Каждые 6 месяцев ассоциация выпускает FINAT RADAR – обзор рынка самоклеящейся этикетки, который доступно описывает ключевые тенденции и события, имеющие отношение к европейскому бизнесу.
Отчет создается на базе он-лайн опроса участников ассоциации и некоторых комментариев к полученным результатам. Параллельно с опросом проводится глубокое интервьюирование репрезентативной группы владельцев брендов, конечных пользователей этикеток и типографий, оснащенных оборудованием для производства этикетки.
Доступ к отчету FINAT RADAR получают только члены ассоциации FINAT. Редакция Print+ вместе с Евгением Шиляевым, Директором по маркетингу Konica Minolta Ukraine подготовила сокращенный обзор свежего FINAT RADAR 2019 vol. 11 — Summer Edition.
Драйверы роста
Отчет создан на базе опроса более чем 80 членов ассоциации FINAT — на рис. 1 видно распределение количества участников по европейским странам.
Рисунок 1. Распределение участников FINAT по европейским странам
Ассоциация FINAT существует уже более 50 лет.
Ключевые цели ее существования:
- создание сетевой платформы для коммуникации между всеми участниками этикеточного рынка: производители сырья и материалов, производители печатного и послепечатного оборудования, конечные клиенты;
- представление интересов участников ассоциации на уровне ЕС;
- сбор и анализ информации, важной для отрасли;
обеспечение членов ассоциации учебными материалами.
В целом рынок самоклеящейся этикетки продолжает расти, хотя скорость роста постепенно замедляется. В первую очередь это связано с постепенным переходом производителей этикетки на цифровое оборудование, что позволяет печатать короткие и сверхкороткие тиражи, сохраняя при этом достаточный для себя уровень прибыли.
Таблица 1. Средний рост продаж у производителей этикеточной продукции в Европе
Регион/год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2013-2018 |
Восточная Европа |
7,2% |
10,1% |
10,5% |
10,5% |
8,6% |
7,8% |
9,1% |
Великобритания/Ирландия |
5,3% |
9,3% |
9,8% |
13,2% |
11,1% |
5,1% |
9,1% |
Все регионы |
5,7% |
6,7% |
8,4% |
8,3% |
6,5% |
4,9% |
7,1% |
Центральная Европа |
5,2% |
4% |
9,5% |
5,5% |
2,5% |
4,5% |
5,2% |
Южная Европа |
4,5% |
5,7% |
7,6% |
8,1% |
7,3% |
3,9% |
6,2% |
Скандинавия |
4,2% |
8,5% |
-1,3% |
4,3% |
4,5% |
2,5% |
3,8% |
Источник: LPS, Inc. Finat Radar
* Данные участников FINAT
В табл. 1 можно увидеть средний рост продаж у производителей этикеточной продукции в Европе. Быстрее всех растет рынок Восточной Европы, в который включены производители этикеток из Украины. Резкое падение роста Великобритании и Ирландии (с 11,1% до 5,1%) связывают с последствиями Brexit.
На рис. 2 можно увидеть категории продуктов (конечные заказчики этикетки), которые и обеспечивают устойчивый рост рынка. Первая пятерка: потребительские товары/электроника, напитки, фармацевтика, индустриальная химия, товары для личной гигиены.
Рисунок 2. Средний рост по сегментам (2018 г.)
Сегмент автомобилестроения продемонстрировал резкое снижение. Европейская ассоциация автопроизводителей (EAMA) сообщает, что в 2018 г. производство на европейском континенте сократилось на 1,7%.
В табл. 2 приведены средние размеры тиража для традиционных и цифровых машин для разных видов готовой продукции.
Таблица 2. Средние размеры тиража для традиционных и цифровых машин для разных видов готовой продукции
Категория потребителей этикетки |
Средняя длина традиционных тиражей этикетки, м |
Средняя длина цифровых тиражей этикетки, м |
Еда |
8778 |
719 |
Напитки |
10367 |
1087 |
Личная гигиена |
6864 |
523 |
Фармацевтика |
4562 |
616 |
Бытовая химия |
3515 |
704 |
Индустриальная химия |
6063 |
658 |
Розница |
7250 |
1175 |
Автомобилестроение |
7062 |
832 |
потребительские товары длительного использования (включая электронику) |
3935 |
442 |
Офисные продукты |
Н.д. |
Н.д. |
Транспорт/логистика |
10500 |
2358 |
Все категории |
8177 |
911 |
Источник: LPS, Inc. Finat Radar
* Данные взяты от участников FINAT, расположенных в крупных европейских регионах
Предыдущие данные RADAR Converter отражают тенденцию, которая оказывает влияние на глобальный рынок этикетки и заключается в снижении средней длины тиража. Однако в последнем опросе мы видим значительный сдвиг в обратную сторону: производители этикетки сообщают, что средняя длина тиража для традиционных машин существенно выросла по сравнению с 2017 году.
Таблица 3. Средняя длина тиражей членов FINAT 2019 vs 2017: традиционные и цифровые
Категория потребителей этикетки |
% изменения длины традиционных тиражей 2019 vs 2017 |
% изменения длины цифровых тиражей 2019 vs 2017 |
Еда |
63% |
-42% |
Напитки |
92% |
18% |
Личная гигиена |
106% |
43% |
Фармацевтика |
114% |
2% |
Бытовая химия |
-46% |
-1% |
Индустриальная химия |
107% |
-25% |
Розница |
65% |
19% |
Автомобилестроение |
45% |
114% |
потребительские товары длительного использования (включая электронику) |
112% |
-9% |
Офисные продукты |
Н.д. |
Н.д. |
Транспорт/логистика |
64% |
133% |
Все категории |
54% |
11% |
Источник: LPS, Inc. Finat Radar
* Данные взяты от участников FINAT, расположенных в крупных европейских регионах
Прибыль в цифре
Составители отчета полагают, что причина роста длины классического тиража является прямым результатом увеличения объемов заказов на этикетку, которые переходят с традиционных на цифровые печатные машины. Благодаря этому классические машины могут изготавливать длинные тиражи и не тратить время на приладки средних. Все средние, короткие и ультракороткие тиражи переходят на цифровые машины.
Интересно, что цифровые заказы становятся все короче и короче. Это обусловлено тем, что спрос на сверхкороткие тиражи очень быстро растет. Такие тиражи выгодны обеим сторонам процесса. Клиенты получают необходимое им количество этикетки в день заказа или на следующий день и не замораживают деньги, заказывая наперед. Производители этикетки, используя современные цифровые технологии, закладывают бОльшую маржу на короткие заказы – см. табл. 3.
Что касается выбора цифрового оборудования для печати этикетки, то традиционно лидирующие позиции в планах на покупку занимают машины на базе жидкого или сухого тонера (лидеры в Европе по убыванию: HP, Konica Minolta, Xeikon). Именно эти производители цифрового оборудования будут задавать тон на рынке цифровой этикетки ближайшие 3 года (рис. 4).
Рисунок 3. Средний рост прибыли
Рисунок 4. Инвестиционные планы производителей этикеток (2019-2021 гг.)
Выводы
- Рынок этикетки продолжает стабильно расти. Самый быстрый рост показывает Восточная Европа, частью которой считается Украина.
- Одним из главных драйверов роста является цифровая печать этикетки. Цифровые машины — это не роскошь, а необходимый инструмент для гармоничного развития полиграфического бизнеса.
- Европейский рынок уже определился с распределением тиражей: тиражи средней длины уходят на большую цифру (HP Indigo), короткие и ультракороткие — на средние и небольшие аппараты – Xeikon и Konica Minolta, соответственно.
- Благодаря тому, что нехарактерная нагрузка с традиционных машин переместилась на цифровые, типографии смогли загрузить большие машины длинными тиражами, не требующими частых остановок и приладок.