На просторах интернета, в других СМИ (на форуме printus.com.ua – в том числе) муссируется тема будущего индустрии издательства в связи с появлением платформы планшетных ПК. В этой статье я коснулся истории форм-фактора планшетных ПК, а также причин того, почему медиа-революции, по крайней мере, в нашей стране, в ближайшее время не состоится.
Что интересно, столь громкую полемику вокруг устройства Apple и возможной медиа-революции, связанной с ним, развели именно издатели, а не читатели. Barnes & Noble (крупнейшая в США сеть книжных магазинов) сообщает о падении продаж на 3%, Apple и Amazon подсчитывают прибыли, и эхо этих событий доходит и до нас... Но справедливо ли измерять чужим аршином наши реалии? Давайте попробуем разобраться, и начнем издалека, а именно – с истории «планшетников».
Экскурс в историю
Планшетный компьютер – понятие, появившееся много ранее релиза iPad. Более того, эти устройства прошли довольно долгий и тернистый путь эволюции, взлетов и падений интереса к ним. Что интересно, всего-то за год до представления компанией Apple своего детища, сама категория планшетных ПК фактически приказала долго жить: пользователи глубоко разочаровались в возможностях, предоставляемых данным форм-фактором.
Что интересно, непосредственно перед Apple ставку на планшетники сделал главный конкурент – Microsoft. Даже сама формулировка – Tablet PC – была впервые предложена Биллом Гейтсом во время презентации девайса под названием Compaq Tablet в 2001 году. Для линейки планшетников Microsoft даже выпустила специальную модификацию ОС Windows XP, что по идее должно было подтолкнуть форм-фактор планшетного ПК к популяризации среди широкого круга потребителей. Но модели эти оказались удивительно непрактичными даже в сравнении с КПК на базе Windows CE, что и послужило причиной скорой кончины устремлений Билла Гейтса.
На несколько лет о планшетних ПК практически забыли. Лишь изредка в профильных изданиях появлялись нелестные обзоры новых версий девайсов, да грустные статьи типа «где же вы, планшетные ПК?».
А потом, корпорация Apple решила применить свой маркетинговый подход, основным отличием которого является позиционирование устройства. Если Microsoft позиционировала свои планшетники как «Ноутбук с тач-скрином», то Apple преподносит iPad как своеобразную «мультимедийную шарманку», гаджет будущего. И этот ход сработал великолепно (как и большинство других проектов Apple).
Справедливости ради, стоит заметить, что iPad – не первый планшетник Apple. Первенцем был Apple Newton (1993 год).Коммерческого успеха это устройство никогда не имело, а компания-производитель особо его не рекламировала. Но горький опыт маркетологи Apple, бесспорно, учли.
iPad, e-Reader и медиа-революция
Сегодня просто язык не поворачивается говорить, что iPad ждет забвение. И причиной тому не только показатели продаж. Apple удалось убедить нас, что именно их устройство и есть та самая долгожданная революция в медиа, которая, бесспорно, ожидалась. А навязывалась эта идея нехитрым образом – демонстрацией анимированных версий печатных журналов. Человек - существо по натуре своей падкое на разноцветные погремушки. На ум сразу приходит сцена из «Двенадцати стульев», когда Остап Бендер променял обыкновенное ситечко на дорогой стул, преподнеся его как неотъемлемый аксессуар «лучших домов Филадельфии», сыграв на низменных инстинктах Эллочки Людоедки. Но реклама – двигатель прогресса, и теперь нам всем придется мириться с новыми реалиями издательского бизнеса, которые формируются буквально у нас на глазах. Тем не менее, говорить о коренных изменениях в индустрии издательства нельзя. Если в тех же США победа e-книг над бумажными книгами уже практически состоялась, о чем не устают твердить всевозможные эксперты, то у нас дело обстоит куда сложнее. Что характерно, российские и украинские специалисты пророчат революцию в издательстве, опираясь на опыт и мнения все тех же западных экспертов, часто забывая о том, что страны бывшего СССР – совершенно иной фрукт. Так уж сложилось исторически, что социальные, политические и технические прорывы у нас нередко происходят с опозданием лет на десять (а иногда – и позже). Далеко ходить не надо – достаточно посмотреть на процесс компьютеризации и интернетизации нашего общества, который хотя уже и состоялся, но произошел с заметным отставанием от стран Запада. Конечно, благодаря процессам глобализации и прогресса средств связи, эти сроки сейчас сокращаются, но в нашем случае – незначительно, ибо речь идет о таком всеобъемлющем явлении, как смена носителя печатного слова, произошедшем в последний раз пять столетий назад!
Так вот, западный мир все-таки немного отличается от нашего, и модели, разработанные и с успехом запущенные там, не всегда сразу же смогут работать у нас. На процесс акклиматизации уйдет время. И если президент крупнейшей книготорговой сети США Barnes & Noble Марк Пэрриш заявил, что, по его мнению, е-книги превзойдут печатные по популярности уже в 2013 году, то это не значит, что данное событие вообще состоится у нас в ближайшем будущем! Не стоит брать подобные мнения как данность в условиях нашего инертного общества. Электронные издания откусят некоторую часть полиграфического пирога и займут свою нишу, но что потом? Кто знает! Такова ирония нашей нестабильной жизни.
Лично мне действительно удобно пользоваться электронными «читалками» и планшетными КПК, но есть люди (и их немало), которым просто некомфортно читать с экрана, пускай даже сделанного из некой электронной бумаги. На то, чтобы банально привыкнуть к новому формату, самой читающей нации в мире (по крайней мере, бывшей таковой), понадобится время. Потому, надо трезво оценивать перспективы перехода информации из печатного в цифровой вид, тем более, учитывая несовершенство банковских коммуникаций посредством Интернета, и банальным неумением и нежеланием людей доверять деньги компьютеру. Ведь согласитесь, что даже те, кто все-таки приобрел ту же «читалку» или iPad, далеко не всегда платят за желаемый контент. Таких людей, поверьте мне, большинство. И их также нельзя отнести к «новой генерации читателей», ведь, как известно, если нет рыночного спроса, то нет и рынка как такового. Здесь возникает еще один, этический аспект продвижения рассматриваемого вида медиа в массы. Наш человек привык платить за «осязаемый» товар, а за цифровой же контент отдавать деньги мы пока еще не хотим. Более того, процесс приучения к этому у нас займет также время большее, чем ожидается, ибо кроме пласта платежеспособных людей так называемого «среднего класса», который в Украине крайне невелик, существует большинство, живущее на грани бедности, для которого сам факт покупки воздуха является непростительной расточительностью. А глобального роста экономики в нашей стране, увы, не видать. Пока 50% населения не сможет позволить себе тот же iPad и платный контент к нему, не имеет смысла говорить о реальной возможности смены основной издательской платформы. Единственной осязаемой тенденцией будет дальнейшее снижение прибылей издателей в связи с информационным пиратством. Да, такая же проблема существует и в США, но там она вскоре решится удешевлением планшетных ПК, у нас же на данный момент цена на них даже превышает аналогичный показатель в более развитых странах! Но даже при условии тождественности цен, они останутся неподъемными для большинства населения страны. Повторюсь, что я рассуждаю в столь больших масштабах потому, что речь идет о таком значительном событии, как «конец эры печатной книги» (как назвал его известный российский полиграфист, журналист Алекс Шнайдер), и оно не может состояться без учета глобальных тенденций.
iPad предстоит на долгом забеге доказать, что он – не игрушка, но новый способ представления информации. Предпосылки у него к этому, бесспорно, есть, но как понять, где заканчивается реклама, и начинается реальность? В современном мире эта грань стремительно стирается. Скажу больше: реклама проникает в наше сознание в куда большей мере, чем когда-либо со времен диктатуры пролетариата. Если в 90-х на человека в день приходилось порядка 500 рекламных обращений, то сегодня этот показатель превышает 5000. Потому надо грамотно отделять семена от плевел, и в некотором роде учиться у Apple самим чувствовать себя остапами бендерами - в наше время по-другому ведь трудно :)