Во время кризиса мы беспрестанно – наверное, чтоб не терять оптимизма – говорили, что в упаковочном сегменте (в отличие от всех прочих) дела у украинских полиграфистов обстоят все же получше, и последствия кризиса удается, в общем-то, преодолевать. Эти данные подтверждаются и статистикой европейских экспертов.
В частности, исследовательская организация Pira International оценивает рынок печати упаковки в 2008 г. в €340,4 млн, в 2009 г. – в €318,9 млн (падение – 6,3%), а в 2010 г. – наблюдался рост на 11,4% (соответственно, объем рынка – €355,2 млн).
В нынешнем году ожидается, что объем рынка составит €381,2 млн (при росте в 7,3%). По прогнозу исследовательской компании, к 2015 г. объем рынка составит €452,2 млн (при ежегодном росте в 4,4%).
Впрочем, первая половина года явно оказалась для упаковщиков менее радужной, нежели предполагалось. Что ж, надеемся на оптимизацию ситуации во втором полугодии.
При этом на флексографский способ печати, который (а точнее рынок флексографской печати) является нашим предметом рассмотрения в этом номере, приходилось €135 млн в 2008 г., €128,2 млн – в 2009 г. (падение – 5%), €141,7 млн в 2010 г.
(рост 10,5%). А запланированный объем рынка в 2011 г. – 148,5 млн. (рост – 4,8%). При ежегодном увеличении рынка на 4,3% ожидается, что к 2015 г. его объем достигнет €175,6 млн.
А теперь, собственно, скажу пару слов о том, что я почерпнул, общаясь с экспертами в области флексографии – преимущественно представителями дистрибуторских структур…
Действительно – практически единодушное мнение – рынок не просел. Правда,
с некоторыми оговорками. В частности, перспективы и нынешнее состояние
сегмента производства самоклеящейся этикетки оценивают с большим оптимиз-
мом, чем сегмента гибкой упаковки.
В последнем, по отдельным оценкам, парк оборудования однотипен и перспективы дальнейшего технического переоснащения туманны вследствие активного давления, оказываемого на флексографию со стороны глубокой печати, и не слишком крепких финансовых тылов (у преимущественного количества производителей оборудования планетарного построения, ориентированного на производство гибкой упаковки, дела
обстоят не лучшим образом).
В то же время парк машин линейного построения в Украине находится в более
боевом состоянии, а их собственники имеют значительно больше возможностей варьировать пакетом заказов благодаря возможностям оборудования, обусловленных его конфигурацией. Тем не менее, инсталляций стоит ожидать
как в сегменте производства гибкой упаковки, так и на предприятиях, производящих самоклеящуюся этикетку. Кстати, часто эти направления объединены в рамках одной типографии…
На протяжении 2009–2010 гг. основная борьба между дистрибуторами проистекала в сегментах решений для допечатной подготовки и программного обеспечения, призванного повысить качество производимой продукции.
И хотя оценки и результаты этой борьбы в трактовке наших экспертов чуть разнятся – очевиден ряд вещей. Например, программное обеспечение, грамотно используемое на предприятиях флексографской печати, позволяет существенно повысить конкурентоспособность (об этом можно более детально прочитать в
интервью с директором «Бюро графических технологий Игорем Сыромятниковым). Также можно констатировать, что в области допечатной подготовки во флексографии наблюдается безусловный крен в сторону цифровых технологий. Несколько систем CtP было инсталлировано в последние годы, а ряд типографий, в
том числе довольно известных, находятся на пороге подобных инсталляций.
По нашему мнению, прогноз Pira International в отношении объема рынка про-
даж флексографского оборудования (€1,4 млн в 2011 г.) вполне может оправдаться, так как представители ряда компаний (смотрите материалы номера) заявляют о реализации соответствующих проектов в течение 2011 года. И ожидать в Украине, повторюсь, следует появления новых машин как планетарного построения, так и линейного… Использоваться это оборудование будет как в «нижнем» сегменте (ярлыки, ценники), так и в премиальном (производство многослойной этикетки, например), а также в нишевых (печать на пластике флексографским способом, печать на пластиковых стаканчиках и т.д.).
Собственно говоря, рынок флексографской печати был и остается в значительной
мере структурированным, что не исключает некоторого перетекания заказов с предприятия на предприятие. Но все же, большинство наших собеседников обращают внимание на статичность флексографского рынка, круга заказчиков основных производств и факт увеличения объемов рынка скорее за счет притока внешних заказов, нежели за счет роста внутреннего рынка.
Возвращаясь к вопросу конвергенции технологий, отметим, что в сегменте самоклеящейся этикетки произошел практически полный передел рынка в пользу флексографской технологии. В области производства гибкой упаковки предприятия флексографской печати испытывают давление со стороны типографий глубокой печати.
Характерно, что сами рыночные подходы и восприятие глубокой печати в части оценки размера тиражей и рентабельности процесса претерпевают изменения, поэтому давление на флексографскую печать возрастает. В то же время, наши эксперты ожидают повышения интереса к онлайн-оборудованию на базе
флексографской машины для печати малотиражной картонной упаковки, преимущественно для парфюмерной промышленности и подобных приложений.
Перспективы цифровых технологий в области упаковки наши собеседники оценивают сдержанно-оптимистично, предполагая, что уже в ближайшие годы решения Agfa Dotrix, HP Indigo 4500, Xeikon будут заангажированы на украинском рынке производства этикетки и упаковки. Впрочем, рулонные машины HP Indigo используются украинскими производителями уже не первый год. С другой
стороны, массовой экспансии «цифры» в упаковочный сегмент стоит ожидать лишь
при изменении себестоимости продукции, получаемой на цифровом оборудовании, и,
что важнее, платежеспособности покупателей (готовности потребителей платить за продукцию цифровой печати).
Очевидно одно – несмотря на кризис, первичные потребности сорокамиллионного с
хвостом населения Украины никуда не делись.
Народ ест, ПЬЕТ, иногда моется, стирает и прочее… Следовательно, флексографский
рынок будет развиваться. Рассчитываем и на некоторый рост экономики, традиционно уповаем на приток иностранных инвестиций, приход транснациональных компаний на украинский рынок. Впрочем, торговые сети,
по крайней мере, в метрополии развиваются довольно интенсивно. Как продуктовые, так и, например, строительные. В общем, рост рынка флексографии предсказуем.