ВАЖНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЦВЕТА

В современном мире цвет выполняет с точки зрения развития любого бренда две ключевые функции – идентификация с помощью различных форм, символов и цветовых наборов, а также узнаваемость за счет использования корпоративных цветов, одинаковых во всех интерпретациях.

Естественно, чтобы цвета бренда «работали», необходимо иметь возможность точно их контролировать. Цвет так и норовит «убежать» по причине использования различных материалов, разных поверхностей и красок, форм, технологий печати, способов обработки… При этом необходимо не просто «попасть в цвет», но и добиться его стабильного соответствия от партии к партии, независимо от материалов и краски, длительности использования продукции и других параметров. И здесь на сцену выходят цветоуправление (Color Managment) и PCS (Profi Connection Space), пространство соединения профилей.

ЦВЕТ И СВЕТ: НЕМНОГО ТЕОРИИ

Что такое цвет? Это… свет, притом не простой, а излученный и отраженный. Цвет – это ощущение, которое возникает в сознании человека при воздействии на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в диапазоне от 380 до 760 нм. Эти ощущения могут быть вызваны и другими причинами: болезнь, удар, мысленная ассоциация, галлюцинации и пр. Визуальные ощущения (цвет) возникают, когда свет достигает фоторецепторов в глазу. То есть чтобы воспринимать цвет, нам необходимы свет и глаза, причем оба этих параметра – переменные и позволяют говорить о субъективности цветового восприятия.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОЛОРИМЕТРИЯ

Естественно, на протяжении своего развития человечество пыталось найти подход к максимально точному измерению цвета. Одной из научных попыток точного описания цветов является цветовая система Манселла (рис. 1), предложенная в начале 1900-х годов. Здесь представлены такие понятия, как оттенок, яркость (светлота), насыщенность (хроматичность), формирующие измерения унифицированной системы.

 

 

Рисунок 1. Цветовая система Манселла

Если же говорить о попытках измерить цвет, то на основе научного CIEэксперимента, проведенного в 1931 году (людям предлагалось смотреть в небольшое отверстие на цвета с определенными источниками освещения), были получены числовые значения, соответствующие цветовым ощущениям, т.е. цветовые ощущения были измерены. Такие измерения позволили основать науку о цветовых измерениях – колориметрию.

Рисунок 2. Цветовая модель CIE Yxy («конская голова»)

Рисунок 3. Цветовая модель CIE Lab

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТА

Цветовая модель RGB называется аддитивной цветовой моделью, потому что цвета в ней генерируются суммированием световых потоков. Таким образом, вторичные цвета всегда имеют большую яркость, чем использованные для их получения основные цвета – красный, зеленый и/или синий. В модели RGB сумма красного, зеленого и синего цветов максимальной интенсивности дает белый цвет. Сумма равных значений красного, зеленого и синего дает нейтральные оттенки серого цвета, причем малые яркости основных цветов дают более темные серые тона, а большие – более светлые.

 

 Рисунок 4. Аддитивный синтез. Цвет получают добавлением света (add) через оптические светофильтры: красный, синий, зеленый

В субтрактивной цветовой модели, такой как CMYK, при смешивании двух или более основных цветов дополнительные цвета получаются посредством поглощения одних световых волн и отражения других. Так, голубая краска поглощает красный цвет и отражает зеленый и синий; пурпурная краска поглощает зеленый цвет и отражает красный и синий; а желтая краска поглощает синий цвет и отражает красный и зеленый. В аддитивной модели RGB световые потоки суммируются, производя более яркие цвета, а в субтрактивной модели CMYK световые потоки вычитаются, генерируя более темные цвета.

 Рисунок 5. Субстрактивный синтез. Цвет получают вычитанием света из белого цвета бумаги при помощи красок-светофильтров, которые поглощают свет: голубой, пурпурный, желтый

УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ

Коротко процесс управления цветом (Color Managment) можно описать по «правилу трех С»:

  • Calibration – калибровка: поддержание стабильности цветовоспроизведения.
  • Characterization – характеризация: определение связи между характеристиками конкретного устройства воспроизведения и аппаратно-независимым цветовым пространством; создание профиля ICC; определение цветового охвата устройства.
  • Conversion – конвертация: трансформации цвета из одного цветового пространства в другое, на основе ICC-профилей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Существуют специальные приборы для управления цветом. Неоспоримым лидером в их производстве является X-Rite, так как сегодня сложно представить себе компанию, которая использует контрольно-измерительное оборудование, и при этом оно – от другого производителя.

i1Publish Pro 2 (рис. 6) разработан для профессионалов в области допечатной подготовки, цифровой печати, цифровой фотографии или дизайна, которым необходима точная цветопередача в рамках всего цифрового рабочего процесса – от цифровых фотокамер, мониторов и проекторов до RGB и CMYK+N (CMYK + произвольные 4 канала), принтеров и печатных машин.

Рисунок 6. Спектрофотометр X-Rite i1Pro 2: новая конструкция источника света позволяет проводить измерения в трех стандартизированных условиях измерения

X-Rite eXact (рис. 7) использует самые последние разработки в области измерения цвета. На сегодняшний день это единственный прибор, который отвечает всем полиграфическим стандартам, содержит актуальные и наиболее точные библиотеки Pantone и производит измерения в четырех режимах: M0 - без фильтра, M1 - измерения в режиме источника освещения D50, M2 - с UV-фильтром и M3 - с поляризационным фильтром.

 

Рисунок 7. Спектроденситометр eXact для охвата всей цветовой сети производства: от колористической лаборатории до печатного цеха.

 

Контакт: Максим Букасов, (044) 495-9926, bukasov@machouse.ua