Недавно вернулась с выставки и решила поделиться свежими впечатлениями.

На мероприятии такого масштаба я была впервые, на территории «старой Европы» – тоже. То и дело проносилась мысль: «Все здесь не как у нас». Что-то казалось лучше, что-то – субъективно хуже. Теперь, по возвращении, кажется, что первого было больше, но все же – there is no place like home, и если возвращение на Родину радует, значит, с мозгами у человека все в порядке.

Одна из приятных изюминок Европы – салоны оперативной печати и небольшие типографии. А именно – их концепция. Здесь большие, творчески оформленные стеклянные витрины, выходящие на улицу. Выставлены образцы продукции, разные штуки для привлечения внимания. И прямо за стеклом – оборудование, производящее все это: можно рассмотреть принтеры, машины. Соответственно, пришел, заказал, при тебе же напечатали, порезали – и ты увидел весь процесс. И не скучаешь, и что-то новое узнаешь, и заодно как клиент процесс контролируешь. Напоминает не случайно ставшие популярными у нас рестораны с открытой кухней. Пытливый ум восточноевропейца не терпит тайн за семью замками, касается ли это гастрономии, полиграфии или чего-то еще. Вспоминаешь тут наши традиционные печатные салоны, ютящиеся в душных подвалах или труднодоступных промзонах – и понимаешь: полиграфию можно и нужно делать гламурной (в хорошем смысле), выводить «в свет».


Салон оперативной печати в г. Кельн

Дальше – больше: на выставке узнала о курсе печати в одной из немецких учебных студий. Курс длится год, 8 часов в день, программа весьма качественная и насыщенная. На выходе получается оператор печатной машины с навыками полиграфического менеджмента. И все бы хорошо, но стоит это удовольствие 17 500 евро. Отдельно оплачивается проживание – 500 евро в месяц. Впору говорить о некоем полиграфическом MBA. А может быть, эти ребята просто нащупали новую нишу – «ПТУ премиум-класса»? Это шутка, а если всерьез – подобные вещи плохо укладываются в голове украинского полиграфиста, зато сразу приходит понимание – у них ТАМ совсем другой уровень и другое видение полиграфии. Пока находятся желающие оплатить курс печатника по цене квартиры в Киеве – полиграфия не умрет. А есть же еще и захватывающий стенд Heidelberg, занимающий целый павильон, который можно изучать хоть целый день, и Landa с его нанотехнологиями и интуитивно понятными тачскринами… (А по ту сторону Шенгена – маленькие грязные типографии с Ромайорами.) 

Цены на офсетную продукцию в том же Кельне. Дорогая в Европе полиграфия даже для самих европейцев...

Но выставка – не обязательно отражение реальности, местами она может быть и потемкинской деревней. А действительность говорит сама за себя: в один из дней в одном пригородном поезде со мной ехало человек 20 итальянцев. Оказалось, что это коллектив одной из римских типографий в полном (!) составе. Директор по собственной инициативе взял ВСЕХ своих сотрудников и отвез на выставку. Смотрите, мол, товарищи, учитесь, работайте.

…Хочется верить, что мы, пусть очень медленно, но движемся в том же направлении.