Каждые 6 месяцев ассоциация выпускает FINAT RADAR – обзор рынка самоклеящейся этикетки, который доступно описывает ключевые тенденции и события, имеющие отношение к европейскому бизнесу.

Отчет создается на базе он-лайн опроса участников ассоциации и некоторых комментариев к полученным результатам. Параллельно с опросом проводится глубокое интервьюирование репрезентативной группы владельцев брендов, конечных пользователей этикеток и типографий, оснащенных оборудованием для производства этикетки.

Доступ к отчету FINAT RADAR получают только члены ассоциации FINAT. Редакция Print+ вместе с Евгением Шиляевым, Директором по маркетингу Konica Minolta Ukraine подготовила сокращенный обзор свежего FINAT RADAR 2019 vol. 11 — Summer Edition.

 

Драйверы роста

Отчет создан на базе опроса более чем 80 членов ассоциации FINAT — на рис. 1 видно распределение количества участников по европейским странам.

 

Рисунок 1. Распределение участников FINAT по европейским странам

 

Ассоциация FINAT существует уже более 50 лет.

Ключевые цели ее существования:

  • создание сетевой платформы для коммуникации между всеми участниками этикеточного рынка: производители сырья и материалов, производители печатного и послепечатного оборудования, конечные клиенты;
  • представление интересов участников ассоциации на уровне ЕС;
  • сбор и анализ информации, важной для отрасли;

обеспечение членов ассоциации учебными материалами.

 

В целом рынок самоклеящейся этикетки продолжает расти, хотя скорость роста постепенно замедляется. В первую очередь это связано с постепенным переходом производителей этикетки на цифровое оборудование, что позволяет печатать короткие и сверхкороткие тиражи, сохраняя при этом достаточный для себя уровень прибыли.

 

Таблица 1. Средний рост продаж у производителей этикеточной продукции в Европе

Регион/год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2013-2018

Восточная Европа

7,2%

10,1%

10,5%

10,5%

8,6%

7,8%

9,1%

Великобритания/Ирландия

5,3%

9,3%

9,8%

13,2%

11,1%

5,1%

9,1%

Все регионы

5,7%

6,7%

8,4%

8,3%

6,5%

4,9%

7,1%

Центральная Европа

5,2%

4%

9,5%

5,5%

2,5%

4,5%

5,2%

Южная Европа

4,5%

5,7%

7,6%

8,1%

7,3%

3,9%

6,2%

Скандинавия

4,2%

8,5%

-1,3%

4,3%

4,5%

2,5%

3,8%

Источник: LPS, Inc. Finat Radar

* Данные участников FINAT

 

В табл. 1 можно увидеть средний рост продаж у производителей этикеточной продукции в Европе. Быстрее всех растет рынок Восточной Европы, в который включены производители этикеток из Украины. Резкое падение роста Великобритании и Ирландии (с 11,1% до 5,1%) связывают с последствиями Brexit.

На рис. 2 можно увидеть категории продуктов (конечные заказчики этикетки), которые и обеспечивают устойчивый рост рынка. Первая пятерка: потребительские товары/электроника, напитки, фармацевтика, индустриальная химия, товары для личной гигиены.

 

Рисунок 2. Средний рост по сегментам (2018 г.)

Сегмент автомобилестроения продемонстрировал резкое снижение. Европейская ассоциация автопроизводителей (EAMA) сообщает, что в 2018 г. производство на европейском континенте сократилось на 1,7%.

 

В табл. 2 приведены средние размеры тиража для традиционных и цифровых машин для разных видов готовой продукции.

 

Таблица 2. Средние размеры тиража для традиционных и цифровых машин для разных видов готовой продукции

Категория потребителей этикетки

Средняя длина традиционных тиражей этикетки, м

Средняя длина цифровых тиражей этикетки, м

Еда

8778

719

Напитки

10367

1087

Личная гигиена

6864

523

Фармацевтика

4562

616

Бытовая химия

3515

704

Индустриальная химия

6063

658

Розница

7250

1175

Автомобилестроение

7062

832

потребительские товары длительного использования (включая электронику)

3935

442

Офисные продукты

Н.д.

Н.д.

Транспорт/логистика

10500

2358

Все категории

8177

911

Источник: LPS, Inc. Finat Radar

* Данные взяты от участников FINAT, расположенных в крупных европейских регионах

 

Предыдущие данные RADAR Converter отражают тенденцию, которая оказывает влияние на глобальный рынок этикетки и заключается в снижении средней длины тиража. Однако в последнем опросе мы видим значительный сдвиг в обратную сторону: производители этикетки сообщают, что средняя длина тиража для традиционных машин существенно выросла по сравнению с 2017 году.

 

Таблица 3. Средняя длина тиражей членов FINAT 2019 vs 2017: традиционные и цифровые

Категория потребителей этикетки

% изменения длины традиционных тиражей 2019 vs 2017

% изменения длины цифровых тиражей 2019 vs 2017

Еда

63%

-42%

Напитки

92%

18%

Личная гигиена

106%

43%

Фармацевтика

114%

2%

Бытовая химия

-46%

-1%

Индустриальная химия

107%

-25%

Розница

65%

19%

Автомобилестроение

45%

114%

потребительские товары длительного использования (включая электронику)

112%

-9%

Офисные продукты

Н.д.

Н.д.

Транспорт/логистика

64%

133%

Все категории

54%

11%

Источник: LPS, Inc. Finat Radar

* Данные взяты от участников FINAT, расположенных в крупных европейских регионах

 

Прибыль в цифре

Составители отчета полагают, что причина роста длины классического тиража является прямым результатом увеличения объемов заказов на этикетку, которые переходят с традиционных на цифровые печатные машины. Благодаря этому классические машины могут изготавливать длинные тиражи и не тратить время на приладки средних. Все средние, короткие и ультракороткие тиражи переходят на цифровые машины.

Интересно, что цифровые заказы становятся все короче и короче. Это обусловлено тем, что спрос на сверхкороткие тиражи очень быстро растет. Такие тиражи выгодны обеим сторонам процесса. Клиенты получают необходимое им количество этикетки в день заказа или на следующий день и не замораживают деньги, заказывая наперед. Производители этикетки, используя современные цифровые технологии, закладывают бОльшую маржу на короткие заказы – см. табл. 3.

Что касается выбора цифрового оборудования для печати этикетки, то традиционно лидирующие позиции в планах на покупку занимают машины на базе жидкого или сухого тонера (лидеры в Европе по убыванию: HP, Konica Minolta, Xeikon). Именно эти производители цифрового оборудования будут задавать тон на рынке цифровой этикетки ближайшие 3 года (рис. 4).

Рисунок 3. Средний рост прибыли

 

Рисунок 4. Инвестиционные планы производителей этикеток (2019-2021 гг.)

 Выводы

  1. Рынок этикетки продолжает стабильно расти. Самый быстрый рост показывает Восточная Европа, частью которой считается Украина.
  2. Одним из главных драйверов роста является цифровая печать этикетки. Цифровые машины — это не роскошь, а необходимый инструмент для гармоничного развития полиграфического бизнеса.
  3. Европейский рынок уже определился с распределением тиражей: тиражи средней длины уходят на большую цифру (HP Indigo), короткие и ультракороткие — на средние и небольшие аппараты – Xeikon и Konica Minolta, соответственно.
  4. Благодаря тому, что нехарактерная нагрузка с традиционных машин переместилась на цифровые, типографии смогли загрузить большие машины длинными тиражами, не требующими частых остановок и приладок.