РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В прошлом году два первых места в конкурсе «Друкар року» эксперты отдали участникам, которые в тот момент не работали печатниками офсетной печати. А за их спиной остались ребята, которые продолжают работать в офсете и преданы этому виду печати. Поэтому в этом году эксперты заблаговременно предусмотрели, что в конкурсе могут участвовать только печатники офсетной печати.

Конкурс проводится во второй раз, соответственно, о нем узнало больше печатников. Организаторы постарались уведомить руководителей, приглашали их на «Круглый стол», чтобы до начала конкурса поговорить о насущных проблемах, поделиться мнениями. К сожалению, руководители типографий оказались довольно инертными.

«Руководителям, похоже, безразлично, что у них дефицит кадров, и люди уезжают за границу. В этом плане печатники намного активнее, значит, им это больше нужно. Печатники стремятся обратить на себя внимание, хотят работать в Украине и не готовы отрываться от семей, искать счастья за границей», – подчеркивает Валентина Федоренко, директор типографии «Макрос» и эксперт конкурса.

В этом году в конкурсе «Друкар року» приняло участие больше печатников, причем помимо киевлян это представители регионов – Днепра и Харькова, поэтому вырос уровень конкуренции. И если в прошлом году для участия в финальном третьем этапе было отобрано пять человек, то в нынешнем для экспертов стало очевидно, что из такой массы толковых печатников отобрать пять человек будет очень сложно. Поэтому Валентина Федоренко позвонила директору «Типографии от А до Я» Илье Болгову, который пошел навстречу и дал возможность провести финальный этап с участием восьми печатников.

Экспертами конкурса «Друкар року» по направлению «Офсет» в нынешнем году во второй раз стали Валентина Федоренко (типография «Макрос», опыт в полиграфии 22 года), Виктор Горовчук (технолог и руководитель Типографии «Макрос», стаж в полиграфии – 15 лет), Александр Ярмак (главный инженер полиграфического производства, стаж в полиграфии – 20 лет), Елена Бондарчук (технолог компании Heidelberg, опыт работы в полиграфии – 25 лет).

Круг экспертов в этом году расширился – в жюри вошел технолог компании Unisoft Валерий Непочатов, своего проверенного печатника Виталия Кириченко предложила в качестве эксперта Алла Истомина («Адеф-Украина»). Также в число экспертов по направлению «Офсет» вошел победитель прошлого конкурса, а ныне технолог компании Huber Ukraine Антон Борисевич.

ТРЕТИЙ, ФИНАЛЬНЫЙ ЭТАП

Третий этап конкурса проводился в Типографии от А до Я», на печатной машине Heidelberg Speedmaster CD 102.

В нем приняли участие восемь человек: Владислав Зайцев (Типография «Украина», Днепр), Роман Михайленко («Юнисофт», Харьков), Александр Ляшенко («Гуров и К», Харьков), Роман Бондарев («Арт-Пресс», Днепр), Юрий Таченко («Ротекс, Киев),Андрей Курмин (Перша приватна друкарня, Киев), РусланКушниренко («Бумажный змей», Киев), Игорь Козыдуб («Орион-В»,Киев). Почти все эти специалисты первый раз работали на HeidelbergSpeedmaster CD 102.

Начнем представлять участников с киевлян. Печатник компании «Ротекс» Юрий Таченко работает в полиграфии с 1995 года.Отучившись три года в полиграфическом училище на Шутова, 13, Юрий пошел в ХК «Блиц-Информ» на ManRoland 200. Его взяли помощником печатника на месяц, но специалист проработал на предприятии два года, после чего перешел на «Новый друк», где три месяца работал на ManRoland 200-6, а затем три года – на Heidelberg Speedmaster SM 102-6. После чего перешел на «Диалог-пресс», где работал с 2000 по 2005 гг. на Heidelberg Speedmaster SM 102 и Heidelberg Printmaster 74 (очень много печатали на невпитывающих поверхностях, на пластике – с тех пор научился на них печатать).

А с 2005 г. по сегодняшний день Юрий Таченко работает печатником в компании «Ротекс» на Heidelberg Speedmaster СD 102 в УФ-оснащении, которая на предприятии с 2007 года. Одним словом, с 2000 г. Юрий работает на Heidelberg Speedmaster 102, которые считает лучшими и самыми надежными офсетными машинами.

Юрий Таченко, ООО «Ротекс»:

«Оборудование первого формата для меня рабочий инструмент, а машины во втором формате воспринимаю как «детское» оборудование.

В подобном конкурсе принимаю участие первый раз, поэтому было некоторое волнение. Я считаю, что сделал все отлично. Правда, оказалось, что с пульта была отключена подача графопыла. Все прочие моменты я видел – например, что на самонакладе был выключен воздух, отодвинут на три мм сапожок, чуть-чуть подкорректировал эти моменты, как считаю нужным.

Мне не понравилось темперирование на холодильнике на растиры – 28о – это я считаю, большая ошибка (должно быть 26о), воды было очень много. Принцип печати очень простой – минимум краски, минимум воды. Здесь краски не было на валах, пришлось подкатать.

Запустив машину, я сразу устранил ошибки, которые увидел. Воды я, конечно, аж на 20% убрал. Было 43%, я сделал 23% и почувствовал, что машина держит баланс.

Мне удалось выйти на нормы плотности красок, которые считаю допустимыми: 1,4-1,45 – синяя, 1,4-1.5 – красная, 1,3 – желтая, 1,6 – черная. Плотность черной краски я люблю делать по минимуму. Также удалось вложиться в количество листов, которые отводись для получения контрольного оттиска.

Теоретические этапы конкурса показались интересными, хотя были и отдельные коварные вопросы.

Сам по себе конкурс «Друкар року» важен для повышения значимости профессии печатника. Мне хотелось самоутвердиться, поэтому решил поучаствовать. Хочется выиграть – каждый человек стремится только к победе».

Андрей Курмин («Перша приватна друкарня») заканчивал Киевское высшее профессиональное техническое училище на ул. Полковника Шутова по специальности «Друкар плоского офсетного друку». Печатником работает с 2000 года. А до этого был шесть лет помощником. Работал Андрей на ПК «Украина» (бывшая «Молодь»), потом туда же вернулся после армии. В 1998 г. перешел на «Блиц-Принт», месяцев 9 работал на «Вольфе», когда был кризис (в 2004 г.), потом до 2009 г. – снова на «Блице». Потом уволился – ухаживал за отцом, после чего с полгода работал на «Литтоне». А с 2011 г. – в «Першій приватній друкарні».

Андрей Курмин, «Перша приватна друкарня»:

«Основная для меня машина – Roland 700, а до этого немного работал на полуформатном Heidelberg на «Литтоне»... А на ПК «Украина» печатал на машинах Planeta.

Думал, что узнаю на конкурсе что-то новое, но никто ничего не говорил и не рассказывал. Думал, возможно, расскажут о методах устранения проблем в печати... Не было ничего, спрашивали, кто что умеет. И опять же: встал печатник на другую машину и откатал тираж... Это вилами по воде писано. Тираж – это то, что ты можешь выдать качественно, на машине, на которой ты работаешь, который менеджер может спокойно отдать заказчику, потому что за него заплачено. Причем заказчик должен без проблем этот тираж принять, чтобы не было всякого там «поотбивало», «мухи», марашки, разнотон.

То, что мы делали на финальном этапе, – это не печать тестового оттиска, это азы. Ты спросил, тебе подсказали, ты нажал, лист упал, кресты поправил. Это все и в училище знают. Это ни о чем. Но это сугубо мое мнение.

Несмотря на сомнения, принял участие в финальном этапе, дабы не быть «серой вороной». Я думаю, мне удалось отпечатать не хуже всех. Heidelberg Speedmaster CD 102 от Roland отличается значительно, многих функций нет, которые я на своей машине могу просто с пульта отрегулировать. А здесь больше механических настроек. Опять же на моей машине встроенный денситометр, а здесь пришлось пользоваться ручным.

Второй этап не понравился тем, что обычно идет опросник, и три-пять вариантов ответов. А необходимость набирать ответы на компьютере самому и вспоминать, что за чем, и еще писать без ошибок быстро усложняет процедуру.

Что бы хотелось видеть на конкурсе в будущем? Возможные проблемы, которые вылазят во время печати (отмарывание, дробление, по какой причине) и методы устранения – хотел бы очень об этом послушать».

Во второй раз стал финалистом конкурса по направлению «Офсет» Руслан Кушниренко («Бумажный змей»). Кушниренко – потомственный полиграфист – его мать работает мастером в полиграфии.

Руслан учился в Киевском полиграфическом училище по направлению «Флексография» (3 первых курса), а потом «Печатник плоской офсетной печати» (2 последних курса), после – в техникуме. Печатником Руслан работает с 2008 г. (некоторое время работал помощником печатника на новой для себя машине, потом – снова печатником).

Работал в нескольких типографиях. Самыми значимыми были типография «Альфа» (бывший «Спринт Украина»), где Руслан проработал дольше всего и, собственно, принимал участие в финальном этапе прошлогоднего конкурса именно в качестве печатника «Альфы».

Сейчас специалист перешел в типографию «Бумажный змей», где работает на Komori Spica 429 и печатает несколько другую продукцию, чем ранее: если в «Альфе» это была преимущественно упаковка, то сейчас – книжно-журнальная. На новом месте машина более специфичная, что придает работе дополнительный интерес (раньше Руслан работал на Mitsubishi Diamond 1000).

Руслан Кушниренко, «Бумажный змей»:

«Если я второй раз прохожу в финал конкурса «Печатник года», значит, не зря ем свой хлеб.

Heidelberg Speedmaster CD 102, на котором мы печатали на конкурсе, требует больше внимания, чем полуформатное оборудование, на котором я раньше работал. Необходимо больше времени для попадания в цвет. Вероятно, я не вложился в те объемы тех нужд, что были отведены. Было бы больше опыта работы на таких машинах, я б с легкостью это сделал. Немного не хватило опыта печати на машинах большого формата.

Вижу ли себя в будущем печатником на машине первого формата? Это как минимум будет новая для меня машина. Если ты ездил на «Жигулях», а потом тебе дали Bentley – это ж рост!

Профессия печатника – интересна, бывают, правда, монотонные периоды, но иногда пробуждается азарт что-то сделать, хорошо выкатать цвет. В полиграфии я верю в мистику: один день работаешь, у тебя все хорошо. А на второй день приходишь – у тебя все плохо. И ты не знаешь, почему. А на третий день ты приходишь, и снова все хорошо. Это нельзя назвать иначе, чем мистикой.

Важной была для меня и возможность пообщаться с коллегами по ремеслу: почерпнул много полезного для себя и понял, как, может быть, не нужно делать».

Игорь Казыдуб («Орион-М») работает печатником 16 лет. Заканчивал Киевское высшее профессиональное училище на ул. Полковника Шутова по специальности «Друкар плоского офсетного друку». Работал в типографиях «Адеф-Украина», «Интертехнодрук», «Триада», «Вольф» и «Орион-В» (нынешнее место работы).

В «Адеф-Украина» начинал работать на Heidelberg GTO – сначала три месяца помощником, а потом – печатником, месяц проходил подготовку на печатника на двухкрасочной Heidelberg GTO 52, после трех месяцев работы на ней перешел на четырехкрасочную Heidelberg Speedmaster 52.

На «Интертехнодруке» полгода работал на Ryobi 524HE, из-за задержек зарплаты оттуда ушел и вернулся на «Адеф-Украина», где работал уже на Heidelberg Printmaster 74. После того, как в «Адеф-Украина» начались трудности, Игорь вообще на месяцев шесть уходил из полиграфии.

Очень долгое время Казыдуб проработал на «Триаде» – сначала на Heidelberg CD 74, потом на Heidelberd XL 105, после чего ушел на «Вольф», где полгода работал на Heidelberg Speedmaster CD 102. Вернулся на «Триаду», и через месяц компания закрылась. После этого Игорь встретил директора «Орион-М», который предложил перейти работать к нему. Сейчас Казыдуб печатает на двухкрасочной Ryobi 522 полноцвет в две краски («Я показал, на что способен. Не каждый может на двухкрасочной машине полноцвет печатать – никаких настроек, одна механика»). Впрочем, Orion-V планирует приобрести четырехкрасочную машину и развиваться дальше.

Игорь Казыдуб, «Орион-М»:

«Мне позвонили организаторы и предложили присоединиться к участникам финального этапа. Я спросил разрешения у директора. Он сказал: «Конечно, езжай, покажи себя и победи, если сможешь».

Каждая машина индивидуальна, то есть три Heidelberd Speedmaster 102 будет стоять рядом, и каждая будет работать по-своему. На каждой машине работают разные люди, в случае с машиной, на которой проводился конкурс, есть дефекты с валами – их надо юстировать, чтобы улучшить раскат краски.

400 листов для получения тиражного оттиска вполне достаточно. Но если б в машине был встроенный колориметр, это б намного упростило работу. При использовании денситометра требуется немного больше времени и знаний особенностей работы машины: какая краска подходит, как какая секция работает.

Я считаю, что с поставленной задачей справился максимально. Не работая на этой машине никогда, что мог, то и сделал.

Теоретические этапы понравились, но так как я работал только с офсетной и мелованной бумагой, не печатал на невпитке, я не знаю, как работают УФ-, фолиевые краски (печатал только масляными красками), потому на некоторые вопросы ответить не смог. Вопросы по допечатной сфере с технологическими терминами не очень понимал, так как при общении с репрографами «один на один» – совсем другой жаргон... А правильные термины немного сбивали.

Прервав в свое время стаж печатника на полгода, я понял, что хочу печатать, а не водить машину. И вернулся в полиграфию. Конкурс нелегкий для всех участников, даже для тех, кто работал на этих машинах. Не представляю, как у получилось выполнить задание у тех, кто не работал на таких машинах.

Я же работал на Heidelberg Speedmaster 102 достаточно длительное время, меню и технические характеристики знаю. Это мои самые любимые машины: сильные рабочие лошадки».

Двое участников финального этапа представляли Днепр.

Роман Бондарев – потомственный полиграфист, в этой отрасли трудятся его мать и брат. В 1994 г. Роман поступил в полиграфическое училище, где год просто учился, а потом еще два года параллельно с учебой работал печатником на пятикрасочной машине в типографии, которая оказывала услуги по печати на жести. Службу в армии также проходил в типографии («Десна»).

После армии работал в разных типографиях («Печатный двор», «Глаголъ»), некоторое время – в «Арт-Пресс», где стал шеф-печатником. После этого с семьей переехал в Харьков и четыре года работал на «Микко». Затем вернулся в Днепр, и опять пошел работать в «Арт-Пресс».

Роман Бондарев, «Арт-пресс»:

«Я люблю свою работу и на ней «помешан». На конкурс приехал, чтобы посмотреть, кто знает больше, чем я. Мне было интересно увидеть какого-нибудь соперника, но я его не нашел до сих пор. В своей работе я практикую некоторые технологии, которые отличаются от тех, которым нас учили. Это касается последовательности нанесения красок и работы без спирта, грамотного подбора химии, которая позволяет получать результат даже на машинах, которые до этого отказывались печатать.

У нас в типографии «Арт-пресс» – две машины с Axis-контролем второго формата, одна переделанная для печати УФ-красками, две машины третьего формата (четырех, и двухкрасочная). А на «Микко» я имел опыт работы на семикрасочном Heidelberg Printmaster, тоже без Axis-контроля, с большим количеством ручных регулировок.

В «Арт-пресс» я полностью занимаюсь обслуживанием машин: настройкой, юстировкой, проведением тестов, годовых ТО, чтобы уже после десятого листика можно было получить тестовый оттиск и только раз остановить машину для проверки баланса «краска-вода».

Здесь же для выхода на сигнальный оттиск потребовалось больше усилий, потому что стоят стандартные гейдельберговские настройки, которые я хотел подстроить под себя. Но машина «не пустила», может, ее так запрограммировали, чтоб никто не лазил.

На конкурс приехал за победой. В своих знаниях я уверен. Организаторам хотелось бы пожелать, чтобы конкурс проводился на более новых и современных машинах, чтобы участники могли показать свои навыки и умения. Потому что мало кто знает, что означают даже обыкновенные простые настройки, и как ими пользоваться. Многие просто нажимают кнопки, не вполне понимая, что они обозначают.

Участников можно было б «погонять» по интерфейсу машины, чтобы они рассказали, для чего используются те или иные кнопки».

Вместе с Романом Бондаревым на конкурс приехал еще один представитель Днепра Владислав Зайцев (ООО Типография «Украина»), который в полиграфию попал случайно: искал работу, подвернулось, попробовал, понравилось. Пришел в типографию «Арт-Пресс», не имея специального образования, порядка 17 лет назад. Типография «Украина» – третья типография Владислава, в ней он работает уже восемь лет. Печатает на машине Heidelberg Speedmaster 74 c колориметрической системой Prinect Axis Control.

Владислав Зайцев, ООО Типография «Украина»:

«В конкурсе решили принять участие вместе с Романом Бондаревым, с которым я знаком по предыдущей работе. Приехали, естественно, за победой. Heidelberg CD 102 – не новая для меня машина – у меня был опыт работы на такой машине, и чтобы вспомнить и восстановить навыки, потребовалось буквально 10 минут. Я думаю, что на выходе у меня получился довольно высококачественный оттиск. Поэтому своим участием я доволен.

Ехал на конкурс и чтобы пообщаться с другими печатниками. Что касается теоретических этапов, даже на первом этапе

были вопросы, на которые я не смог ответить. Ко второму эта-пу подготовился более основательно. Но пара вопросов былидовольно каверзные, на которые смог ответить не сразу.

Нельзя сказать, что практика мне гораздо ближе, чем теория.За эти годы я довольно глубоко изучил и теорию, но практи-ка есть практика.

Если честно, я думал, что участников будет больше. Но и семьсоперников – это тоже немало. По организации меня в прин-ципе все устроило, и сейчас сложно что-либо советовать ор-ганизаторам».

Двое профессиональнов представляли на конкурсе «Друкар року» и Харьков.

Александр Ляшенко (компания «Гуров и К») работает в полиграфии – 11 лет. Специалист закончил Харьковское полиграфическое училище по специальности «Друкар офсетного та плоского друку», бывает в нем и по сей день.

Практику Александр проходил в Издательстве «Фактор-друк», около пяти лет работал помощником печатника на Фабрике этикеток «Микко». В то время стать печатником сразу было нереально, так как никто не был заинтересован в глубоком обучении, поскольку опасались конкуренции. Потом «Микко» в 2012 г. переехала в Белгород, там Александр работал на лаковом металлизаторе (это направление показалось интересным, так как требовалось отладить технологию). Но в связи с началом военных действий Ляшенко вернулся в Украину.

Некоторое время работал в типографии «Унипак» в Харьков на Rapida 105, потом – в типографии «Рапид-Пресс. Через некоторое время Дмитрий Гуров предложил Александру перейти работать к нему на Rapida 74, на которой печатает по сей день.

Александр Ляшенко, ООО «Гуров и К»:

«Полиграфия – большая деревня, особенно в Харькове. О конкурсе услышал от знакомого печатника. Решил принять участие. Преследовал цель – в первую очередь посмотреть на свои недостатки. Сделал вывод, что есть, куда стремиться. Было нелегко, так как параметры машины знал только в общем (по видео в youtube).

Привык работать на машинах Rapida, которые существенно отличаются от Heidelberg с т.з. систем подачи краски; кроме того, в Rapida более точно получается настроить интерфейс (у меня по крайней мере).

По итогам своего участия могу сказать, что мне есть, над чем работать. Тем не менее, я считаю маленькой победой сам факт своего участия в финальном этапе. Теоретические этапы также показались интересными, читал много литературы. Даже узнал, где в Харькове находится полиграфическая библиотека. Одним словом, в процессе участия в конкурсе я повысил свой теоретический да и практический уровень и понял, чему уделить внимание, просто надо работать над этим.

Выяснилось, что я не чувствую, как в машине, на которой проводился конкурс, работает система подачи краски – добавляю краску и не понимаю, сколько добавляю. Если на Rapida я добавил два-три деления, и через 100-200 листов вышел на цвет (это при том, что работы сложные с растяжками), то здесь пришлось сложнее.

Все было довольно интересно, включая общение с коллегами и расширение круга знакомых в отрасли за пределы Харькова, только было безумно страшно».

Помимо Александра Ляшенко и эксперта Виктора Непочатова на конкурсе «Друкар року» первую столицу представлял Роман Михайленко (ЧП «Юнисофт»). Его официальный стаж в полиграфии – 15 лет. Неофициальный –19 лет, без учета тех типографий, в которых был на практике от Харьковского полиграфического училища, где учился по специальности «Друкар офсетного та плоского друку».

Работал в трех типографиях: полгода – на «Бриске», девять лет – на Заводе картонной упаковки «Юнипак» в Безлюдовке, и с 2012 г. – в ЧП «Юнисофт».

Роман Михайленко начинал печатать на Roland Ultra (форматом 1400х1000 мм), после этого – на Planeta Varimat 106 (1270х900 мм), с 2010 г. – на KBA Rapida 105 Universal, а на «Юнисофте» встал на десятикрасочную KBA Rapida 105 с переворотом (5+5). Время от времени подменяет коллег на KBA Rapida 106-4 с системами QualiTronic, DensiTronic со спектрофотометрами, и на KBA Rapida 74.

Роман Михайленко, ЧП «Юнисофт»:

«Принять участие в конкурсе меня приглашали еще в прошлом году, но родилось двое маленьких деток, и было некогда. В этом году все же решил поучаствовать. Финал проходил на машине, на которой мне хотелось попечатать, потому что много слышал о ней от печатников, которые работали и на KBA Rapida, и на Heidelberg Speedmaster. Я же Heidelberg Speedmaster видел сегодня первый раз. Не хватило, возможно, навыка работ на таких машинах. Просто не успел ничего сделать, потому что не чувствую машину. Надо хотя бы понимать, как пользоваться регулировками. Мне, например, очень понравились самонаклад на Heidelberg Speedmaster CD 102, и наличие очень многих тонких регулировок.

Теоретические этапы показались интересными, так как учебу закончил 15 лет назад: полезно было что-то вспомнить, что-то прочитать. Многое дало общение с коллегами. Узнал, кто где работает, на каких машинах, ребята рассказали о многих новшествах.

В следующем году вне зависимости от итогов нынешнего участия планирую принимать участие в конкурсе. Возможно, в следующем году он пройдет как раз на KBA Rapida, тогда я покажу все свое мастерство».

СЛОВО ЭКСПЕРТАМ

В рамках подведения итогов конкурса Ксения Костенко предоставила слово экспертам по направлению «Офсет». В частности, Елена Бондарчук (технолог компании Heidelberg) отметила: «Хочу поблагодарить организаторов конкурса за то, что мы опять вместе и делимся результатами работы. Надеюсь, что на третий год конкурс станет еще лучше».

В свою очередь, Валентина Федоренко (типография «Макрос») поздравила присутствующих с тем, что есть такое яркое событие в жизни полиграфии. «Все наши важные события закончились больше десяти лет назад, в 2007-2008 гг. В те годы проводились громкие инсталляции нового оборудования, и это сопровождалось яркими презентациями. Все мы смотрели в будущее с огромным энтузиазмом и надеждами», – подчеркнула Валентина Григорьевна.

Но полиграфический мир, к сожалению, оказался не готов к вызовам 2008-2009 гг. А причину Валентина Федоренко видит в том, что все стали выживать в одиночку: перестали встречаться, искать общие способы борьбы с той ситуацией, в которой оказались. И проблемы с персоналом отчасти связаны с отсутствием консолидации в среде полиграфистов.

«Мы, полиграфисты, не смогли заявить о том, что поскольку так изменилась ситуация в мировой экономике, в Украине, мы должны, по крайней мере, ценить свой труд. Но мы дали слабинку перед теми компаниями, которые ушли в демпинг. А низкие цены – это и низкие зарплаты. Люди стали искать, где лучше. Поэтому мы теряли очень много квалифицированных кадров, которые ушли в другие отрасли», – подчеркивает Валентина Федоренко.

Столь яркое событие как безвиз омрачила трудовая миграция специалистов рабочих профессий в Польшу. И руководителям типографий стоило б задуматься, почему персонал уезжает.

«Я на этом конкурсе потому, что люблю свою профессию. Рекламной полиграфией занимаюсь уже 24 года, и ничем другим заниматься не хочу. Мне небезразлично, будет ли развиваться полиграфическая отрасль и будет ли у нас та когорта людей, которые умеют печатать.

Более того, я счастлива, что увидела тех настоящих печатников, которые любят свое дело, не готовы и не хотят бросать эту специальность, уезжать за границу», – резюмировала Валентина Федоренко.

Валентина Федоренко, директор типографии «Макрос», эксперт:

«Замена площадки для проведения финального этапа конкурса говорит о том, что мы не привязываемся к определенной полиграфической базе. И если этот конкурс пройдет и в следующем году, любая другая типография может предоставить свои машины, чтобы было больше объективности в выборе победителя, поскольку состояние оборудования в каждой из типографий отличается.

И поэтому если печатник работает по принципу «пришел, увидел, встал и отпечатал», значит, у него есть определенное мастерство. В будущем при проведении конкурса мы планируем учитывать лучшие наработки прошлых лет. Мне, например, в этом году очень понравилась реакция одного из участников, который решил принять участие по направлению «Флексо». Я спросила его: «А не жалко покидать офсетную печать?» Он ответил, что жалко, потому что офсет – это творчество.

Я в анкете написала, что вероятнее всего, этот печатник не будет победителем, но ему желательно помочь вернуться в офсет. Созвонилась с ним после второго этапа и сказала, что, к сожалению, он не проходит в третий этап, но уже трое директоров типографий офсетной печати изъявили желание провести с ним собеседование. На что он ответил: «Да, конечно, мое участие по направлению «Флексо» четко показало, что я уже потерял навыки, даже теоретические, хотя я рассчитывал на победу. И в следующем году я опять приду на конкурс – уже из офсета».

Если нам удастся привлечь внимание к конкурсу не только самих участников, а и их руководителей, я надеюсь, что мы возродим былые встречи полиграфистов. А наш Игорь Агарков это организует».

Виктор Горовчук, технолог и руководитель Типографии «Макрос», эксперт конкурса:

«В прошлом году финальный этап по направлению «Офсет» был поинтереснее, так как использовалось две машины разного уровня: Komori Spica 429 и Heidelberg Speedmaster SM 102. А здесь одна машина – Heidelberg Speedmaster CD 102, и тяжело оценивать конкурсантов.

На теоретическом этапе конкурса каждый из нас, экспертов, задавал вопросы из той сферы, в которой наиболее компетентен. Я пытался дать возможность участникам повторно ответить на те вопросы, с которыми они не справились в первом туре, чтобы понять, интересовались ли они ответами на эти вопросы. Многие, к сожалению, не интересовались...

Для печати на финальном этапе по направлению «Офсет» мы выбрали тестовый спуск Heidelberg, с помощью которого можно не только проверить уровень печатника, но и техническое состояние машины, насколько она может вытянуть растискивание, раскаты, воспроизвести мелкие шрифты. Также на нашем тестовом спуске есть плашки, которые печатаются четырьмя цветами и достаточно сложны в печати (псевдо под бронзу, розовый цвет, которые сложно выкатываются в машинах).

И если печатники не сталкивались с подобными работами, то не знают, что нужно включать растиры. Кроме того, на большом формате непросто напечатать тонкие линии в четыре цвета; бумага 115 г/м2 тоже дает о себе знать. Кто-то держит краску насыщеннее, кто-то регулирует уровень подачи воды, чтобы добиться лучшего растискивания. Другие добавляют больше воды, а потом борются с раздачей бумаги.

Тем не менее, ничего сверхъестественного в этом тестовом задании не было, и я думаю, в будущем для третьего этапа конкурса нужно готовить некие сложные работы, с печатью которых те или иные типографии имели проблемы. Тогда во время конкурса появится возможность коллегиально решить эту проблему.

Среди конкурсантов есть фанаты своего дела, которые буквально этим живут, а есть такие, кого в печатники закинула судьба, тем не менее, они демонстрируют неплохие результаты.

Два первых конкурсанта (Роман Бондарев и Владислав Зайцев) – это самородки и самоучки, и один из них (Роман) – это человек, который ремеслом печатника живет и доводит дело до конца. Он получает удовольствие от того, что еще кого-то учит. Соответственно, ему это удается.

У нас нет единой системы оценки. Смотрим на качество приладки, скорость выполнения работы (в целом два фактора, которые наиболее важны для любой типографии и директора – это быстро и качественно). Учитываем, и сколько листов использовано для печати (граничная норма – 450 листов, за которые они должны предоставить экспертам подписной лист).

Также учитываем, и сколько лет человек работает печатником, на каких машинах. Но даже если человек машину не знает, то час или 50 мин. достаточно, чтобы разобраться с печатью на ней.

Я считаю, что все финалисты имеют определенный уровень, до которого многим еще надо дорасти».

Второй год экспертом конкурса выступает Александр Ярмак, который отметил: «Очень рад, что регионы приняли активное участие в конкурсе. В первый год мы услышали много негатива в свой адрес – мол, вы конкурс делали для себя и это чисто кулуарно. Сегодня этого нет – остались профессионализм, четкое понимание нами, экспертами, кто может носить гордое звание полиграфиста».

Валерий Непочатов, технолог компании «Юнисофт», который стал в этом году экспертом по направлению «Офсет» подтвердил, что полиграфия в Харькове не умирает: «В свое время в ВУЗе у нас была первая лекция по общей полиграфии, а это был 1970 г.. когда начиналось развитие цветного и ч.б. телевидения. Говорили, что полиграфия умрет, но я запомнил слова профессора, что полиграфия была, есть и будет. И практика это подтверждает».

Круг полиграфистов всегда был тесным, все помогали друг другу. «Дай Бог этому конкурсу возобновить те отношения полиграфистов со всей Украины, которые дружат и помогают друг другу!», – резюмировал Непочатов.

Еще один новый эксперт конкурса Виталий Кириченко («Адеф-Украина») отметил, что испытывает гордость, принимая участие в конкурсе, который популяризирует профессию печатника, в качестве эксперта: «...потому что в быту профессия печатника неизвестная.

Очень много участников было на втором этапе конкурса, и каждый из них, когда пытался дойти до финала, наверняка подтягивал теоретические и практические знания, обсуждал какие-то вопросы со своими коллегами. И таким образом это сообщество повышало свои навыки, и создавалась заинтересованность в профессии».

К числу экспертов вошедших в жюри конкурса по направлению «Офсет» во второй раз, относится и Виктор Горовчук, технолог и руководитель типографии «Макрос», который отметил: «С каждым годом единомышленников становится все больше и больше. Все говорили про кризис, теперь все говорят, что не хватает рабочих кадров. Но все будет отлично, так как нас окружает такое большое количество профессионалов, переживающих за отрасль».

ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ

Ксения Костенко поблагодарила экспертов за то, что они взяли на себя физическую, финансовую и психологическую нагрузку. Но Виктора Горовчука она решила отметить отдельно и вручить соответствующий приз, потому что кроме работы в качестве эксперта он взял на себя функции по подготовке к проведению финального этапа (нужно было изготовить формы, выбрать файл, отправить на типографию, заказать бумагу): «Этот специалист выполнил свою работу очень профессионально, ни у кого из экспертов даже не возникло мысли, что мы не тот лист печатаем, это значит, что человек на 1000 и 1% сделал свое дело правильно, причем так тихо и незаметно, что я даже не поняла, откуда все взялось на «Типографии от А до Я».

Ксения Костенко остановилась на сложной процедуре выбора победителя по направлению «Офсет». Помимо профессиональных качеств людей оценивались морально-этические качества (как человек поддерживает других и передает свой опыт).

Далее организатор конкурса представила финалистов по направлению «Офсет» – ими стали Владислав Зайцев (Типография «Украина», Днепр), Роман Михайленко («Юнисофт», Харьков), Александр Ляшенко («Гуров и К», Харьков), Роман Бондарев («Арт-Пресс», Днепр), Юрий Таченко («Ротекс, Киев), Андрей Курмин (Перша приватна друкарня, Киев), Руслан Кушниренко («Бумажный змей», Киев), Игорь Казыдуб («Орион-В», Киев).

Третья премия в номинации «Офсет» осталась в Киеве, досталась она Юрию Таченко («Ротекс»). Юрий отметил: «Хочу поблагодарить всех, эмоции переполняют и нет слов».

Обладателем второй премии стал представитель харьковской типографии «Гуров и К» Александр Ляшенко. Он сказал: «Хочу в первую очередь поблагодарить типографию, которая нас приняла. Вы большие молодцы – спасибо, что нас пустили. Спасибо экспертам за объективную оценку наших знаний, есть куда расти».

Первую премию получил Андрей Курмин. Получив награду, Андрей сказал: «Организаторам в первую очередь огромное спасибо. Экспертам спасибо за то, что нас терпели. Огромное всем спасибо».