Интервью с Ярославом Свиридюком - новым владельцем и инвестором сервиса изготовления полиграфических фотокниг finebook.com.ua, являющееся частью цикла статей, опубликованного в журнале Print Plus N9 (2011) и посвященного данной тематике.

Производство полиграфических фотокниг - удел не только хорошо оснащенных цифровых типографий. На Западе успешно практикуется формат взаимодействия интернет-сервиса и типографии-подрядчика, и этот вариант построения бизнеса, по мнению некоторых экспертов, не менее (а то и более) перспективен. Мы пообщались с Ярославом Свиридюком, собственником и инвестором проекта Finebook.com.ua (рис. 1), построенного по такому принципу.

 

Print+: Расскажите об истории возникновения и эволюции сервиса Finebook.

Ярослав Свиридюк: Сервис FineBook вырос из простой идеи - сделать людей чуточку счастливее, дав им возможность сохранять свои воспоминания в виде нового для нашего рынка и безумно популярного на Западе продукта - фотокниги. Идея создать в Украине сервис, с помощью которого любой пользователь сети Интернет смог бы самостоятельно, в течение нескольких минут изготовить и заказать фотокнигу с доставкой на дом, вынашивалась мной в течение нескольких лет после посещения ряда европейских стран, где я смог увидеть, насколько перспективными являются эти услуги. Это то, что заставило людей опять печатать фотографии, а не просто хранить их в цифровом виде.

Сервис FineBook был основан компанией FineWeb, создавшей ряд интернет-проектов во главе с Сергеем Даниленко, и запущен в середине 2010 года. Портфель медийных проектов компании FineWeb был продан «Украинскому Медиа холдингу», а сервис FineBook в свою очередь был выкуплен мной. Сделка была закрыта буквально в этом месяце. Выбирая между возможностями создания компании с нуля и покупки локального игрока, я остановился на втором варианте. Я считаю такое решение более эффективным не столько с точки зрения завоевания доли рынка, но и использования богатого опыта компании. Так что с уверенностью можно говорить, что сервис FineВоок переживает новый виток в развитии, и его покупка даст толчок развитию как самого проекта, так и рынка в целом. Сейчас проект вышел на окупаемость, и основными моими задачами являются кратное повышение прибыльности и маржинальности проекта, утверждение обновленной стратегии развития и усиление команды проекта.

Нужно отметить, что мы находимся в самом начале пути, и в первую очередь всем игрокам рынка фотокниг нужно работать, сконцентрировав усилия на повышении понимания населением сути самого продукта. Нужно проводить масштабные национальные промокомпании, которые будут показывать населению, что такое фотокниги, насколько это просто, удобно, и как много радости и счастья они дарят.

Print+: Какие главные преимущества сервиса вы бы отметили?

Я. С.: Основными преимуществами Finebook является наиболее понятный и простой в освоении софт на украинском рынке, а также непревзойденное качество самих фотокниг в связке с привлекательной ценовой политикой и быстрой доставкой. Изучив все популярные зарубежные программные продукты, мы пришли к мнению, что нам не нужны громоздкие «динозавры» в лице M-Photo и других разработок, мы хотели нечто простое, в чем сможет разобраться домохозяйка (или моя бабушка) за несколько минут (не в ущерб функциональности). При проектировании программы за основу была взята разработка Apple - iPhoto. Кроме того, наш программный продукт позволяет очень просто создавать партнерские сборки, что дает возможность подключать партнеров по франшизе. Качество наших фотокниг сравнимо с лучшими европейскими производителями, все фотокниги мы печатаем на зарекомендовавшем себя оборудовании HP Indigo 5500, используя качественную плотную бумагу. Наши подрядчики в Киеве переплетают книги (на оборудовании Unibind), а также печатают фотообложки. Типография размещена в Днепропетровске, мы достигли с ними лучших условий по работе. Весь технологический процесс занимает не более 3-х дней. Себестоимость изготовления составляет около 60% от конечной стоимости книги. Премиальный сегмент заказов для самых требовательных пользователей мы изготавливаем на пластике, используя фотопечать на машине Noritsu. Все книги изготавливаются в твердом переплете, у нас нет ограничения по количеству страниц в книге. К примеру, у нас даже заказывали книги в 300 страниц. Кроме того, мы даем возможность выбора кожаных обложек и различных вариантов форзацев.

Программное обеспечение создавали с нуля, написано оно под MS Windows с использованием технологии .NET Framework. Также мы ведем изучение спроса на веб-редактор, и, если в таком сервисе будет необходимость, то за несколько месяцев запустим и такой продукт. Время от заказа до доставки фотокниги - 3-4 дня. Основные трудности могут возникнуть при построении собственной системы логистики, но для этого необходимо иметь более 500 заказов в день, что пока очень много для Украины.

Среди основных планов на будущее - догнать Запад в темпе развития рынка фотокниг (к примеру, спрос на фотокниги в США растет минимум на 25% в год). В 2010 г. было заказано 20 млн. фотокниг в США; в Западной Европе - более 17 млн. фотокниг (лидером является Германия, с продажами более 5 млн. фотокниг в год), и стать игроком №1 в Украине. Моя оценка емкости нашего рынка - минимум 0,5-1 млн. фотокниг в год. Я думаю, что достичь этой цифры мы сможем уже в ближайшие пять лет. В планах на следующий год - кратный рост продаж (продать минимум 20 тыс. книг в 2012 г, 50 тыс. в 2013, 200 тыс. в 2014 г.), дальнейшая доработка программного обеспечения и расширение продуктовой линейки. Также мы планируем развивать партнерское направление, давая возможность запустить бизнес по франшизе за несколько дней. Сейчас с нами работает больше 10 партнеров по подобной схеме, и мы ведем переговоры по сотрудничеству с рядом retail-сетей в Украине. Мы рады всем новым партнерам, с каждым стараемся достичь компромисса и договориться о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях.

Print+: Расскажите о экономическом аспекте бизнеса по производству фотокниг.

Я. С.: В сегодняшних условиях продажа фотокниг в Украине является низкомаржинальным бизнесом, особенно учитывая инвестиции в собственное печатное оборудование, поэтому, при печати исключительно фотокниг, срок окупаемости будет долгим - не менее 5 лет. В Европе и в США сложилась практика, когда сервисы по изготовлению фотокниг самостоятельно не печатают их, а поручают эту часть бизнес-процесса подрядчикам, сконцентрировав усилия на разработке программного обеспечения и маркетинге. В таком случае рентабельность по продажам может составлять 50%, а чистая прибыль доходить до 15%. По подобной модели развития движется и Finebook, печатая на лучшем в мире оборудовании, делая ставку на качество фотокниг, простоту программного обеспечения и быстроту доставки.

 

Рисунок 1. В скором времени сервис Finebook подвергнется полному редизайну

Очень важным аспектом, кроме инвестиций в программное обеспечение, является автоматизация всех бизнес-процессов, от CRM-системы и службы по работе с клиентами до контроля над качеством печати и логистики. Стоимость зарубежных, неадаптированных под наши условия разработок, начинается от нескольких десятков тысяч долларов. В то же время, самостоятельное написание ПО - более трудоемкий и дорогой процесс, но это позволит настроить продукт под свое виденье идеального сервиса.

Считаем развитие по франшизе для игроков, которые пытаются понять все аспекты этого бизнеса, оптимальным вариантом. Наше ПО позволяет создавать партнерские сборки, мы помогаем партнерам запускать свой бизнес по продаже фотокниг. На данный момент с нами работает более 10 партнеров, среди которых MOYO, tochka.net, ряд фотослужб.

Рынок фотокниг в Украине фрагментирован, на нем нет явного лидера. В Европе наблюдается тенденция к консолидации, в последнее время было совершено несколько крупных сделок по покупке фотокнижных сервисов. К примеру, в конце октября Vistaprint купила компанию Albumprinter (работает под брендом «Albelli») за €65млн. Украинский рынок фотокниг находится в самом начале пути. Его можно сравнить с младенцем, который осваивает мир. Тем не менее, у него есть старшие братья в лице рынков европейских стран, с которых можно и нужно брать пример.