Сегмент производства рекламы POS (point of sale), как и рекламный рынок в целом, существенно пострадал во время кризиса. Тем не менее, сегодня наблюдается заметное увеличение спроса на данный вид продукции. Мы посетили стенд завода картонной упаковки «Лунапак» и пообщались с директором Романом Зиновьевым о состоянии дел в сегменте производства картонной POS-рекламы.

«В этом году наблюдается явный рост заказов на выполненные из картона POS-материалы. Кризис заставил заказчиков пересмотреть свои затраты и, как следствие, вкладывать деньги в более экономичные рекламные решения, ведь POS-материалы из картона дешевле в производстве чем таковые из пластика, дерева или металла. Поэтому, сегодня наблюдается существенное оживление нашего сегмента. Если сравнивать по объемам производства, то в этом году они превысили докризисные показатели».

Еще одной причиной повышения популярности картонной POS-рекламы является общемировая тенденция к переходу на экологически чистые технологии. Кроме того, в данном случае упрощаются процессы утилизации, доставки и сборки конструкций на месте.

«Рекламой из картона мы занимаемся с 2003 года. Можно сказать, что мы стояли у истоков этого рынка. На тот момент, когда мы вышли на него, в Украине не было производителей, выделявших работу в данном сегменте как свою основную нишу. Мы пошли по схожему пути: предоставляя широкий спектр полиграфических услуг, мы постепенно пришли к мнению, что развиваться нам нужно именно в этом направлении. На данный момент завод "Лунапак" является одними из лидеров данного рынка. Тем не менее, вместе с развитием технологии развиваемся и мы: постоянно ищем и внедряем новые идеи и разработки, ведь за рубежом рынок картонных POS-материалов развит намного сильнее. Если вы зайдете в любой западный супермаркет, то увидите там большое количество картонной бумажной продукции».

В Украине же специфическая политика торговых сетей создает трудности для развития сегмента. Дело в том, что клиенту, рекламирующему свою продукцию, необходимо не только заплатить за изготовление рекламного POS-материала, но и за его размещение на территории супермаркета. Все бы ничего, но часто эта стоимость в несколько раз превышает цену его изготовления. Если бы сети зарабатывали только на продажах товаров (ведь при наличии POS-рекламы продажи увеличиваются), то данный рынок получил бы существенный толчок к развитию.

«Если сравнивать с состоянием дел в России, то там рынок ушел вперед лет на пять. От рынков западных стран мы отстаем лет на десять, поскольку там услуга размещения POS-материалов не имеет столь высокую стоимость. У нас же заказывать производство и размещение подобной рекламы могут лишь немногие компании».

Основными производителями картонной POS-рекламы в Украине сегодня являются «Лунапак» (г. Днепропетровск), «Браналди» (г. Винница) и «Марамакс» (г. Киев). Есть и другие компании, работающие в данном сегменте, но здесь очень важен перечень оборудования. Если у «Лунапака» и «Браналди» производственные мощности практически одинаковы – начиная от печатных машин и заканчивая оборудованием для высечки, – то у «Марамакса» оборудование чуть меньшего формата, но, тем не менее, это не может мешать им работать на рынке и делать качественную продукцию.

«Мы используем офсетный способ печати. У нас установлена машина KBA Rapida 162. Ее формат – 1120x1620 мм. Парк послепечатного оборудования состоит из ламинатора, кашировальной машины, а также машины для высечки. Все оборудование подобрано для поддержки указанного выше формата, что позволяет нам производить крупногабаритные картонные конструкции из цельных листов. Что касается тиражности: если человек заказывает десять экземпляров конструкции и готов платить относительно большие деньги, то мы, конечно же, беремся за выполнение заказа. Но если брать оптимальное соотношение цена/количество, то эта цифра находится в районе 300 штук».

Роман Зиновьев пока что не ощущает конкуренции со стороны типографий, использующих широкоформатные принтеры: «Конечно, возможно печатать сверхмалые тиражи цифровым способом. Но под вопросом стоит финансовый интерес компании, предоставляющей такие услуги. Будет ли смысл заниматься выполнением заказа, требующего подключение персонала, отнимающего неделю времени, ради выгоды в тысячу гривен? Конечно, нет. Клиенту придется платить дополнительную цену. Но какой смысл ему платить большие деньги, если он сможет на этих же условиях заказать не картонный, а пластиковый стенд? Ведь он гораздо прочнее и долговечнее».

Но основная часть оттока заказов в пользу POS-материалов, сделанных из пластика, происходит по причине сложившегося мнения заказчиков о том, что картонные стенды будут служить недостаточно долго. Но надо понимать, что картонные стенды могут быть разными. Одни производятся с расчетом на полгода службы, а другие, более сложные, где используется мебельный профиль, пластиковые ценникодержатели и проч., могут спокойно простоять и несколько лет.