Поговорим немного о перспективах рынка продаж нового офсетного оборудования и рынка продаж офсетных машин, бывших в употреблении.
Рынок продаж полиграфического оборудования «посткризисного» периода условно можно разделить на несколько сегментов:
сегмент б.у. оборудования, которое вращается внутри страны (типографии продают старое оборудование по причине невозможности эксплуатировать его и оплачивать издержки, а целый ряд типографий предпочитают приобретать оборудование на местном рынке); второй сегмент клиентов принципиально работает на рынке б.у. оборудования. Они целенаправленно ищут хорошие машины на местном рынке или за границей, в ближайшей перспективе такие клиенты новое оборудование покупать не будут; представители третьей группы — это клиенты, которые нуждаются в новом оборудовании. Но вследствие состояния рынка они будут в данный момент покупать б.у.; определенный круг типографий всегда предпочитал новое оборудование и будет продолжать делать это в дальнейшем. Как раз на таких клиентов ориентируются ключевые дистрибуторы полиграфического оборудования, за годы кризиса не разочаровавшиеся в этом рынке.На процесс продажи нового оборудования влияют процессы передела, происходившие на рынке на протяжении двух последних лет. Машины, в том числе проданные не столь давно, меняли собственников. И процесс внутренней миграции не закончен. Помимо этого в Украину поступают б.у. машины, в том числе в хорошем состоянии, так как на Западе тоже был кризис, и ряд типографий обанкротились. Кроме того, парк оборудования действительно недозагружен. «Как соотносятся процессы продажи нового и б.у. оборудования в Украине, будут ли они происходить параллельно, и какова вероятность постепенного смещения акцентов от б.у. машин к новому оборудованию?» – такой вопрос задавали мы большинству из экспертов.
«Если типографии распродаются, то сильными компаниями покупается часть оборудования, в котором они нуждаются, но старое изношенное оборудование стремящейся к развитию компании уже не нужно — оно будет тянуть ее назад. «Ям Интернешенл Украина» ориентирована на работу с успешными развивающимися компаниями, — подчеркивает коммерческий директор компании Андрей Калинин. — Поэтому изношенное оборудование, которое перепродается, нас не беспокоит, так как уходит в тот сегмент рынка, где мы не работаем, и не стремимся туда попасть. А что касается относительно нового оборудования, которое перераспределяется, то его за прошлые годы было поставлено не так много. Поэтому процесс утрясется достаточно быстро».
Наши эксперты отмечают, что с учетом дефицита оборотных средств компании будут приобретать оборудование для тех участков производства, где у них узкое место. Если представить производство как воронку (с широкой частью, где есть избыточные мощности, и узкой, где мощностей явно недостаточно), то в первую очередь будет расширяться именно узкая часть, чтобы сделать возможности участков производства равномерными.
Технический директор компании MacHOUSE Виталий Сирацкий считает, что процесс перехода машин из рук в руки был, есть и будет происходить на любом рынке. И кризис либо его отсутствие только влияют на интенсивность этого процесса. Всегда были типографии, которые ориентировались на б.у. машины и строили свою политику на том, что покупают более дешевые машины, при этом не требуют высокого качества. И всегда были типографии, которые приобретали новое оборудование, так как требования к качеству у них изначально были такими, которые практически невозможно реализовать на технике, проработавшей несколько лет. «Продавая новое оборудование, мы ориентируемся на типографии, для которых важны качество и эффективность, и которые не будут идти на компромисс путем поиска «удачной» машины на вторичном рынке. На этом рынке есть определенное количество игроков, которые всегда покупают только самое новое и самое последнее», — отмечает Виталий.
Руководитель отдела продаж печатного и послепечатного оборудования компании MacHOUSE Виктор Подлубный согласен с тем, что вопрос перетекания мощностей внутри страны перманентен: «Большое количество запросов на б.у. оборудование объясняется недостатком мощностей, выставленных на продажу. Интерес к б.у. технике остается высоким по причине отсутствия дешевых денег для покупки нового оборудования и недозагрузки типографий. Несмотря на это, есть примеры типографий, работающих 24 часа в сутки, планирующих увеличивать парк оборудования и делающих это, невзирая на кризис. Мы надеемся, что именно с ними будем работать в ближайшем году».
В целом наши эксперты пока не видят особо радужных перспектив на рынке продаж нового оборудования. «Большая часть потенциальных покупателей нового полиграфического оборудования в первую очередь будет рассматривать б.у.-сектор. Причин две: относительная недоступность финансовых ресурсов и неуверенность в завтрашнем дне. Только что прошел кризис, и полиграфисты еще не отошли. Второе – доступность б.у. оборудования. Многие полиграфисты за границей разорились, продают свое оборудование. Бывают очень привлекательные предложения. Эта тенденция сохранится как минимум год, а может и больше», — размышляет директор компании HGS Украина Михаил Онищенко.
Количество клиентов, которые хотят купить оборудование, но все-таки предпочитают б.у., будет уменьшаться вместе с оздоровлением финансового рынка, ростом уверенности типографий в завтрашнем дне, уменьшением предложения на рынке б.у. оборудования.
HGS Украина не планирует активно предлагать б.у. оборудование в силу нескольких причин. Это высочайшая конкуренция на рынке, где основными конкурентами являются небольшие структуры, нередко частные лица. Конкурировать с неизвестным человеком, который по известным только ему причинам не просчитывает корректно ни стоимость доставки, ни другие накладные расходы, чем создает огромные проблемы для заказчика, но в итоге предлагает очень привлекательную цену, не очень просто.
«Если заказчик хочет приобрести машину на вторичном рынке, мы подыскиваем оборудование, проверяем, сколько было демонтажей, какие были неисправности, кому и когда машинабыла поставлена, какой сервис получала. На каждую такую машину HGS Украина может предложить полный комплекс услуг, начиная от демонтажа, доставки в Украину, такелажных работ, и до пуско-наладочных работ», — рассказывает Михаил Онищенко.
Таким образом, для компаний-поставщиков нового оборудования возможность заработать деньги на б.у. весьма иллюзорна — предпочтительнее зарабатывать на монтаже-демонтаже-транспортировке, такелажных работах.