Рекламно-сувенирный рынок также активно трансформируется с учетом названной тенденции. Как при этом изменяется парадигма выбора компаниями сувениров и подарков, – далее в статье.
«Зачем?» – прежде всего
Производители сувениров конкурируют за рекламные бюджеты не столько с традиционной полиграфией, как с провайдерами Интернет-рекламы и апологетами POS-продвижения. Но при этом ранее в большинстве своем имели одно значительное преимущество – сувениры не вызывали у их получателей отторжения.
Но сейчас многие потребители отказываются от рекламных сувениров, понимая, что на бытовом уровне они не нуждаются в подобных вещах, и эти сувениры вскоре будут выброшены на свалку. Естественно, рекламное воздействие на таких потенциальных клиентов будет прямо противоположным предполагаемому.
Вывод: компаниям еще на этапе планирования необходимо продумать мотив покупателей воспользоваться предлагаемым сувениром.
В частности, европейские компании, которые заходят на украинский рынок, выбирают для продвижения высококачественные сувениры, а украинские производители поддерживают это стремление и отдают предпочтение, как минимум, более экологичным альтернативам.
Среди экспонентов выставки Rex в этом году немало компаний, которые предлагают разумные альтернативы дешевым потребительским сувенирам (текстильные сумки, промодежда, термосы, чашки), съедобные сувениры (шоколад, выпечка, напитки) и оригинальные сувениры для бизнес-сегмента (награды из стекла, дерева и металла).
Эко в ассортименте украинских сувенирных компаний
Многие участники рекламно-сувенирного рынка стали предлагать экологичные сувениры. Под знаком «Эко» производители сувениров предлагают продукты с использованием картона и других вторичных материалов.
Рисунок 1. Блокнот с самоклеящимися закладками
Например, в ассортименте компании «Старт-Полиграф» – перечень продукции с использованием крафтового картона, но в компании не уточняют, сделан он из первичной или переработанной целлюлозы (рис. 1).
А компания «Бюрократ» для своих сознательных заказчиков предлагает экологичную термокружку Boom емкостью 225 мл, с двойными стенками и защитой от проливания (рис. 2). Кружку можно легко разобрать на отдельные части, каждая из которых может быть переработана и использована повторно. Это первый товар в индустрии рекламных сувениров, получивший сертификат Cradle to Cradle!
Рисунок 2. Термокружка Boom
Среди эко-сувениров компании Bee Club можно выделить ручку Recycling от Rou Bill, которая полностью изготовлена из переработанных материалов (рис. 3).
Рисунок 3. Ручка Recycling
Такие эко-сувениры пока что преимущественно импортируются в Украину, но можно предположить, что при увеличении спроса на них компании не только расширят ассортимент эко-сувениров, но и смогут наладить их выпуск в нашей стране.
Многоразовые альтернативы «работают» дольше
Самый наглядный пример того, как меняется принцип использования сувениров в промоакциях – замена одноразовых вещей многоразовыми альтернативами с хорошими потребительскими свойствами.
Текстильные сумки использовались в промоакциях сети розничной торговли «Фора»: при покупке товаров на определенную сумму покупатели получали текстильную эко-сумку в подарок (рис. 4), что позволило максимально охватить клиентов, которым эти сумки действительно были нужны.
Рисунок 4. Текстильная сумка была одним из подарков
Характерно, что в краткосрочных промоакциях одноразовые кулечки, которые ранее пользовались повышенным спросом, компании постепенно заменяют на сумки из спандбонда, фетра, саржи или хлопка.
Также популярны и другие брендированные сувениры, которые представители заинтересованной аудитории могут использовать в обиходе (преимущественно это посуда, текстиль, электроника, игрушки и бумажные изделия).
Покупатели заинтересованы в подобных промоакциях, потому что им вручают полезный в обиходе предмет, а компании при этом, потратив средства на сувениры, получают не только лояльную аудиторию, которая добровольно распространяет рекламную информацию, но и дополнительную рекламную площадку для популяризации бренда, будь то офис, дом клиента или улица.
«Вкусные» сувениры – правильные ассоциации
Отдельный пример действительно экологичных решений – съедобные сувениры. Прежде всего, это алкогольные напитки и сладости, которые чаще всего используются для поздравления с новогодними праздниками, но также могут дариться и по другим поводам.
Съедобные сувениры предпочтительнее, если компания заинтересована в эмоциональной связи с покупателями, заботе о них.
Очень важно учитывать специфику аудитории: если известно, что среди получателей подарков есть те, кто по тем или иным причинам не сможет попробовать предложенные сувениры, лучше подобрать продукты, которые будут полезными для всей аудитории. Необходимо тщательно проверить качество и вкус съедобного сувенира, поскольку это непосредственно повлияет на лояльность клиентов.
Наиболее универсальным лакомством можно назвать мед – он полезен для здоровья и может храниться сравнительно долго (от 12 месяцев). Стеклянные банки с медом брендируют при помощи преимущественно бумажных этикеток: их клеят непосредственно на банку или крышку, или закрепляют как ярлычок немного ниже (рис. 5).
Не менее популярны и алкогольные напитки, которые дарят преимущественно взрослой аудитории. Алкогольные напитки в стеклянной таре презентуют как в бумажных пакетах, так и в специальных футлярах, изготовленных из картона или дерева (рис. 6).
Рисунок 5. Брендированная банка с медом
Среди сладостей наибольшим спросом пользуется шоколад, но также компании в качестве сувениров преподносят карамель, жевательные резинки, шоколадное драже и миксы конфет. Производители таких сладостей предлагают брендирование не только упаковки, но и самих сладких презентов.
Среди выпечки наибольшим спросом в качестве сувениров пользуются капкейки, на верхний слой которых можно нанести логотип компании, а также печенья и макаруны (рис. 7).
Рисунок 6. Брендированный алкоголь
В качестве сувениров также можно преподнести упаковки с чаем и кофе (рис. 8). Если чай фасуют в бумажные, пластиковые пакеты или металлические коробки, то для кофе используют преимущественно многослойную упаковку на основе алюминия и металлизированного лавсана.
Рисунок 8. Подарочные упаковки для чая и кофе
Контекст определяет
На самом деле, на 100% безвредных для экологии сувениров на рынке нет, поскольку в производстве любого продукта используются природные ресурсы и производство в любом случае негативно влияет на экологию. Но это повод не отказываться от использования сувениров в маркетинге, поскольку этот инструмент остается эффективным на украинском рынке.
При этом компаниям важно подобрать сувениры так, чтобы получатели остались довольны и смогли использовать эти сувениры с максимальной пользой для себя.