18 марта состоялось второе заседание Клуба полиграфистов. Помимо предыдущих участников – представителей компании «ЯМ Сервис Украина» — Генерального директора Михаила Шульмана, Станислава Киреева, Виталия Пантуса, Михаила Томища, директора компании «Джой» Юлии Иващенко, совладельца «Оранты» Константина Сачека, директора типографии «Спринт» Виктора Сидоренко, директора типографии «Салютис» Ольги Тимонтеевой, издателя журнала «Принт плюс» Игоря Агаркова и руководителя проекта «Директор типографии» Марины Федотовой в заседании приняли участие директор типографии «Формула-1» Владимир Мишалкин с коллегой, директор типографии «Адеф-Украина» Алла Истомина, директор типографии «Макрос» Валентина Федоренко, директор компании «Сан Принт» Сергей Сарданов с коллегой, исполнительный директор проекта Print Daily Анна Степанова

Как и на прошлом заседании, болезненными оказались вопросы ценообразования и демпинга. Валентина Федоренко в частности призвала вразумить тех, кто демпингует на рынке полиграфии. Она отметила, что во время кризиса рентабельность работы типографий упала вдвое, и если не достучаться до заказчиков, то типографии перемрут поодиночке. Валентина Григорьевна предложила искать способы обсудить ситуацию с демпингующими компаниями.

Юлия Иващенко подчеркнула, что типография «Джой» сегодня больше других борется с явлениями демпинга. В то же время, по мнению Юлии, в наше время типографии вынуждены принимать слишком много рисков, и на поставщиков материалов (особенно, бумажников) эти риски практически не удается переложить. Катализатором же оживления рынка Юлия все равно считает заказчиков – правда, с оговоркой, что сроки вместе с качеством далеко не всегда определяют решение в пользу размещения заказа. По-прежнему, рулит цена…

Коснулась Иващенко и вопроса посредников, которых, по ее мнению, надо переводить на разумную мотивацию, так как зачастую их комиссионные очень сильно завышены. В пользу перехода на цивилизованный рынок, по мнению Юлии, говорит и нестабильность издательского рынка – многие издания меняют собственников, а значит, возможно, изменение подходов к размещению заказов.

Далее участники заседания вновь перешли к вопросу «Что такое демпинг?», в частности к обсуждению составляющих, влияющих на формирование себестоимости заказа. А Виктор Сидоренко отметил, что, по его мнению, при печати листовой продукции демпинг практически невозможен, так как все составляющие очень прозрачны. А вот при изготовлении журнала или каталога демпинг реальнее, так как печать может длиться несколько смен и учитываются стоимость машиночаса, аренда и ряд других платежей.

В подтверждение слов Виктора, участники Клуба представили домашнее задание – расчет стоимости заказа (листовая продукция 4+4, 20 тыс. листовок формата А4 на бумаге 150 г/м2). В принципе у представивших свои цифры «Спринта», «Джоя», «Салютиса», «Формулы-1», «Макроса» результаты калькуляции колебались в диапазоне от 4600 до 6000 гривен в зависимости от форматных возможностей и ценовой политики компаний. Наибольший показатель был у «Формулы-1», наименьший – у «Джоя», отличалась как стоимость расходных материалов и прямых затрат (не у всех из представленных типографий свои формные производства), так и стоимость бумаги и добавочная стоимость. В частности стоимость работы колебалась от 1210 до 2560 грн…

Резюме обсуждения было таким: триста гривен на таком заказе существенны и нередко становятся причиной перехода заказчика в другую типографию. В то же время Юлия Иващенко отметила, что заказчик «Макроса» не придет в «Джой», так как его вполне устраивают и сроки и качество: просто нарицательный пример :).

Директор типографии «Формула-1» Владимир Мишалкин коснулся сложностей работы в первом формате, который испытывает давление со стороны второго формата. По его мнению, большинство демпингующих типографий работает именно в половинном формате – в этом сегменте — более жесткая конкурентная борьба и меньше оборотных средств.

Юлия Иващенко подчеркнула, в свою очередь, что преимущественным механизмом, позволяющим демпинговать, являются неплатежи поставщикам, так как не платить аренду и заработную плату несколько сложнее. Владимир Мишалкин, говоря о демпинге, заметил, что в 2009 г. его типография была вынуждена брать работы ниже нулевого уровня, так как потери от «ничегонеделания» все равно были выше – залезть в минус для типографии лучше, чем простаивать. Валентина Федоренко в связи с этим вспомнила, как в начале кризиса ее обидела позиция бумажников, готовых отгружать продукцию лишь по предоплате – тем не менее, такая позиция заслуживает уважения хотя бы потому, что бумажникам удалось отстоять свою линию.

«Сегодня есть предел. Мы уже находимся на этом пределе, — говорит Валентина Федоренко, — типографий много, а клиентов мало. Необходимо охватить обращением всех участников рынка и повысить цену на продукцию, так как рынку полиграфии надо сберечь рентабельность.

Вспомнили во время Клуба полиграфистов и времена, когда рентабельность была выше, то есть при условной цене бумаги в три тысячи, весь заказ обходился клиенту в 7 тыс., а сейчас соотношение иное – 3/4,5 тыс. Говоря о механизме поднятия цен, Михаил Шульман отметил, что ресурс демпингаторов тоже ограничен, на что появились возражения, что всегда найдутся кредиторы из числа дистрибуторов. Валентина Федоренко отметила, что если ранее соотношение материалов и работы в структуре заказа было 40/60%, то сейчас оно составляет 60/40%.

Участники Клуба полиграфистов сошлись на том, что необходимо искать заказы с большей добавочной стоимостью. Валентина Федоренко подчеркнула, что не приветствует, когда ее менеджеры берут в работу флаеры и подобные заказы,не имеющие высокой добавочной стоимости. «Нас должен спасти заказчик, который печется о своем имидже, — говорит Валентина Федоренко. – Если ты летишь в бизнес-классе, то и продукция должна быть соответствующей». Валентина Григорьевна сказала, что при опросе заказчиков перед юбилеем «Макроса» на вопрос «Что Вы цените в «Макросе»? цена как критерий практически не называлась – важными параметрами оказались качество, сервис, предсказуемость.

Далее обсуждался круг вопросов, которые традиционно волнуют полиграфистов Украины – все тот же демпинг в полиграфии, ценовая политика различных типографий, а также аспекты, связанные с определением брака на производстве, его предотвращением, классификацией дефектов полиграфической продукции и ответственности, которую несут в данном случае исполнители, допустившие брак… Помимо этого как подтемы рассматривались опыт эксплуатации систем АСУ, в частности, A-System в типографии «Спринт» и вопрос отсутствия в отрасли достаточного количества наличных средств в связи с изменениями в налоговом законодательстве и возникновением сложности с конвертацией средств…

Коснулись и работы с прямыми заказчиками. Виктор Сидоренко рассказал, что «Спринт» работает преимущественно в рекламными агентствами, в том числе внутренними рекламными агентствами корпоративных заказчиков. Соответственно, всплыла и тема организации отделов активных продаж. Виктор считает, что в «Спринте» такой отдел находится в стадии формирования, а троих работающих менеджеров во главе с супервайзером называет «Отделом по приему заказов». Правда, выяснилось, что все-таки некая часть заказов привлекается в «Спринт» в результате звонков менеджеров, хотя «активными» Виктор такие продажи не считает.

Юлия Иващенко отметила: «Жаль будет, если полиграфия умрет из-за постоянного снижения цены», и привела несколько соответствующих примеров из других отраслей.

Тут же Валентина Федоренко подняла тему подготовки открытого письма от имени инициативной группы с последующим размещением его в Интернете. Я счел нужным обратить внимание на то, что сегодня в украинской части Интернета не одна, а как минимум три функциональных площадки для коммуникации в сети, и письмо, соответственно, должно быть размещено на всех трех площадках для кумулятивного эффекта…

Алла Истомина рассказала об опыте участия в тендере по печати продукции одной из зарубежных компаний. Одно из условий тендера – просчитать повышение стоимости материалов без повышения стоимости работ, второе – оплата производится в полном объеме, но через 75 (!) дней после отгрузки товара. «Мы – бедная украинская типография вынуждена кредитовать зарубежную компанию», — отметила Алла Истомина.

После этого Сергей Сарданов коснулся вопроса прогнозируемого роста украинского рынка полиграфии (6% в ближайшее время), на фоне падения рынков Западно-Европейских стран, в том числе государств Восточной Европы. А Михаил Шульман отметил, что это создает перспективы для развития рынка полиграфии в Украине, и не случайно такая компания как Donelly (имеющая типографию в Польше) живо им интересуется. Также коснулись опыта работы таких типографий как «Блиц-Информ» и «Высокий замок», которым удается печатать заказы из-за границы.

Тон последующей дискуссии задал Сергей Сарданов, отметивший «Зачем бороться за заказчика, чтоб финансировать свои заказы». Валентина Федоренко тут же призвала коллег совместно поработать над уменьшением затрат посредством грамотной работы по кооперации, особенно с типографиями, находящимися неподалеку.

После короткого обсуждения вопросов удержания персонала и охраны труда на производстве разговор вновь перетек в плоскость демпинга.

Виктор Сидоренко отметил, что вряд ли все демпингующие типографии понимают, что они демпингуют. Структура полиграфического заказа такова, что в ней скрыто множество затрат и даже в такой достаточно развитой типографии как «Спринт» часть затрат приходится определять «на глазок». Алла Истомина в то же время отметила, что в «Адефе» просчитано все… При этом Истомина говорит, что если посчитать затраты корректно, то все типографии выбиваются за рамки рентабельности, поэтому правомерным будет считать основные затраты. Она также привела пример, когда один и тот же журнал просчитывался в «Адеф-Украина», «Новом друке» и AD World – при этом калькуляция с последней типографии оказалась на 23 тыс. дешевле, нежели в двух первых. Участниками назывались и ряд других «реально демпингующих» типографий – «Инфо-Принт», «Вистка», «Столичная».

Далее Алла Истомина отметила ряд очевидных вещей. У типографий, работающих на новом и б.у. оборудовании, мало точек соприкосновения, существенно отличаются принципы работы киевских и региональных типографий. Ну и наиболее больной вопрос полиграфического рынка – прекращение отношений с СПД, связанных с обналичиванием денег согласно новому НК (плательщику НДС невыгодны отношения с физическими лицами-предпринимателями, так как эти платежи не списываются на расходы компании). Теперь в Украине лишь девять конвертационных центров и обналичивание средств обходится в 14%, соответственно, все подобные операции находятся под «увеличительным стеклом».

Участники Клуба обратились к вопросам подготовки кадров и мотивации. Кто-то платит за фактически отработанное время, кто-то разработал нормы на выполнение каждой технологической операции и привязал мотивацию к ним, что способствовало увеличению производительности. Валентина Федоренко отметила, что зачастую оперативное выполнение значительного количества заказов позволяет в «Макросе» заработать печатнику больше, чем зарабатывают «корифеи», печатающие более сложную продукцию.

Виктора Сидоренко очень заинтересовал вопрос «Кто и как оперирует понятием «брак на предприятии». В частности, на «Формуле-1» налажавший печатник наказывается стоимостью бумаги. А в «Спринте» на каждый случай брака заводится «Лист несоответствия», а виновник происшествия расстается с 5% зарплаты. Виктор Сидоренко отметил также, что в отрасли отсутствуют единые классификаторы брака и единственным нормативным документом является ГОСТ 1967 года, согласно которого допускается до 5% бракованной продукции в тираже. Также Виктор предложил участникам Клуба классифицировать случаи брака и обмениваться опытом в направлении создания отраслевого стандарта… Не совсем согласен, что нормативные документы в этой сфере отсутствуют. Обязуюсь изучить вопрос и результаты обнародовать :)...

Встречи подобного плана, конечно же нужны, отрасли. Подобный обмен опытом вполне может быть полезен как участникам заседаний Клуба, так и тем, до кого информация будет донесена посредством различных информационных платформ и каналов – печатных изданий, открытых писем, размещенных на порталах в Интернете. Для нас как для СМИ достаточно важно знать, о чем болит голова у полиграфистов в данный конкретный промежуток времени.

И я лично, поверьте, получил определенную почву для размышлений и действий…

Вот здесь, кстати, небольшая заметка о первом заседании Клуба... http://printus.com.ua/Lenta-blogov-||-blogi-poligrafistov/neformalnaya-vstrecha.html.html