Своим видением перспектив развития рынка полиграфии с читателями нашего издания делятся заместитель директора по производству типографии «Бумажный змей» Роман Полянин и исполнительный директор Вячеслав Андрущенко.
О КОМПАНИИ
Разумеется, поговорим мы прежде всего о производственном потенциале компании и перспективах ее развития. Но начать хотелось бы вот с чего. Основное достояние «Бумажного змея» – люди (в компании прекрасно понимают, что проблема с персоналом, особенно с производственным – печатники, резчики, брошюровщики – одна из ключевых в полиграфии Украины).
Перспектива со временем обучать сирийцев, вьетнамцев, афроамериканцев взамен собственных сотрудников, выехавших на заработки в Европу, не очень «греет» руководителей «Бумажного змея». Поэтому персонал в типографии ценят.
На торжественном праздновании 15-летия компании ее генеральный директор Олег Пилипович вручил денежные премии всем сотрудникам компании, проработавшим в ней более 5, более 10 и все пятнадцать лет! И таких нашлось очень даже немало – в частности в «Бумажном змее» не меньше десяти человек, чей стаж в компании – от десяти лет. Включая одного из наших собеседников – Романа Полянина!
Офсетная 2-красочная печатная машина Ryobi 522HE формата В3
Фишки типографии «Бумажный змей»
• Типография «Бумажный змей» – ведущий производитель самокопирующихся бланков и другой бланочной продукции с персонализацией, нумерацией, штрих-кодированием, QR-кодированием.
• «Бумажный змей» производит упаковку из макулатурного целлюлозного картона для пищевой, галантерейной промышленности гофроупаковку, специализированную упаковку (из металлизированных картонов, крафт-лайнера) и упаковку для разогрева продуктов в печах и микроволновках.
• «Бумажный змей» оказывает услуги типографиям и рекламным агентствам по печати и постпечати, и в ближайшее несколько лет оказание услуг на основе аутсорсинга будет в деятельности компании одним из доминирующих.
Производство календарной продукции – одно из основных в деятельности типографии «Бумажный змей»
Компания «Бумажный змей» работает на рынке полиграфии более пятнадцати лет. Компания получила известность как производитель самокопирующихся бланков и другой бланочной продукции с персонализацией, нумерацией, штрих-кодированием, QR-кодированием (производство подобного рода продукции освоили немногие типографии).
Помимо этого «Бумажный змей» печатает традиционный для офсетной типографии ассортимент продукции – разного рода рекламную полиграфию (листовки, каталоги, буклеты, брошюры), блокноты с клеевым скреплением и на пружине, календари различных видов.
Офсетная 4-красочная печатная машина Komori Spica 29 формата В2
Несколько лет назад компания вошла в сегмент производства картонной упаковки, и данное направление, по мнению ее руководства, весьма перспективно. В настоящий момент «Бумажный змей» производит упаковку из макулатурного и целлюлозного картона для пищевой, галантерейной промышленности и в меньшей степени – гофроупаковку и специализированную упаковку(из металлизированных картонов, крафт-лайнера) и упаковку для разогрева продуктов в печах и микроволновках (такого рода упаковка имеет сложную технологию производства и изготавливается из специальных материалов).
Листоподборка Horizon SPF 200A с башнями Vac 1000
Отдельное направление в деятельности «Бумажного змея» – оказание услуг типографиям и рекламным агентствам по печати и постпечати. И хотя части клиентов «Бумажный змей» предоставляет исключительно услуги по печати листовой продукции в формате В2, посредникам чаще необходима готовая продукция, и для «Бумажного змея» такой вид деятельности более интересен, чем печать в листах.
По словам Романа Полянина, направление оказания услуг на аутсорсинге перспективно и в ближайшие несколько лет будет в деятельности компании одним из доминирующих. Объясняется это тем фактом, что на рынке работает достаточно много типографий, не имеющих специализированного оборудования для сборки на пружину, сшивки, ламинации, нумерации или высечки. А в «Бумажном змее» все это оборудование есть, компания довольно удачно расположена территориально, и почему бы не использовать оборудование максимально эффективно?!
Нумератор
ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА ОБОРУДОВАНИЯ
Видя, насколько востребованы на рынке полиграфии услуги постпечати, в т.ч. на условиях аутсорсинга, в компании «Бумажный змей» занялись обновлением парка оборудования.
И если одну из печатных машин компания заменила в прошлом году (вместо KBA Rapida 74 была установлена Komori Spica 429), то в этом году основной акцент был сделан на обновлении парка постпечатного оборудования. Инсталлированы новый промышленный ламинатор, а совсем недавно, в октябре – первая в Украине листоподборка Horizon SPF 200A с башнями Vac 1000 (машина выпускается достаточно давно, но в Украине полиграфисты либо покупали линии ВШРА, либо, в основном, б.у. линии Vac 1000).
Кроме того, в компании работают CtP Screen PlateRite 4300, офсетные машины Ryobi 522 HX, 662H, 520; нумераторы PS 10N, HS 1000, высекальное оборудование Haidao ZHHS 720A, резальные машины Seipa Perfecta 115, Seipa Perfecta 92, палитурно-брошюровочное оборудование Horizon, TMF Neckar, Hohner Exact 2, Horizon BQ-270, HB 520A, фальцовка Stahl 66.
Вячеслав Андрущенко приоткрывает завесу в отношении следующих шагов по техническому переоснащению – обновление печатной машины: с некоторыми задачами нынешняя машина Komori Spica 429 не справляется, поэтому есть желание ее «освежить», приобрести Komori Lithrone или Heidelberg XD, возможно, в УФ-оснащении, чтобы ускорить процесс изготовления продукции.
Полуавтоматический ламинатор
ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Компании Холдинговой компании, в который входит типография «Бумажный змей», поставляют и производят широкий спектр продукции. Впрочем, деятельность всех этих предприятий так или иначе связана с полиграфией.
Очень важно, когда все юридические лица работают, как слаженный механизм для достижения устойчивого развития. Например, в зависимости от сезонного спроса и конъюнктуры рынка одно из направлений в определенный период может демонстрировать лучшие результаты, второе – «взлететь» в другой календарный сезон. В целом же направления деятельности компаний, входящих в Холдинг, способствуют его всестороннему развитию, помогая друг другу сосуществовать.
Например, типография «Бумажный змей» производит стандартные бухгалтерские бланки. И хотя эта тема из-за давления электронного документооборота потихоньку сходит на нет, такого рода продукция будет востребована еще достаточно долго, как и расходные накладные с товарными чеками. Отдел продаж, реализуя отпечатанную типографией продукцию, привлекает в структуру компании дополнительные оборотные средства. А наличие дополнительных внутренних заказов позволяет типографии загружать оборудование. В свою очередь, «Украинская бумажная компания» занимается поставкой самокопирующей бумаги и дизайнерских картонов, в том числе и для производственных нужд типографии «Бумажный змей».
Для полиграфического производства – это возможность, понимая,когда поступят материалы с проверенным качеством, грамотно спланировать загрузку. А поступление материала в рулонах позволяет снизить стоимость конечной продукции и повысить уровень конкурентоспособности.
Также специалисты из «Бумажного змея» оказывали помощь «Украинской бумажной компании» в продаже самокопирки, т.к. многие типографии в свое время не знали, как с ней работать. Достаточно удобно для типографии и наличие в Холдинге подразделения по заточке ножей (компания «Инкомет»), соответственно, первое время начальник производства «Бумажного змея» помогал запускать этот участок, т.к. нужно было понимать тонкости, какой нож необходим на выходе. После обучения в Европе представители типографии своими силами проводили обучение заточников в Украине.
Впрочем, компании Холдинга потихоньку начинают осваивать и другие ниши. В частности, «Украинская бумажная компания» расширила рамки своей работы рекламным сегментом и продвигает технологию Grawerton, для нанесения изображений на металл, изготовления керамической посуды, тестиля.
Также компания уже пять лет под собственным брендом, чтобы не терять клиентов, которые привыкли работать с более экономичными по цене продуктами, продает материалы для струйной печати европейского производства Photoboom, которые флатуются и пакуются в пачки в Украине. Качество такой продукции выше, чем у китайских материалов, предлагаемых конкурентами, а цена за счет того, что бренд не такой раскрученный, дешевле, чем у популярных материалов Lomond, также поставляемых «Украинской бумажной компанией».
И, наконец, в состав Холдинга помимо типографии «Бумажный змей» входят типографии «Интертехнодрук» и ЧП «СКД» (Переяслав). Как отмечают представители «Бумажного змея», внутренняя конкуренция с другими типографиями, входящими в состав Холдинга, – здоровая. Тем более, философия у компаний разная, «Интертехнодрук» и ЧП «СКД» ориентируются на работу с конечными клиентами. А «Бумажный змей» зачастую работает с рекламными агентствами и другими типографиями. Компания старается зарабатывать и на конечных клиентах, и на посредниках, которые позволяют загрузить производство и снижать себестоимость продукции за счет загрузки.
Владелец и генеральный директор компании «Бумажный змей» Олег Пилипович
В КОНТЕКСТЕ РЫНКА ПОЛИГРАФИИ
Типография «Бумажный змей» является частью рынка полиграфии и, естественно, не может существовать изолированно от него. Рынок диктует свои условия – кадровая проблема, товарный ассортимент, инновации в области материалов, современные технологии – всё это вопросы, от которых прямо зависит эффективность работы типографии. И если не отслеживать эти процессы, надолго на рынке полиграфии не задержишься. Даже если оборудование имеет высокий уровень автоматизации, им пока еще должен управлять профессиональный оператор.
Роман Полянин,
заместитель директора типографии «Бумажный змей» по производству:
«Давлению со стороны цифровой печати и владельцев полноформатных машин может противостоять укрупнение средних типографий. Таким образом, их комплексные затраты и накладные расходы снижаются, а количество клиентов увеличивается. При укрупнении полиграфических производств у них появится возможность установить более мощное оборудование и загрузить его более серьезно».
Все взаимосвязано: и менеджеры должны быть подготовлены, и производство должно качественно и быстро изготавливать свою продукцию, и логистическая составляющая должна работать. Этот большой механизм должен вращаться, как швейцарские часы, если где-то звено теряется, цепь рвется.
Все негативные явления в экономике моментально отражаются на развитии рынка полиграфии. Политическая нестабильность в стране, замедление темпа реформ и рваный ритм работы экономики не способствуют своевременному вхождению отрасли в предновогодний высокий полиграфический сезон, и все это вызывает проседание рынка рекламной полиграфии. Да и с выборами у многих офсетных типографий (и «Бумажный змей» – не исключение) были связаны гораздо большие надежды, но не в лучшую сторону сказались давление со стороны Интернета и конкуренция с другими цифровыми каналами политической рекламы.
Офсетная 2-красочная печатная машина формат В2
Кроме того, как это ни прискорбно для офсетчиков, цифра постепенно вытесняет офсет. О многом говорит, к примеру, количество инсталляций продуктивных систем цифровой печати – только в Киеве ежегодно их инсталлируется не менее 30, поэтому офсетчики вынуждены заходить в новые для себя рыночные ниши и пытаться зарабатывать на оказании дополнительных услуг.
Офсетным типографиям сложно противостоять давлению со стороны цифры и по той причине, что сами они не имеют возможности вкладывать средства в новое инновационное оборудование с высоким уровнем автоматизации, малым количеством листов на приладку, с дополнительными средствами колориметрического контроля, высокоавтоматизированными системами контроля качества оттисков и пр., так как кредиты под 21% годовых по сравнению с европейскими 3-5% (а нередко и 0%, под государственные гарантии) абсолютно неподъемны. А невозможность комплексного технического переоснащения не позволяет в полной мере выходить на европейские рынки.
Впрочем, нужно понять, что европейцу нужно, – говорят руководители типографии «Бумажный змей». Если доминирующим фактором будут сроки, шансов у отечественных типографий мало. Зато, если в приоритете окажется цена, то шансы эти значительно возрастают (некоторые украинские производители упаковки и книжной продукции вполне успешно работают с представителями европейских рынков).
В случае с товарным ассортиментом «Бумажного змея», смысл заниматься логистикой, связанной с работой на европейских рынках, пока не столь очевиден. И даже при наличии всех необходимых сертификатов и опыта работы с европейскими заказчиками, украинские типографии сталкиваются с определенными рисками.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Даже в благополучной Германии, говорит Роман Полянин, количество типографий постоянно уменьшается. В европейских государствах происходит глобализация – укрупнение отдельных производств, постепенно эти процессы приходят и на украинский рынок.
Этому явлению в сегменте офсетной печати способствует усиливающееся давление цифровой печати. Если раньше тираж в 100 экз. многими типографиями расценивался как чисто офсетный, то сейчас паритетный уровень цены приближается к цифре 200.
В типографии «Бумажный змей» основное офсетное оборудование имеет формат В2. И если раньше типография работала в нише 50-5000 оттисков, то сейчас диапазон тиражей, в которые печатает «Бумажный змей» – 200-2000 листов. С одной стороны, себестоимость цифры снижается, а с другой, владельцы машин в первом формате стали подвигаться по цене и отбирать заказы у типографий, оснащенных полуформатным оборудованием.
Возможная глобализация позволит существовать подобным «укрупненным» типографиям еще 10-20 лет. Особенно если не забывать об автоматизации. Ведь если раньше типографии офсетной печати больше работали с длинными тиражами, то сейчас им приходится работать и со средними тиражами. А в перспективе нужно быть готовыми работать с тиражами в 50, 100, 200 единиц продукции (неважно, что это будет – коробка или книга). Но количество тиражей, не исключено, будет расти (к примеру, если раньше многие клиенты заказывали в «Бумажном змее» 100-150 тыс. самокопирующихся бланков, то сейчас длина заказов уменьшилась до 10, 20, 50 тыс. – просто их размещают чаще, экономя таким образом на складских затратах.
Вячеслав Андрущенко,
исполнительный директор типографии «Бумажный змей»:
«Чтобы добиться новых результатов, необходимо каждый день делать то, что ты до этого никогда не делал. Желаю всему коллективу БУМАЖНОГО ЗМЕЯ, его партнерам и клиентам удачи, а также дальнейшего, всестороннего развития».
К ЧАСТИЧНОМУ ПЕРЕХОДУ НА «ЦИФРУ» НУЖНО ПОДГОТОВИТЬСЯ
Учитывая все выше изложенное, в типографии «Бумажный змей» серьезно размышляют о покупке цифровой машины, и даже практически совершили такую инвестицию в июне сего года (в последний момент усилить постпресс оказалось критично важнее). Причем и переоснащение офсетного направления продолжается – помимо печатной машины, возможно, будут произведены замена фальцовки, резальной машины, а через год и CtP.
С другой стороны, «проза жизни» говорит о том, что просто купить и установить машину – это часть дела: нужно выбрать определенную бизнес-модель заработка на цифровой печати и выстроить вокруг ЦПМ соответствующую инфраструктуру.
Явного смысла конкурировать с «Фастпринтом», «Карбоном», «Ультрадруком», другими сильными цифровыми типографиями, работающими на объем, попросту нет. Сегодня типография «Бумажный змей» не отказывается от мелких цифровых заказов. Удачное местонахождение позволяет безболезненно переразмещать их на аутсорсинге. Естественно, те заказы, которые «Бумажный змей» переразмещает на цифре, при наличии собственной ЦПМ типография сможет изготавливать у себя. Но позволит ли собственная ЦПМ заработать больше денег? В компании намерены серьезно изучить этот вопрос.
В компании есть определенные замыслы относительно развития цифрового направления, но нужно понять, какую продукцию выпускать, чтобы она была конкурентоспособной. Необходимо подготовить к подобной диверсификации и клиентов типографии, подтянуть уровень автоматизации постпечати. И движения в этом направлении уже начаты – например, преимущества недавнего приобретения – Horizon SPF 200A с башнями Vac 1000 – достаточно быстрая приладка и много программ, которые сохраняются в настройках. Со временем эту машину можно интегрировать с ЦПМ: аналогичные машины в Европе работают в цифровых типографиях.
Кроме того, при крене в сторону цифровой печати количество заказов типографии может увеличиться в разы. Возрастет количество работы у менеджеров и дизайнеров, а увеличивать их количество не вполне оправдано, поэтому потребуется автоматизировать процесс прохождения заказов в типографии, чтобы либо готовые заказы попадали непосредственно в производство, либо (в случае с дизайнерами) выстроить работу с фрилансерами. То есть необходимо найти механизм, который позволит пропускать за единицу времени весь объем заказов.
Постпечатное оборудование, установленное в «Бумажном змее», позволяет работать с сегментом «брошюры, буклеты», установка достаточно простых биговщиков и фальцовщиков поможет усилить позиции в сегменте производства рекламной полиграфии цифровым способом. Но конечная цель (и «цифра» станет одним из средств ее достижения – не просто зарабатывать, как все, а зарабатывать немного больше. То есть типография «Бумажный змей» будет стремиться войти в сегмент производства продукции с высокой дополнительной стоимостью.