Расценивая рынки гибкой упаковки и этикетки как основные для себя, компания Uniprint, по словам ее коммерческого директора Максима Шелеховского, не собирается отказываться от работы на рынке коммерческой печати: результат обязательно придет, но для этого необходимо некоторое время.
ИТОГИ ГОДА
Print+: Какими были итоги года для компании Uniprint? Что лично вы считаете наиболее значимым, реализация каких инициатив отложена?
Максим Шелеховский: Некоторые итоги деятельности нашей компании за столь короткий промежуток времени, как год, оценивать не вполне верно, поскольку процесс работы с каждым покупателем дорогостоящего оборудования гораздо более длительный.
Из глобальных достижений уходящего года выделю инсталляцию трех единиц оборудования HP Indigo.
В частности, ЦПМ HP Indigo 20000 для печати гибкой упаковки в ноябре установлена в грузинской компании Colorpack LTD Labels and Packaging. Это четвертая HP Indigo 20000 на постсоветском пространстве (две HP Indigo 20000 инсталлированы в России и одна в Латвии – в компании Immer Group).Для привлечения клиентов Colorpack LTD провела маркетинговый форум и уже успешно печатает коммерческие тиражи.
С этой грузинской типографией Uniprint работает достаточно длительное время. Несколько лет назад Colorpack LTD приобрела ЦПМ HP Indigo 6800 для печати этикетки. Начав с небольшого количества тиражей, типография постепенно сформировала в Грузии рынок оперативной печати этикеток.
В то же время, в направлении гибкой упаковки типография сделала ставку на флексопечать, установив оборудование Soma. Но в дальнейшем руководители Colorpack LTD и для производства гибкой упаковки решили приобрести цифровую печатную машину.
HP Indigo 20000, установленная недавно в Colorpack LTD, будет, прежде всего, использоваться для печати гибкой упаковки.
Определенных успехов достигла Uniprint и в Украине. В насто-ящий момент мы заканчиваем инсталлировать рулонную ЦПМ HPIndigo 6800 для печати этикетки в одной из украинских типогра-фий. В ближайшее время сообщим имя компании-клиента и подго-товим соответствующие пресс-релизы.
Важным для компании Uniprint событием стала и поставка вУкраину 3D-принтера HP JetFusion 5200. В этом случае мы пока тоже не можем раскрыть подробности поставки.
Кроме того, мы выполняем все планы, связанные с продажей материалов для специальных видов печати (Kiwo, Marabu): в направлении трафаретной печати наша компания уже максимально отошла от рынка Graphic Arts (коммерческой печати и рекламы) и сосредоточилась на промышленном рынке и рынке упаковки.
Достаточно успешно развиваем направление продаж решений GMG для цветопробы и управления цветом и выполнили несколько инсталляций продуктов компании как в Украине, так и в Грузии. Надеюсь, что в дальнейшем, учитывая процессы, происходящие на рынке полиграфии (удорожание нормочасов, повышение стоимости рабочей силы) владельцы компаний больше будут обращать внимание на автоматизацию технологических процессов своего производства.
УПАКОВКА И ЭТИКЕТКА В ПРИОРИТЕТЕ, А РЫНОК КОММЕРЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ – В ПЛАНАХ
М. Ш.: Основной акцент компания Uniprint делает на рынках этикетки и упаковки, так как для ее ключевого партнера – HP Indigo – эти сегменты наиболее важны с т.з. формирования стратегии развития и производственной программы. Кроме того, в Украине позиции HP Indigo достаточно сильны, в т.ч. и вследствие недостаточно активной конкуренции со стороны тех производителей, с кем HP Indigo конкурирует на других мировых рынках.
А вот возвращение на рынок коммерческой печати оказалось для Uniprint более сложным процессом, чем казалось изначально.
Украинские производители упаковки и этикетки уже давно придерживаются определенных экологических стандартов, принятых в Европе (сказывается, видимо, и давление со стороны владельцев брендов). А в сегменте коммерческой печати для конечных потребителей более всего важны стоимость и сроки производства, но их совершенно не интересуют экологические требования.
Поэтому процесс построения системы продаж латексных принтеров (направление HP Latex появилось в программе Uniprint в 2019 г.) оказался не таким быстрым, как мы планировали. Но работа в этом направлении ведется, и успехи обязательно придут.
После Нового года мы планируем уделить серьезное внимание демонстрации возможностей латексной технологии. По адресу Васильковская, 1 начнет работу демоцентр на базе HP Latex 335, в который все желающие смогут приехать и выполнить тесты.
Uniprint – небольшая компания, и каждый ее сотрудник является специалистом в своей области, и переориентировать специалиста, который отвечает за другие области, – это потеря времени, денег и внимания человека к этому направлению.
То есть экспансия Uniprint на рынок коммерческой печати будет связана с расширением компании.Компания Uniprint отдает предпочтение направлениям, в которых видит перспективы, и не стремится искусственно раздувать программу поставок. Мы являемся коммерческой организацией, которая в первую очередь оказывает технологическую поддержку нашим клиентам. Сервисные инженеры и менеджеры Uniprint регулярно проходят обучение по всем брендам, которые компания представляет на рынке.
И любой продукт, которым мы занимаемся, полностью изучаем, и только после этого выводим на рынок. Этот процесс не быстрый и трудо-, и финансово-затратный. Поэтому мы не всегда готовы совершать определенные ходы и действия, на которые идут наши конкуренты.
Но мы планируем расширить спектр материалов для цифровой и широкоформатной печати и продолжаем вести соответствующие переговоры с рядом поставщиков. Возможно, после drupa сможем сказать что-то более конкретное о появлении новых партнеров, так как на этом форуме всегда происходят знаковые события, в т.ч. подписание новых соглашений о партнерстве (возможно, мы усилим программу для тех сегментов, в которых работаем, или войдем в новые для нас направления полиграфии).
Print+: В Украине на сегодняшний день только одна цифровая машина во втором формате – HP Indigo 12000 в типографии «Весна», не слишком ли это мало для страны в центре Европы, с немаленьким населением, с городами-мегаполисами?
М. Ш.: Типография «Весна» стала «ледоколом», немало средств и времени тратит на развитие цифрового направления бизнеса. Да и объем инвестиций в Indigo 12000 достаточно немаленький.
Оценивая перспективы продаж, наверное, правильно отталкиваться не от количества населения в Украине, а ориентироваться на ВВП на душу населения. Он в Украине достаточно низкий и не постоянно растущий.
Однако, необходимость в дополнительных ЦПМ такого уровня в Украине есть, а значит, со временем они появятся.
Максим Шелеховский, коммерческий директор компании Uniprint:
«Ведущие типографии-производители гибкой упаковки или самоклеящейся этикетки как инвестировали раньше, так и продолжают это делать. То есть речь, скорее, идет об изменении вектора инвестиций и дополнении мощностей цифровым оборудованием для выполнения определенных тиражей с высоким качеством и некоторыми дополнительными возможностями».
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ ПОЛИГРАФИСТОВ ПОКА ЗНАЧИТЕЛЬНО НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ
Print+: Обращает на себя внимание, что на рынке цифровой печати в целом (не только в сегментах цифровой печати этикетки и упаковки) видна готовность полиграфистов приобретать более дорогостоящие цифровые решения – для вас хороший знак? Можно ли говорить, что инвестиционные ожидания ваших клиентов несколько изменились?
М. Ш.: Уместнее говорить, скорее, о повышении ценового порога при покупке цифровых машин в коммерческом сегменте. Но для той категории компаний, с которыми мы работаем в сегментах производства гибкой упаковки и этикетки, даже инвестиции в новые ЦПМ HP Indigo нельзя назвать значительными и критичными.
Пока (несмотря на существенное снижение учетной ставки НБУ) мы не наблюдаем заметных изменений в финансировании со стороны украинских банков и лизинговых компаний (появления более лояльных условий кредитования и кредитных ставок). Банки и другие финансовые организации достаточно негативно настроены по отношению к процессу кредитования типографий как таковому, поскольку рассматривают полиграфическое оборудование как рисковый актив (после бума продаж в 2008 г. многие типографии разорились, а находящееся в залоге полиграфическое оборудование банкам было очень непросто реализовать).
Тем не менее, некоторые банки и лизинговые компании, с которыми мы работаем, предоставляют финансирование. В отдельных случаях мы даже подписали договоры обратного выкупа от HP, чтобы снизить риски кредиторов, но все равно в сложившейся ситуации украинским предпринимателям в полиграфии пока сложно рассчитывать на условия кредитования, сопоставимые с теми, что доступны коллегам в Европе.
Поэтому, хотя многие полиграфисты понимают, что нужно инвестировать, и стремятся развиваться, у них не всех есть возможности для этого.
Print+: Но ведь гривна вроде как укрепляется, а цены на печать не особо снижаются. Разве у ваших клиентов не появляется возможность генерировать большие средства в валюте для последующих инвестиций?
М. Ш.: Я не могу сказать, что гривна несколько укрепилась, и все побежали инвестировать. Мы живем в стране, где риски, связанные с инвестированием в импортное оборудование, высоки сами по себе. Правительство пока декларирует желание снизить проценты по кредитам в гривне и предоставлять гривневые кредиты, а стоимость импортного оборудования привязана к евро или к доллару.
Да, сегодня курс снизился, но это не значит, что он завтра не повысится. Кризисы 2008 и 2014 гг. наглядно продемонстрировали, что валютный курс может быть очень резко изменен. Поэтому предприниматели, не понимая долгосрочных перспектив, не готовы совершать долгосрочные инвестиции.
Никто не знает, что будет завтра, потому полиграфисты, прежде чем инвестировать, очень тщательно взвешивают свои возможности.
ОЖИДАНИЯ ОТ 2020 ГОДА
Print+: Какие у вас ожидания от следующего года?
М. Ш.: Мы надеемся, что проекты, которые ведем достаточно давно, будут реализованы.
В следующем году ожидаем новых инсталляций, потому что наш опыт работы на рынках этикетки и гибкой упаковки свидетельствует о том, что многие типографии хотят интегрировать инновационное цифровое оборудование в свои производственные циклы. Процесс внедрения такого рода продуктов в нынешних экономических условиях непростой. Но реалии рынка заставляют типографии двигаться в сторону цифры.
Есть примеры европейских рынков, где цифровые решения в производстве этикетки и упаковки успешно работают. И украинский рынок все ближе к реализации подобного сценария.
Выставка drupa должна продемонстрировать, что произошло за четыре года, как все изменилось, и что именно мы сделали для того, чтобы что-то изменилось.
Кроме того, наш ключевой партнер – Hewlett Packard представит ряд новых решений, и это обеспечит компании Uniprint новые возможности развиваться на рынке Украины.
Компания UNIPRINT
Адрес: 03040, Киев, ул.Васильковская, д.1, оф.116
Тел. : +38 (044) 490-34-60
Факс.: +38 (044) 490-34-61
Email : sales@uniprint.ua