О КОМПАНИИ
Свою предпринимательскую деятельность Сергей Прима начал с изготовления дизайна фотокниг. На определенном этапе дизайн-студия Сергея Примы стала оказывать услуги по производству классических фотокниг (с использованием фотолабов): печать производилась на стороне, а сборка – на собственной производственной базе.
Тогда, в 2002-2003 гг., происходил переход с аналоговой печати на цифровую. И фотокниги, при производстве которых массово использовались ручные операции (например, вырезание овальчиков с пленок, перефотографирование на широкую пленку) стали неактуальны. Через некоторое время предприниматель приобрел первую собственную ЦПМ – компании Konica Minolta. На одной из выставок полиграфической тематики представители компании сравнили качество печати имеющейся у них ЦПМ и Xerox® 700 Digital Color Press. Качество печати и другие преимущества ЦПМ Xerox приятно удивили Сергея, потому в 2012 г. он приобрел Xerox® 700 Digital Color Press.
Постепенно компания Сергея Примы наладила производство принтбуков различных типов:
- классические постраничные принтбуки;
- SlimBook, при производстве которых листы скрепляются не с помощью пластика или картона – как часто просят делать фотографы, а специальным составом;
- премиальные принтбуки – с обложкой из кожзама, кожи.
Продолжает предприниматель производить и классические фотокниги, но поскольку фотопечать значительно отличается в цене от цифровой печати, Сергей считает, что на классических фотолабах имеет смысл печатать лишь те категории фотокниг, производство которых классическим способом оправдано. Например, в свадебных фотокнигах уместнее использовать фотопечать, которая не обеспечивает такую детализацию как цифровая печать сухим тонером и выглядит «мягче». С другой стороны, и многие фотографы настаивают на печати свадебных фотоальбомов классическим способом, что связано с их консерватизмом; так же точно они в свое время не спешили переходить с пленки на «цифру».
В то же время, очень многие фотографы для производства всех категорий фотокниг предпочитают цифровую печать. И, как правило, в данном случае страницы ламинируются и кашируются на пластик или картон.
Также Сергей Прима оказывает услуги по печати фотографий, производству фотосувениров.
Впрочем, услугами, связанными с печатью фотографий, спектр предложений компании Сергея Примы не ограничивается.
Предприниматель сумел диверсифицировать бизнес и предложить рынку услуги широкоформатной интерьерной печати, производства рекламно-сувенирной, рекламно-полиграфической продукции, книг малыми тиражами. В частности, меню для ресторанов Сергей начал печатать довольно давно, но количество заказчиков, которым компания печатает рекламную полиграфию, значительно выросло в последнее время, после приобретения ЦПМ Xerox® Versant 180 Press (о которой мы детальнее поговорим далее): среди клиентов появились и рекламные агентства.
Компания располагает значительным парком постпечатного оборудования для порезки, биговки, ламинации, штриховки, производства переплетных крышек, прорезки этикеток.
Бренд «Випускник, Чернігівська фабрика фотокниги», который Сергей Прима развивал достаточно длительное время, в результате ребрендинга трансформировался в онлайн-сервис https://print24.com.ua/).
ПЛАНОВАЯ ЗАМЕНА
В компании были вполне довольны качеством печати Xerox® 700 Digital Color Press, но с момента покупки в 2012 г., машина отпечатала порядка 2 млн оттисков, потому Сергей принял решение ее обновить.
Свой выбор предприниматель сделал в пользу ЦПМ Xerox® Versant 180 Press.
Важным аспектом при выборе ЦПМ для Сергея было качество печати. При этом он не считает, что ЦПМ Xerox® Versant 180 Press революционно отличается по качеству печати от Xerox® Color 700, но подчеркивает, что по равномерности печати, детализации, отсутствию «багов» машина более доработанная, и работать с ней комфортнее.
Важным отличием Xerox® Versant 180 Press от Xerox® 700 Digital Color Press стало наличие баннерной печати: ЦПМ может работать с листами 330х660 мм. Эта возможность востребована при производстве «горизонтальных» принтбуков, цельную обложку для которых компания печатает на самоклейке. Ранее при производстве такого рода принтбуков приходилось формировать оборот обложки из двух листов и делать стык. А Xerox® Versant 180 Press позволяет обложки альбомного формата печатать одним листом.
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Сергей Прима подчеркивает, что Xerox® Versant 180 Press очень удобен для печати фотоизображений: используемые в комплекте с Xerox® Versant 180 Press драйверы и софты позволяют конвертировать файлы RGB в CMYK (компания запускала на печать одни и те же файлы из RGB и CMYK, и между полученными оттисками практически не было разницы (то есть вопрос переделки фотографом макета из RGB в CMYK просто не возникает – печать производится из RGB). Это говорит о том, что возможности Xerox® Versant 180 Press максимально заточены под профессиональных фотографов, которые работают в пространстве RGB: на выходе фотографы видят именно тот цвет, на который рассчитывали.
Скорость печати этой ЦПМ впечатляет: в максимальном формате 32х48 см машина даже на самой плотной меловке 300 г/м2 печатает в дуплексе со скоростью не менее 30 листов в минуту, поэтому владельцы Xerox® Versant 180 Press совершенно не испытывают проблем, связанных с плотностью носителя (скорость печати на плотных материалах была относительно слабым местом предыдущей ЦПМ компании).
Xerox® Versant 180 Press позволяет печатать на многих специальных и проблемных материалах: полиэстере, синтетике, баннерах и фактурных бумагах и картонах с очень сложным рельефом поверхности. У предпринимателя есть большое желание экспериментировать и работать с разными носителями, пока же печать производится, в основном, на бумаге и на самоклейке. Причем самоклеящиеся материалы используются не только для печати этикеток (доля которых в общем объеме заказов растет), но и для производства обложек фотокниг.
Возможно такие фотокниги и дороже, но гораздо удобнее в производстве: так как при сборке крышек фотокниг не нужны ни клей-расплав, ни ПВА.
При производстве практически всех типов фотокниг (за исключением наиболее простых «лайтбуков»), а также рекламной полиграфии используется ламинация. В компании несколько типов ламинаторов (для двухстороннего ламинирования и промышленный скоростной ламинатор для одностороннего ламинирования), в каждый из которых заряжается различный тип пленки. У компании практически не возникало проблем с ламинацией оттисков как с прежней, так и с нынешней ЦПМ (разве что иногда были некоторые проблемы с ламинацией плотных темных плашек). Но очевидно, что в Xerox® Versant 180 Press тонер более мелкодисперсный, поэтому слой краски менее «бугристый», и пленка «садится» на оттиск несколько лучше.
Рекламно-коммерческая полиграфия, как правило, ориентирована на массового потребителя, и требования к ее качеству не столь критичны, как при печати фотоизображений. Однако Сергей Прима не видит особой проблемы в том, чтобы с одинаково высоким уровнем качества производить весь спектр изделий на Xerox® Versant 180 Press.
СЕРВИС В ПРИОРИТЕТЕ
Поставщиком Xerox® Versant 180 Press для компании выступил сервисный партнер Xerox – компания «Мегапринт». Предыдущая ЦПМ Сергея Примы также находилась на контракте. Предприниматель ценит свое время и считает нецелесообразным самостоятельно решать вопросы сервисного обслуживания, которые возникают в процессе эксплуатации оборудования. Гораздо эффективнее – контракт FSMA с компанией Xerox, который для владельца ЦПМ является настоящей «подушкой безопасности». Пусть даже печать продукции обходится несколько дороже. Более того, приятель Сергея Примы, который оказывает услуги по изготовлению принтбуков в Херсоне, и обслуживал машину Xerox® 700 Digital Color Press самостоятельно, нес примерно те же расходы, что и Сергей.
Кстати, новый владелец прежней ЦПМ Сергея Примы Xerox® 700 Digital Color Press очень доволен ее внешним видом и техническим состоянием: ЦПМ выглядит практически как новая (кроме счетчика пробега, что внешне, что внутри, ничего не говорит о том, что ей уже 8 лет).
АВТОМАТИЗАЦИЯ
На смену сайту Фабрики фотокниги http://www.vypusknik.com. ua, где также были некоторые элементы автоматизации, как мы уже отмечали, в результате ребрендинга в конце 2020 г. пришел сайт https://print24.com.ua/. На нем есть онлайн-конструктор, с помощью которого пользователи могут самостоятельно создать макет фотокниги любого типа (и классические фотокниги, и принтбуки), выбрать любой тип обложки и получить готовый к печати заказ. Редактор, лежащий в основе сервиса, намного более интуитивный, чем Photoshop и другие подобные программы.
И многим заказчикам, по сути, интересен сам процесс изготовления макета. Это способствует увеличению количества единичных заказов от частных лиц (раньше компания была заточена на обслуживание оптовиков-профессионалов из различных регионов Украины и даже государств СНГ).
Естественно, на сайте в полном объеме реализована процедура оплаты, с помощью системы LiqPay.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
В период жестких карантинных мер многим оптовым клиентам компании не удалось удержать своих заказчиков. Из-за карантина в отдельных регионах существует проблема сфотографировать учащихся или студентов, потому объемы заказов по печати фотокниг несколько снизились. Естественно, вследствие разных причин (военные действия с Россией, сложности с логистикой) сократилось количество заказов из государств СНГ.
В связи с изменением системы образования Сергей Прима не берется прогнозировать перспективы развития сегмента своего бизнеса, связанного с печатью фотокниг. Предприниматель не исключает, что в системе образования после отмены карантина сохранится удаленное обучение.
Впрочем, ситуация на рынке производства фотокниг меняется стремительно, каждый год, и компании, которые оказывают подобные услуги, вынуждены адаптироваться к изменениям, чтобы сохранять рыночные позиции. Поэтому Сергей Прима смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом.