ПУТЬ РАСЧЕТА С СОТРУДНИКАМИ В ПЕРИОД КАРАНТИНА
Мы спросили у респондентов «Какой путь расчета с сотрудниками Вы выбрали о время карантина?». Результаты оказались относительно предсказуемыми.
Как видим (рис. 1), большинство респондентов (а в этом случае можно было выбрать один вариант ответа) отправили сотрудников в отпуск «за свой счет» (8 респ., 36,4%), уменьшили собственный доход, стремясь сохранить коллектив 7 респ. или 31,8%, выплаты к реальной прибыли привязали 6 респондентов или 27,3%.
Правда, в отличие от подобного опроса, который мы делали на месяц раньше, где лидировал пункт «Ничего не изменили», в данном опросе такой пункт занял только шестое место с 4 голосами респондентов (18,2%).


Четыре последних варианта ответов добавили участники опроса.


РЕЖИМ РАБОТЫ, УСТАНОВЛЕННЫЙ В ТИПОГРАФИЯХ
Мы попросили респондентов ответить на вопрос «Какой режим работы установлен в вашей типографии?». Интересно, что есть такие компании, у кого офис и производство работают в штатном режиме (3 респ., 13,6%). Но в целом (рис. 2) очевидно – офис полностью или частично на удаленке (8 респ., 36,4%, производство в сокращенном режиме (6 респ., 27,3%)


МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ СОТРУДНИКОВ
Интересно, что вопросы доставки сотрудников на работу решаются радикально. Многим пришлось и в такси вложиться либо возмещать затраты на бензин (14 респ., 63,6%). С аналогичным результатом (рис. 3) первое место разделил вариант «Раздача масок и антисептиков сотрудникам», популярной мерой была и «Дезинфекция контактных поверхностей» – 13 респ., 59,1%. С отпусками за счет работодателя, температурным скринингом и пр.
дела обстоят так себе, а вообще никаких мер по защите сотрудников не применял один участник опроса.
Но гораздо интереснее понять, как за неполных два месяца карантина изменился ландшафт зарплат в полиграфии. Мы не вполне владеем ситуацией, какой уровень зарплат был до карантина.

Но очевидно, что указанный респондентами уровень явно ниже докризисного, хотя бы, исходя из размера ЗП как такового, подчас очень уж заниженного.
Из соображений корректности мы не спрашивали у представителей целевой аудитории «Какой уровень зарплат на Вашем предпри-
ятии?» – вопросы были поставлены иначе: «Какой уровень зарплат считаете справедливым в период карантина для управленца/технолога/менеджера и т.д.?», тем не менее, участники, видимо, оперируют не только собственным видением, но и собственными практиками.

УПРАВЛЕНЦЫ
Тут, понятно, очень обширная категория: директор, исполнительный директор, начальник производства, начальник цеха. Но в целом вопрос, как нам видится, сформирован понятно. А вот результаты удивили (рис. 4).

11-15 тыс. грн, по сути, пункт-победитель (8 респ., 36,4%), далее 9-11 тыс. (6 респ., 27,3%), а дальше еще интереснее – 7-9 тыс./15-20 тыс. разделили третье место (по 3 респ., 13,6%). Зарплаты так себе, особенно по меркам Киева. Хотя в регионах (откуда ряд респондентов) такого уровня зарплаты можно считать с оговорками адекватными.


БУХГАЛТЕРЫ
Конечно, наше пустившее на самотек ситуацию с коронавирусом правительство неоднократно заявляло об отсутствии санкций за несвоевременно сданные отчеты, отсутствии проверок в период карантина и многих еще послаблениях, Рада даже принимала что-то…. А еще и обороты упали. Стало ли при этом меньше работы у бухгалтеров? Безусловно. Однако, это такая категория, что найдут себе работу всегда и приключений работодателю. А те бухгалтеры, которые приключений не создают, видимо, стоят побольше,
чем считают необходимым платить им в период карантина участники опроса.

Итак, смотрим. 7-9 тыс. грн – этот вариант ответа лидирует в нашем опросе (рис. 5) с 7 голосами (31,8%), далее – 11-15 тыс. с 5 голосами респондентов (22,7%) и «непопулярный» пункт «Менее 7 тыс. грн» (4 голоса или 18,2%). Свыше 15 тыс. грн готовы платить любимым бухгалтерам 3 респондента (13,6%), что неплохо.

ТЕХНОЛОГИ
Одна знакомая технолог (а нынче директор компании) даже оскорбилась, увидев промежуточные итоги опроса. И попробовала статистику видоизменить своим голосом, там еще и единомышленники нашлись. В общем, технологи у нас – не лидеры по уровню ЗП, но на фоне ряда менее популярных сотрудников их доход, который готовы платить работодатели, не удивляет (рис. 6): лидирует вариант 7-9 тыс. грн (8 голосов респ., 36,4%), но зато на втором месте – п. 11-15 тыс. (5 респ., 22,7%), на третьем – 9-11 тыс. (4 респ.,
18,2%). А трое респондентов (13,6%) даже ратуют за уровень ЗП технолога свыше 15 тыс. грн.

ДИЗАЙНЕРЫ/ПРЕПРЕСС-ИНЖЕНЕРЫ
Этим ребятам меньше повезло (рис. 7). Работодатели преимущественно 9-11 тыс. грн. готовы им платить (9 респ. 40,9%), в 11-13 тыс. оценивают препрессников 6 респ. (27,3%), в 7-9 тыс. – 5 респ. (22,7%), один участник опроса (4,5%) считает, что препрессник «стоит» больше 16 тыс. грн.

Приведем здесь парочку комментариев, которые учасники группы «Полиграфия Украины оставили под постом о промежуточных итогах опроса в группе:
Vladimir Aksentiev: «200-300, 300-400 у.е. – у меня ощущение, что я с Макфлаем в 2005 попал, что тогда работа стоила, так что сейчас».
Константин Ткаченко (7 небо): «Нельзя нанять адекватного сотрудника, в Киеве, меньше, чем за 11-12 тыс. грн в месяц (если он загружен работой). Все остальное от лукавого».

МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПРОДАЖАМ
Достаточно обширная категория наемных сотрудников, зачастую (до карантина) с высоким уровнем дохода, после начала кризиса оказалась под ударом. Можно даже не менять условия работы, а доход все равно весьма сильно упал (заказов то стало процентов на 60 меньше, в среднем по больнице).
Тем не менее, участники опроса имеют собственное мнение (рис. 8) относительно уровня дохода менеджеров по продажам в период кризиса. 9-11 тыс. грн – этот пункт в лидерах (8 респ., 36,4%), далее вариант 7-9 тыс. (7 респ., 31,8%).

Как мы понимаем, два последних пункта добавили участники опроса. На одном из предприятий даже нет менеджера по продажам. Пока.).


МЕНЕДЖЕР ПО СУПОДРЯДУ
Весьма важная персона для типографий, которые не обладают замкнутым производственным циклом либо у себя им все печатать не выгодно, а трафик заказов при этом налажен (или был налажен до карантина). Тут, кстати, интересно. Например, флексографские типографии активно стали отказываться от коротких тиражей в пользу немногочисленных в Украине обладателей рулонного цифрового печатного оборудования. Онлайн-полиграфия цветет и пахнет…
Одним словом, и сейчас менеджерам по суподряду (рабочее название) есть, чем заниматься. Но ценят их (рис. 9) не очень – 7 респ. или 31,8% на уровне 7-9 тыс. грн, а дешевле 7 тыс. – 5 респ. либо 22,7% участников.


Три последних пункта добавлены участниками опроса – в т.ч. мы узнали, что в одной из типографий нет не только менеджера, но и менеджера по суподряду.

ПЕЧАТНИКИ
Вот очень ценная категория. Причем в любом способе печати. Во флексографии ценились до кризиса, конечно, посерьезнее, чем в офсете, а тем более в цифре. Да и сейчас представители пары флексографских типографий выступили – мол, не способны платить печатнику больше 20 тыс. грн, – валите с рынка.


Ну а лидирует (рис. 10) вариант 9-11 тыс. грн (7 респ., 31,8%) далее, как ни странно, 7-9 тыс. (5 респ., 22,7%), 11-13 тыс. (4 респ., 18,2%).

РЕЗЧИКИ
Помнится, еще в начале 2018 г. в отрасли стоял «плач Ярославны» по поводу резчиков, которые все в Польше – и не найти на высокую зарплату. Да и предлагаемый сегодня в отдельных вакансиях уровень зарплат не мал – 20-30 тыс. грн. Впрочем, участники опроса таких ЗП не обещают.


Лидирует (рис. 11) вариант 7-9 тыс. с 7 голосами респондентов (31,8%), по 6 голосов (27,3%) собрали варианты 5-7 тыс./9-11 тыс. Не ценят, короче говоря, резчиков, а зря.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПЕРЕПЛЕТНО-БРОШЮРОВОЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
Востребованные до карантина и до кризиса специалисты по брошюровке теперь, понятно, ценятся не так. Но не до такой же степени, чтоб лидировали (рис. 12) два варианта – 5-7 тыс./7-9 тыс. грн с 8 голосами каждый (36,4%). Вариант от 13 тыс. и выше практически не рассматривается.

СИСТЕМА ПРЕМИРОВАНИЯ/БОНУСИРОВАНИЯ

Большинство участников опроса (рис. 12) ратуют за ежемесячный бонус (10 респ., 45,5%). Далее – «Нефинансовые способы мотивации» – 6 респ., 27,3%.

Годовые бонусы практикуются на предприятиях 5 участников опроса (22,7%).