Если еще в 70-х годах двадцатого века со словом «будущее» ассоциировались в первую очередь космические полеты и коммунизм, то сегодня можно с уверенностью утверждать: «будущее = Интернет». Всемирной сети для того, чтобы стать массовым медиа, потребовалось куда меньше времени, чем радио и телевиденью. По сути, мы только вступаем в век глобальной информатизации, и сегодня непросто предсказать, что день грядущий нам готовит. Но одно можно сказать точно: печатное слово давно перестало быть монополистом по части хранения информации.
В Интернете уже сейчас размещается колоссальное количество мобильной, свободной, дешевой и легко доступной информации. Современные тенденции говорят о том, что будущее полиграфии – в интеграции с новыми информационными технологиями. Интернет привнес множество новых способов выражения человеческой мысли. Существует большое количество медиа-сервисов, предлагающих публиковать, обмениваться и покупать информацию в самых разных формах. Мы постарались классифицировать обилие новых медиа, включив в схему наиболее востребованные и новаторские проекты.
Классификация наиболее популярных видов новых медиа. Звездочками отмечены ниши, в работу которых может быть вовлечена полиграфия
Из содействия с Интернетом можно (и нужно!) извлекать выгоду. Как это сделать – во многом зависит от смекалки отдельно взятого предпринимателя. На Западе как грибы после дождя возникают сервисы типа Blog-to-Print, Wikipedia-to-Print и т.д. Они – единственные в своем роде сервисы, перебросившие мост между печатью и Интернетом. Но не стоит «вслепую» копировать зарубежный опыт. Важно создавать проекты, актуальные для нашего пользователя. На украинском сервисе prostobook.com, к примеру, появился полный текст «самой обсуждаемой книги страны» - налогового кодекса Украины. И купить его печатную копию можно только там.
Печать билетов «на дому» приобретает большую популярность
Очень важной и заметной тенденцией сегодня является увеличение доли документации, печатаемой пользователями «на дому», используя домашние принтеры. Существенная доля продаж билетов на концерты, авиабилетов и т.д. за рубежом производится посредством Интернет. Причем печатаются эти билеты на принтере покупателя сразу же после перечисления денег на счет компании. Трудновоспроизводимых систем защиты для подобных документов в наше время не требуется. Достаточно разместить на них индивидуальный штрих-код, который будет успешно считан сканером при входе, и проверен в базе данных купленных билетов.
Во время, когда все больше информации переходит в виртуальную форму, роль защиты документов от копирования постепенно уменьшается. Конечно, речь не идет о существенном угасании этого сегмента. Но, согласитесь, гораздо дешевле (и, во многих случаях, надежнее) ограничить доступ к информации цифровым способом, чем отпускать ее в мир, надеясь на надежность аналоговой защиты.
Если во времена становления Интернет «обрастал» вокруг печатных СМИ, то сейчас ситуация коренным образом меняется. В 90-е и в начале 2000-х годов веб-сайты предлагали информацию, зачастую появившуюся ранее в печати или других СМИ. Сайты газет, журналов и новостных агентств предлагали дублируемую информацию, доступную «здесь и сейчас». Сегодня, с активным развитием технологий Web 2.0, пользователи генерируют необъятное количество эксклюзивной информации. Возникает резонное предположение, что ее часть вполне достойна быть напечатанной в виде книг – как для личного пользования, так и «на продажу». Таким образом, начали появляться сервисы, печатающие веб-контент. Ниши печати блогов, тематических подборок статей Википедии, фотоальбомов, информации из социальных сетей сегодня активно разрабатываются. Как пример можно представить сервис everything2print, печатающий практически все – от пользовательских PDF-файлов до аккаунтов Twitter и фотоальбомов на Facebook.
Важно то, что подавляющее большинство Web-ориентированных печатных сервисов используют технологии цифровой печати, и это логично, ибо ее главный принцип – штучность, эксклюзивность продукции, а в этих аспектах возможности цифровых технологий совпадают с запросами поколения Интернета куда больше, чем возможности технологий классических. Технологический прогресс позволяет человеку чувствовать и реализовывать свою индивидуальность. Возможность для самоутверждения, требование индивидуального подхода к своей личности стали лейб-мотивом нового поколения, и отечественным полиграфистам рано или поздно придется с этим считаться. За рубежом сей факт уже можно считать свершившимся.
Интернет и офсет
У офсетной печати отношения с Интернетом особые. С одной стороны, офсетные услуги малосовместимы с возможностями, которые дает Всемирная паутина, что не так уж и плохо, ведь как бы бурно не развивался Интернет и цифровая печать, офсетные технологии будут еще долго существовать и развиваться параллельно. Но «долго» - не значит «вечно». Заглядывать вперед сквозь десятилетия – дело неблагодарное, но планы таких офсетных гигантов, как Heidelberg и KBA о выделении инвестиций в цифровые технологии печати общую тенденцию характеризуют довольно внятно.
Сегодня любой специалист, работающий в отрасли офсета, знает, что средоточием внедрения новых информационных технологий в полиграфии является стадия допечатной подготовки. Препресс и IT в полиграфии де-факто являются понятиями синонимическими. Следовательно, Интернет внедряется в процесс офсетной печати именно здесь.
Но возникает интересная дилемма. Информационные технологии в печати последние 15 лет выступали в роли оптимизатора технологического процесса. Их основными целями было нивелирование человеческого фактора на производстве, автоматизация работы типографии. Но за последнее пятилетие, во многом благодаря Интернету, наиболее заметный прорыв в развитии получил IT-маркетинг. Использование ключевых слов в запросах поисковых систем направляет потенциальных клиентов на сайты тех или иных компаний. Большинство офсетных типографий все еще не осознало этого, и продолжает видеть стадию препресса основным потребителем инвестиций в IT-сектор. То есть, IT-отделы занимаются организацией процесса допечатной подготовки, а маркетинг полностью отдан под юрисдикцию отдела продаж, который зачастую недостаточно информирован о технических особенностях оного в пространствах Google, Yandex и т.д.
Другими словами, большинство директоров офсетных типографий задаются вопросом: «Почему работник отдела допечатной подготовки должен тратить время на формирование ключевых слов на сайте компании? И вообще, зачем заботиться о каких-то там ключевых словах?» Ответим вопросом на вопрос: «А каким образом вы ищите информацию сегодня? Вы открываете телефонную книгу или окно интернет-браузера?» По статистике, 27000 человек ежемесячно вводят в Google запрос «офсетная печать». Из них 90% заходят на первые сайты в списке, предложенном поисковой системой. Следовательно, реклама в Интернете является чрезвычайно важным аспектом продвижения на рынок для любого бизнеса. Потому, со стороны офсетных типографий Интернет следует расценивать скорее как рекламную площадку, при правильном использовании которой возможно серьезно увеличить свои прибыли. Подобное паритетное состояние взаимоотношений типографий классической печати с Web-технологиями, по словам Андрея Федорова, совладельца группы цифрового маркетинга ESCAPE.UA, будет сохранено и впредь: «Места под солнцем хватит всем».
Быть может, выражение «будущее = Интернет» не так уж и тождественно. Печатникам старой закалки хотелось бы в это верить, ведь постоянное сокращение печатных тиражей на протяжении последних десятилетий ощутимо бьет по карманам владельцев офсетных типографий. Все-таки не в научно-фантастическом романе живем, и доводить идею интернетизации до абсурда не стоит. Но уже в 2010 году появился первый прототип автомобиля, корпус которого был напечатан на цифровом 3D-принтере. Перспективы прогресса безграничны, и надо понимать, что новые технологии войдут в нашу жизнь ровно на столько, на сколько мы сами это им позволим. Ведь сухая информация, отображенная на экране монитора, никогда не сможет предоставить натуральность ощущений, получаемых от чтения печатной книги. Полиграфистам же следует извлекать из новых технологий максимум возможностей и выгод, тем более, что поле для действий практически не ограничено, ибо Интернет стирает устоявшиеся ограничения.
Эту, а также другие статьи данной тематики читайте в журнале PrintPlus N10(2010)