Бытует мнение, что цифровой сегмент полиграфического рынка уже прошёл этап взрывного роста и достиг зрелости. Однако это не значит, что пора забыть о революционных изменениях в индустрии. Рынок продолжает активно развиваться под влиянием отраслевых трендов и технического прогресса, заставляя типографии постоянно искать новые способы, как опередить конкурентов. Куда же движется индустрия цифровой печати, и что ждёт её в ближайшие годы?

 

Главные стратегические направления

Пожалуй, все основные тренды так или иначе связаны со стремлением типографий повысить прибыльность бизнеса. Причём компании нередко достигают этой цели противоположными путями. Например, некоторые игроки фокусируются на узких сегментах и добиваются успеха, опираясь на небольшую аудиторию. Другие, напротив, стараются диверсифицировать бизнес и стать для клиентов «сервисом одного окна».

Но какой бы путь ни выбрала та или иная типография, важнейший залог роста на современном рынке – превращение из поставщика печатных листов в полноценный сервис, который предлагает заказчикам не просто печать, а готовые решения их задач.

Кроме того, ключевое значение для выживания и процветания полиграфического бизнеса имеет автоматизация производства. Она помогает типографиям быстрее выполнять заказы, а значит больше зарабатывать. Особенно это актуально для компаний с широким ассортиментом продукции и большим потоком заказов.

 

Нестандартное оформление продукции

В сегменте цифровой печати, как и на других зрелых рынках, основная масса игроков уже выровнялась по качеству продукции и обзавелась клиентской базой, поэтому становится всё сложнее выделиться на общем фоне. Один из способов сделать это (а заодно повысить ценность продукции) – предложить клиентам нестандартные элементы оформления, которых нет у конкурентов. Это один из трендов, которые будут оказывать немалое влияние на рынок в ближайшем будущем.

Например, можно печатать на дизайнерских и прозрачных материалах, использовать выборочное лакирование или добавить к цветам CMYK металлизированный тонер.

А для тех, кто хочет большего, мы выпустили Xerox Iridesse Production Press – первую в мире ЦПМ, которая в один проход печатает золотым или серебряным тонером, стандартной триадой и прозрачным тонером. Это позволяет получать уникальные перламутровые эффекты и создавать иллюзию объёма и текстуры.

Хорошим конкурентным преимуществом также может стать сочетание традиционных и цифровых методов обработки документов. Например, после печати на цифровом оборудовании можно выполнить вырубку, высечку, гравирование или тиснение.

 

Дополненная реальность на службе полиграфии

Чтобы создавать «wow-эффект», всё больше компаний расширяют возможности печатной продукции с помощью элементов дополненной реальности. Например, в течение многих лет в качестве новогодних подарков мы готовим для заказчиков и партнёров персонализированные календари, которые «оживают», если посмотреть на них через камеру телефона с установленным AR-приложением Xerox.

Впрочем, эти технологии можно использовать и в более практичных целях. Ведь дополненная реальность делает полиграфическую продукцию интерактивной! К примеру, позволяет добавлять в рекламные материалы постоянно обновляемую информацию: от курса доллара и прогноза погоды до новостей об акциях и специальных предложениях.

 

Новый уровень персонализации

Современные полиграфические технологии позволяют вывести таргетированные коммуникации на новый уровень. Если раньше персонализация рекламной продукции ограничивалась текстовыми полями с именем, адресом и другой базовой информацией об адресате, то теперь переменные данные можно добавлять и в изображения.

К тому же с развитием технологий сбора и обработки больших данных организации всё больше узнают об интересах и поведении пользователей. Сейчас у многих компаний есть такая аналитика, но далеко не всегда её потенциал в области многоканальных коммуникаций раскрывается на 100%.

Цифровые типографии могут помочь бизнесу извлечь максимум из этого ценного ресурса. Например, решения Xerox XMPie позволяют использовать большие данные для печати и онлайн-публикации рекламных брошюр с индивидуальным содержанием для каждой целевой группы.

Можно ожидать, что в будущем получит широкое распространение персонализация всего текстового и графического печатного контента для каждого конкретного пользователя. При этом будут учитываться интересы, опыт покупок, социальные и демографические особенности аудитории. 

 

Преимущества узкой специализации

Переход к узкой специализации может стать ещё одним трендом ближайших лет. Ведь, направив все силы на развитие в одной нише, можно создать уникальное предложение и опередить тех конкурентов, которые стараются охватить всё.

Как правило, специалисты узкого профиля ищут те типографии, которые хорошо знакомы со спецификой сегмента. Например, это относится к профессиональным фотографам, которые требуют максимально точной передачи всех оттенков и высочайшего качества нанесения тонера. Ещё одна перспективная ниша – цифровая печать книг. Дешевле и удобнее всего использовать в этом сегменте струйное оборудование, например, ЦПМ Xerox Trivor 2400, которая позволяет печатать на обычной офсетной бумаге благодаря уникальным свойствам чернил High Fusion Ink.

Цифровое оборудование всё более широко применяется как при издании малотиражной литературы или допечатке офсетных тиражей, так и при работе с Интернет-магазинами. Последние нередко предпочитают экономить на складских помещениях, заказывая печать книг по требованию. Этой услугой пользуются и для решения многих других задач, которые требуют оперативного издания малых тиражей. Например, такая потребность часто возникает у образовательных учреждений и писателей.

Хотя на украинском рынке пока не так много типографий опираются на нишевые сегменты, в странах Запада эта модель уже получила широкое распространение. Например, её выбрала немецкая компания Books on Demand, которая предлагает услуги полного цикла по изданию книг и в то же время использует индивидуальный подход к каждому клиенту.

 

Инновации ближайшего будущего

Разумеется, это далеко не полный список трендов, которые формируют будущее отрасли. Так, мы ожидаем, что в ближайшие годы будут активно развиваться технологии цифровой печати на упаковке и объёмных поверхностях. Большое будущее есть и у функциональной печати электронных компонентов (датчиков, микросхем, блоков памяти и т. д.), которые можно помещать на интеллектуальных метках или напрямую на продуктах и упаковке.

Интенсивный поток инноваций в полиграфии и высокая конкуренция не дают индустрии цифровой печати стоять на месте. С одной стороны, это требует от игроков рынка максимальной гибкости и постоянной готовности к адаптации. А с другой стороны, сулит новые возможности, которые слишком хороши, чтобы их упускать.