Жесткий удар
Коронавирус выживает на самых разных поверхностях, от пластика, меди, стали и до бумаги и картона (SARS-CoV-2 может сохраняться на картоне до 24 часов, а на бумаге — от 3 часов до 5 дней). Исследования показали, что риск передачи вируса невелик, но потребители были напуганы и опасались какое-то время прикасаться к упакованным товарам, открывать почту и заказывать печатные материалы. Спрос на продукты печати подорвало и снижение доходов потребителей [1].
Причин резкого падения спроса на полиграфическую продукцию было несколько:
- компаниям больше не нужны распечатанные приглашения на мероприятия;
- частные лица больше не устраивают большие свадьбы или вечеринки;
- люди больше не общаются во время деловых обедов или конференций, а встречаются через Zoom или Skype. Визитную карточку больше не обменивают так, как раньше.
Исполнительный директор Британской федерации полиграфической промышленности (BPIF) Чарльз Джарролд говорит, что после объявления локдауна в марте объем заказов сразу упал на 70%, 73% предприятий пытались работать, а 12% полностью закрылись. 95% предприятий увольняли сотрудников на какое-то время.
Выводы BPIF об исчезновении работы подтверждаются данными о загрузке печатных машин Heidelberg, собранными через Prinect и обычно используемыми для выявления проблем, требующих решения. Типографии коммерческой печати Великобритании были одними из самых пострадавших среди всех стран мира. Ситуация с упаковочными типографиями была немного лучше, и производители упаковки постепенно восстановили бизнес.
Согласно опросу, проведенному Quocirca [1] в начале августа, объемы печати в результате карантинных мер сократились во всех сегментах. Руководители печатных изданий говорят о снижении тиражей на 40-50%. Почти 60% респондентов отметили значительное или критическое влияние на свой бизнес, 70% считают, что Covid-19 вызывает серьезный сбой в отрасли, и почти 40% ожидали, что выручка в 2020 году упадет более чем на 20%.
Пострадал, естественно, и персонал предприятий. 16% предприятий были вынуждены сократить штат, а еще 16% уволили персонал еще весной [1]. Это означает, что более 30% полиграфистов были вынуждены искать работу всего через несколько месяцев после начала пандемии. Правда, многие владельцы бизнеса ожидают быстрого улучшения ситуации, но четверть полагают, что на восстановление уйдет больше года или, что никогда не будет возврата к «обычной деятельности».
Первая реакция
В апреле журнал Big Picture и Keypoint Intelligence провели опрос коммерческих типографий и производителей вывесок, чтобы оценить влияние COVID-19 на их бизнес [2]. Примерно три четверти типографий сообщили о падении продаж. Два месяца спустя (июнь), Соединенные Штаты (да и весь мир) стали осторожно возобновлять работу экономики.
В мае розничные продажи в США выросли на 18%. Big Picture и Keypoint Intelligence провели в июне еще один опрос, чтобы оценить, как идут дела у полиграистов. Из 63 опрошенных респондентов 71% указали, что доходы снизились с апреля по июнь [2]. Более трети (35%) сообщили о падении доходов, еще 27% указали, что выручка снизилась на 50% и более. Общее снижение доходов отрасли составило 30%.
В июне менее половины типографий, участвовавших в опросе (46%), полностью открылись с полным штатом, а 48% — с ограниченным количеством сотрудников.
Почти половина (48%) ожидали V-образного восстановления и считали, что экономика начнет улучшаться в третьем квартале и выйдет на более нормальную экономическую активность к четвертому кварталу. Однако более половины (56%) не видят начала восстановления до 2021 года или позже.
Поэтому только 18% полиграфических компаний планируют инвестировать в полиграфическое оборудование. Тем не менее, у большинства (60%) наблюдается рост спроса на вывески, связанные с COVID, а приложениями, которые, как ожидается, будут пользоваться наибольшим спросом, являются напольная графика и знаки.
Согласно апрельскому анализу InfoTrends («Первые тенденции и выводы о COVID-19 в год пандемии»), одна треть респондентов увеличила свои закупки печатных материалов, чтобы обеспечить устойчивость бизнеса, а еще треть планирует сделать это.
Многие по-прежнему рассматривают печать как важный канал связи с покупателями или даже с обычными гражданами в случае государственного сектора [3].
Рисунок 1. Увеличил ли ваш бизнес закупки полиграфической продукции в результате предложений остаться открытым или возобновить бизнес во время этой пандемии?
Стратегии поведения
Для Bradford & Bigelow, компании-производителя книг из Ньюберипорта (Массачусетс, США) одной из приоритетных задач было сохранить штат сотрудников, поэтому в разгар кризиса компания даже подняла зарплаты на два доллара в час [4].
В дополнение к необходимым средствам индивидуальной защиты (СИЗ), Bradford & Bigelow, в которой работают 125 сотрудников, предоставляет дезинфицирующие средства в виде салфеток и аэрозольных баллончиков, а также дезинфицирующее средство для рук. Компания организовала бесплатные обеды в шахматном порядке, что позволяет людям дистанцироваться во время обеденного перерыва. Таким образом, сотрудникам не нужно покидать здание во время обеда или пользоваться общими микроволновыми печами и холодильниками.
Кроме того, в начале каждой смены практикуется 30-минутная дезинфекция производственного оборудования, вилочных погрузчиков и ручных тележек. Фирма также проводит ежедневную уборку всего помещения и глубокую уборку каждые две недели.
Другая американская типография Master Print из Ньюингтона (штат Вирджиния, США) изготавливала вывески «Повторное открытие», чтобы обеспечить безопасное возвращение компаний штата к работе. Master Print и другие компании Vomela по всей стране в производили 75 000 лицевых щитков в день для служб быстрого реагирования, медицинского персонала и других лиц.
Приоритетом было обеспечить безопасность персонала. Был разработан план разделения компании на две отдельные смены, изолированные друг от друга, чтобы эффективно соблюдать сроки, установленные заказчиком.
В начале кризиса, когда в Хоффман Эстейтс (штат Иллинойс, США) был внедрен локдаун, руководство Plum Grove Inc. (издательские услуги и услуги широкоформатной печати, в т.ч. выставочные и демонстрационные работы, а также услуги цифрового маркетинга) консультировалось с государственными учреждениями для получения рекомендаций, но нашло не очень много полезного. Поэтому компания написала собственный протокол безопасного рабочего места в эпоху COVID-19. С тех пор он был передан примерно 500 другим компаниям [4].
Одно из направлений Plum Grove — производство решений в области безопасности и гигиены труда, в т.ч. вывесок, стоек для дезинфицирующих средств. Компания использовала свой опыт в создании этих элементов для разработки широкого спектра бесплатных изображений для рекламы COVID-19, которые рекомендуют социальное дистанцирование, ношение и утилизацию масок для лица, мытье рук и изображения «мы победим это вместе». Буквально за два месяца дизайны были загружены и во многих случаях напечатаны более 30 000 раз в более чем 150 странах.
Теперь Plum Grove на своем веб-сайте, предлагает широкий выбор наклеек для пола, вывесок и баннеров для COVID-19. Эти товары доступны в Интернет-магазине и продаются без минимальных ограничений.
Опрос о влиянии коронавируса, проведенный Британской федерацией полиграфической промышленности (BPIF) в мае, обескураживает: почти три четверти респондентов сообщили о «значительном спаде» уровней заказов, более трех четвертей заявили, что им требовалась экстренная помощь для поддержания денежного потока, и чуть более одной трети были «чрезвычайно обеспокоены» выживанием своего бизнеса в краткосрочной перспективе [6].
Сегмент упаковки оставался одним из самых устойчивых благодаря высокому спросу на упаковку для пищевых продуктов и фармацевтических препаратов и росту электронной коммерции.
Однако в связи с изменчивым потребительским спросом необходимость гибкости и адаптируемости имела решающее значение даже в секторе упаковки. Например, Нил Джонс, председатель Европейской ассоциации флексографской промышленности (EFIA), сказал, что внезапный и значительный рост спроса создает высокую нагрузку на цепочку поставок упаковки. «COVID-19 определенно представлял серьезные проблемы для флексографского сектора Великобритании на первых порах, — говорит Джонс. — Нарушение цепочек поставок продуктов питания, напитков, фармацевтических препаратов и средств гигиены вызвало всплеск спроса, поскольку потребители начали панически покупать. Однако отрасль блестяще отреагировала, и объемы производства со временем снова стабилизировались. В частности, мы наблюдаем оптимизацию артикулов от брендов с целью управления волатильностью спроса, это обеспечивает долгосрочную загрузку типографиям».
«Упаковочные типографии так же загружены, как и раньше, но, как правило, используют меньшее количество артикулов, поэтому мы видим больше долгосрочной работы, — говорит директор британской Eco Flexibles Ltd Мэтт Франклоу. — Спирт направляется на производство средств для мытья рук, чтобы помочь в борьбе с коронавирусом, затраты растут, поскольку переработчики ищут способы сократить использование растворителей. Таким образом, мы наблюдаем резкий рост числа типографий, переходящих на водовымывные пластины, что указывает на гораздо более светлое и экологически безопасное будущее для упаковочной промышленности, которое мы полностью поддерживаем» [6].
По словам респондентов отчета PRINTING United Alliance «Исследование показателей деловой активности в области печати COVID-19: путь вперед» (опубликовано 11 мая 2020 г.), для полиграфистов США важны такие бизнес-приоритеты в управлении кризисом [4]:
Защита здоровья сотрудников: безопасное размещение сотрудников, дезинфекция рабочих мест, посменная работа и предоставление возможности работать на дому для определенных специалистов.
Контроль затрат и защита денежных потоков: были сокращены заработные платы и часы работы, минимизированы второстепенные затраты, отложены покупки и платежи, а также освоена государственная помощь.
Сосредоточение внимания на росте: пандемия заставляет некоторые компании быстро расти, что побуждает другие компании искать аналогичные возможности в таких областях роста, как упаковка.
Поддержка сотрудников: проверка сотрудников, оплата волонтерской деятельности в сообществе и предоставление беспроцентных ссуд нуждающимся сотрудникам. Хотя увольнения могут быть неизбежными для некоторых полиграфических компаний, некоторые предпринимают шаги для повторного найма сотрудников на время восстановления.
Государственная и другая поддержка
Некоторые владельцы полиграфического бизнеса частично обвиняют правительство. В Австралии, например, объявления о локдауне были нечеткими и применялись бессистемно, при этом потребители не были уверены в своей работе, будут ли закрыты предприятия или в более широких экономических последствиях.
К счастью, австралийские предприятия пользуются поддержкой Ассоциации печатных и визуальных коммуникаций (PVCA), которая оказывает централизованную поддержку отдельным малым и средним предприятиям.
Согласно отчету Британской Федерации полиграфической промышленности (BPIF), 15% респондентов посчитали доступ к мерам государственной поддержки «очень плохим», 26% — «плохим», 20% — «хорошим» и только 2% - «очень хорошим». Помимо оплаты труда сотрудников, возникли проблемы, связанные с другими расходами на ведение бизнеса [6].
Объявление несколько дней спустя после объявления локдауна 24 марта о Схеме сохранения рабочих мест, позволяющей компаниям увольнять сотрудников (при этом государство оплачивает 80% фонда заработной платы, несомненно, спасло предприятия и рабочие места).
Схема кредитования бизнеса во время эпидемии коронавируса (CBils) позволяла сохранить больше компаний и рабочих мест, но, возможно, не получила всеобщего одобрения. Логика подсказывала, что если до пандемии бизнес не был прибыльным, зачем его поддерживать. После неистового лоббирования со стороны BPIF, IPIA и других, чтобы считать печать важной услугой, позволило некоторым типографиям продолжить работу.
Рене Спангер, владелец компании Unfold, занимающейся широкоформатной печатью, в Харлеме, Нидерланды, говорит, что государственная помощь в покрытии повседневных деловых расходов может иметь важное значение для поддержания бизнеса на плаву. «Есть поддержка со стороны государства, но в основном это касается сотрудников, — говорит он. — Этого недостаточно, потому что есть другие расходы, такие как аренда здания и аренда машин. Поэтому, если мы потеряем 50% нашего дохода, будет очень трудно сохранить всех сотрудников».
Лука Коломбо, менеджер проектов в GFB Edit, расположенном недалеко от Милана, объясняет, что, несмотря на то, что существует государственная помощь, ее не так легко получить. «Бюрократия здесь всегда сложный вопрос, — говорит Коломбо. — Государственная помощь активизируется в форме кредитных механизмов для решения неотложных проблем с ликвидностью, но для таких компаний, как наша, мы говорим о максимальной сумме в 25 000 евро, и это не меняет правила игры». Коломбо добавляет, что издательский сегмент полиграфической промышленности столкнулся с некоторыми давними проблемами, которые усугубляются кризисом. «Здесь, в Италии, редакционный сектор находится в постоянном кризисе последние 20 лет, поскольку издатели очень медленно и робко переходят в цифровую эпоху, — говорит он. — Они неохотно ищут новые бизнес-модели, несмотря на то, что доходы постоянно снижаются. Итак, мы готовимся к своеобразному сценарию окопной войны. Я думаю, что это будет долгий и медленный путь от современного состояния к будущему, которое все еще витает в воздухе, и, тем временем, это приведет к уменьшению доходов, меньшим возможностям и увеличению затрат» [6].
Нормально, по сути, поддержал полиграфию, а заодно и почтовую отрасль, Капитан Том — британский ветеран войны, который собрал более £32 млн для благотворительных организаций Национальной службы здравоохранения (NHS), когда разразилась пандемия, и недавно получил более 125 000 открыток (!) от британской общественности на свое 100-летие.
Среди вертикальных рынков, которые продолжают стимулировать спрос, участники опроса Big Picture и Keypoint Intelligence назвали здравоохранение, школы, этикеточную и пищевую промышленность, розничную торговлю продуктами питания, художественное сканирование и воспроизведение, фармацевтику, графику для полицейских машин, наклейки на машины, лодки и дома на колесах, а также индустрию знаков [2].
Что выжило
Полиграфия значительно пострадала во время пандемии, но в некоторых отраслях спрос на печатные материалы довольно высок, включая продукцию, связанную с COVID-19 [5].
Индустрия здравоохранения. Больницы и медицинские учреждения используют печать для критически важных коммуникаций для здоровья и безопасности. Речь о плакатах на дверях и окнах, рекомендациях по безопасности при социальном дистанцировании, напоминаниях «мойте руки» и т.п.
Пищевая промышленность. Супермаркеты и рестораны заказывают указатели направления, этикетки и упаковку, плакаты, графику и вывески на местах, меню, плакаты и графику на окнах и стены, руководства по безопасности при социальном дистанцировании и многое другое. Продукты, которые покупаются онлайн, поставляются в отпечатанной упаковке и с сопроводительными материалами, который можно легко персонализировать для покупателя. Таким образом, печать помогает завоевать лояльность бренду.
Службам быстрого реагирования и военным необходимы плакаты по общественной безопасности, инструкции и полевые руководства, значки допуска, учебные пособия и униформа.
Индустрия общественного здравоохранения. Правительственные организации заказывают коммуникационные материалы, бюллетени и материалы для прямых почтовых рассылок, этикетки, плакаты и открытки, инструкции по охране здоровья и безопасности населения и многое другое.
Фармацевтическая промышленность. Аптекам необходимы медицинские этикетки и информация об упаковке, а также инструкции по применению лекарств.
Индустрия недвижимости. Брошюры с объявлениями о недвижимости, контракты и первичные документы, указатели, буклеты и каталоги.
Юридическая индустрия. Эта отрасль заказывает печать судебных документов и юридических уведомлений, плакатов и указателей по технике безопасности.
Сектор образования. Востребованы рабочие тетради и руководства по учебным планам, для учащихся, планы уроков для учителей, табели успеваемости и формы тестов, школьные календари и расписания.
Почтовая отрасль. Поставщики почтовых услуг используют печать для заказа материалов прямой почтовой печати — открыток, брошюр и специальных уведомлений, коробок и конвертов с печатью, упаковочной ленты и расходных материалов, а также этикеток для доставки и упаковки.
Информационная сфера. Секторы печати, телевидения и радио используют печать для заказа информационных бюллетеней и объявлений местных сообществ, публикаций местных новостей, настенной графики.
Финансовая индустрия. Банки, страховые и финансовые учреждения заказывают брошюры с информацией по кредитам и финансовым продуктам, уведомления о кредитных/дебетовых картах, страховые требования и документы, вывески, оконную графику.
Строительная промышленность. Вывески на стройплощадках, плакатов и знаков общественной безопасности, специальные уведомления и письма жителям, плакаты, знаки и указания по безопасности труда.
Критические изменения
После ослабления карантинных мер экономика постепенно набирала обороты, с увеличением количества магазинов и разрешенных видов деятельности. Это повлияло на некоторых рынках на рост количества материалов прямой почтовой рассылки (возможность таргетирования сообщения и получения преимуществ от массовой).
По мере снятия ограничений вновь начинают заказывать рекламную полиграфию. К сожалению, клиенты типографий избавились от лишнего персонала, и в них осталось меньше людей, разбирающихся в печати. Потому важное значение приобрела прозрачная технология онлайн-закупок для отдельных товаров, для запланированных кампаний или для действующих договорных соглашений (в приоритете должны быть не низкие цены, а юзабилити платформ) [7].
В то же время «живое» посещение магазинов в период жестких локдаунов не приветствуется, что предопределило некоторые шансы для возрождения использования каталогов для просмотра. Никто еще не усовершенствовал концепцию просмотра веб-сайтов. А каталог может стать воротами к онлайн-продажам [7].
COVID-19 ускорил естественный переход некоторых потребителей и предприятий к покупкам полиграфии в Интернете. В том же недавнем исследовании Keypoint Intelligence для малого и среднего бизнеса половина респондентов заявили, что они увеличат объем покупок печатной продукции в Интернете. Поскольку все больше покупателей печатной продукции переходят к онлайн-заказам, это означает, что конкуренция провайдеров услуг печати находится находится на расстоянии одного клика. В этом случае цена становится наиболее важным критерием покупки.
Рисунок 2. Собираетесь ли вы заказывать больше полиграфии онлайн?
Саймон Билтклифф, исполнительный директор Webmart, говорит: «Цифровое взаимодействие на десять лет изменило то, как мы получаем и доставляем печатные и маркетинговые материалы. У нас есть свой маркетинговый портал уже несколько лет, но им почти не пользовались. Теперь, через две недели после закрытия, он стал частью нашего бизнеса» [7].
Аналитики из keypointintelligence даже заговорили об изменениях в экосистеме цифровой печати на американском рынке. По их словам, наиболее пострадали от пандемии салоны оперативной полиграфии, которые, по большей части, имеют малопроизводительное оборудование, с относительно высокими эксплуатационными расходами и совокупной стоимостью владения, что отрицательно влияет на их розничную цену. При естественном переходе к онлайн-печати им придется конкурировать с более крупными онлайн-типографиями с очень большими производственными мощностями (включая офсетные машины), которые имеют низкие эксплуатационные расходы и, следовательно, более конкурентоспособные розничные цены.
Небольшие салоны должны использовать возможности сотрудничества с крупными операторами, чтобы получить выгоду от консолидации объемов печати, снижения эксплуатационных расходов и более низкой совокупной стоимости владения.
Другой вариант — передать печать на аутсорсинг. В keypointintelligence, отмечают, что операторы рынка фотопечати уже некоторое время стремятся печатать не там, где продают продукцию, а размещать заказы по более низкой цене.
Отраслевой консультант Пэт МакГрю (McGrewGroup Inc.) отмечает, что для типографий оперативной полиграфии наступают тяжелые времена, так как человеческий поток ограничен. Многие из основных капиталовложений, которые были запланированы до начала пандемического кризиса, все еще продолжаются. В качестве примера МакГрю предложила, что использование напольной графики стремительно растет, поскольку перемещение людей в точках розничной торговли и других общественных местах стало императивом [4].
Для любой типографии, стремящейся к восстановлению, отраслевой консультант Пэт МакГрю (McGrewGroup Inc.) предлагает три стратегии:
-
внимательно оцените сегодняшнее состояние бизнеса и спросите себя, располагаете ли вы правильным ассортиментом продукции. Определите те продукты, которые больше не актуальны, и те, которые могут предложить дополнительные возможности;
-
подумайте, что ваши клиенты захотят купить в следующие шесть-девять месяцев. Сейчас идеальное время, чтобы внимательно изучить рабочий процесс, определить, есть ли (и где) потери в ваших процессах. Изучите области, в которых ручной рабочий процесс может препятствовать эффективному производству, и найдите решения для них. Этот шаг важен приобретает дополнительную значимость как оплот против потенциальных будущих волн вируса. Кроме того, это может упростить производство при минимальном количестве производственного персонала;
-
пришло время исследовать и практиковать новые вещи в своем бизнесе. Привлекайте своих сотрудников к пониманию всех возможностей имеющихся у вас процессов и областей применения, которые они могут обслуживать. Если ваше производство в настоящее время идет медленно, то сейчас самое время усовершенствовать процессы, которые приведут вас к новым возможностям.
Трансформация отрасли ускорится
Некоторые полиграфические предприятия сразу же внедрили обширные меры, такие как доставка товаров без контакта и пункты выдачи, защищенные от Covid. Дезинфицирующие средства и маски стали неотъемлемой частью офисной формы.
Европейские поставщики услуг печати обращаются к своим внутренним возможностям, чтобы найти способы оказать поддержку тем, кто находится на передовой, включая помощь в производстве необходимых средств индивидуальной защиты (СИЗ), масок для лица и халатов, этикеток для новых дезинфицирующих средств.
Италия, пострадавшая больше, чем другие страны еврозоны, раньше других ослабила определенные ограничения и открыла некоторые фабрики и предприятия, пережив самую длительную изоляцию в Европе. Франческо Мариани, владелец Flexprint, онлайн-типографии в Лиссоне, Италия, прогнозирует изменение взглядов на онлайн-партнеров. «Типографии сильно пострадают от COVID-19, — говорит он. — Мы надеемся, что некоторые секторы, которые ранее не рассматривали компании онлайн-печати как возможных партнеров, передумают. Flexprint, как интернет-типография, надеется, что это недоверие к компаниям, занимающимся цифровой печатью, может быть преодолено» [6].
Для многих пандемия стала лишь катализатором неизбежного вывода: необходимости адаптироваться или умереть. Владельцы бизнеса, похоже, в значительной степени согласны с изменениями, которые ускоряет Covid-19, и 79% видят в этом возможность преобразовать свой бизнес к лучшему.
Радикалы и вовсе призывают к крайним мерам, включая переход к более оцифрованному процессу, который не искореняет печать, а сочетает ее с цифровой продукцией. Например, ожидается, что возрастет потребность в услугах для совместной работы, облачных решениях для цифровых рабочих процессов и оцифровке бумажных процессов.
Розничные покупатели полиграфической продукции должны быть готовы к тому, что за продукцию, отпечатанную в их присутствии, придется заплатить дороже, чем, если забирать ее на следующий день. Наличие обоих вариантов — хорошая стратегия для салонов оперативной полиграфии, которая позволит удержать клиентов. Небольшие салоны, даже если у них есть возможности для онлайн-покупок, никогда не должны забывать о необходимости обеспечивать дополнительную ценность и дифференциацию через свои личные отношения и поддержку, поскольку по цене с большими онлайн-типографиями они не смогут конкурировать никогда [3].
Дополнительная гибкость потребуется и крупным провайдерам услуг печати, которые работают с серьезными корпоративными клиентами (некоторые из этих клиентов также начинают покупать больше в Интернете). Интересно, что согласно опроса Keypoint Intelligence, почти половина провайдеров печати даже не имеют Интернет-магазинов, чтобы лучше обслуживать своих существующих клиентов.
Рисунок 3. Располагает ли Ваша компания платформой Web-to-Print?
Ожидается, что все эти тенденции приведут к изменению экосистемы спроса на оборудование для цифровой печати, поскольку все больше объемов печати и продаж оборудования будут перемещаться в сторону более крупных печатных машин с более низкими эксплуатационными расходами и совокупной стоимостью владения (особенно для струйной печати).
Некоторые собственники решат закрыть, продать какие-либо активы и уйти из отрасли, измученные борьбой последних нескольких лет. Другие компании радикально уменьшатся в размерах, перейдя от офсетной к цифровой печати, будь то широкоформатная печать там или оперативная малотиражная полиграфия.
Любые более длинные офсетные заказы могут быть размещены в онлайн-типографиях. Ясно одно: что бы ни происходило в экономике в целом, полиграфическая промышленность не вернется в 2019 год. Любой кризис ускоряет уже проявившиеся тенденции: автоматизация, покупка печатной продукции через Интернет, переход от офсета к цифровым технологиям [7].
В то же время, рано делать вывод, что печать на 100% перейдет в онлайн — всегда будет много брендов и других покупателей печатной продукции, которым потребуется личная поддержка (ее онлайн-типографии не всегда готовы предоставить), и которые будут готовы платить больше за достижение большей рентабельности инвестиций.
Источники:
1. How Covid-19 Has Affected the Print Industry// Портал print2day – Режим доступа к ресурсу: https://www.print2day.com.au/blog/how-covid-19-has-affected-the-print-industry/
2. How the Printing Industry Is Surviving the Pandemic // Портал keypointintelligence – Режим доступа к ресурсу: https://www.keypointintelligence.com/news/editors-desk/2020/june/how-the-printing-industry-is-surviving-the-pandemic/
3. It’s Time to Go Print Shopping Online keypointintelligence// Портал keypointintelligence – Режим доступа к ресурсу: https://www.keypointintelligence.com/news/editors-desk/2020/october/it-s-time-to-go-print-shopping-online/?alttemplate=editordeskitem
4. How Printers Are Navigating The Coronavirus Pandemic// Портал piworld.com – Режим доступа к ресурсу: https://www.piworld.com/article/printers-navigating-coronavirus-pandemic/
5. The impact of COVID-19 on the printing industry// Портал minutemanpress.co.za – Режим доступа к ресурсу: https://www.minutemanpress.co.za/news/the-impact-of-covid-19-on-the-printing-industry/
6. COVID-19: European Printers and Converters Share Their Stories [Электронный ресурс] // Портал packagingimpressions.com – Режим доступа к ресурсу:
7. Print is stricken by coronavirus [Электронный ресурс] // Портал printbusiness.co.uk – Режим доступа к ресурсу: https://printbusiness.co.uk/print-is-stricken-by-coronavirus/