Но об том, скорее, говорит анализ диаграмм (отсылаем вас к статье «Что знают, о чем не догадываются, о чем мечтают и во что верят представители украинских типографий листового офсета» в прошлом номере журнала).

Как бы там ни было, а материал для размышления мы получили. Предлагаем вам ознакомиться с результатами ответов респондентов на просьбу «Напишите свой комментарий к опросу и по ситуации на рынке офсета в Украине». И не залипайте на пессимистических комментариях – лучше вчитайтесь в те, которые несут заряд оптимизма.

КОММЕНТАРИИ НИ О ЧЕМ

Начнем, как водится, с комментариев, о которых говорим «с болью в сердце». Потому что они ни о чем. Значит, респондентам сказать, по сути, нечего. Спасибо хоть галочки расставили в предыдущих пунктах опроса да иногда свои варианты ответов подописывали.

Итак, вот он – список комментариев, никакой номинативной нагрузки не несущий. Это я еще не упоминаю авторов разных прочерков, пробелов и наборов символов. Что ж, такова их офсетная жизнь.

«Все и так очевидно», – Владислав Элькснит («Барбарис принт»). Что очевидно? Кому очевидно?

«Ок», – Игорь Вольф.

«Без комментариев», – Александр Кичко («Аванпост»).

Это у нас говорят руководители двух крупных офсетных типографий-производителей рекламно-коммерческой и многостраничной продукции.

«Нет комментариев», – (Типография «Укрсич»).

«Заставили подумать», – Сергей Федченко («Ландпресс»).

Гордимся собой, жизнь удалась ).

«Светает, 4.30», – АВС. Философский ответ от бывшего полиграфиста, а ныне чиновника… Правда, полиграфиста-издателя.

«Все доступно, вопросы правильные», – Коломиец Тамара. И на том, как говорится, спасибо.

Кто-то вообще не в теме и честно сообщает об этом: «Не в теме, так как почти «отошел» от этого направления деятельности (офсетная печать)», – Александр.

КОММЕНТАРИИ С НЕКОТОРЫМ СМЫСЛОМ, НО МАЛОИНФОРМАТИВНЫЕ

В этой категории приведем короткие ответы респондентов, несущие при этом некоторую номинативную нагрузку. Начнем с оптимистичного «Если работать, то все получится», – Андрей Бураков («Полипринт»). Нельзя не согласиться.

Продолжим двумя связанными по смыслу комментариями.

«Ринок що падає», – Ігор Навоєнко («Арт-Прес»). И «Рынок нестабилен», – Александр Попов («Фактор-друк»).

и противоположным мнением, причем и в самом высказывании заключена некоторая противоречивость: «Рынок насыщен и стабилен», – Алексей Храмов («Феникс»). Это хорошо или плохо? Насыщенность рынка офсета – это вообще что? Заказов уйма? Игроков перебор? И что такое стабильность в данном случае – это навсегда?

Или стабильно – это вот так: «Все просто замечательно и хорошо», – Виктор Ващенко («Виол друк»).

Потому что есть участники опроса, которые вот какого мнения придерживаются: «Конкуренція стає більш жорсткою», – Сергій Федосенко. А это уже не про стабильность.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ: КОРОТКИЕ КОММЕНТАРИИ

Некоторые участники опроса, откликнувшиеся на нашу просьбу написать комментарий, разродились короткими сентенциями.

Но с определенным смыслом. Впрочем, преобладают таки «капитаны-очевидность».

«Слишком много бездумного демпинга, мало специалистов», – Наталия Аникина (Полиграф.уа). И с Натальей сложно не согласиться. И в унисон ей – «Нехватка кадров, демпинг цен», – Андрей Ефремов.

А вот и совет: «Все очень неоднозначно. Нужно поднимать цену на продукцию», – Анатолий Билянец («Арт мастер»).

Наши респонденты говорят о стимулах к развитию: «Дополнительным стимулом к развитию является повышение требований у заказчиков к качеству офсетной печати», –Алла Гонта («Триада-М»). Далее один из участников развернутее пишет про сокращение длины тиражей, но рост требований к качеству…

Кто-то источает уверенность в непоколебимости позиций офсетной печати: «Офсет залишиться кращим та якіснішим видом друку для середніх, великих тиражів і для картонної продукції», – Зоя Овчарова («Прайм-Принт»).

Беспокоит офсетчиков и будущее рынка: «Оздоровление произойдёт после смерти какого-то количества неэффективных типографий», – Александр Шаповалов («Химджест»).

И, наконец, совсем уж загадочное: «Как обычно – «то, что зебры между белых и черных полос»»)))», – Алла («НАША Типография»). Стесняюсь спросить, а Вы о чем подумали… Я, например, про то, как полиграфия пропетляла «поміж крапельками»…

УТОЧНЯЮЩИЕ КОММЕНТАРИИ

Ряд респондентов высказали свое мнение относительно опроса как такового. Это преимущественно рекомендации, что стоило добавить, а также оценочные суждения относительно нашей инициативы как таковой.

«Хороший опрос, заставляет задуматься и проанализировать ситуацию на рынке» Максим Петлевич (ФОП «Петлевич»).

«Работая в типографии, основной «кормилицей» которой является офсетная машина, важно знать, куда движется рынок полиграфии и какие у него перспективы», – Евгений. В принципе, мысль глубокая и шокирующая с т.з. очевидности ).

«В запиті було б добре також сегментувати відповіді по форматам/спеціалізації, бо ситуація на ринку в форматі B3 і B1 змінюватиметься з різними векторами та динамікою», – Алексей Шинкаренко (DOMEN). Ну, здесь не поспоришь, однако хотелось бы посмотреть на успешную офсетную типографию, работающую в третьем формате. Или вообще хоть как-то работающую.

Коллега Алексея по «Кластеру видавничої справи та поліграфії» Ярослав Бойчук («Диз-Арт») тоже рекомендует нам учесть некоторые факторы: «Ринок офсету в Україні наразі є дуже складним – наклади скорочуються, проте зросли вимоги до специфіки поліграфічної продукції, тому розвиток офсету повинен розглядатися більш широко, ніж купівля нової чи старої офсетної машини! Однозначно розвиватися потрібно».

КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Ряд респондентов указывают на то, что офсетная печать испытывает давление со стороны конкурирующих способов печати. Например, «цифра» поддавливает офсет в сегменте коммерческой полиграфии. «Сборки», по сути, – порождение офсета,

мешают развитию тех типографий, кто привык копеечные тиражи продавать сильно задорого и никак не может смириться со сменой парадигмы. В общем-то, тесним офсет везде – в книжном производстве, в печати на самоклейке… Но послушаем наших респондентов.

«Офсет – это хорошо, но есть масса сборок, где без хлопот все сделают, даже не имея оборудования», – («ПринтМи»). Это про сборные тиражи, впрочем, чтобы их изготовить, оборудование все-таки необходимо. И мне странно, что рынок очень избирательно обращается к конечным «бенефициантам». То есть владельцам мощностей либо структурам, аффелированным с владельцами мощностей. А таковых немного, совсем немного.

Следующий наш респондент размышляет о давлении, которое оказывает на офсетный рынок цифровая печать.

«Заказы с рынка офсетной печати за последние годы плавно смещаются в сегмент цифровой печати, цифра по цене печати забирает тиражи 100-300 экземпляров и переходит во второй формат. Ждем укрупнения типографий на рынке офсета и цифры», – Роман Полянин («Бумажный змей»). Говоря о консолидации, Роман, по сути, предрекает сокращение, дальнейшее сокращение, количества типографий. Неужели, этот процесс необратим? А вот и некоторое тому подтверждение.

«Наразі помітна тенденція із закриття невеликих офсетних друкарень, а великі переформатовують своє виробництво на гібрид офсету та цифрового друку», – Андрей Францин (ООО «Конви Принт»).

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ: КОРОТКИЕ КОММЕНТАРИИ

Некоторые участники опроса, откликнувшиеся на нашу прось­бу написать комментарий, разродились короткими сентенциями. Но с определенным смыслом. Впрочем, преобладают таки «капитаны-очевидность».

«Слишком много бездумного демпинга, мало специалистов», – Наталия Аникина (Полиграф.уа). И с Натальей сложно не согла­ситься. И в унисон ей – «Нехватка кадров, демпинг цен», – Андрей Ефремов.

А вот и совет: «Все очень неоднозначно. Нужно поднимать цену на продукцию», – Анатолий Билянец («Арт мастер»).

Наши респонденты говорят о стимулах к развитию: «Дополнительным стимулом к развитию является повышение требований у заказчиков к качеству офсетной печати», –Алла Гонта («Триада-М»). Далее один из участников развернутее пи­шет про сокращение длины тиражей, но рост требований к ка­честву…

Кто-то источает уверенность в непоколебимости позиций оф­сетной печати: «Офсет залишиться кращим та якіснішим видом друку для середніх, великих тиражів і для картонної продукції», – Зоя Овчарова («Прайм-Принт»).

Беспокоит офсетчиков и будущее рынка: «Оздоровление про­изойдёт после смерти какого-то количества неэффективных типо­графий», – Александр Шаповалов («Химджест»).

И, наконец, совсем уж загадочное: «Как обычно – «то, что у зебры между белых и черных полос»»)))», – Алла («НАША Типография»). Стесняюсь спросить, а Вы о чем подумали… Я, на­пример, про то, как полиграфия пропетляла «поміж крапельками»…

УТОЧНЯЮЩИЕ КОММЕНТАРИИ

Ряд респондентов высказали свое мнение относительно опроса как такового. Это преимущественно рекомендации, что стоило добавить, а также оценочные суждения относительно нашей инициативы как таковой.

«Хороший опрос, заставляет задуматься и проанализиро­вать ситуацию на рынке» Максим Петлевич (ФОП «Петлевич»).

«Работая в типографии, основной «кормилицей» которой яв­ляется офсетная машина, важно знать, куда движется рынок полиграфии и какие у него перспективы», – Евгений. В принци­пе, мысль глубокая и шокирующая с т.з. очевидности ).

«В запиті було б добре також сегментувати відповіді по форматам/спеціалізації, бо ситуація на ринку в форматі B3 і B1 змінюватиметься з різними векторами та динамікою», – Алексей Шинкаренко (DOMEN). Ну, здесь не поспоришь, однако хоте­лось бы посмотреть на успешную офсетную типографию, рабо­тающую в третьем формате. Или вообще хоть как-то работаю­щую.

Коллега Алексея по «Кластеру видавничої справи та поліграфії» Ярослав Бойчук («Диз-Арт») тоже рекомендует нам учесть некоторые факторы: «Ринок офсету в Україні наразі є дуже складним – наклади скорочуються, проте зросли вимоги до специфіки поліграфічної продукції, тому розвиток офсету по­винен розглядатися більш широко, ніж купівля нової чи старої офсетної машини! Однозначно розвиватися потрібно».

КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Ряд респондентов указывают на то, что офсетная печать ис­пытывает давление со стороны конкурирующих способов печа­ти. Например, «цифра» поддавливает офсет в сегменте коммер­ческой полиграфии. «Сборки», по сути, – порождение офсета, мешают развитию тех типографий, кто привык копеечные тира­жи продавать сильно задорого и никак не может смириться со сменой парадигмы. В общем-то, тесним офсет везде – в книж­ном производстве, в печати на самоклейке… Но послушаем на­ших респондентов.

«Офсет – это хорошо, но есть масса сборок, где без хлопот все сделают, даже не имея оборудования», – («ПринтМи»). Это про сборные тиражи, впрочем, чтобы их изготовить, оборудо­вание все-таки необходимо. И мне странно, что рынок очень из­бирательно обращается к конечным «бенефициантам». То есть владельцам мощностей либо структурам, аффелированным с владельцами мощностей. А таковых немного, совсем немного.

Следующий наш респондент размышляет о давлении, кото­рое оказывает на офсетный рынок цифровая печать.

«Заказы с рынка офсетной печати за последние годы плав­но смещаются в сегмент цифровой печати, цифра по цене пе­чати забирает тиражи 100-300 экземпляров и переходит во вто­рой формат. Ждем укрупнения типографий на рынке офсета и цифры», – Роман Полянин («Бумажный змей»). Говоря о консо­лидации, Роман, по сути, предрекает сокращение, дальнейшее сокращение, количества типографий. Неужели, этот процесс необратим? А вот и некоторое тому подтверждение.

«Наразі помітна тенденція із закриття невеликих офсет­них друкарень, а великі переформатовують своє виробницт­во на гібрид офсету та цифрового друку», – Андрей Францин (ООО «Конви Принт»).

А вот и четкий месседж в пользу утверджений предыду­щих участников опроса. «Классический офсет останется пред­ставлен на рынке небольшим количеством крупных, хорошо оснащенных, игроков и несколькими средними и покроет по­требности. Офсет как технология должен мутировать и синтези­роваться с другими технологиями печати и постпечати в линию, тогда это оправдано, интересно, нишево и востребовано», – Татьяна Ильницкая (экспат в крупной типографии в Ташкенте. Ранее «Марцек Печатный двор»)

В общем-то прямым следствием давления конкурирующих печатных технологий на офсетную печать является тот факт, что офсет постепенно может приобрести и вовсе статус нише­вой технологии. Во всяком случае, на рынках, подобных укра­инскому. Вот, к примеру, что говорит Президент успешной по отечественным меркам упаковочной типографии. «Рынок офсе­та во всем мире сокращается, единственное направление, где он растет, – упаковка. И это связано, скорее, с послепечатны­ми процессами. Со временем и упаковку на офсете выдавят в нишу», – Александр Шойхет («Весна»).

И такой т.з. придерживается не только Александр Ефимович: «Для офсетной печати в скором времени останется только упа­ковка, да и не факт, что оттуда ее не вытеснит рулонная струй­ная УФ-печать», – Анатолий Ольшевский (РИА «Донсай»)…

Категоричен Евгений Лучко (Idea Print): «Считаю, что офсет вскоре заменят решения компании HP, так как у них большая линейка машин, которые уже заменили офсет и «флексу». Я ез­дил в Польшу и видел производство упаковки: покупают циф­ру для мелких тиражей, и скажу, что хозяин планирует в скором будущем заменить «офсетки»».

А вот Валентина Федоренко («Макрос») более оптимистич­на: «Несмотря на скептические прогнозы, что Интернет убьет печатную рекламу и книги, рынок коммерческой печати жив, а книжное производство даже наращивает обороты».

АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ИЛИ ПОЛИГРАФИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

Вполне справедливы утверждения, что полиграфия являет­ся отражением экономики Украины. С этим не поспоришь.

« П о л и г р а ф и ч е с к а я о т р а с л ь – о т р а ж е н и е э к о н о м и­ки Украины в целом. Если будет рост и пойдут инвестиции в страну, то и рекламная полиграфия нужна. Но она станет бо­лее нишевой. Типографиям нужна уникальность: в технологии, сервисе, создании продукта, обучении персонала», – Юлия Максимовская (Типография «Украина»). Впрочем, и Юлия рату­ет за нишевость…

Впрочем, как водится, отдельные участники опроса склон­ны перечислять негативные факторы, препятствующие разви­тию отрасли. Справедливости ради, таких респондентов мень­ше, чем могло бы быть.

Они пишут про стоимость оборудования, кадровые пробле­мы«Ринок офсету в Україні перебуває в критичному стані че­рез високу вартість обладнання, малу купівельну спроможність клієнтів та недостачу кваліфікованого персоналу та майстрів», – Богдан Рабешко.

Иных беспокоит давление со стороны Интернета: «Всех волнуют только новости, а новости читают в телефонах или других цифровых носителях. Поэтому полиграфия больше уходит в специализированную литературу. А здесь действуют уже другие законы», – Станислав Маслинков («Artprintstudio»). Кстати, компания Станислава печатает немало сборных тира­жей для одного из ведущих операторов – значит, не все так плохо ).

Внешние факторы – еще один пресловутый якорь, мешаю­щий офсетчикам развиваться: «Хотелось бы развиваться и ин­вестировать, но, к сожалению, есть серьезная зависимость от внешних рыночных факторов. Таких, как низкая покупатель­ная способность, налоговая политика, политика сама по себе и т.п.», Андрей Прохоренко («Укрдрук»).

За автоматизацию процессов и внимание к кадрам ратует Валерия Тимофеева (ООО «Апекс-Харьков»): «Я как человек, прошедший весь путь от демпинга до банкротства и подъема с нуля, – могу сказать – лучше новой машины нет ничего, но надо уважать свою работу и свой труд, иначе окажешься на дне, а потом поймешь, что и это было не дно.

И как не печально, но кадры, кадры и еще раз кадры – это слабое звено – и максимально стоит уходить в сторону автома­тизации процессов».

ОПТИМИЗМ – НАШЕ ВСЕ!

Есть у нас ряд комментариев, которые позволим себе ча­стично процитировать, частично пересказать. А местами выне­сти в отдельные врезы с фотографиями респондентов.

Суть этих радостных и бравурных высказываний сводится к тому, что рынок растет и развивается (и тут я вполне согласен, иначе, чем объяснить прочие результаты опроса, где пункты, связанные с ростом прибыли, уверенно лидируют).

Неисправимый оптимист Олежка Дорошенко (PrintStore Group) цитирует своего любимого Илона Маска: «Колеги, як казав Ілон Маск: «Оptimism, pessimism, f@ck that; we’re going to make it happen!»

Олег Михайлович как истинный поклонник стакана, который наполовину полон, ищет в нынешней ситуации на рынке раци­ональные зерна… Все плохо? Ничего! У нас есть команда про­фессионалов!

«Звичайно, ситуація на ринку поліграфічних послуг, зо­крема в сегменті офсетного друку, далека від часів золотої лихоманки, але це нас ніколи не турбувало. Навпаки, це нас стимулює до постійного пошуку ефективної бізнес-моделі. В умо­вах жорсткої цінової конкуренції сьогодні той, хто зосереджує увагу лише на виробництві та не пропонує вибагливому клієнту максимум додаткових сервісів, на жаль, поступається місцем на авансцені гравцям з більш успішним бізнес-моделями, де в центрі уваги перебуває клієнт».

«В нашій сфері є багато прикладів успішного ведення бізнесу, які надихають і нас до нових перемог на шляху забез­печення максимально якісного сервісу для наших клієнтів, – от­мечает Олег Дорошенко. – Я особисто впевнений, що якби Ілон знайшов себе в поліграфії, і якби його запитали “Які перспек­тиви сфери офсетного друку?”, відповідь була б: “Вони просто безмежні!”».

В общем, если кто из офсетчиков и проливает слезу, то только потому, что «карта слезу любит», – уверен Александр Величко («Украинский газетный синдикат»). Он утверждает, что среда партнеров и конкурентов его компании «сложилась в из­бирательном притяжении успешных людей и бизнес-моделей». По своему окружению компания не видит никаких кризисов, но наблюдает постоянный поиск инноваций на фоне постоянного труда и операционной активности.

«Кто-то плачет, что «все пропало» и офсет умирает. Категорически не согласен.

Правильная бизнес-модель и ориентация на потребности клиента – основа любого бизнеса и офсетная полиграфия – здесь не исключение», – поддерживает предыдущих респон­дентов Анатолий Лысенко (SALUTIS). – В рамках правильной бизнес-модели должна быть также выстроена гармоничная корпоративная структура и культура. И все это в контексте рын­ка. Чемпионами становятся те, кто умеет предугадать рыночные настроения, создать тренд и дополнительную ценность для сво­их клиентов».