В УСЛОВИЯХ УКРАИНЫ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКОЛИКВИДНЫМ
История группы компаний, которая включает Издательство «Феникс» и Книжно-журнальную типографию «София», начинается с создания в 1991 г. МП «Издательство Феникс». Постепенно издательство выросло, было открыто представительство в Харькове. Удалось развить направление книжной торговли (компания располагала десятками торговых точек на книжном рынке «Петровка» и в торговых центрах Киева), сотрудничала с книготорговыми компаниями из России. Впрочем, издательский бизнес как таковой, даже будучи дополненным книготорговой компонентой, не вполне оправдывал ожидания предпринимателя. Некомфортность ведения бизнеса была обусловлена постоянными встрясками рынка, недостаточно быстрой оборачиваемостью капитала, неизбежными складскими остатками вследствие особенностей принятой в те годы системы функционирования издательского рынка. Кроме того, сокращение традиционного издательского бизнеса в компании было связано и с системными проблемами, с которыми сталкивается в Украине издательский рынок – прежде всего, пиратством.

Владелец Издательства «Феникс» и Книжной типографии «София» Алексей Храмов

Традиционный издательский бизнес «Феникса», который начинался с тиражей 300-500 тыс. в 1991 г., терял смысл. Постоянные кризисы, развал систем дистрибуции книг и конкуренция с гораздо более мощным, большим, денежным российским рынком, способствовала массовой гибели украинских издательств. Да и торговцы книгами все больше ориентировались на книгу российских издательств, а не украинских.

За все годы независимости в Украине не удалось создать систему дистрибуции книг сродни «Укркниге» с магазинами во всех районных центрах, с базами для хранения книг. Одним словом, говорить о том, что издательский бизнес может быть высокодоходным, ликвидным в условиях Украины не приходится. Алексей Храмов говорит, что для повышения доходности издательского бизнеса необходимо создать интергальную систему оцифрованной торговли, в которой будут объединены интересы всех игроков рынка. «Нам нужен хороший украинский аналог Amazon.com, который бы обслуживал некий пул издательств, в рамках понятной маркетинговой схемы (стоимость входа на рынок продаж издательского продукта, логистики, складского хранения)», – говорит Алексей. В Украине усилия книжных дистрибуторов разрознены и направлены преимущественно на построение сетей для продажи собственных изданий, производство и копирование чужих конкурентных продуктов с последующим вымыванием альтернативных изданий из собственных сетей. Такого рода сети постоянно перепродаются, при этом долги перед издательствами, которые давали продукцию на реализацию, умирают вместе с сетями. Подобная ситуация периодически повторяется. И из этого замкнутого круга, по которому издательский бизнес в Украине ходит десятки лет, выхода пока не видно. 

Выход в сегмент производства премиальной книжной продукции непрост и априори связан не только с появлением средств производства, ориентированных на выпуск продукции в формате В1. Не менее важным считает Алексей Храмов построение сквозного рабочего потока – от принятия макетов, построения профилей печати, выполнения цветопроб и до скрупулезного соблюдения требований заказчика в печати, выполнения качественной постпечатной обработки («Сложнее всего в книжке получить идеальный белый цвет, без отпечатков рук»).

ВЫХОД ЕСТЬ!
Алексей Храмов увидел выход в развитии собственного полиграфического производства, которое стартовало в 1995 г. под тем же названием (Издательство «Феникс»). Эволюция типографии была типичной для тех лет: малоформатные машины Romayor, позже полуформатные двухкрасочные Dominant и Rapida 74. И только, инвестировав средства в полноформатную Planeta 24 в 1998 г., Алексей Храмов, по его собственному признанию, ощутил «вкус денег». Да и в целом выход в формат В1 предопределил выбор приоритетного направления развития компании – Алексей Храмов частично свернул издательскую деятельность и в большей мере сосредоточился на развитии полиграфического направления. «Деньги в полиграфии находятся в первом формате, который позволяет оперативно изготовить большие тиражи книжной продукции», – отмечает Алексей.

Среди конкурентных преимуществ Группы компаний в составе Издательства «Феникс» и Книжножурнальной типографии «София» Алексей Храмов называет:
• наработанное за почти 30 лет работы компании имя;
• серьезнейшее портфолио, включающее издания, выполненные на высочайшем полиграфическом уровне;
• стабильно высокое качество тиражей в заранее оговоренные сроки, что придает заказчику уверенность в партнере.

     

Издательство «Феникс» освоило выпуск эксклюзивных блокнотов и другой канцелярской продукции, которые сегодня успешно продаются через сайт Amazon.com

В 1999 г. Издательство «Феникс» арендовало площади у полиграфического училища на Шутова, 13-Б (ГУЗ «Центр профессионального образования информационных технологий, полиграфии и дизайна г. Киева»), на которых были инсталлированы еще одна Planeta 24, четырехкрасочный Heidelberg и двухкрасочный Heidelberg в формате В1. На drupa 2008 Издательство «Феникс» подписало контракт с компанией Heidelberg, в рамках которого была приобретена офсетная машина Heidelberg SM 102 «5+5» (2000 г.в.), ранее работавшая в типографии в Штутгарте. Покупка десятикрасочной машины в 2008 г. способствовала выходу Издательства «Феникс» на рынок производства эксклюзивных, подарочных изданий альбомного формата. Серьезные инвестиции в печатное оборудование совпали по времени и предопределили начало развития собственной производственной площадки в Макарове (получила развитие под брендом Книжно-журнальная типография «София»): постепенно туда было перевезено все тяжелое оборудование Издательства «Феникс». Сегодня типография занимает площадь порядка 3 тыс. м2, а на Шутова работают Издательство «Феникс» (которое занимается приемом и обработкой заказов, выполняет собственные издательские проекты), редакция и типография оперативной полиграфии на базе ЦПМ Konica Minolta, а с недавнего времени – Ricoh Pro 8310. В случае с производством высокохудожественных альбомов Издательство «Феникс», как правило, практикует тестовую печать, чтобы понять, что получит заказчик, и не обмануть его ожидания (многие заказчики компании имеют в штате высококачественных технологов, которые неплохо разбираются в цветоделении). Нередко готовый результат приходится корректировать, учитывая тип бумаги, особенности цветоделения и другие факторы.

          

Но, как говорится, счастливый заказчик – довольный заказчик. Грамотная организация рабочего процесса и наличие полного цикла по производству качественной книжной продукции способствовало тому, что за Издательством «Феникс» прочно закрепилась репутация производителя премиальной книжной продукции в альбомном формате: в 2013-2016 гг. в нем вышло немало знаковых, очень достойных изданий. Алексей Храмов демонстрирует несколько из них, в частности, художественные альбомы церковной тематики, произведенные для Киево-Печерской лавры («Лавра. Четыре сезона»), издание в кожаном переплете с тиснением «Архиерейский человник», книги на церковнославянском языке «Апостол», «Євангеліє», которые требуют специальной подготовки макетов, корректуры профильными специалистами совместно с монахами, а также альбомное музейное издание «Національний музей у Львові ім. Андрія Шептицького», для печати которой использовался и гибридный растр.

«По альбому «Національний музей у Львові ім. Андрія Шептицького» искусствоведы могут показывать студентам художественного института, как выглядит та или иная картина. Добиться идеальной цветопередачи – это высокое искусство, которое начинается на этапе правильно выполненной фотографии. Подобные нюансы приходят с годами и с опытом целой цепочки людей, которые принимают участие в работе над конкретным изданием», – говорит Алексей Храмов.

  

  


ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ!
Чтобы соответствовать высокому статусу производителя премиум-книг, Издательство «Феникс» постоянно инвестирует средства в обновление производственных мощностей. В частности, в 2018 г. в Книжно-журнальной типографии «София» была инсталлирована крышкоделательная линия китайского производства, ставшая для компании уже второй от данного китайского производителя, а в целом третьей (также компания располагает линией Kolbus). В том же году инвестированы средства в фальцевальную машину Stahlfolder 96, которая может использоваться для фальцовки листов, поданных широкой стороной (альбомный формат) – до 965 мм шириной. Эта возможность машины востребована при производстве некоторых видов альбомной продукции. Увеличение производительности при этом может достигать 30%. Также в 2018 г. была инсталлирована линейка пооперационного оборудования китайского производства для изготовления твердого переплета: две машины для приклейки каптала и вставки ляссе, книговставочная и обжимочно-штриховая машины. Помимо этого в 2019 г. в компании установлено специализированное оборудование итальянского производства для изготовления блокнотов, кругления блоков и вклейки резинок. Благодаря появлению этого оборудования Издательство «Феникс» освоило выпуск эксклюзивных блокнотов и другой канцелярской продукции, которые сегодня успешно продаются через сайт Amazon.com. Компания зарегистрировала ТМ в США, и занимается на Amazon.com развитием брендового магазина. Алексей Храмов рассчитывает, что выход на эту международную платформу позволит увеличить количество заказов, которые выполняются на экспорт… В качестве производителя высококачественных изданий в твердом переплете Издательство «Феникс» совершенно спокойно конкурирует с европейскими типографиями. В украинском издательстве совсем не случайно размещают заказы отдельные европейские заказчики, а ряд украинских компаний, которые ранее печатали книги в различных европейских государствах, оценив уровень качества продукции Издательства «Феникс», доверяют теперь украинскому производителю.

  

  

     

                          


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОФСЕТНОГО И ЦИФРОВОГО ВЕКТОРОВ
При распределении заказов между офсетным и цифровым направлениями в Издательстве «Феникс» руководствуются не только тиражом. Здесь зачастую печатают офсетным способом альбомные издания короткими тиражами, которые из-за форматных особенностей и требований последующей постпечатной обработки «цифрой» просто не отпечатать. Цифровое печатное оборудование может работать с более узким кругом материалов, чем офсетное, имеет определенные ограничения по форматным возможностям и связанные с постпечатной обработкой продукции. Цифровые машины предыдущих поколений (а из полноцветного оборудования в Издательстве «Феникс» работают ЦПМ Konica Minolta bizhub Pro C6500) имели некоторые проблемы и при работе с цветом, сегодня эти грани стираются. Наличие цифрового направления позволяет издательству экономить ресурсы при необходимости допечатать, например, несколько десятков экземпляров книг или печатных листов, не хватающих для закрытия тиража. После приобретения Ricoh Pro 8310 с буклетмейкером Plockmatic PBM 350e Алексей Храмов собирается увеличить нагрузку на цифровое направление производства книг. При соответствующей организации производства, подчеркивает Алексей, тиражи в 300-500 экз. книг могут быть поставлены на поток. В Издательстве «Феникс» уже успели оценить возможности новой связки оборудования в сравнении с относящимся к предыдущему поколению машин ЦПМ Konica Minolta bizhub Pro C6500, которые также были установлены в комплекте с фолдинг-финишером, степл-финишером и буклет-финишером (брошюрочная линия Konica Minolta bizhub Pro C6500, которая входит в комплекс, значительно слабее, чем Plockmatic PBM 350e, – делится ощущениями Алексей Храмов, – зачастую поломки устранялись достаточно длительное время, что в оперативной полиграфии недопустимо). Ricoh Pro 8310 с буклетмейкером Plockmatic PBM 350e, по мнению Алексея, даст Издательству «Феникс» возможность получить конкурентные преимущества на рынке, а также за счет модуля ква-
драчения корешка и других инновационных особенностей производить продукцию с высокой добавочной стоимостью. Интересно, что буквально сразу после установки этого комплекса у Издательства «Феникс» появились заказчики которым интересны возможности буклетмейкера (изготовление плоского корешка и обрезка переднего края брошюры): выглядит готовая продукция действительно интересно, имеет тонкий плоский корешок (как после клеевого скрепления), но при этом еще и прошита скобой. Причем на такой корешок еще и может быть нанесена надпись. Качественно и без потерь времени, изготавливается готовый продукт в линию, производство которого может быть особенно интересно при наличии коротких и средних повторяющихся тиражей подобной продукции!


СОТРУДНИЧЕСТВО С «МЕГАТРЕЙД»
Выбирая монохромную ЦПМ владелец Издательство «Феникс» провел переговоры со всеми заметными на рынке поставщиками, оценивая условия поставки и возможности оборудования. В Ricoh Pro 8310 Алексея привлекла возможность работать с бумагой 330×487 мм (с областью печати 320×480 мм), что позволяют не все представленные на рынке ЦПМ. Когда заказчику необходима книга, максимально приближенная к послеобрезному «кабинетному» формату 70х116 мм, пару дополнительных сантиметров имеют значение. Формат, с которым может работать Ricoh Pro 8310, позволяет изготавливать восьмистраничную тетрадь, приближенную по размеру к формату 70х116 мм. Надежным называет Алексей Храмов и комплексное решение Ricoh Pro 8310 + Plockmatic PBM 350e. Оно позволяет:
• работать с бумагой плотностью 40-350 г/м2, которая подается для печати с боковых лотков большой емкости с использованием вакуумной сепарации листов;
• фальцевать и сшивать скобами блоки до 32 листов;
• создавать журналы и брошюры объемом до 140 стр., включая обложку 250 г/м2.
Для предоставления продукции вида идеально переплетенной книги в Plockmatic PBM 350e используются модули квадрачения корешка и обрезки переднего края. Plockmatic PBM 350e с успехом выполняет еще одну задачу, поставленную «Фениксом» – создает 32-страничные сфальцованные тетради без скрепления скобами, для последующего изготовления книг с применением никткошвейной машины. Все операции буклетмейкер может выполнять и в автономном (off-line) режиме. Для дальнейшей постпечатной обработки продукции линия также оборудована стекером-накопителем готовой листовой продукции с выкладкой в стопу на тележку. Подобный буклетмейкер Plockmatic Алексей Храмов изучал в работе в одной из военных типографий, где оно трудится в линию с ЦПМ Xerox и используется для внутренних потребностей. А на рынке коммерческой печати именно Издательство «Феникс» стало первой компанией, где был установлен буклетмейкер Plockmatic PBM 350e в комплексе с ЦПМ. Это решение первое в подобной комплектации в Украине.Одним словом, комплексное решение Ricoh Pro 8310+Plockmatic PBM 350e позволяет привлечь дополнительных заказчиков коротких тиражей книг, а заказчикам офсетных тиражей «расширить кругозор» и предложить новые, дополнительные возможности. Алексей Храмов вел переговоры не только с «Мегатрейдом», но и со всеми основными поставщиками ЦПМ в Украине, а финальный выбор производился между оборудованием Konica Minolta и Ricoh. И наряду с возможностями ЦПМ, интегрируемых с ними постпечатных модулей, важным аспектом был вопрос товарного кредита. После известных событий на рынке офсетной печати производители достаточно осторожно кредитуют заказчиков (и условия, предложенные «Мегатрейдом», Алексея Храмова приятно удивили).

  

 


ШАГИ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА
Покупка ЦПМ Ricoh Pro 8310 с буклетмейкером Plockmatic PBM 350e, получается, в случае с Издательством «Феникс» можно расценивать как серьезный шаг в сторону цифровой трансформации бизнеса. Владелец компании получил возможность не только существенно повысить скорость и качество изготовления цифровых тиражей, перераспределить поток заказов в рамках действующей структуры, но и привлечь новые заказы. В самое ближайшее время Алексей Храмов намеревался серьезно изучить вопрос приобретения струйного рулонного оборудования для книжного производства с продвинутым финишингом в линию, что позволяет на выходе получить готовые подобранные блоки, а теоретически даже с ниткошвейным скреплением. Это экономит массу процессов постпечатной обработки (фальцовка, подбор, дополнительная сортировка). Алексей серьезно задумался о покупке такого рода оборудования еще на drupa 2008, но тогда его не вполне устраивал технический уровень оборудования, вызывало определенные сомнения и качество сервиса в Украине. И уже на drupa 2021 предприниматель намерен серьезнейшим образом обратиться к этому вопросу вновь, поскольку понимает: высокий уровень автоматизации – это возможность перераспределить расходы, повысить зарплату персоналу, производить продукцию с более высокой добавочной стоимостью. И в конце-концов, получить ряд неоспоримых конкурентных преимуществ.

 

 

ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ИНВЕСТИЦИЙ?
Завершив в апреле текущего года строительство новых цехов, Алексей Храмов планировал приобрести на drupa 2020 пятикрасочный Heidelberg Speedmaster CD или SM 102 с лакировальной секцией (для альбомной продукции это критично). Из-за ситуации с коронавирусом и финансовый кризис эти планы пришлось отложить, но возможно, к выставке drupa 2021 в марте следующего года они вновь станут актуальными. Покупку новой офсетной машины в сложившейся ситуации сложно представить, однако даже подержанное офсетное оборудование имеет высокий уровень автоматизации (для Издательства «Феникс» важна возможность выполнять максимально быстрые переналадки с минимальными отходами материалов). Учитывая этот фактор, а также отсутствие в Украине конкурентных программ кредитования покупки оборудования, Алексей Храмов считает, что инвестировать порядка €1,5-2 млн. в новое оборудование никакого смысла нет.

«У европейских типографий есть возможность приобрести оборудование под 3% годовых на 15 лет, и при этом по программе Trade-In у них выкупают подержанное оборудование. Таким образом для покупки новой машины единоразово нужно саккумулировать не более €200 тыс. В украинских реалиях для покупки новой машины в формате В1 типографии необходимо располагать не менее €400-600, а обслуживание кредита обойдется втрое дороже, чем в Европе», – размышляет Алексей.


После многочисленных конфликтов, связанных с изъятием офсетного оборудования, говорить в ближайшее время о товарном кредитовании при покупке дорогостоящего оборудования не стоит. «В начале кризиса 2008-2009 гг., первое, что я сделал – отправил письма Heidelberg с просьбой начать переговоры о пролонгации кредитных условий. Я не отказывался от обязательств. Если поддерживать с кредитором нормальные кредитные отношения, он заинтересован, чтобы компания с ним рассчиталась и продолжала сотрудничество. Но ошибочные действия руководителей многих бизнесов существенно испортили репутацию страны», – размышляет Алексей. Алексей Храмов скрупулезно изучал банковские кредитнылинии, различные инструменты финансирования, которые с учетом падения ставок по кредитованию казались в начале года привлекательными. Разумеется, вхождение в общемировой кризис поменяло все ближайшие планы владельца «Феникса». Тем не менее, ему удалось, благодаря хорошим финпоказателям и долгосрочному сотрудничеству с «УкрСиббанком», подписать в марте кредитную линию под 13,9% в гривне. Это позволяет спокойно пройти карантин и, надеется Алексей Храмов, острую фазу экономического кризиса, а также завершить переговоры с китайскими партнерами по покупке в этом году еще одного нового постпечатного комплекса (ранее планировалось приобрести три). Сегодня ключевая задача Издательства «Феникс» – предложить клиентам продукцию европейского качества, пусть и будет произведена она на неновых офсетных машинах.В компании умеют поддерживать офсетное оборудование в хорошем техническом состоянии – все печатные машины своевременно проходят техническое обслуживание, с заменой комплектующих. В частности, печатные машины Heidelberg SM 102, которые трудятся в Книжно-журнальной типографии «София», оснащены новыми компрессорной станцией, системой спиртового увлажнения, пневмоцилиндрами, гидравлическими цилиндрами, не говоря уже о валах красочной группы и системы увлажнения (Издательство «Феникс» отдает предпочтение продукции компании Bottcher), роликах, клапанах, подклапанниках. Владелец Издательства «Феникс» и Книжно-журнальной типографии «София» приводит веские доводы в пользу своего намерения инвестировать в средства производства. Прежде всего, в той нише, где работают его компании сегодня, изредка встречаются достаточно финансово емкие проекты, реализация которых способна существенно упрочить позиции издательского бизнеса.


И ДРУГИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Задумывается владелец издательства и типографии и о диверсификации бизнеса. «Есть много интересных продуктов, я не говорю о книгах с дополненной реальностью, как, например, «Алиса в стране чудес», которые в нас собираются выпускать некоторые издательства. Но в данном случае надо очень четко представлять себе систему дистрибуции онтента, а если такими знаниями не обладаешь, лучше не начинать». Есть на рынке и некоторые перспективные ниши (та же печать учебников), в которых компании Храмова пока не занимают ведущие позиции, печатая в год не более 100 тыс. учебников. В то же время сделанные в последнее время серьезные инвестиции в постпресс позволяют типографии «София» без труда произвести в сезон более полумиллиона учебников. Компания располагает четырьмя фальцовками формата B1, тремя крышкоделательными, тремя книговставочными, двумя машинами для приклейки каптала и ляссе. Имея такое оснащение, по мнению Алексея, он может успешно конкурировать с более популярными в среде издателей учебников «Глобусом» и «Юнисофтом», которые не всегда могут эффективно сгладить пиковые загрузки в сезон. Кроме того, серьезный бизнес по производству книг предполагает наличие больших помещений (минимум 600-800 м2 необходимо для хранения полуфабрикатов). И расширение производственных помещений в Макарове как раз и связано со стремлением производить длинные тиражи книг. Упоминаемый выше вектор развития, связанный с возможной покупкой рулонной ЦПМ с постпечатными модулями, позволяющими получать на выходе готовую книгу, Алексей Храмов рассматривает в контексте совершенствования процессов по оперативному производству качественных простых книг. Еще одним стратегическим направлением развития типографии «София» вполне может стать выход в сегмент производства фармацевтической и пищевой упаковки, именно для этого планировалась покупка Heidelberg CD (SM) 102. Уровень конкуренции в сегменте производства картонной складной упаковки, Алексей не считает завышенным и отмечает, что у типографии «София» после приобретения дополнительных мощностей печати появится возможность предложить потребителям картонной упаковки некоторые специфические возможности. Речь идет, к примеру, о комбинировании возможностей 10-красочной и 5-красочной машин с лакировальной секцией при изготовлении упаковки для фармацептов. Они могут быть интересны при использовании дополнительных цветов Pantone и выборочном или сплошном лакировании, которое не исказит цвет упаковки. Выше мы отмечали, что Издательство «Феникс» тестирует платформу Amazon.com для продажи канцелярских изделий и планирует с ее помощью привлекать больше заказов из ЕС и других государств. Сегодня такого рода заказов у компании мало, но издательство пока не продвигало себя как бренд в Европе, не участвовало в профильных выставках. Поэтому перспективы для развития и в данном направлении, безусловно, есть.