ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ I И II ЭТАПОВ КОНКУРСА


Конкурс «Друкар року» проводился в несколько этапов по двум направлениям: флексография и офсетная печать.

В рамках I этапа конкурса проводился онлайн-опрос участников. Им задавались вопросы, касающиеся технологии полиграфического производства (были подготовлены доцентом НТУУ «КПИ» к.т.н. Катериной Чепурной).
«Для формирования списка вопросов для I этапа конкурса «Друкар року» мы использовали контакт с доцентом ИПИ НТУУ «КПИ» Катериной Чепурной.
Вопросы были поставлены на украинском языке, на ответы давалось меньше минуты, и это ввело в заблуждение некоторых участников конкурса: они сначала пытались понять, о чем их спрашивают, потом сформулировать ответ, а в это время на экране уже появлялся другой вопрос. То есть некоторые участники просто не успевали ответить на все вопросы, а на некоторые вопросы не успевали дать квалифицированный ответ», – рассказывает участник жюри конкурса Валентина Федоренко (типография «Макрос»). Однако, несмотря на это, среди сотни участников были определены несколько десятков профессионалов своего дела, которые дали правильные и полные ответы.


Эксперты конкурса по флексографскому направлению

На II этапе конкурса эксперты по флексографскому и офсетному направлениям проводили профессиональный диалог с участниками конкурса на знание особенностей различных способов печати. Также экспертов интересовали достижения в основной профессии, верность печатника специальности, лояльность к компаниям-работодателям, и, конечно, просто человеческие качества претендентов. Также эксперты определяли и уровень базовых требований участников конкурса к своим работодателям.
Во ІІ этап конкурса по направлению флексографской печати прошло 15 специалистов, из которых 8 представляли различные регионы Украины.


II этап конкурса по направлению флексографской печати. Эксперты (на фото)
Юрий Мусиенко и Ирина Бабенко с участником Артуром Бараном


Экспертами по флексографскому направлению были:
Юрий Мусиенко – технический специалист компании Repro Pack Ukraine;
Сергей Мельник – главный технолог «Maxi Print»;
Ирина Бабенко – заместитель директора ДНЗ ЦПО ТПД «Центр професійної освіти інформаційних технологій, поліграфії та дизайну» по учебно-производственной работе;
Юлия Пономаренко – мастер производственного обучения ДНЗ ЦПО ТПД «Центр професійної освіти інформаційних технологій, поліграфії та дизайну»;
Николай Науменко – технолог полиграфии, типография «Импрес».


Валентина Федоренко

По направлению офсетной печати во ІІ тур прошло 18 человек (7 из них представляли киевские типографии, остальные – предприятия из регионов Украины).

По направлению офсетной печати жюри было представлено следующими специалистами:
Валентина Федоренко – руководитель типографии «Макрос» (опыт работы в рекламной полиграфии 22 года);
Виктор Горовчук – технолог и руководитель производства типографии «Макрос» (15 лет стажа, от печатника до руководителя);


II этап конкурса по офсетному направлению. Эксперты Виктор Горовчук
и Александр Ярмак проводят собеседование с Русланом Кушниренко


Александр Ярмак – главный механик, главный инженер полиграфического производства (20 лет опыта работы в офсетной печати)
Руслан Жук – технолог, начальник офсетного производства (в полиграфии с 1997 г., на Вольфе 18 лет);
Елена Бондарчук – технолог полиграфии, начальник отдела по продаже расходных материалов для офсетной печати компании «Импримо» (опыт работы в полиграфии – 25 лет).

На II этапе конкурса участники жюри встречались с каждым претендентом либо общались онлайн с теми, кто не смог приехать в Киев (с семерыми претендентами жюри по направлению офсетной печати общалось вживую, а еще с тремя – онлайн, уточняет Валентина Григорьевна), и задавали вопросы, которые были подготовлены каждымэкспертом персонально.
В частности Валентина Федоренко интересовалась профильным образованием участников, достижениями в профессиональном росте, стажем работы, на каком оборудовании они работали, как быстро они выполняют приладку, продукцию какой группы сложности приходилось печатать участникам, насколько часто они меняли работу и почему.
Другие эксперты задавали вопросы, зачастую даже провокационные, по технологии, по пониманию применения расходных материалов, которые помогали выяснить, насколько люди знают физику процесса, способны ли реагировать на сложности в печати и находить решения.
«За годы работы в рекламной полиграфии для меня очень важно прочувствовать, хочет ли печатник развиваться, использовать новые технологии, печатать сложные работы, – рассказывает Валентина Федоренко. – У нас были немного разные подходы при выборе победителей II этапа конкурса. Кроме того, изначально организаторы конкурса объявили об одной единственной премии лучшему печатнику. Мы же предложили организаторам подойти к вопросу премирования победителей немного иначе: дать возможность ребятам показать себя и на III этапе, и все-таки определить трех победителей, из которых кто-то будет явным лидером».

Руслан Жук, начальник цеха офсетной печати Типографии «Вольф» и участник жюри конкурса «Друкар року» отмечает: в целом отраден тот факт, что люди еще стремятся работать в полиграфии, развиваться, осваивать новое оборудование. Руслан говорит, что участники жюри постарались указать конкурсантам, какие ошибки они совершают, какие недостатки в работе необходимо исправить и над чем следует работать в дальнейшем.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНКУРС


На III решающем этапе конкурса «Друкар року» оценивались профессиональные навыки конкурсантов.



III етап конкурса по флексографскому направлению

Этот этап проводился на базе типографии «Макси Принт» (флексографское направление) и Типографии «Вольф» (офсетное направление).
По флексографскому направлению в III этап конкурса вышло 6 специалистов: Виктор Бабийчук, Артур Баран (Киев), Александр Григор (с. Головуров, Бориспольского района), Игорь Чаборов (Днепр), Роман Старишко (Запорожье), Сергей Пятигор (Харьков). Юрий Мусиенко (технический специалист ReproPark Ukraine и участник жюри конкурса «Друкар року» по флексографскому направлению) рассказал о процедуре проведения конкурса «Друкар року»: «Все финалисты были в равных условиях. Участники жюри фиксировали метраж, смотрели на качество прилаженной продукции, анализировали образцы, чтобы определить печатника, который добился лучшего результата, использовал меньше всего метров на приладку».


Обсуждение результатов на III этапе конкурса по флексографскому
направлению. Эксперты на фото – Юрий Мусиенко и Николай Науменко


Машина Mark Andy, на которой был проведен последний этап конкурса, по мнению Юрия Мусиенко, была самой оптимальной для тестирования. Почему?
Много специалистов работают на широкорулонных машинах – габаритных, в новой комплектации. А Mark Andy, на которой выполняли приладку участники, – это рабочая лошадка, которая позволяет выявить, насколько человек обучен делать приладку вручную.
Каковы же впечатления участников III этапа конкурса «Друкар року» по флексографскому направлению от участия в конкурсе и что думают они о престижности своей профессии?
Виктор Бабийчук («Стелла Флекс») начал работать в полиграфии с 1988 года. За это время технологии печати кардинально поменялись: если в начале своего профессионального пути Виктор работал с клише из сырой резины, то сейчас для изготовления клише используются полимеры. УФ-красок раньше не было, но теперь им альтернативы практически нет. Профессию печатника Виктор Бабийчук называет довольно специфической, поэтому надо постоянно развиваться и работать над собой – плохой специалист на хорошем оборудовании может испортить печать»

Сергей Пятигор («Наргус») начинал работать в группе «Форто». На нынешнем месте работы специалисту приходится сталкиваться не только с флексографской, но и с глубокой, офсетной, трафаретной печатью. Он изучает технологии постпечатной обработки, настраивает и запускает оборудование. С оборудованием, на котором печатали учасники конкурса, Сергей Пятигор сталкивался 10 лет назад, перейдя на флексопечать из типографии офсетной печати. Свои шансы на победу специалист оценивал как незначительные, отмечая, что его не предупредили, что количество потраченого на приладку материала – важный критерий. И он запечатал весь рулон.

Игорь Чаборов («Синергия груп») имеет опыт работы в отрасли примерно 10 лет, начинал в Донецке, в типографии «DPA», о которой остались прекрасные воспоминания. Потом работал в «Унифлексе» (Минск). Сейчас в днепровской типографии «Синергия групп» второй месяц работает начальником цеха флексопечати.,Игорю было немного непривычно настраивать печать на узкорулонной машине Mark Andy, так как он привык работать на широкорулонной машине с центральным барабаном. Судя по качеству оттисков работ в рамках конкурса, он также, как и Сергей Пятигор, свои шансы на победу оценивал как минимальные: «Не уложился я немножко, не рассчитал количество ма-
териалов на приладку. Но для первого раза, считаю, неплохо».

Николай Науменко, технолог «Импрес» и учасник жюри конкурса по флексографскому направлению говорит, что конкурс «Друкар року» – хороший стимул для печатников, в т.ч. и благодаря наличию призового фонда. Поэтому инициатива организатора конкурса, руководителя типографии «Вериас» Ксении Костенко заслуживает уважения.

  

Впрочем, «…тестовые задания, которые выполняли участники, не были слишком сложными даже для печатников среднего уровня, – говорит Николай. – Но половина претендентов «забуксовали», т.к. работают на оборудовании немного другого профиля».

 


Участники III етапа конкурса «Друкар року» по офсетному направлению


Эксперты конкурса «Друкар року» по офсетному направлению: Валентина
Федоренко, Виктор Горовчук, Александр Ярмак, Руслан Жук, Елена Бондарчук

Юрий Мусиенко (технический специалист ReproPark Ukraine и участник жюри конкурса «Друкар року» по флексографскому направлению) по просьбе нашего корреспондента Валентины Евсевьевой прокомментировал для журнала Print+ итоги практического этапа конкурса «Друкар року» по направлению флексографской печати. Юрий Мусиенко считает конкурс «Друкар року» важным, особенно, в направлении флексопечати, которая,
по сравнению с другими видами печати, самая востребованная. Этот конкурс, во-первых, позволяет найти хороших специалистов, во-вторых популяризирует професcию печатника флексографской печати.

Среди тех, кто принимал участие в конкурсе по офсетному направлению, в его III этап прошли действительно те, кто обла- дал лучшей теоретической подготовкой и те, кто впечатлили членов жюри во время II этапа конкурса, на котором задавались более профессиональные вопросы, связанные с профориентацией и специальными знаниями по профессии.
Участниками III этапа по направлению офсетной печати стали Антон Борисевич, Владимир Гурзан, Руслан Кушниренко, Андрей Сангулия, Лев Трухачов. Все они представляют киевские типографии.
III этап конкурса по офсетному направлению проходил на производстве Типографии «Вольф», сценарий проведения III этапа по направлению офсетной печати разработала Валентина Федоренко.
Учитывая, что специалисты, которые вышли в III этап конкурса, работали на оборудовании разных форматов, организаторы конкурса усложнили задачу: дали возможность конкурсантам попробовать свои силы на пятикрасочной машине формата В2 и напятикрасочной машине формата В1.

Все участники III этапа конкурса, прослушав вводный инструктаж по работе на Komori Spica 426 и Speedmaster 102, печатали с разных комплектов пластин одинаковые задания на обеих машинах. «Очевидно, что в случае с печатниками многое зависит от того, на каких машинах они работали ранее, и какова продолжительность стажа. Многие участники ранее не работали на оборудовании, на котором пришлось печатать. Кроме того, у участников III этапа конкурса «Друкар року» стаж совершенно разный (у кого-то – 5 , а у кого-то 15 лет), и это имеет огромное значение», – подчеркивает Руслан Жук, начальник цеха типографии «Вольф» и участник жюри конкурса «Друкар року» по офсетному направлению.
Один из участников практического этапа конкурса «Друкар року» Андрей Сангулия («Банкнотно-монетный двор») решил принять участие, чтобы проверить свои силы и возможности и узнать что-то новое. Особенно учитывая то, что финальный этап конкурса проводился на оборудовании, с которым Андрей ранее дела не имел. Андрей Сангулия имеет среднее специальное образование по полиграфии (заканчивал киевское полиграфическое профессиональное училище), а высшее образование у него не профильное.
Победа или участие? Андрей говорит, что спортивный интерес, конечно, присутствовал, но и сам факт участия в конкурсе «Друкар року» для него также важен, как и возможность пообщаться со многими специалистами, с кем был знаком и ранее. К тому же коллеги на Банкнотно-монетном дворе знали об участии Сангулии в конкурсе, и он справедливо отмечает, что это позитивно влияет на его имидж и репутацию.


Ожидания Андрея оправдались только частично, поскольку он предполагал, что ему дадут машину в распоряжение на «полдня», чтобы он ее настроил и печатал уже, поняв, как машина работает. На теоретических этапах конкурса Андрей Сангулия, по его словам, с особыми сложностями не столкнулся. На I этапе ему были известны ответы на большинство вопросов. А на II этапе, когда специалист отвечал на вопросы неправильно, его поправляли, что в принципе Андрея не очень огорчило: «Моя цель – узнать что-то новое», – уточняет он.
Говоря о престижности профессии печатника, Андрей отмечает, что зарплаты печатников офсетной печати не очень высоки, но и не самые низкие. При этом условия труда в большинстве типографий вызывают вопросы: не соблюдаются правила безопасности, оборудование не поддерживается в надлежащем техническом состоянии, часто нет необходимых для работы расходных материалов. Соответственно, все это усложняет процесс работы, особенно при условии двенадцатичасовой смены. «Сегодняшний день показал, кто себя чувствует более уверенно. Кроме того, специалистов, которые обладают большим уровнем знаний, видно сразу: они спокойнее относятся к происходящему. Поэтому я считаю, что победитель конкурса Антон Борисевич показал себя как настоящий профессионал и достоин звания «Печатник года», – резюмирует Руслан Жук.

     


 Алла Гончаренко                                                               Катерина Чепурна


Роман Старишко (ПП «Инвест-пак», руководитель производственного отдела),
получил вторую премию по направлению флексографской печати

ГАЛА-ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ


Основной вопрос для владельцев типографий – «Где найти представителей рабочих профессий (печатники, колористы и т.п.)?». В обсуждении этого вопроса в рамках гала церемонии награждения победителей конкурса «Друкар року» приняли участие Алла Гончаренко, директор ДНЗ ЦПО ТПД «Центр професійної освіти інформаційних технологій, поліграфії та дизайну» (создан на базе Киевского высшего профессионального полиграфического училища и Киевского высшего профессионального училища сервиса и дизайна) и Катерина Чепурная, к.т.н., доцент ИПИ НТУУ «КПИ» (Киев). Кульминацией финала конкурса «Друкар року» стало награждение победителей. Начнем с победителей по направлению флексографской печати.


Александр Григор разделил первое место в конкурсе «Друкар року» по
флексографскому направлению



Особый приз «За любовь и преданность профессии» получил Владимир Гурзан

Роман Старишко (ПП «Инвест-пак», руководитель производственного отдела), получил вторую премию по направлению флексографской печати. По его собственному признанию принять участие в конкурсе он решил, чтобы познакомиться с типографиями в других регионах Украины. А денежную премию потратит на обучение.
Первую премию по флексографскому направлению получили сразу двое конкурсантов: Артур Баран (ТД «Вериас») и Александр Григор («Грин Трейд»).
Артур имеет стаж печатника в 6 лет, интересуется велоспортом. Планируя участие в конкурсе, Артур хотел победить. А денежный приз хочет потратить на путешествие.



Артур Баран стал одним из победителей по флексографскому направлению


Александр Григор работает печатником дольше – 9 лет. Он любит проводить время с семьей. В конкурсе решил поучаствовать, чтобы проявить себя и понять, на что способен.
Полученный денежный приз Александр планирует потратить на обучение. Что же касается направления офсетной печати, то особый приз «За любовь и преданность профессии» получил Владимир Гурзан (типография «Гамма Принт»). Владимир, самый молодой участник III этапа конкурса по направлению офсетной печати, стаж работы – пока 5 лет, но нам показалось, что при печати он был более собран, чем остальные участники: было видно, что он очень переживал за результат.


Владимир Гурзан из полиграфической семьи, его старший брат работает печатником офсетной печати в Польше на Printmaster 74, соответственно, в преддверии конкурса Владимир готовился печатать на аналогичной машине (в целом специалист имеет опыт работы на оборудовании Heidelberg, Ryobi). У Владимира высшее образование: он заканчивал Житомирский филиал Университета «Украина» по специальности «Упаковка», связанной с флексографией. На конкурс «Друкар року» он, по его собственному признанию, пришел развиваться, учиться. «Я молодой, хочу стремиться к чему-то новому. Догадывался, что будет непросто. Но, честно сказать, самым тяжелым был I этап конкурса, с которым я, считаю, справился достойно. Что же касается III этапа, то при печати на незнакомой машине изначально было определенное волнение, с которым я все же справился».
Владимир говорит, что все же более всего ему понравился II этап конкурса, в рамках которого у него была возможность пообщаться со специалистами отрасли.



Руслан Кушниренко получил третью премию по направлению офсетной печати

Руслан Кушниренко («Альфа График») получил третью премию по направлению офсетной печати. Руслан имеет среднее специальное образование: закончил Киевское полиграфическое училище, получив профессию печатника офсетной и флексографской печати. Общий стаж работы печатником офсетной печати у Руслана – более восьми лет. В настоящий момент Кушниренко работает в типографии «Альфа График» на машине Mitsubishi Diamond 1000. «Идея конкурса мне кажется очень правильной, потому что в Интернете предостаточно рекламы услуг печати. А вот популяризации полиграфии как таковой и профессий, связанных с этой отраслью, практически не происходит», – говорит Руслан. На вопрос о резонах участия в конкурсе, Руслан отвечает, что – это популяризация профессии и повышение собственной самооценки: «Для меня важно, что есть профессия «Печатник», но зачастую люди думают, что печатник – это тот, кто ставит печати. Хотелось бы, чтобы я мог с гордостью говорить, что мы люди, которые делают вам, например, бумажные пакетики, которыми вы каждый день пользуетесь».
К необходимости в рамках I этапа конкурса отвечать на теореические вопросы Руслан относится сдержанно, уточняя, что даже обладающий высоким уровнем квалификации печатник может не знать всей терминологии, но для него самого не было удивительным услышать теоретические вопросы: «Если я профессионал своего дела – то, конечно, я был готов их услышать и отвечать на них».
Лев Трухачов («Дизайн Принт Украина», на момент проведения конкурса – Grand Affiche) занял второе место по офсетному направлению. Лев имеет общий стаж работы печатником более 15 лет. Печатником офсетной печати Трухачов проработал семь лет в типографии «Дизайн Принт Украина», имеет опыт работы на машинах Komori – напр., Lithrone 528, но на момент проведения конкурса он работал печатником на плоскопечатном УФ-принтере TurboJet: «Хотел развиваться, и в этом плане была интересна цифровая печать. И уровень оплаты печатников офсетной печати не слишком высок – не хочется зарабатывать для директоров деньги, а самому получать копейки. Если был бы иной уровень мотивации, я б мог спокойно вернуться в офсет», – говорит Лев.


Лев Трухачов («Дизайн Принт Украина») занял второе место по
офсетному направлению


Первую премию по офсетному направлению получил Антон Борисевич (ООО «Итак»)


Участвовать в конкурсе Лев решил, чтобы приобрести ценный опыт, но при этом Трухачов серьезно боролся за победу, а не исповедовал олимпийский принцип (главное не побеждать, а участвовать). Лев Трухачов говорит, что ему интересна и цифровая, и офсетная печать, но в офсетной печати гораздо больше творчества, а в «цифре» печатник выполняет фактически функции оператора принтера. Но уже сам факт участия Льва в конкурсе говорит о том, что офсетная печать «не отпускает» специалиста.

Первую премию по офсетному направлению получил Антон Борисевич (ООО «Итак»). Антон работает печатником (преимущественно офсетной печати) более 12 лет. В конкурсе решил принять участие в поисках новых впечатлений (было интересно принять участие в конкурсе «Друкар року», проверить себя, обменяться опытом с колегами). Антон Борисевич имеет профильное образование: закончил полиграфическое училище и заочно Украинскую академию друкарства. «Хотелось карьерного роста – мастер, начальник цеха, поэтому и пошел получать высшее образование, – объясняет Антон, – но многие типографии начали отказываться от мастеров, да и печатники стали зарабатывать больше. Конечно, если бы сейчас предложили быть начальником производства – я бы с удовольствием пошел. Но обычно на такие должности приглашают проверенных специалистов, имеющих опыт руководящей работы».


Антон считает, что организаторам конкурса следовало б подумать о том, чтобы на I и II этапах конкурса сделать вопросы посложнее, т.к. они были достаточно «обыденными»: «Можно было усложнить, вспомнить как по длине луча идти и выходить на адекватное ΔE». Но в целом одному из победителей понравился уровень организации и проводившиеся конкурсы («…то, что на III этапе конкурса среди печатников офсетной печати использовались машины разных поколений и нам, участникам, на незнакомой машине было необходимо приладить, выдержать цвет, добиться совмещения, «пустить» бумагу»). Антон в последнее время работает печатником флексопечати. Поэтому мы спросили его: «Как вам после флексографской машины было становиться в начале за полуформатную машину Komori Spica 429, а потом за полноформатный Heidelberg Speedmaster 102?» – Руки помнят, офсетная печать сложнее флексографской, но талант не пропьешь. Да и опыта офсетной печати у меня 15 лет (это только последние полгода я работаю печатником флексопечати, поскольку заработки во флексографии у печатников выше).
Полученный денежный приз Антон планирует потратить на путешествия.


Финал конкурса «Друкар Року»: участники, эксперты, уважаемые гости