Коснемся оценки ситуации вендорами и некоторых изменений, которые, собственно, были внедрены в рамках компаний, чтобы противостоять кризису и сохранить сбыт.
Критические изменения в печати
Пандемия COVID-19 усилила потребность поставщиков услуг печати в изменении операционной модели и поиске новых возможностей для диверсификации своих предложений. Об этом свидетельствует, например, исследование рынка полиграфической промышленности Canon Middle East [1] (проводилось в период с июня 2020 г. до первой недели июля 2020 г. среди типографий и CRD, корпоративных центров печати, в ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Омане и Ливане).
Согласно исследования Canon Middle East только 21% респондентов считает, что оцифровка является серьезной проблемой, следовательно, большинство поставщиков услуг печати согласились с тем, что облачные услуги цифрового рабочего процесса добавили ценность их общему рабочему процессу.
Компания Screen Europe на основе анализа бизнеса своих клиентов [2] делает вывод, что в условиях пандемии и последующего спада полиграфического производства наиболее пострадали сегменты печати газет, журналов, книг и брошюр. В то же время на многих рынках (Франция, Португалия, Россия, Турция, Ближний Восток) наблюдается рост спроса на печать этикеток.
Согласно данным удаленной диагностики Koenig & Bauer, использование печатных машин в Великобритании во время жестких карантинных мер в коммерческом сегменте упало на 50%, а в печати картонной упаковки на 15% [3]. Речь, разумеется, только о новом оборудовании: старые машины и машины, продаваемые дилерами, не подключены к этим сетям, и объемы печати на них, не исключено, еще больше снизились.
Впрочем, в сегментах печати упаковки для пищевых продуктов, фармацевтических препаратов, государственных типографиях и даже на газетных производствах падение в Великобритании не было столь ощутимым. А печать документов для прямой почтовой рассылки стала ключом к усилиям по сбору средств благотворительными организациями, и способствовало эмоциональному благополучию тех, кто находился в изоляции и получал поздравительные открытки.
Поскольку в ближайшие несколько лет вероятно снижение экономической активности, тиражи печатных заданий будут сокращаться (за исключением фармацевтической и пищевой промышленности), что может ускорить переход к цифровой печати. В любом случае клиентам типографий потребуется более быстрое время выполнение работ как по печати этикеток, так и коммерческой полиграфической продукции (книги и брошюры), кроме того, важным конкурентным преимуществом станет персонализация.
В Screen Europe также ожидают, что в краткосрочной перспективе некоторые полиграфические компании приостановят реализацию своих инвестиционных планов либо отложат инвестиции до второй половины 2021 года, поскольку ждут более благоприятного и стабильного делового климата. В компании так же считают вероятным смещение инвестиций в сторону цифровой печати из-за тенденции к сокращению тиражей и более быстрому выполнению заказов [2].
Некоторые поставщики оценивают ситуацию осторожнее [3]. «Для многих полиграфистов, особенно в коммерческом сегменте, слишком много неизвестного: какие настройки им понадобятся, в течение какого периода, и как это повлияет на их бизнес в конечном итоге, — говорит Райан Майлз, управляющий директор Heidelberg UK. — Необходимо изучать баланс оборудования, которым управляет компания, и обеспечивать правильное сочетание цифровой и офсетной печати». Для Heidelberg выбор также стоит между коммерческой печатью и упаковкой, на которой как на более устойчивом секторе компания сосредоточила внимание последние годы.
По данным опроса Canon Middle East, значительное количество типографий (64%) планируют диверсифицировать свой полиграфический бизнес в новые области печати, при этом 30% хотят инвестировать в новое цифровое оборудование в ближайшем будущем, для удовлетворения потребностей клиентов в более коротких тиражах.
В Screen Europe констатируют: пандемия выявила зависимость европейских компаний от китайских поставщиков, поэтому определенные стратегические производственные цепочки могут быть возвращены в Европу. Например, книжные типографии в странах Балтии уже получают задания на печать, которые ранее выполнялись в Китае.
Многим полиграфическим компаниям просто рано думать о новых инвестициях, поскольку они продолжают бороться с последствиями еще весеннего локдауна, когда некоторые производства потеряли до 70% бизнеса. Даже сейчас, в странах, где государственная поддержка типографий отсутствует, у полиграфистов нет уверенности, смогут ли они или их основные клиенты выдержать очередные локдауны.
Поставщикам услуг печати в конечном итоге придется инвестировать в устойчивые технологии, если они хотят оставаться конкурентоспособными на рынке, делают вывод в Canon Middle East [1].
Во всем мире принимаются экологические нормы, а пандемия усиливает давление на правительства и бизнес, заставляющие их придерживаться устойчивых методов ведения бизнеса. Исследование компании показало, что 53% корпораций переходят на экологически безопасные решения для печати в ближайшие месяцы, но 40% полиграфических предприятий считают, что ценообразование является более серьезной проблемой, и еще не инвестировали в экологически чистые продукты для удовлетворения растущего спроса.
Большинство респондентов опроса Canon Middle East (69%), согласны, что традиционные печатные маркетинговые материалы будут оптимизированы и использоваться по мере необходимости, при этом маркетинговые средства будут перемещаться в онлайн, а больше внимания будет уделяться краткосрочным тиражам по требованию. Но в компании уверены, что широкоформатная графика, коммерческая печать, а также листовая цифровая печать также могут быстро прийти в норму после COVID-19.
Как это ни парадоксально, в данных условиях могут быть востребованы высокопроизводительные цифровые печатные машины и отделочное оборудование, с высокими показателями безотказной работы. Искусственный интеллект вполне может стать частью технологического комплекса печати будущего.
Автоматизация
В Screen Europe считают, что экспансия процессов автоматизации как на уровне оборудования, так и на уровне рабочего процесса печати неизбежны. Речь идет об интегрированном производственном процессе, от приема заказа до отгрузки или электронной доставки, с полностью интегрированными функциями выполнения и выставления счетов.
Для полиграфистов изменившаяся реальность, вероятно, означает возможность выполнять больше небольших вариативных работ, печатать заказы «в последнюю минуту», работать с более широким спектром приложений. Ключевым моментом станет инвестирование в системы, которые автоматизируют текущие процессы и открывают новые возможности [4].
Ускорение автоматизации в полиграфии может спровоцировать спрос на печатающие устройства, простые в эксплуатации и требующие меньшего числа квалифицированных операторов: поскольку отрасль некоторое время будет восстанавливаться, станут популярнее более простые в эксплуатации системы, которые требуют меньшего количества навыков от операторов.
Теперь, как никогда ранее, полиграфическим компаниям необходимо максимально разнообразить спектр предлагаемых ими приложений. Например, типографиям цифровой печати — внедрять приложения для цифровой упаковки по требованию, расширяя круг клиентов и генерируя новый поток доходов.
В Duplo не ожидают быстрого восстановления продаж, даже если не будет никаких дальнейших откатов, например, из-за новых волн коронавируса. Но рост будет происходить за счет инвестиций в цифровые способы производства и повышение уровня автоматизации [3]. Типографиям придется привыкать делать больше с меньшими затратами, связывать четыре или пять процессов вместе. Ожидается, что тиражи уменьшатся, и поэтому они будут печататься на цифровых печатных машинах с использованием оборудования для окончательной обработки, соответствующего типу печатной машины и уровню автоматизации, отмечают в компании.
То есть будут востребованы многофункциональные финишеры: резка, биговка и фальцовка за один проход под контролем одного оператора, который, вероятно, будет управлять соседней цифровой печатной машиной. Для многих небольших типографий очень скоро станет очевидной необходимость сократить объем производственных помещений.
Раньше в Duplo были разочарованы тем, как некоторые из автоматизированных систем компании используются для повторяющихся работ, в то время, когда система может сделать гораздо больше. Поэтому Duplo стремится помочь клиентам добиться большего с их существующими системами, отвечая на их вопросы в режиме реального времени, чтобы помочь им по-настоящему освоить оборудование и создать новые приложения для клиентов.
Автоматизация будет играть ключевую роль в возобновлении работы предприятий, подчеркивают в Duplo, типографии будут работать с меньшим количеством людей на производствах (в т.ч. тех, кто будет работать одновременно), длина тиражей станет еще короче, а количество заданий увеличится. Возможность адаптировать рабочие процессы к изменяющемуся давлению означает больше возможностей по выполнению интегрированного производственного цикла.
Как и в случае с Duplo, в британском офисе Plockmatic (Morgana и Watkiss) продажи в период острой фазы карантина резко упали. «Больше невозможно содержать десять человек, работающих в небольшой типографии, и поддерживать между ними расстояние 2 м, и это заставит компании задуматься об изменении принципов работы», — говорит Рэй Хиллхаус, управляющий директор Plockmatic UK.
Morgana, как и Duplo, отмечает рост продаж своих мультифинишеров и ожидает дальнейшего роста, как только «уляжется пыль», поскольку все больше и больше работ приходится переводить на цифровую печать. Длина тиражей, которые составляли несколько тысяч, теперь — несколько сотен, что значительно ниже порога для офсетной печати и для отдельных процессов окончательной обработки.
Управляющий директор Friedheim International (поставщик решений для постпечати) Марк Бристоу говорит об увеличении количества заказов на оборудование Hunkeler и других производителей, которое может работать в комплексе с современными струйными машинами. Нескольких клиентов заинтересовал робот-паллетоукладчик CoBo Stack от MBO. Такие решения востребованы не только в коммерческой полиграфии, но и в упаковочных типографиях, даже в книжных типографиях, таких как Printondemand Worldwide и Ashford Color Press, которые могут печатать и переплетать книги без ручного вмешательства.
А Дэвид МакГинли, директор по продажам Muller Martini, говорит, что у компании есть клиент, который уже берет рулоны, напечатанные на цифровой печатной машине, и подает их на линию сшивания, где производятся персонализированные сложенные, сшитые и обрезанные буклеты без ручного вмешательства оператора. Это в 18 раз быстрее, чем при старом методе выполнения этой работы.
Изменения правил игры для самих вендоров
В компании Duplo отмечают [4], что быстрее к нормальной работе вернулись организации, способные обеспечить плавный, автоматизированный, непрерывный рабочий процесс, используя соответствующие программные решения и автоматизированные механические решения для каждого этапа процесса.
Многие сотрудники Duplo работали из дома на постоянной основе — и это подействовало благодаря четкому пониманию процессов, происходящих в каждой части бизнеса (Duplo инвестировала средства в инструменты, которые позволяют работать с компанией из любой точки мира, от виртуальных встреч до предоставления дистрибуторам доступа к техническим и маркетинговым платформам). Еще в апреле компания запустила две виртуальные платформы, что позволило привлечь дополнительные заказы от клиентов.
Потенциальный покупатель оборудования может сегодня отправить заказ в демо-зал производителя, чтобы заказать часовую демонстрацию реальной работы. За удаленной демонстрацией может последовать более безопасный визит к существующему клиенту, при условии, что клиент будет рад самому факту этого визита.
Например, в опросе клиентов, проведенном Muller Martini, 73% заявили, что не хотят, чтобы продавцы посещали их помещения до конца года [3]. Поэтому для компаний-поставщиков имеет смысл сделать удаленные демонстрации как можно более интересными и полезными, инвестировав в соответствующие аппаратные средства.
Действия Xeikon демонстрируют, как это можно сделать. В марте компания поспешно организовала мероприятие, используя удаленные готовые приложения, но для второй пресс-конференции Xeikon создала профессиональную телевизионную студию, где ведущий мог опросить гостей за большим столом.
Некоторые источники:
1. COVID-19 pandemic accelerates changes in the print industry: Canon ME [Электронный ресурс] // Портал tahawultech.com – Режим доступа к ресурсу:
2. The impact of COVID-19 on the pan-European printing industry [Электронный ресурс] // Портал Screen Europe – Режим доступа к ресурсу:
https://packagingeurope.com/the-impact-of-covid-19-on-the-pan-european-printing-industry/
3. Print is stricken by coronavirus [Электронный ресурс] // Портал printbusiness.co.uk – Режим доступа к ресурсу:
https://printbusiness.co.uk/print-is-stricken-by-coronavirus/
4. The New Normal; what’s in store for the print industry Covid-19 and beyond [Электронный ресурс] // Портал duplointernational.com – Режим доступа к ресурсу: https://www.duplointernational.com/article/new-normal-whats-store-print-industry-covid-19-and-beyond