ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ
Цифровой печатью владелец типографии «ЗЁБРА» Вячеслав Кабицкий занимается более двадцати лет. Свое первое рекламное агентство Кабицкий с партнерами организовал на Урале, где остался после службы в армии. РА впоследствии трансформировалось в 2000 г. типографию с ЦПМ Xerox® DC 12.
В 2003 г., продав долю в бизнесе, предприниматель вернулся на родину, в Харьков, чтобы поддержать родителей. Денег на открытие собственного бизнеса не вполне хватало, потому Вячеслав какое-то время работал менеджером по маркетингу. Через год ему удалось открыть собственное РА, которое зарабатывало на перепродаже услуг цифровой, широкоформатной и офсетной печати.
В 2006 г. Вячеслав Кабицкий открыл службу рекламных открыток «ЗЁБРА»: стоечки с рекламными открытками были расставлены в торговых центрах по всему городу. Компании удалось взять кредит, и в мае 2007 г. Вячеслав открыл цифровую типографию «ЗЁБРА». Ее офис площадью 115 м2 располагался в центре города и обслуживал преимущественно розничных заказчиков. Бизнес «Зебры» строился в вокруг ЦПМ Canon CLC 4040, также компания располагала монохромными ЦПМ, резальным, ламинирующим и другим оборудованием.
Печать плашек на тонких материалах была «ахилессовой пятой» ЦПМ Canon. И чтобы не отдавать подобные заказы на сторону, владелец «Зебры» решил обновить парк оборудования. В компании были инсталлированы Konica Minolta bizhub Press C6500 и Konica Minolta bizhub Pro 1050 со значительным количеством постпечатных модулей для изготовления мягкого переплета (т.н. «книжная фабрика»). Такой выбор оборудования был обусловлен желанием типографии выйти на рынок производства книг в мягком переплете. Из-за особенностей подсчета количества кликов «ЗЁБРА» не могла быть конкурентоспособной при производстве книжных изданий ф. А5, которых на рынке было большинство. По мнению Вячеслава Кабицкого, приходилось значительно переплачивать за клик, и в итоге стоимость готовых изделий для заказчика получалась завышенной.

Со своей стороны, Konica Minolta не захотела идти на компромиссы. В итоге «ЗЁБРА» рассчиталась с поставщиком не до конца, вернула ему обе машины и не поддерживает с Konica Minolta отношения.
Собственник офиса, который «ЗЁБРА» занимала в центре, продал его под ресторан, потому компании пришлось переехать в новый офис площадью 155 м2, где были установлены подержанная ЦПМ Xerox® DocuColor 260 и несколько монохромных машин.
Накануне «Евро-2012» компания «ЗЁБРА» переехала в другое помещение, на завод «Протон», которое территориально находилось ближе к стадиону «Металлист». Вячеслав решил, что на новой локации можно рассчитывать на увеличение количества заказов, но просчитался – отсутствие должного количества клиентов и высокая арендная ставка вынудили «Зебру» вернуться в центр.
В офисе на ул. Чернышевского, 28-А компания работает с 2013 года. В том же году началось более системное сотрудничество с компанией Xerox® – были инсталлированы две ЦПМ – полноцветная Xerox® Color C75 и монохромная Xerox® D95.
Оборудование компании Xerox работает бесперебойно даже в период пиковых загрузок и в высокий полиграфический сезон. В частности, у компании был опыт печати на Xerox® D95 значительных объемов транзакционной печати со сложной переменной информацией изготавливался. И машина прекрасно справлялась с пиковыми нагрузками.
В «ЗЁБРЕ» реализован замкнутый цикл для производства различных видов рекламно-полиграфической и многостраничной продукции.
«ЗЁБРА» освоила направление печати на самоклейке – компания печатает на белых наклейках с прозрачной основой, на матовой пленке, глянцевой матовой и глянцевой прозрачной пленке. Для порезки этикеток используются два рулонных плоттера Jaguar. Есть в «Зебре» и планшетный плоттер, который в большей мере задействован для работы с картоном и пластиком, а также для биговки.
В компании четыре ламинатора – три Royal Sovereign для пакетной ламинации и рулонный Folliant 520, фрезеровщик и биндер для выполнения мягкого переплета.
Благодаря наличию рулонных и планшетного плоттеров «ЗЁБРА» предлагает заказчикам дополнительные услуги по производству стикеров и различных готовых изделий.
Кроме того, сам факт наличия плоттеров позволяет привлекать комплексные заказы, с высокой добавочной стоимостью за счет наличия дополнительных операций постпечатной обработки. Поэтому сегодня, совсем не случайно, Вячеслав Кабицкий задумывается о покупке планшетного плоттера с автоматической подачей листов с вакуумной подачей.
Услуги твердого переплета компания выполняет на суподряде.

Xerox® Versant 180 Press вполне устраивает типографию и ее заказчиков по скорости и качеству печати.
• В Xerox® Versant 180 Press нет функции «Глянец», как в Xerox® Color C75, которая придавала оттиску дополнительный блеск, поэтому на выходе получается более
качественный, но матовый оттиск. Подобный результат печати вполне соотносится с рыночным спросом – более востребованы сегодня именно матовые оттиски.
• В компании удовлетворены качеством ламинации оттисков Xerox® Versant 180 Press.
• Инсталляция Xerox® Versant 180 Press позволила расширить спектр заказов, которые выполняются на собственной производственной базе.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ
В декабре 2019 г. в «ЗЁБРЕ» был инсталлирован Xerox® Versant 180 Press (впрочем, в компании продолжает трудиться и не проданный пока Xerox® Color C75). Вячеслав Кабицкий рассматривал некоторые альтернативы – в частности, струйный принтер Epson WorkForce Enterprise WF-C20590. С другой стороны, Кабицкий намеревался приобрести Xerox® Versant 2100 Press, но решил пока не рисковать ввиду невозможности обеспечить полноценную загрузку более продуктивной системы печати.
Xerox® Versant 180 Press вполне устраивает типографию и ее заказчиков по скорости и качеству печати. В случаях, если необходимо вмешательство сервисного инженера, ЦПМ получает обслуживание в течение часа-двух…
По сравнению с ЦПМ Konica Minolta, опыт эксплуатации которых у типографии «ЗЁБРА» был, оттиск на Xerox® Versant 180 Press получается менее глянцевым, более «стандартизированным», по выражению, Вячеслава.
В Xerox® Versant 180 Press нет функции «Глянец», как в Xerox® Color C75, которая придавала оттиску дополнительный блеск, поэтому на выходе получается более качественный, но матовый оттиск.
Подобный результат печати вполне соотносится с рыночным спросом – более востребованы сегодня именно матовые оттиски, в отличие от времен, когда были популярны ЦПМ с масляной технологией, дававшие высокий глянец оттиска.
«ЗЁБРА» использует относительно узкий ассортимент ламинатов (матовый и глянцевый, клиент не всегда готов переплачивать, напр., за Soft-Touch), и в компании удовлетворены качеством ламинации оттисков Xerox® Versant 180 Press. Вот этот «массовый» усредненный оттиск лучше ламинируется и позволяет решать извечную проблему, когда при печати плашек и ламинации обычными пленками, пленка от оттиска отстает.
Инсталляция машины позволила расширить спектр заказов, которые выполняются на собственной производственной базе. Часть заказов, связанных с печатью каталогов, которые раньше выполнялись в типографии «Весна» на HP Indigo Press 12000 в формате В2, «ЗЁБРА» теперь печатает на своем Xerox® Versant 180 Press благодаря возможности баннерной печати 330х660 мм. Такой формат позволяет печатать в дуплексе суперобложки и книги с альбомной ориентацией ф. А4.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Конкурентные преимущества своей типографии Вячеслав Кабицкий рассматривает в контексте анализа рынка полиграфии региона.
Предприниматель считает, что ценообразование у всех харьковских типографий цифровой печати примерно одинаковое.
То же можно сказать о качестве печати, поскольку ЦПМ во всех типографиях примерно одного уровня. Вне зависимости от производителя (Konica Minolta, Xerox® или Ricoh) качество продукции обычных обывателей, как правило, устраивает. Большинство типографий стараются продавать конечный продукт (визитки, листовки, буклеты, книжки, каталоги), и клиенту все равно, на каком оборудовании напечатан заказ.
Для клиента важна «триада» – хорошая цена, вменяемое качество и хороший сервис, поэтому заказчики периодически мигрируют между типографиями – ищут компании, где им удобно печататься, и где они получат определенный сервис.
Немаловажен и вопрос доработки макетов. Т.к. уровень дизайнеров в полиграфии значительно снизился, все чаще дизайнерам «Зебры» приходится доделывать заказы, которые поступают от клиентов типографии.


Отдельные типографии, даже если их ценовая политика менее лояльна, чем у «Зебры» привлекают заказчиков за счет активной рекламы в Интернете и в локальных медиа. Впрочем, в такого рода типографиях зачастую сложная система приема и прохождения заказов, которая непонятна некоторым клиентам.
Другие типографии ориентируются на работу с РА и прочими посредниками и отгружают им продукцию по дешевой цене. Такой уровень цен после установки Xerox® Versant 180 Press могла б установить и «ЗЁБРА». Но Вячеслав Кабицкий прекрасно понимает, что это не даст огромного притока заказов на высококонкурентном рынке, особенно сейчас, в кризис. Да и работа по принципу «напечатал и отдал», который исповедуют такого рода компании, не вполне приемлем для «Зебры», где предпочитают производить продукцию с
высокой добавочной стоимостью.
Говоря о возможностях цифровой печати дополнительными цветами и уникальной дополнительной постпечатной отделке, Вячеслав отмечает, что такие услуги пока не очень востребованы на рынке.
Наличие цифрового белого Вячеслав не считает решающим конкурентным преимуществом, т.к стоимость заказов с белым значительно завышена. «ЗЁБРА» также принимает заказы, связанные с печатью открыток и визиток на темных или прозрачных материалах, но белый при этом наносится трафаретной печатью, и такого рода заказы не преобладают. А любителям ярких ощущений в «Зебре» предлагают дизайнерский картон Plike и трафаретную печать по нему.
Вячеслав отмечает, что «ЗЁБРА» часто берется за выполнение проблемных заказов, от которых другие подрядчики отказываются.
«ЗЁБРА» всегда работает на результат. Ряд харьковских компаний декларируют выполнение заказов в течение нескольких дней, а компания Вячеслава Кабицкого пытается выполнить заказы за день.
Несколько раз «ЗЁБРА» изменяла свою политику работы с клиентами. Вначале основная специализация (цифровая печать) была дополнена услугами по офсетной печати. Потом от офсетных тиражей пришлось отказаться (часто подводили подрядчики, и процесс было сложно контролировать).
Далее в «Зебре» вновь в качестве приоритета была установлена задача – удовлетворить заказчиков любой ценой. Компания сформировала список подрядчиков по многим направлениям, где не могла оказывать услуги самостоятельно (трафаретная печать, широкоформатная печать, прямая печать на одежде, объемные наклейки…).
Также «Зёбра» активно сотрудничает с типографией «Весна», где печатает на HP Indigo Press 12000 в ф. В2 папки, нестандартные меню…
Еще одно направление деятельности «Зебры» – производство рекламно-сувенирной продукции и подарков для рекламных акций и корпоративов. Компания предлагает большой набор купленных и рисованных шаблонов чашек на разную тематику И услуги термотрансферного переноса.

СОТРУДНИЧЕСТВО C XEROX®
Оборудование компании Xerox® Вячеслав Кабицкий сравнивает с автоматом Калашникова: перезарядил и печатает дальше.
Вячеслав утверждает, что для обслуживания ЦПМ других производителей обязательно необходим инженер. А оборудование Xerox достаточно простое в обслуживании. Вводная часть инструктажа при инсталляции оборудования предусматривает курс по замене простых ресурсных частей, также рассматриваются случаи, при которых обязателен вызов сервисного инженера. Но большинство запасных частей и узлов оператор машины может заменить самостоятельно, если под рукой есть необходимая запчасть. Потому и не изменяют в «Зебре» оборудованию Xerox, что это безотказная техника.

КАРАНТИН – ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ОТЛОЖЕННЫЕ ЗАДАЧИ
В сложившейся в связи с карантином ситуации «ЗЁБРА» продолжает принимать и выполнять заказы. С вопросами, связанными с удержанием клиентов и сохранением коллективов, сталкиваются все типографии на рынке и, если карантин, затянется, сложно придется многим.
С другой стороны, карантин – время пересмотреть кадровые вопросы, систему взаимодействия с клиентами, функционирование IT-инфраструктуры.
До недавнего времени в «Зебре» работало 10 человек, после объявления карантина количество сотрудников пришлось несколько сократить, ряд из них работает дистанционно. Заказы принимаются преимущественно в режиме онлайн.
Вячеслав Кабицкий рассматривает кризис как возможность реализовать некоторые, ранее отложенные задачи. В частности, связанные с автоматизацией производства. Несколько лет назад в компании пытались внедрить ERP-систему PrintEffect, но сегодня она полноценно не работает и используется скорее для организации учета материалов и контроля расходов. Поэтому в «Зебре» планируют воспользоваться вынужденной паузой в загрузке, чтобы интегрировать PrintEffect с 1С и организовать полноценный учет загрузки производства, отдельных единиц оборудования, привязать к нему механизмы выплаты денежного вознаграждения сотрудников.
Еще одна отложенная задача, к которой самое время вернуться в кризис, – автоматизировать прием заказов цифровой печати и офсетных тиражей на сайте http://zebra.kh.ua/. Это даст возможность расширить круг и географию клиентов.
Одним словом, «ЗЁБРА» надеется на скорое возобновление нормальной работы. И всем коллегам-конкурентам желает здоровья и успешного решения всех их вопросов.