ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Первым из вопросов, который мы задали респондентам, был «Какими были Ваши основные действия в 2018 г.?». Характерно, что большинству респондентов (17 и 56,5%, соответственно – MAGIS DESIGN, рекламно-полиграфическая группа, Полиграфицентр «Лира», ООО «Пресс Корпорейшн Лимитед», «Карбон-Сервис», «Вольф», «ПринтСтудио», РА «Провокация», ООО «Рекламно-производственная компания 7 НЕБО», «Импрес», ПП «Диз-Арт», Sirio, ООО «Символ Т. ЛТД», ALT компания, CMYKcenter, «Майстерня Друку 4+4», VESNA) надоело ждать, пока придут лучшие времена, и они со своими типографиями вошли в новые рыночные ниши, приобретя допол- нительное оборудование (рис. 1).
10 респондентов (33,3%) готовились к лучшим временам, присматривались к новым рыночным нишам и инвестировали средства в обучение сотрудников, что тоже, в общем-то, не слишком плохо. В 6 типографиях (20% от общего количества участников опроса) продолжалась оптимизация… Еще в пяти структурах ничего такого существенного не происходило.
Зато ни одна типография среди тех, кто принял участие в опросе, не поменяла в 2018 г. сферу деятельности.
Двое респондентов предпочли свой вариант ответа: 
«Изучали Интернет-маркетинг», – Марина Титова (Новая эпоха). 
«Первый квартал поддерживали штаны. К концу года + 1 сотрудник», – Виталий Заярный («Вик принт»).

ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ОЖИДАНИЯ?

«Оправдались ли Ваши ожидания от уходящего года?», – так мы сформулировали наш следующий вопрос к респондентам, предложив им следующие варианты ответов: (рис. 2).
Интересно, что оптимизм у наших респондентов довольно сдержанный. Лишь 33% из них считают 2018 г. успешным, другие 30% называют год неплохим, с ремаркой, что бывало лучше. Частично оправдались ожидания от 2018 г. у 26,7% респондентов. Не оправдались – у троих респондентов (включая двоих выбравших вариант «Другое» и написавших свой комментарий).
Двое респондентов предложили собственные варианты ответов:
«Год был сложный, и проблема в специфике цен, которые не успевают расти за материалами, и квалифицированном персонале, который не готов уже работать за ЗП 2017 г.», – Каролина Сергеева (ООО «А2»).
«Нет, не оправдались. Спрос на продукцию был ниже прогнозируемого, а уровень цен упал также ниже оценочных показателей», – Виталий Межерицкий (Univest Advertising Production)

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ГОДА ДЛЯ КОМПАНИЙ

Здесь мы предложили участникам опроса написать небольшой комментарий. Как это часто бывает, комментарии у большинства респондентов получились совсем уж в режиме «блиц» (спишем на большую предновогоднюю загрузку).
Начнем с группы ответов, которые подпадают под определение «Все плохо».
«Основной итог – у заказчиков дела становятся хуже – пада-
ют объемы их производств», – КВВ («Импрес»).
«Объемы упали», – Алексей (Studio-F26)
«Основная масса клиентов неадекватна, хотят бесплатно и бы-
стро», – Татьяна Максимова (РА «Провокация»).
Тут добавить особо нечего, потому переходим к следующей категории ответов, которые можно объединить в группу «Сдержанный оптимизм»/«Процедуры оптимизации».
«Очередной непредсказуемый год. Клиенты продолжают умнеть, крупные игроки постепенно подбираются к рознице и конечному потребителю», – задает тон дискуссии Виталий Заярный («Вик принт»).
«Итоги года, к сожалению, не дают радужных перспектив в нашем деле, но и критических ухудшений ждать не стоит», – соглашается с коллегой Александр Горобец (MAGIS DESIGN, рекламно-полиграфическая группа).
В целом украинскому рынку полиграфии пока еще не стоит и мечтать о стабильности, о чем свидетельствуют комментарии следующих респондентов.
«Успели подтянуть хвосты, но увы, планы по развитию перенесены на 2019», – Каролина Сергеева (ООО «А2»).
«Перераспределение рынка еще не закончилось. Появилось большое количество заметных конкурентов, которые ведут себя агрессивно в тендерах», – Ольга Корф («Нова картка»).
«Была новизна и соответствующий ей положительный итог», – Виктор Быхун («ЛАТ и К»).
Кто-то из коллег сосредоточился на подготовительной к 2019 г. работе и к выборам, в частности.
«Развивались», – Андрей Демидов (Полиграфцентр «Лира»).
«Подготовились к работе в выборный период»,  Дмитрий Плеханов («Керамист»).
«Обновление клиентской базы. У большинства компаний поменялись контактные лица», – Марина Титова («Новая эпоха»)
Ряд наших респондентов предприняли реальные действия для развития. Эти действия были связаны с расширением клиентской базы, расширением спектра услуг.
«Что-то кардинального не поменялось. Увеличились продажи в сравнении с предыдущим годом», – Григорий Барский (ООО «Символ Т. ЛТД»).
«Этот год принёс расширение спектра услуг», – Денис Резников (CMYK center).
«Переход от рекламной полиграфии к промышленной», – Владимир Новосадов («Максимапринт»).
«Расширили базу наших клиентов и поставщиков, за счет чего увеличили объемы производства», – Инна Кучерявая («Конви-Пак»).
«Ожидаем стабильный год», – резюмирует Дмитрий Боровик (Sirio).
Что характерно, очень многие наши респонденты (11) говорят о покупке дополнительного оборудования, которое позволяет расширять базы клиентов, выходить в новые рыночные ниши.


«К сожалению, развития в глобальном плане не получается, т.к. компания занимается не только изготовлением офсетных заказов, но и находится в нише оперативной полиграфии. Но удалось приобрести плоттер для создания наклеек различной формы», – Скрипка Т. Н. (ТОВ «Арт-Технология»).
«Покупка оборудования, повышение производительности, новые клиенты»,  Юрий Кузнецов («ПринтСтудио»).
«Купили новый плоттер, карусель для шелкографии...»,  Текуч А. Н. (ЦентроПак).
«Приобретение б./у. машины «5 кр.+ВД-лак», заключение договоров с поставщиками этикеточной бумаги из Европы, работа с клиентами, которые раньше печатали в иных типографиях», – Сергей Ланский (ТОВ «Нова ГРАФИК»).
«Приобретение Konica Minolta AccurioPRESS c6085+, прикоснулись к b2b», – Игорь Брацило («Майстерня Друку 4+4»).
«Цифра», – лаконичен Александр Шойхет (VESNA). Но на самом деле важность установки первой для страны цифровой печатной машины в формате В2 Indigo 12000 трудно переоценить.
А вот и комментарий руководителя еще одной инновационной типографии «Карбон-Сервис», в уходящем году установившей первую в Украине машину для цифрового лакирования и фольгирования печатных оттисков MGI Jet Varnish 3DS & FoilS.

«Рік, що минає, приніс нашій компанії багато нового, цікавого і перспективного. У нас було інстальовано машину з унікальною для українського ринку технологією цифрового оздоблення друкованих аркушів, а саме вибіркового лакування та фольгування. Вперше компанія брала участь у найбільш потужній поліграфічній виставці України REX, і не лише брала участь, а й була її поліграфічним партнером», – Юрій Якимчук («Карбон-Сервіс»).
«Маємо інсталяції нової лінії з виготовлення коробок в твердій палітурці, машини для ембосування та сучасної висічки для роботи з твердими матеріалами (фанера і т.п.) і товстими картонами (пазли різних видів та будь-якою кількістю елементів)», – Ярослав Бойчук (ПП «Диз-Арт»).
«Покупали новое оборудование, расширяли производство, обучали персонал, ездили на корпоратив в Венгрию, по некоторым параметрам показали рост не менее 40%, продали и инсталлировали много хорошего нового оборудования», – Константин Ткаченко (ООО «Рекламно-производственная компания 7 НЕБО»).

ВЕРА В БУДУЩЕЕ

«Вы верите в будущее полиграфии?», – спросили мы у респондентов в п. 4 нашего опроса. Здесь с огромным отрывом лидирует пункт «Да, верю и продолжу заниматься любимым делом» (17 респондентов, 56,7%), на втором месте пункт «Как и большинство коллег, занимаюсь полиграфией, потому что мне это нравится, но перспектив не вижу» с 7 голосами респондентов (23,3%), 5 респондентов, либо 16,7% участников опроса, и вовсе верят в то, что в ближайшем будущем полиграфия получит бурное развитие.
Вариант «Другое» выбрало четверо респондентов. 
«Все зависит от экономической ситуации», – Марина Титова («Новая эпоха»).
«Верю в то, что полиграфия всегда будет востребована, а, значит, сохранится возможность для многих заниматься своим любимым делом», – Сергей Метлашевский («Шульце Полиформ»). 
«Низкая культура конкуренции, на рынке много предприятий предоставляют не качественные услуги печати», – Дмитрий Боровик (Sirio).
«Верю, что на рынке будут востребованы перспективные направления изготовления упаковки», – Сергей Ланский (ООО «Нова График»)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СЕГМЕНТЫ

Периодически мы спрашиваем у нашей целевой аудитории «Какие сегменты в полиграфии Украины считаете перспективными?». В этот раз распределение голосов в пятерке лидеров не позволило назвать явного фаворита «гонки направлений». В пятерку наиболее перспективных, по мнению участников опроса, направлений в полиграфии Украины попали (рис. 4):



«Малотиражная этикетка и упаковка» (20 респ., 66,7% голосов), «Самоклеящаяся этикетка» (18 респ., 60% участников), «Картонная упаковка» (17 респ., 56,7% участников), «Гибкая упаковка» (16 респ., 53,3% участников), «Рекламно-сувенирная продукция» (14 респ., 46,7% от общего количества участников).
В аутсайдерах, как ни странно, «Печать книг» (7 респ., 23,3%), «Многостраничная продукция (журналы, каталоги) – 5 респ., 16,7% и, что объяснимо, «Печать газет» (3 респ., 10%).

ПОЖЕЛАНИЯ КОЛЛЕГАМ В НОВОМ, 2019 ГОДУ

Еще один пункт, где участникам опроса надо было что-то написать. Пожеланий у них слишком много не родилось – впрочем, публикуем их все!
Ряд наших коллег предельно лаконичны, их ответы варьируются от «Удачи» до «Держитесь»…
«Успехов», – Андрей Демидов (Полиграфцентр «Лира»).
«Удачи», – Игорь Вольф.
«Успешного процветания!!!», – Юрий Кузнецов («ПринтСтудио»).
Будто процветание может быть не успешным, ну да ладно.
«Держитесь», – Алексей (Studio-F26).
«Удачи», – Виктор Быхун («ЛАТ и К»).
«Держаться ;)», – Каролина Сергеева (ООО «А2»).
«Терпения», – Дмитрий Боровик (Sirio).
«Удачи», – Александр Шойхет (VESNA).
«Счастья в личной жизни», – КВВ («Импрес»).
«Адекватных клиентов»,  Татьяна Максимова (РА «Провокация»).
«Всебічного позитиву», – Юрий Якимчук («Карбон-Сервис»).
«Быть оптимистами», – Марина Титова («Новая эпоха»).
«Развития», – Денис Резников (CMYK center).
А вот серия чуть более развернутых пожеланий.
«Роста, развития, креатива и прибыльности!)», – Инна Кучерявая («Конви-Пак»).
«Процветания и ухода от демпинга», – Владимир Новосадов («Максимапринт»).
«Успіхів та здорової конкуренції», – Ярослав Бойчук (ПП «Диз-Арт»).
«Развития экономики Украины и больше хороших заказчиков», – Ольга Корф («Нова картка»).
«Высокомаржинальных заказов и платежеспособных клиентов», – Виталий Межерицкий (Univest Advertising Production)

Пожелания ряда наших респондентов оказались все же достаточно емкими.
«Держаться в не «сезон», развиваться в «сезон», приобретать новое оборудование, осваивать новые технологии», – Скрипка Т. Н. (ООО «Арт-Технология»)
«Уверенности в себе и движения вперед. Рамки ограничения никто-то ставит – они только в вашей голове», – Игорь Бурко (ООО «Прес Корпорейшн Лимитед!»).
«Объединения вокруг общей цели, кооперации»,Сергей Метлашевский («Шульце Полиформ»).
«Реально оценить ситуацию состояния предприятия, более четко понять свои цели, переформатироваться», – Сергей Ланский (ООО «Нова ГРАФИК»)
«Продолжать получать удоволь - ствие от любимой работы! Заработать денег больше, чем в уходящем году!», – Константин Ткаченко (ООО «Рекламно-производственная компания 7 НЕБО»).
«Хочется всем пожелать в этот Новый год легкого преодоления рабочих трудностей, доброжелательных и щедрых клиентов, постоянных выгодных сделок. Желаю, чтобы Вам легко работалось, а результаты трудов были очень весомыми», – Григорий Барский (ООО «Символ т. ЛТД»)
«Желаю коллегам обрести свой путь и развиваться в меняющихся условиях рынка», – Антон Морозов (ALT компания).
«Нормальной власти! Нельзя планировать рост оборота на 30% при росте экономики на 3%!!!!», – Текуч А. Н. («ЦентроПак»).
«Здоровой конкуренции. Работать в направлении повышения качества продукции, ноу хау и сервиса; только не демпинг», – Виталий Заярный («Вик принт»).

Но особо я б выделил группу оригинальных «тостов»:
«...и тут я подсел на порошок... особенно хорошо идет мажента... :) Чтоб все крутилось!!!», – Игорь Брацило («Майстерня Друку 4+4»).
«Холодного ума и хорошего главбуха. И все будет ;)», – Александр Горобец (MAGIS DESIGN, рекламно-полиграфическая группа).
«Качественных выборов и правильного выбора всей страной», – Дмитрий Плеханов («Керамист»).

От себя пожелаю вам, уважаемые коллеги, в 2019 г., который, конечно же, не будет легким, не только удержаться на рынке, но и найти возможности для развития.
Пора бы уже полиграфии Украины громко заявить о себе – а реализация этой цели зависит от каждого из нас!