В начале 2011 г. производители бумаги и картона, красок и химических веществ для различных способов печати, а также формных материалов почти синхронно заявили о подорожании цен на свои продукты. В этом нет ничего удивительного – эксперты оценивают европейский рынок полиграфии как неростущий (делая, впрочем, исключения для развивающихся стран вроде Украины), стоимость энергоносителей, в том числе и вследствие политического кризиса в арабских государствах, неуклонно повышается. Вот и идут производители на такую непопулярную меру как повышение цен.
В этом материале использована информация, взятая из открытых источников, а также некоторые комментарии пользователей сайта http://printus.com.ua, в частности, Антона Несхозиевского, Сергея Рипки, Александра Гурьева и других.
Общая идеология
Неприятным сюрпризом для многих полиграфистов стал рост цен на расходники с начала 2011-го. Например, Flint Group объявила о повышении цен на некоторые краски (на 22%), офсетные полотна и поддекельные материалы (на 7-25%), вспомогательную химию. Существенно выросли цены на полиэстеровые пленки (на 15-30% и более), вискозные губки (на 6-10%), монтажные пленки и т.д.
Для многих это не стало неожиданностью — повышение цен было вопросом времени, особенно после новостей о недостаточных объемах экспорта хлопка-коттона из Китая и последовавшем резком скачке цен на сырье. Такие же «сюрпризы» подготовили и производители бутадиен-каучука и прочих полимеров — за последний год цены выросли на более чем 100%. В таких условиях ни один производитель не сможет удержать цены надолго. Рост цен также был замечен и в сегменте бумаги, а также офсетных пластин.
Что из этого следует? Как минимум, украинским полиграфистам стоит ждать нестабильности на рынке расходников до конца года. Вероятно, большинство поставщиков будут держать цены «до последнего» — пока есть какие-то остатки на складах. Кто-то не станет играть с рентабельностью и повысит цены с зимы-весны.
Наиболее вероятно, что к концу года цены выровняются у всех дистрибуторов...
Бумага
В начале грядущего 2011 г. типографии столкнулись с ростом цен на бумагу, производства европейских компаний.
Сухие данные от компаний-производителей говорят о повальной тенденции повышения стоимости бумаги и картона всех основных групп. В частности, о повышении цен на свою продукцию объявили Sappi Fine Paper Europe, Arctic Paper, M-real и Papierfabrik Scheufelen. В марте немелованная бумага без древмассы Sappi подорожала на 5–8%, а цена меловки подскочила как минимум на 8%. Виной всему — увеличение стоимости энергоносителей, древесины и крахмала.
А вот высокосортная продукция Arctic Paper (мелованная и нет) с 20 марта подорожает на 5–8% в зависимости от сорта и цены в конкретной стране. В качестве причины указывается рост издержек на сырье и транспортировку.
Фабрика Papierfabrik Scheufelen с 1 марта тоже повысила на 6–8% цены на мелованную бумагу без содержания древмассы.
M-real с 15 апреля повысил европейские цены на все сорта крафт-лайнера с белым покровным слоем Kemiart на €50 за тонну. M-real также подняла цены на все наименования чистоцеллюлозной немелованной бумаги в своем портфолио на 6-8% с марта 2011 года.
А производитель бумаги Arjowiggins Graphic в середине марта повысил на 8% цены мелованных и немелованных материалов в листах и рулонах. Главной причиной называется «критическое и непрестанное» подорожание энергоносителей и сырья (древесины, макулатуры, крахмала).
UPM опубликовала финансовые результаты, согласно которым бизнес-направления «Целлюлоза», «Энергия» и «Самоклеящиеся этикеточные материалы» показали неплохие результаты в 2010 году, в то же время прибыльность направления «Бумага» недостаточная. Отгрузки бумаги возросли, но в направлении зафиксирован убыток из-за роста стоимости сырья.
Компания Mondi сообщила, что намерена поднять цены на крафтлайнер с марта 2011 года. Продукция подорожает на €40-60 за тонну – в зависимости от рынка. Подорожание коснется всей Европы, а также России.
Torraspapel (Lecta Group) повысила цены на свои спецбумаги: с 1 марта на 4–6% подорожали самоклеящиеся, термальные, самокопирующие, металлизированные, глянцевые материалы и бумага с односторонним мелованием.
Koehler Paper Group собирается в апреле повысить на 5% стоимость своих термальных бумаг.
«Бумажникам проще — они поставляют однотипный продукт, который уже утвержден у клиентов (конечн ых). И перепрыгнуть на новую или другую бумагу, картон — это проблема, — комментируют заместитель директора компании «ПМП» Александр Гурьев. — Бумажники знают, что без них никуда. У них уже длительная история с производителями, войти типографии напрямую очень тяжело: 100% предоплата и жди когда изготовится твой объем. Не у всех есть таможенный брокер/отдел, чтобы заниматься растаможкой, разрешительными документами на таможне и в Минфине (а не светится ли твоя бумага в ультрафиолете), логистикой. Поэтому бумажники на лихом коне».
Как все это отразится на рынке бумаги Украины (его объем компанией Pira International в 2011 г. оценивается в €666,9 млн. – а доминирует сегмент упаковочного картона — €329 млн.)? Естественно, трейдеры постараются переложить увеличение стоимости бумаги на плечи потребителей. Вряд ли достаточно существенное повышение стоимости бумаги отразится на качестве обслуживания клиентов. Ведь в Украине, поставив откровенно некачественные партии бумаги, принимать на себя ответственность многие не готовы. Прекрасно понимают, что типография не станет ждать результаты экспертизы 3 месяца. Не завидую тем клеркам, которые рассказывают сказки заказчикам по телефону.
Краски
Весьма показательная информация приведена в бюллетене Национальной ассоциации производителей печатных красок США (NAPIM). В нем показаны факторы, влияющие на производственную цепочку и доступность сырья, задествованного при изготовлении красок для офсетной, глубокой, флексографской и струйной печати.
Нехватка сырья, спровоцированная падением его объемом и конкуренцией со стороны других отраслей и регионов, остается фактором, оказывающим ключевое влияние на объем производимых красок и их цену. Ключевые материалы, которые влияют на рост цен: смола, акриловая кислота, технический углерод, диоксид титана, нитроцеллюлоза, сырая нефть и природный газ, растительные масла и природные красящие пигменты.
Смола. Смола главный ингредиент в производстве полимеров, цены на которые в 2010 выросли почти втрое, ввиду недостатка сырья. Она используется в изготовлении красок для офсетной, флексографской и глубокой печати, а также в разметке дорожных знаков и для производства резины.
Акриловая кислота. Многие проблемы связаны с повышенным спросом со стороны других видов промышленности и монополией со стороны ведущих производителей этого сырья. Ценовое давление будет ощущаться и в 2011 году. Его почувствуют сегменты водных и УФ-красок.
Технический углерод. В этой области ощущается нехватка из-за потребностей автомобильной и других отраслей. Да и основных продавца всего два. Диоксид титана (TiO2). Объем производства этого вещества за последние 18 месяцев снизился на 15%, ввиду экономического кризиса, поскольку отрасль требует инвестиций. И для их роста предпосылок пока нет. Нитроцеллюлоза. Растущий спрос в комплексе с проблемами в изготовлении древесной массы и плохим урожаем хлопка усложнил ситуацию с нитроцеллюлозой в 2010 г., и пока нет предпосылок для ее улучшения. В силу внутренних потребностей Китай снизил уровень экспорта.
Сырая нефть и природный газ. Очистка сырой нефти и крекинг природного газа обеспечивают множество составляющих, задействованных при производстве сырья для красок. Ожидается, что в Китае, Бразилии и на Ближнем Востоке вырастет потребление нефти, что спровоцирует региональную конкуренцию и стремление поставщиков получить как можно большую прибыль.
Растительные масла. Производство растительных масел, в первую очередь, льняного и соевого, — сегмент очень нестабильный и сложный. На ценообразование влияет ряд факторов: объем засеянных землей, урожай, погода, экспорт, курс доллара, рост цен на горючее, производство биодизеля, цены на продукты потребления. Основываясь на этих составляющих, можно сделать вывод, что в первой половине 2011 г. цены будут оставаться выше, чем в 2010 году.
Природные красящие пигменты. Объемы этого сырья снизились за последние несколько лет, и пока нет сведений об их улучшении. Пигменты производятся при очистке сырой нефти и постоянно растут в цене ввиду растущего спроса.
Таким образом, в 2011 г. производители красок ожидают инфляции и дефицита на рынке сырья. Может несколько улучшиться ситуация с нитроцеллюлозой, диоксидом титана и добавками, а ситуация со смолой и пигментами, очевидно, останется прежней. Цены на нефть вырастут из-за изменчивости рынка нефтепродуктов и производных нефти.
«Да, действительно, нам в январе немцы подняли отпускные цены на офсетную краску. Насколько я знаю такая же ситуация и у остальных поставщиков, — говорит совладелец компании «Альянс Полиграф» Сергей Рипка. — Нефть дорожает. Возможно, так и есть, но когда нефть дешевела немцы цену на краску не опускали. На вопрос «Почему краска не дешевеет, если дешевеет нефть?» — ответ был простой – «Сколько там той нефти в этой краске». Зато, если нефть дорожает, то краска сразу дорожает следом».
Действительно, о повышении цен объявили практически все основные игроки рынка красок. С 1 марта Sun Chemical поднял цены красок для листового офсета на 5%. Компания аргументирует свои действия «катастрофичной нехваткой» сырья, в частности акриловой кислоты и камеди, которые к тому же подорожали. С начала 2009 г. ряд ключевых компонентов для производства краски подскочили в цене более, чем на 200%, и это не предел. Главным двигателем ценового «прогресса» в сегменте красок для листовой офсетной печати выступают растительные масла — поставки льняного, рапсового и соевого масла Sun Chemical называет проблемными. При этом стоимость указанных расходников выросла более чем на 40% с июля 2010 г. и вряд ли уменьшится в первой половине 2011-го из-за низкого курса доллара и подорожания сырой нефти.
Те же неутешительные тенденции компания отмечает и в секторе рулонной печати. На прошлой неделе Sun Chemical пообещала с 1 марта поднять цены (максимум на €0,25 за кг) на краски ИК-, УФ-отверждения и продукты для глубокой печати. Связано это с происками индийских и китайских поставщиков сырья (сильные национальные валюты, закрытие фабрик, давление экологов).
Flint Group запланировала подорожание красок для упаковочного сектора. С апреля цены для европейских покупателей вырастут на 8–30%. Прежде всего, подорожают фиолетовая, белая, зеленая краски и различные оттенки красной. Группа постарается свести к минимуму негативное влияние мировой конъюнктуры, используя, по возможности, альтернативное сырье и повышая эффективность производства.
Siegwerk поднимает цены на все свои продукты, ссылаясь на постоянный рост стоимости сырья. В среднем подорожание составит 8%, по отдельным направлениям — до 25%.
Повышение цен происходит на всех рынках. Северо-американское подразделение упаковочных красок для широкоформатной рулонной печати Siegwerk с апреля увеличит на 20% стоимость материалов, содержащих пигмент Violet 23. Также подорожают краски с пигментами на основе диоксида титана. На ту же дату запланировала повышение североамериканских цен Sun Chemical: листовые офсетные краски и энергоотверждаемые материалы компании подорожают на 4–7%.
Что же касается Украины, то предсказать, как все эти прайс-инкризы отразятся на ценовой политике дистрибуторов, не слишком просто. В любом случае, нас, вероятно, ожидают серьезные ценовые войны. Ведь объем поставляемой на рынок краски вероятно больше, чем необходимо рынку. Кстати, согласно данных Pira International, общий объем рынка красок Украины в тоннах ожидается в 2011 г. на уровне 5400 тонн, при объем рынка красок для традиционных способов печати оценивается в 5233 тонны. В финансовом эквиваленте объем рынка красок составит €21,1 млн (при объеме рынка красок для традиционных способов печати в €17,1 млн). Вот и ставится задача «продать/отдать» любой ценой... Поэтому на этом рынке цена будет иметь значение, вплоть до 50 копеек на килограмме. Можно говорить о предсказуемости , технологической поддержке, другом правильном наборе, стоимость которого спрятана в теле заказа, но язык цифр смотрится натуральнее.
«Язык цифр подсказывает обратное: рентабельность поставки в 3-5% (к примеру) становится минусом в балансе после первого же «проброса» клиентом. Т.е. один неплатеж убивает всю рентабельность. И потом: всегда важно понимать разницу между оборотом и прибылью», — считает руководитель проектов компании «Ява-Ін» Антон Несхозиевский. — Если проанализироват ь работу некоторых поставщиков, то куда не глянь — везде «отдают». Кстати, та же ситуация была у некоторых типографий года три назад — и результат мы видим сегодня».
С одной стороны, рентабельность в 3-5% явно недостаточна для ведения нормального бизнеса в области продаж расходных материалов. Всегда найдутся компании, которые готовы будут отдать клиенту расходники по меньшей цене. В силу ряда причин. БОльший объем оборотный средств, более широкий пакет предложений, где профильный для другой компании расходник — только часть предложения... Так что же — рентабельность убита изначально? Ведь пробросы наверняка случатся, априори...
«Производителю необходимо сделать хотя б частичную предоплату предоплату, растаможить. А типографии просят отсрочку платежа от 14 до 45 дней. Мало кто обращает внимание на то, что поставщик расходных материалов в Украине кредитует каждую продажу на типографию по отсрочке платежа. Стоимость денег тоже никто не учитывает. Культура платежей очень хромает. Даешь отсрочку на 30-45 дней, приходит срок проплаты — клиент не платит и начинается процесс "вытягивания" дебиторской задолженности. Я прекрасно понимаю, что типография конечному клиенту тоже дает отсрочку платежа и якобы получается замкнутый круг», — говорит Александр Гурьев.
Возвращаясь к вопросу перенасыщения рынка, насколько я могу судить, рентабельность возможна либо при продаже уникального на данный момент продукта, либо дефицитного в настоящий момент времени. Много таких продуктов на рынке? «Эксклюзивные товары есть, но в очень малом ассортименте. И связаны они с новыми технологиями — гибридные краски, гибридный УФ-лак. Но на этом бизнес не сделаешь. И поставка таких товаров на склад с перспективой продать на будущее — очень рискованное занятие», — считает Александр Гурьев.
«По поводу рентабельности — играет роль и общая политика фирмы-продавца. Для кого-то считается заработком и 10 грн. на 1 поставке... Кстати, с рентабельностью ниже 5-7% вообще есть вопросы. Если в ЕС это норма, то у нас... Больший «интерес» тогда даст депозит в банке», — говорит Антон Несхозиевский.
«Подорожание составляющих для краски создаст на рынке Украины двойственную ситуацию. Вследствие увеличения отпускной стоимости красок компаниями-производителями, на украинском рынке могут остаться только поставщики, имеющие мощную финансовую поддержка, что даст возможность некоторое время работать с небольшой торговой наценкой.
Не исключено, что начнется удешевление продуктов, за счет экономии на качественных составляющих для краски, что мгновенно скажется на качестве как продукта, так печатного процесса. Появятся продукты с приставкой «ЕСО» — эконом варианты. Экспансии азиатских продуктов не будет по той же причине. Цена возрастет, а наши типографии все-таки отдают предпочтение европейским продуктам», — говорит Александр Гурьев.
Впрочем, далеко не всегда даже хороший финансовый тыл обеспечивает возможность полноценно работать. Рынок то в Украине диковатый. И когда еще наши типографы смогут продавать услуги по большей цене... А вот за краску, бумагу и прочее им уже придется платить больше.
В то же время очень интересна вторая мысль... Действительно качество красок может ухудшиться, равно как и повторяемость от партии к партии и изменение дислокации заводов, откуда их отгружают.
«Мощный финансовый тыл позволит выдержать длительную конкурентную войну. Понятно, что в минус никто торговать не будет. Самое неприятное, что на рынке начнут появляться поставщики, которые будут по дешевке распродавать залежалые складские запасы, тем самым, сбивая цены еще ниже, — продолжает Гурьев.
В связи с этим правомерен вопрос «А почему на рынке нет единой ценовой политики в области поставки красок?»... Но, во-первых, у вендоров условия могут отличаться в связи с причастностью или отсутствием таковой к сырьевым ресурсам. Каждый дистрибутор работает в собственных условиях — рынок то один, а вот долговые обязательства да и кредитные тоже у всех разные. Могут и типографии для поставки краски объединиться, как это уже произошло в области поставки термальных пластин.
Против такого развития событий наши собеседники возражают.
Ну да, круг реально замкнутый. И столько уже про все это дело писали... Но ведь не дашь отсрочку ты — ее дадут поставщики красок нон-нейм, которых иногда на "тестирование" возле печатной машины стоит аж несколько баночек... А что касается типографий, то они, насколько я знаю, уже сами возят частенько материалы. Раньше преимущественно газетные типографии сами возили бумагу, сейчас есть тенденция ввоза CtP пластин отдельными товарищами — в результате чего их стоимость на рынке снижается. во всяком случае в сегменте термальных пластин
Вряд ли типографии смогут самостоятельно возить краску, как это происходит сегодня с поставкой термальных пластин CtP. «Краску возить под себя для типографии проблема – страховка (европ ейский банк поручитель), 100% предоплата, везти надо целую фуру краски, а это на минуточку 20 тонн. Это сколько же типографий должно объединиться в одном регионе, чтобы привезти себе на склады минимум двухмесячный объем (3% в месяц — это минимум стоимость денег). Время изготовления краски 4-6 недель на заводе изготовителе, плюс 1-1,5 недели на доставку и расстаможку. Вот и считаем сколько краски необходимо заказывать типографиям, чтобы не остановить производственны й процесс. А складирование?», — говорит Александр Гурьев.
Ну да — сапоги должен точать сапожник. Наш рынок специфичен — и если поставка газетной бумаги типографиями действительно оправдана, то возможность поставки прочих расходников несколько притянута за уши. Хотя поставка тех же пластин легко объяснима наличием преференций в законодательств е, в том числе новом НК.
Формные материалы
С мая «цифровые» пластины Kodak во всех регионах подорожают на 5–10%, обычные — на 15–20%. Такая разница обусловлена сокращением производства аналоговых материалов и, соответственно, увеличением его себестоимости.
В последнее время цены на свою продукцию обещали повысить многие поставщики расходных материалов для полиграфии. Очевидно, в ближайшее время примеру Kodak последуют остальные производители формных пластин.
Буквально на днях Agfa Graphics заявила о введении доплаты на продукты, в состав которых входит серебро, с 9 мая 2011 года.
«Цена на серебро продолжает повышаться с рекордной скоростью. Уже в этом году она повысилась на 60%, без малейших шансов на стабилизацию. За 2010-й год стоимость серебра повысилась суммарно на 80%. AGFA более не в состоянии принимать на себя данные обстоятельства. В связи со столь стремительной интенсивностью удорожания цен на серебро, компенсировать ее с помощью традиционных прайс-инкризов непрактично», говорит Питер Уилкинс, президент Agfa Graphics.
И это работает
Украинский рынок по-прежнему дикий. Потому что все хотят отсрочку, солидный при этом объем, ну и при всем при этом минимальную скидку. И на кукан нанизаться и рыбку съесть... В общем "с закусью да на воздусях"
«А теперь вопрос: почему бы поставщикам первой десятки не сесть и договориться о единых правилах? Конечно, будет и серый импорт, будут и продукты нон-нейм, но куда пойдет типография, если перейдет полностью на Китай с оччччень poor quality? Примеры уже есть, люди выходят из бизнеса, — говорит Антон Несхозиевский. — Если бы многие поставщики не держали цены «до последнего», а делали прайс-инкриз сразу вслед за заводами, глядишь и рынок стал бы более цивильным. А так, кто повысил, кто распродает остатки в надежде на непонятно какое чудо. В итоге — очередное брожение на рынке, и соблазн оставить средний уровень цен на старом уровне у некоторых особенно "диких" ребят».
«Вот вы говорите: сесть за стол и договориться. Этого не будет никогда. Страна, менталитет. Расскажу на примере. Без лиц и без фирм. Типография работает на европейской, проверенной годами краске, которую я поставляю. Приходит конкурент и говорит это плохая краска она типа азиатская, берите мою — и будет вам счастье. Вопрос номер один от типографии мне: «Ваша краска азиатская»? Вопрос номер два конкуренту: «Мы работаем на этой краске уже не первый год, и чем ваша краска лучше, ведь у нас нет проблем?». Подход некоторых конкурентов неэтичный и не профессиональный. Поставщики краски как пауки в банке», — подчеркивает Александр Гурьев.
«К большому сожалению, это происходит не только в сегменте красок. Понимаю, речь идет обычно не об одном поставщике, на каждом рынке таких несколько. В то же время есть нормальные компании, да в конце-концов, люди... Вот им и можно договариваться. Это даст, как минимум, информационную составляющую, делающую каждого из игроков «нормальной волны» сильнее. Да и типографии постепенно должны прийти к пониманию того, что нормальный продукт всегда будет лучше и дешевле откровенного некондишна в долгосрочной перспективе», — говорит Антон Несхозиевский.
А вот Александр Гурьев считает, что поставщики расходников никогда не будут играть по правилам рынка. Таковы реалии бизнеса в Украине. Показателен пример краски Sun Chemical: 4-5 поставщиков на украинский рынок (с учетом, что есть официальный Sun Chemical Украина). Цены сбивают друг другу до абсурда — после меня хоть потоп.
«Ситуация, когда «после меня хоть потоп» распространена и применяется не одним десятком дилеров и мелких торговцев. Все осложняется не только менталитетом, но и откровенно «серыми» поставками. Вспомнил семинар одной известной бизнес-школы, посвященный ценовым войнам. Было много правильных слов, но общая идея такова: участвуя в такой «гонке», проиграют оба. Есть и экономические доводы, и маркетинговые. Более чем уверен: через пару лет такой, мягко скажем, «работы» дилер просто не сможет свести концы с концами. Оборот-то ведь спасает на определенное время. Примеры есть и в корпоративном сегменте в ЕС, и у нас в некоторых сегментах», — говорит Антон Несхозиевский.
«Согласен. Есть нормальные люди, и можно договариваться. Мы так сами поступаем. Я плотно общаюсь со многими конкурентами. Знаю их лично, ведь когда они мне поставляли материалы на производство, где я работал. И поэтому сейчас если у меня нет какого материала или клиенты просят что-то, то я переадресовываю их на своих конкурентов, выдавая полную контактную информацию. И это работает», — резюмирует Александр Гурьев.