Не за горами начало второго десятилетия двадцать первого века. Века, окрещенного «информационным». И действительно: всего лишь за десять лет рынок цифровой полиграфии завоевал прочные позиции не только в западном мире, но и в Украине. Постоянно рождаются инновационные проекты, о реализации которых в «аналоговое» время можно было только мечтать. Самое интересное, что нашествие «цифры» в полиграфию только начинается, и в будущем нас ждет открытие множества новых возможностей, так или иначе связанных с использованием цифровых печатных технологий. В этом цикле статей мы описали состояние различных ниш цифровой печати в Украине, с упором на инновационные для нашего рынка технологии.
Время перемен
Если за рубежом прогресс интеграции новаторских технологий в печать идет семимильными шагами, то Украина в этом торжественном марше традиционно играет роль «догоняющего». Как это ни прискорбно, но в период активной глобализации мировой экономики крупные международные компании, предоставляющие инновационные технологии цифровой печати, рынки стран СНГ устойчиво игнорируют. И происходит это по вполне понятным причинам, причем нестабильность экономической ситуации не является первой и решающей из них. Краеугольным камнем здесь выступает чрезмерная консервативность игроков полиграфического рынка с одной стороны, и недостаточная образованность клиентуры – с другой. Отсутствие желания привносить инновации в рынок во избежание риска и ради получения как можно более скорого дохода отбрасывает нас на обочину прогресса. Инертность большинства наших предпринимателей и инвесторов резко контрастирует с отраслью полиграфического бизнеса на Западе. Именно поэтому зарубежные инвесторы называют Украину «страной высоких рисков». А ведь мозги у нас есть, потому приходится выбираться самим. Нужно только предпринимательскую мысль в правильное русло направить.
Но не все так грустно, как кажется. В этом году наш рынок цифровой полиграфии начинает понемногу обновляться. На сцену выходят новые компании, представляющие новые для нас услуги. К примеру, начинают появляться действительно работающие сервисы печати книг и фотоальбомов по требованию. Сервисы prostoprint.com и «Альбомчик» (albomchik.com.ua) начали предоставление своих услуг на территории Украины. А стремление к инновациям – один из важнейших ресурсов любого бизнеса. И хотя ничего по-настоящему нового они не предлагают, но сам факт внедрения этих решений на рынок Украины уже показателен. Ведь тот же рынок печати книг по требованию имеет многомиллионные обороты за границей. Потому, желаем инновационным типографиям успеха в их начинаниях, ведь встряхивать наш рынок давно пора.
В общем, в отрасли цифровой полиграфии грядет время перемен. Пока что новые игроки только прощупывают рынок, но вскоре в стране появится по-настоящему серьезная конкуренция. Особенно, если учесть, что уже сейчас крупные издательства и типографии начинают присматриваться к зарубежному опыту. А будет конкуренция – будет и рост.
Согласно информации экспертов компании Canon, к 2020-му году цифровая печать будет доминировать в полиграфии. Каждое пятое издание будет печататься в единичном экземпляре. Более половины всех тиражей будут находиться в рамках до 2000 экземпляров. И это не учитывая будущий прогресс в направлении удешевления стоимости цифрового отпечатка. Конечно, в случае с нашим рынком пяток лет можно смело накинуть. Но никто же не планирует создавать полиграфические предприятия-однодневки, здесь важно учитывать задел на будущее. Потому, к этому будущему начинать готовиться надо уже сегодня. Конечно, участь высокой печати офсет постигнет еще не скоро. Но давайте учтем, что в пятидесятых годах двадцатого столетия об офсете писали, что он годится только для «черновой» печати. В девяностых это говорили о цифре. Сегодня же мы имеем на рынке новейшие модели HP Indigo и Xerox iGen, качество отпечатков которых уже давно сравнимо с офсетом.
|
||||||||||||||||||||||
Таблица 1. Компании, выпустившие наибольшее количество изданий в 2009 году. Информация Bowker |
Интересная статистическая информация представлена в таблице 1. В 2008 году суммарное количество новых изданий, выпущенных издательствами по требованию, превысило аналогичный показатель издательств «традиционных». В 2009 году среди десятки наиболее продуктивных компаний классическим издателям места вообще не нашлось. Лидируют предприятия, перепечатывающие устаревшие издания, и сервисы «по требованию». Они выпускают 74% всех наименований англоязычных книг в мире.
Тем не менее, вернемся в Украину. Перемены наступят и у нас, причем в самом близком времени. Число пользователей сети Интернет в нашей стране за последний год выросло на 37%, причем все большее количество людей начинают пользоваться платными онлайн-сервисами. Развитие систем дистанционной оплаты (Приват24, к примеру) открывает большое количество новых возможностей при работе с клиентом. Идеология цифровой печати состоит в предоставлении услуг, нацеленных на максимальную индивидуализацию и эксклюзивность конечного продукта, при минимальном участии человеческого фактора. И применение интернет-технологий является идеальным решением этой задачи. Потому, интеграция во Всемирную паутину является важной задачей для типографий всех уровней (и не только цифровых). Прекрасный тому пример – сайт prostobook.com, полностью автоматизирующий этапы размещения, печати и покупки изданий. И таких сервисов со временем будет больше.
Еще одно преимущество интеграции в Интернет – возможность открытия новых рынков. Сайт всегда доступен из любой точки мира, и, при наличии внятного логистического плана, не является большой проблемой рассылка заказов, к примеру, по СНГ. Ведь в случае печати книг по требованию тиражи обычно ограничиваются одним или несколькими экземплярами. А курьерские службы в нашей стране работают вполне стабильно. Так поступают практически все представленные в цикле компании, а для некоторых работа на другие рынки – основная статья прибыли.
В бизнесе всегда было важно создать идею, концепцию. В наше время креативность подхода набирает еще большую важность, ибо народ начинает понемногу отвыкать от советского наследия – отсутствия выбора, навязывания мнения. Благодаря тому же Интернету, клиент способен трезво оценить предложения разных типографий (в том числе – зарубежных) и выбрать ту компанию, которая будет выделаться на общем фоне. И это вовсе не гадание на кофейной гуще. Мои знакомые, профессионально пишущие и успешно издающие свои произведения, живо заинтересовались идеей печати книг по требованию, ведь подобные издательства по-настоящему выделяются на общем фоне. Не зря в США говорят, что человек, у которого есть идея, уже наполовину миллионер.
Народ безмолвствует
Главная проблема большинства компаний, работающих в самых разных нишах цифровой полиграфии – научить людей пользоваться новыми услугами. Другими словами, превратить посетителя в клиента. На данный момент, большинство цифровых типографий (особенно в регионах) не надеются получить существенную и быструю прибыль от введения тех или иных услуг. Для первопроходца главное протоптать тропу, застолбить свое место на рынке. Для этого нужно вести работу по донесению до людей сути своих услуг. Это важно учитывать в маркетинговых кампаниях новых игроков на рынке. К примеру, возьмем некий сервис печати фотокниг по требованию. Для того, чтобы начать успешно работать на рынке, клиенту надо сначала объяснить, как правильно оформлять макет издания, сделав этот процесс максимально простым. Люди подсознательно тянутся к новинкам, и на этом также нужно умело сыграть.
Ниши
Ниш у цифровой печати много. Их количество ограничивается лишь разнообразием коммерческих идей игроков рынка. Но в случае Украины основные сферы применения производительной цифровой печати выделить не столь сложно:
Общей печатью по требованию в Украине занимаются давно и серьезно. Четко определены лидеры направления, работающие сразу во многих регионах страны (статью об одном из них – типографией «Принт бистро» – читайте в этом номере). В Украине установлено немало производительных цифровых аппаратов, которые обеспечивают рынок недорогой и качественной срочной печатью. Тем не менее, место под солнцем найти все еще можно, предложив свежие идеи клиентам.
В случае с персонализированной печатью ситуация интереснее. Основные игроки отрасли размещены в Киеве, они и занимаются обслуживанием практически всех заказчиков по Украине. В регионах же этого рынка пока практически не существует. То есть, при высокой конкуренции в столице, непаханым полем остаются другие области страны.
Транзакционную печать выделяет относительная стабильность клиентуры: крупные компании, нуждающиеся в печати персонализированной информации, являются стабильными заказчиками, обеспечивающими поставщику услуг постоянный доход. В идеале, набрав определенное количество постоянных клиентов, сервис печати персонализированной информации способен спокойно пожинать плоды сотрудничества. Остается лишь «оторвать» этих клиентов у других игроков на рынке.
С книгами и фотоальбомами по требованию ситуация складывается совершенно особая. В мире услуги производства фотокниг в режиме online стремительно набирают популярность. К примеру, компания Blurb за прошлый год напечатала 1,2 миллиона экземпляров по требованию, общей стоимостью в $45 млн. Но если за границей количество on-demand-сервисов, работающих на территории множества стран, уже приближается к сотне, то у нас этот сектор до совсем недавних пор попросту пустовал. Те немногие компании, которые пытались предоставлять подобные услуги, делали это не в полной мере и не заявляли о себе достаточно громко. Но с появлением на рынке первых игроков, мы можем прогнозировать, что в ближайшем будущем эта ниша может занять видное положение на рынке цифровой полиграфии.
Подробнее об участниках различных ниш читайте в следующих статьях цикла.
Чем печатаем?
Для печати больших потоков переменной информации используется отдельный класс профессиональных цифровых машин. На рынке Украины представлены модели основных мировых производителей: Xerox, Konica Minolta, HP, Canon, Nipson, Océ и т.д. Цена этих решений обычно сравнительно высока. К примеру, для того, чтобы запустить современный бизнес транзакционной печати, потребуются инвестиции примерно в $1 млн. Понятно, что вкладывать такие деньги в недостаточно предсказуемую нишу рынка рискованно (особенно, если речь идет о регионах). Общая экономическая ситуация в стране не дает полиграфистам с уверенностью говорить о завтрашнем дне. Потому, многие типографии закупают менее дорогостоящую технику, чтобы сперва «прощупать» рынок, а затем уже делать какие-либо решительные шаги. Подобная тактика вполне адекватна, но перегибать палку здесь тоже не стоит. То есть, ставить в принт-центр принтер офисного класса и называть свои услуги «персонализированной печатью», как минимум, непрофессиональною. Мы – полиграфисты, и должны уважать свое дело, предоставляя клиентам максимально качественные услуги.
Задел на будущее
Как уже говорилось выше, доля цифровой печати на полиграфическом рынке в новом десятилетии будет неуклонно расти. А рынок делить надо, причем уже сегодня. Мы живем в стране с развивающейся экономикой, потому все типографии отрасли, от мала до велика, имеют неплохие шансы стать влиятельными игроками рынка в ближайшем будущем.
За развитием отрасли цифровой печати наблюдать будет, как минимум, интересно. Общая доля отрасли в мире за 2010 год выросла с 4% до 14%, при том, что половиной успеха отрасль обязана струйным технологиям. Это показатель, с которым спорить трудно, да и не стоит. И так очевидно, что на протяжении уже многих лет технологии развиваются в первую очередь в направлении информационном. Цифровая печать неотрывно связана с новейшими технологиями, и это выносит перспективу ее дальнейшего развития на новый уровень. Главное для украинского рынка на сегодня – вовремя понять необходимость видеть не только ближайшую перспективу, но и стараться заглядывать в будущее.
Эту и другие статьи данной тематики читайте в PrintPlus N9 (2010)