситуации и прочие пунктики. Мы согласно кивали головой, но оставались при своем мнении. Оно давно сформировалось в недрах редакции. Приводить его не стану.
Только процитирую Пелевина: «Потому что в мире, который имеет свойство деваться непонятно куда, лучше ни в чем не клястся, а одновременно говорить «Нет-нет» и «Да-да». С тем и живем. В иной истории (про Красного дракона и жабу) есть продолжение развития этой темы, я цитировать не стану – отсылаю вновь к Пелевину.
Важным считаю и достижение договоренности о постоянном сотрудничестве с типографией «Вольф». Несмотря ни на что, я вижу в данном факте неоспоримые преимущества и надеюсь, что некоторые проблемы у подрядчика, да и у нас, так и останутся временными, не усугубятся, не нарастут, как снежный ком. И мы сможем быть обоюдополезными. Во всяком случае, такое стремление есть с обеих сторон.
Из важнейших свершений года отмечу сформировавшееся у нас намерение выпустить еще один продукт – справочник «Полиграфия упаковки», соотнести полученные данные с тематикой журнала и использовать их для проведения дополнительных отраслевых исследований (в журнале это будет отдельной повторяющейся рубрикой). Где-то так.
Не меньше моментов из 2011 г. подпадает по категорию «Что не сделано».
Не усилен контент. Правда, предпосылки для его усиления заложены. Редакция сформирована, а еще несколько толковых фрилансеров постоянно находятся в нашем поле зрения. Но здесь немного другое… Отдельные темы оказались сложными для рассмотрения – просто рынок еще пока не готов воспринимать информацию такого рода. Рынок полиграфии в украинских реалиях. Но ведь и темы были какие! «Индустриальные струйные решения для медиа», «Цифровая печать упаковки» — это, к примеру.
А удачные примеры статей (а таковых было немало) послужат веским поводом повышать свой уровень постоянно.
Справедливости ради отмечу – я прекрасно вижу и оцениваю, где наши проблемы в подаче материалов, а где проблемы наших собеседников, зачастую не способных рассказать и о части решений вендоров, а уж тем более составить некий прогноз перспектив данных решений в Украине. Такие реалии нашего рынка. Все экономят – на менеджерах, маркетологах… занимаются бесконечной оптимизацией затрат.
Мы пока не провели редизайн журнала Print+, но это в ближайших планах
Есть более существенный момент – мы пока не провели редизайн журнала Print+, но это в ближайших планах. Только на этот раз с оптимизацией иллюстративного ряда, с жесткими требованиями по объему статей, новостийной информации и прочего. Иллюстраций и фотографий больше станет, текста меньше.
А ориентироваться мы по-прежнему станем не только на руководителей. Зачем? – пошире ведь читательская аудитория профильного медиа. И от своей разноплановости Print+ тоже не станет отходить. Мы способны накрыть нашей рассылкой любую, даже самую проблемную целевую аудиторию, и каждый сотрудник, принимающий участие в подготовке таких рассылок, под моими словами подпишется.
Еще один момент – явная переоценка возможностей новых медиа. В ближайшее время мы не будем уделять им столь много внимания. Мало я пока видел полиграфистов с планшетами — мало, но видел. А вот когда появление наше на App Story или в Android Market станет неизбежностью, тогда и будем действовать, потому что понимаем, как.