Я сторонник этой доктрины, но…
Используемые сейчас запечатываемые материалы далеки от совершенства. В условиях жестокой конкурентной борьбы и постоянной оптимизации на нашем рынке используется все — от высококачественных европейских материалов до сомнительных азиатских. И начинают возникать проблемы! Все знают, что универсальной краски для офсетной печати НЕ БЫВАЕТ. Краска — это не ракета с головкой самонаведения! Поэтому нельзя получить отличный или стабильный результат, используя краску лишь одной серии на различных материалах (макулатурный картон, целлюлозный картон, офсетная бумага, глянцевая мелованная бумага, матовая мелованная бумага и т.д.)
Все эти материалы имеют различную поверхность, различную впитывающую способность, они разнятся по составу и наполнителям. И если печатать только одной серией краски на всех этих материалах, получим кардинально отличающийся результат. Господа, не наступайте на эти грабли. И не верьте тем, кто говорит, что есть универсальная краска. Ее в природе нет.
Что же делать в этом случае? Есть два выхода, а может даже и три.
Первый вариант: использовать несколько серий красок (это дорогой вариант) и нет защиты от человеческого фактора. Обычная человеческая лень и безалаберность может привести к плачевным результатам.
Второй вариант: использовать вспомогательную химию для печатного процесса. Этот путь дешевле и позволяет решить 90% появляющихся в процессе печати проблем.
Рассмотрим вспомогательную химию более детально.
Для изменения и корректирования реологических, печатных и физико-химических свойств офсетных красок используются специальные добавки.
Основные свойства краски: липкость (адгезия), вязкость, скорость полимеризации (первичной и полной). Эти параметры влияют на качественный результат печатного процесса.
Рассмотрим на примере влияние липкости на качество печати. Типография печатала на глянцевой мелованной бумаге – все проходило отлично, но при попытке отпечатать заказ на макулатурной картоне начинались проблемы. Поскольку липкость краски высокая, на офсетной резине начинает набиваться бумажная пыль, краска в процессе печати «подрывает» поверхностный слой картона. Поэтому возникают частые остановки для замывки резины, следствием чего становятся разнооттеночность, марашки, ухудшение качества печати. Нервы, брак…
Для предотвращения этой проблемы необходимо ввезти в краску пасту для уменьшения липкости. По технологии печати каждая последующая краска должна быть «короче» — менее липкой. Проверить это можно старым дедовским методом – «на палец», то есть зажав каплю краски между двух пальцев, после чего разомкнуть их и оценить длину получившейся «струйки». Именно от соблюдения данного правила зависит качество воспроизведения плашек композитных цветов. И таких примеров очень много.
Теперь обратимся к такому параметру как вязкость краски. Вы используете шероховатый материал — тот же макулатурный картон. В цеху, как правило, отсутствуют идеальные температурные условия, вследствие чего вязкость краски повышена, не получается равномерная пропечатка, а подача краски нестабильна. Повышенная вязкость тормозит процесс впитывания краски в запечатываемый материал — тормозится закрепление краски. В данном случае проблему помогут решить паста или масло для уменьшения вязкости краски.
Или, допустим, ваша машина не оборудована ИК-сушкой и у нее «короткая дорога» (путь листа от последней печатной секции до приёмки машину слишком короток). Вследствие этого могут возникать проблемы с отмарыванием. Чтобы преодолеть эту проблему, используются паста для предотвращения отмарывания и сиккатив (но не кобальтовый), а марганцево-кобальтовый. Соли марганца отвечают за ускорение первичной полимеризации (образование поверхностной пленки), ну а соли кобальта уже ускоряют полную полимеризацию краски во всем ее слое.
Или же — вы отпечатали заказ на матовой меловке, после чего он направляется на фальцовку — при фальцовке ремни «пишут» (соприкасаются со свежезапечатанными оттисками, в результате чего краска «мажется»). Матовая мелованная бумага содержит наполнитель, который создает эффект «матовости». Но обратная сторона медали — плохая впитываемость краски в этот материал, вследствие чего замедляется полимеризация и происходит отмарывание листов в стопе. Даже если устранить эту проблему, краска все может мазаться при фальцовке. Чтобы предотвратить эту проблему, надо при печати вводить в краску пасту, повышающую стойкость к истиранию. Проблема решаемая.
Или, положим, если запечатываемая площадь очень мала, либо в заказе присутствует метализированная краска или пантон на основе белил, то на первый план выходит проблема эмульгирования.
Это образование эмульсии печатной краски с водой, вследствие попадания в краску увлажняющего раствора, что приводит к возникновению полос и разводов на оттиске, снижает его интенсивность. Чтобы избежать таких неприятностей, приходиться устанавливать "линейки" (полосы-плашки 100% по всей длинне листа) за обрезными полями, но это не всегда помогает при длинных тиражах. Для борьбы с этой напастью используется специальная паста для урегулирования баланса «вода-краска». Вводится она, конечно же, в краску. Примеров много.
Вот для таких случаев и разработана вспомогательная химия. Для помощи и решения проблем в процессе печати! Только необходимо строго соблюдать дозировку. Здесь принцип «кашу маслом не испортишь» НЕ РАБОТАЕТ.
Все знают об обратном эффекте сиккатива при его передозировке. Краска перестает «сохнуть». В результате печатники совершенно напрасно начинают бояться и игнорировать сиккативы.
Одна американская компания разработала ультрановый и ультраэффективный сиккатив. Прошу обратить внимание на его дозировку: до 40% от объема краски. Вот таблица с его дозировками (табл. 1).
Таблица 1. Дозировки SpeedyDry
Дозировка, время полного высыхания краски на оттиске |
0% SpeedyDry |
15% SpeedyDry |
20% SpeedyDry |
25% SpeedyDry |
45% SpeedyDry |
Офсетная бумага |
26 час. 30 мин. |
05 час 30 мин. |
4 час. 30 мин. |
4 час. |
1 час. 30 мин. |
Картоны |
24 час. |
4 час |
3 час. 30 мин. |
3 час. |
3 час. |
Мелованная глянцевая бумага |
2 час. 45 мин. |
30 мин. |
15 мин. |
|
|
Мелованная матовая бумага |
24 час. |
4 час. |
1 час. |
|
|
Невпытывающие материалы Yupo |
24 час. |
5 час. |
|
|
|
Tyvec |
24 час. |
4 час. |
|
|
|
Polyart |
20 час. |
4 час. |
|
|
|
Честно скажу, этот сиккатив работает — лично проверял. Печатали полноцвет на матовой меловке со своим оборотом. Были участки оттиска с композитным цветом до 300%. Ввели SpeedyDry в таких дозах: В — 7%,С — 7%, М — 7%, Y — 9%. Отпечатали тираж 5000 оттисков. Перевернули оттиски. На выход тираж поехал через 20 минут.
А вот теперь вкратце перечень химии и ее назначение (честно скажу — рекламирую свои продукты, но если надо, готов назвать аналоги от других производителей).
BRETAK M.A. Паста для уменьшения липкости краски, добавляется в краску в количестве 2-4 %. Используется и для улучшения реологических свойств краски, транспортировки краски в красочной системе.
FLUIDINK M.A. Жидкая добавка на основе льняного масла. Она предназначена для уменьшения вязкости краски, а также для улучшения реологических свойств краски и улучшает транспортировку краски в красочной системе. Добавляется в краску в количестве 2-3 %,
SUPRASEC M.A. Добавляется в краску в количестве 1-3 %, активизирует скорость закрепления краски только при контакте с увлажняющим раствором, находящимся в краске без высыхания краски на валах и в красочном аппарате.
SECCOMAN 3 M.A. Добавляется в краску в количестве 1-3 %, улучшает закрепление краски и ускоряет поверхностное закрепление краски. Этот сиккатив состоит из смеси марганцевого и кобальтовых сиккативов в пропорции (50/50).
SOLVAR M.A. Добавляется в краску в количестве 2-5%, предотвращает отмарывание в стопе, при последующем нанесении УФ-лаков отсутствует проблема с адгезией лаковой пленки с красочной пленкой.
MICROWAX M.A. Добавляется в краску в количестве 1-3%, повышает стойкость к истиранию и улучшает противоотмарывающие свойства.
WATERGEL M.A. Добавляется в краску в количестве 1-2% для быстрого достижения баланса «вода-краска» и его поддержания в процессе печати. Актуально для работы с малыми процентом запечатывания, при печати металлизированными красками, а также при печати пантонов, в состав которых входит большое количество прозрачных белил.
Так что, господа, вот этот «джентльменский» набор должен находиться на типографии.
Когда он под рукой, можно все оперативно решить. И стоит такой набор на порядок дешевле, чем перепечатка тиража.