7-го декабря в БЦ «Арена-сити» прошла презентация программных решений компаний Adobe и WoodWing для автоматизации процесса производства кросс-медийных изданий, организованная официальным представителем WoodWing в Украине, компанией iCenter Ukraine.

Согласно неофициальной статистике, рассчитанной компанией Utel, количество планшетных компьютеров iPad с модулем 3G в Украине составляет 50 тыс. штук.  Общее количество планшетов Apple в нашей стране на данный момент приближается к 80 тыс. Судя по динамике продаж, к концу 2012-го года iPad продастся еще 200 тыс. раз. Солидная аудитория, особенно с учетом того, что по статистике 91% владельцев iPad платят за контент, из них 41% регулярно приобретают электронные журналы (рис. 1) – и это притом, что в Украине до сих пор официально не открыт магазин AppStore. А ведь еще существует рынок планшетных компьютеров на базе ОС Android, популярность которых у нас не уступает (а то и превосходит) популярности устройств Apple…

График распространения планшетных ПК в мире показан на рис. 2.

Woodwing + Adobe DPS

Рис 1. За что платят пользователи iPad

Первым на семинаре выступил Олег Сидоренко, консультант компании Adobe по десктоп-решениям, с презентацией пакета Adobe DPS. Мы уже неоднократно писали о возможностях программного решения Adobe Digital Publishing Suite, позволяющего готовить версии изданий для планшетных компьютеров на базе популярных сегодня операционных систем. Поэтому, в данной статье концентрировать внимание на нем не будем, а перейдем сразу к выступлениям Дмитрия Майбороды, представителя iCenter Ukraine, и Манфреда Виттемана, представителя WoodWing.

Рис. 2. Рынок планшетных ПК в мире (Источник: Gartner, данные на третий квартал 2011 года)

Компания WoodWing специализируется на производстве компьютерных издательских систем, позволяющих автоматизировать выпуск информационного продукта в разные каналы распространения (рис. 3). В октябре 2011-го года состоялся альянс компаний Adobe и WoodWing, бывших ранее конкурентами на рынке программного обеспечения для создания планшетных изданий. Самый первый журнал для iPad – Time – был выпущен с помощью инструментария WoodWing Enterprise. Инструментарий для создания интерактивных элементов в Adobe InDesign  до сих пор дублируется у обоих решений, хотя интерфейс WoodWing, по нашему мнению, более продуманный. Так какие же возможности привносит программный пакет WoodWing в работу издательств? Как уже говорилось, данная издательская система позволяет публиковать информацию сразу  в несколько каналов: печать, Интернет-сайты (система качественно интегрируется с Drupal и другими CMS), мобильные устройства, социальные сети, планшетные ПК, электронную почту. Причем процесс организован предельно просто. Для этого существует интерфейс Content Station (рис. 4)  – виртуальный кабинет главного редактора, куда исполнители привносят элементы статей, которые после обработки могут с легкостью быть  выборочно отправлены в те или иные каналы распространения – от типографии до страницы издания в Facebook. Манфред Виттеман отмечает, что среди пользователей системы имеются редакции размером от 15 до 150 и более человек. Тем более что данный подход целиком оправдывает модный в наше время формат работы редакции без офиса вообще, когда сотрудники собираются раз в несколько недель на планерку. Стоимость полного пакета WoodWing вполне демократична и составляет 165 евро в месяц. Правда, для возможности дополнительно опубликовать журнал на AppStore придется дополнительно покупать пакет Adobe DPS стоимостью примерно 355 евро в месяц. Суммарная стоимость решения вполне сравнима с заработной платой одного специалиста. В результате мы получаем куда более широкую аудиторию читателей.

Рис. 3. Схема работы пакета WoodWing Enterprise

Рис. 4. Программа Content Station

Инструментарием WoodWing пользуются издательства во всем мире, в том числе – Эдипресс Украина, успешно использующее весь инструментарий, в том числе для издания планшетной версии журнала Viva!

Непосредственное взаимодействие WoodWing и DPS заключается в процессе публикации издания на AppStore, Anroid Market и т.д. Данное партнерство взаимовыгодно: Adobe предлагает клиентам мощную кросс-медийную платформу, WoodWing не беспокоится о сложном процессе размещения больших файлов на своих серверах. Практика показывает, что поддержка собственного сервиса для скачки изданий очень накладна, и именно поэтому изготовление планшетных изданий своими руками крайне сложно. Дмитрий Майборода рассказал, что одно из российских издательств попыталось разработать электронную версию издания собственными силами, но после появления приложения размером в несколько сотен мегабайт в AppStore сервер попросту упал – настолько серьезный был спрос. Поддержку таких нагрузок могут обеспечить только высокотехничные сервисы, с которыми работает Adobe.

Еще один важный компонент, поставляемый Adobe и недоступный для бумажных изданий – статистика (рис. 5). Электронная сущность публикации позволяет собирать исчерпывающую информацию о просмотренных статьях, страницах, времени, проведенного за изучением рекламных материалов. Информация предоставляется в виде таблиц и графиков. Все это может существенно помочь при формировании контента и при общении с рекламодателями.

Рис. 5. Статистика в Adobe DPS.

Нельзя не упомянуть про еще одну особенность, касающаяся уже конкретно нашего рынка. Из-за отсутствия украинского отделения Apple AppStore, расчет за покупку изданий проходит через обыкновенную валютную карточку Visa и не облагается налогами. Такой подход, в некотором смысле будучи удобным теоретически может заинтересовать налоговую инспекцию, хотя до сих пор проблем с этим не наблюдалось. Дмитрий Майборода отметил, что в ближайшем будущем (возможно, в 2012 году), в Украине данный сервис все-таки будет представлен официально.

Ортодоксальный типограф говорит: «Зачем пилить сук, на котором сидишь?» Дескать, отраслевому изданию негоже писать о будущих убийцах полиграфии в том виде, в котором мы ее сегодня видим. Но не беспокойтесь, никакого криминала тут нет – она умирает сама по себе, время такое. Конечно, стоять на месте и наблюдать – тактика заведомо пораженческая: сегодня manroland,  а завтра вообще неизвестно что будет – мировой экономический кризис-то, хоть он и вялотекущий,  диктует новые правила. А где сейчас деньги? А деньги в высоких технологиях, в IT, то есть. Немалые, причем. Взгляните на рынок труда: на одно место программиста в Украине претендует 0,9 кандидатов. И это конкурс на места с зарплатами, в два-три раза превышающими средний показатель по стране. Компании, предлагающие всевозможные высокотехнологичные услуги (в том числе и в среде медиа), имеют завидные обороты уже в первый год существования, и этот тренд  ведет себя сродни росту вычислительных мощностей персональных компьютеров – то есть экспоненциально.  Отсюда мораль – ортодоксальный типограф просто обязан смотреть в сторону новых технологий, информационное общество того требует. Потому, журнал Print Plus, всегда смотрящий в перспективу и делящийся своими взглядами с широкой аудиторией, периодически будет обращаться к этой теме во благо отечественной индустрии медиа.

Каким же образом интеграция информационных технологий во многие аспекты нашей жизни может затронуть работу типографий? Если рассматривать эти технологии как возможность, а не как преграду развитию, то перспективы интересны: какое издательство откажется от дополнительной услуги публикации контента во множестве других каналов, если таковая услуга будет предложена типографией? Вспоминается практика некоторых американских издательств, полностью переложивших задачи распространения контента на типографии, и сконцентрировавшихся на главном, а именно на его (контента) создании. Возможно, что именно подобное многовекторное сотрудничество заказчика и исполнителя сформирует лицо типографий будущего.