КРУПНЕЙШИЙ СЕГМЕНТ

Первичная упаковка для пищевых продуктов – крупнейший сегмент рынка глобальной печати упаковки по стоимости и объемам. В 2018 г. мировой рынок первичной упаковки для пищевых продуктов будет оцениваться в $227,2 млрд, согласно новому отчету Smithers Pira «Будущее печати упаковки пищевых продуктов до 2023 года», что составляет 56% от общей стоимости рынка упаковки. По всему миру в 2018 г. будет отпечатано 394,6 млрд м2 пищевой упаковки.

Глобальный спрос на упаковку для пищевых продуктов рос на 3,3% ежегодно по отношению к прошлому году (CAGR) по стоимости и 3,1% (CAGR) по объемам печати в 2013-2018 годы. Ожидается, что в 2018-2023 гг. этот сегмент будет расти быстрее – на 3,6% ежегодно, достигнув глобальной рыночной стоимости в $271,3 млрд. в 2023 году. Предположительно в 2023 г. будет напечатано 472,4 млрд м2 пищевой упаковки.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

На зрелых рынках Западной Европы и Северной Америки прекрасно развит спрос на упакованные продукты питания и напитки, поэтому рост потребления пищевой упаковки в этих регионах в течение следующих пяти лет будет скромным (темпы роста потребления упаковки примерно будут соответствовать общему экономическому росту). Более активный рост спроса на отпечатанную первичную упаковку до 2023 г. будет наблюдаться в тех странах и регионах, где урбанизация происходит быстрее, а потребление упакованных продуктов питания и напитков – неравномерно.

Азиатско-Тихоокеанский регион является крупнейшим региональным рынком для первичной пищевой упаковки в 2018 году. В текущем году объем продаж первичной пищевой упаковки в регионе превысит $81 млрд.

В 2013-2018 гг. в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдался один из самых быстрых региональных темпов роста потребления первичной пищевой упаковки: на 4,5% CAGR (ежегодно по отношению к прошлому году). На мировом рынке доля потребления первичной упаковки увеличилась с 35% до 37%. Рост стоимости отпечатанной первичной упаковки в Северной Америке на протяжении 2013-2018 гг. был немного ниже, чем на мировом рынке, соответственно в течение этого пятилетнего периода регион сохранил свою долю в 28% в мировом объеме продаж.

А вот в Западной Европе рост потребления первичной пищевой упаковки происходил гораздо медленнее, в результате доля региона в глобальной стоимости изготовленной упаковки снизилась с 23% в 2013 г. до 22% к 2018 году.

В 2018-2023 гг. в Азии ожидается существенный рост спроса на первичную пищевую упаковку, особенно на двух ключевых рынках – китайском и индийском.

На Ближнем Востоке, где аналитики Smithers Pira отмечают высокие показатели урбанизации, рынок первичной упаковки для продуктов питания и напитков по-прежнему обладает высоким потенциалом роста.

В Восточной Европе, Латинской Америке и Африке перед производителями также открываются привлекательные возможности для сбыта, но, поскольку эти регионы находятся «на низком старте», они обусловят лишь незначительную долю глобальных продаж первичной упаковки к 2023 году.

РЫНКИ КРАСОК

Для печати упаковки пищевых продуктов используются четыре основных типа красок:

  • на водной основе;
  • на основе растворителя;
  • на масляной основе;
  • отверждаемые с помощью дополнительной энергии излучения (УФ и EB).

Тип красок для печати пищевой упаковки очень важен. Он влияет на выбор процесса печати, материала упаковки, скорости печатной машины, объем затрат и общее воздействие на окружающую среду.

Краски на водной основе и на основе растворителя – два самых крупных сегмента красок, используемых в 2018 г. по объему, но краски с УФ-/EB-отверждением имеют наибольшую долю по стоимости (рис. 1).

Объемы продаж красок на водной основе и с УФ/EBотверждением отличались самыми высокими темпами роста в 2013-2018 гг.: 7% и 12% ежегодно по отношению к прошлому году, соответственно, по объему. Одной из причин этого стало то, что полиграфисты во всех географических регионах были вынуждены считаться с экологическими нормами по выбросам ЛОС и и необходимостью сокращать объемы производственных процессов. До 2023 г. именно в продаже красок с УФ-/EB-отверждением будет наблюдаться наибольший рост, и к этому времени их доля по объему в общемировом потреблении увеличится до 39% – для красок на водной основе и 17% – для УФ/EB.

В 2018 г. для печати первичной упаковки продуктов питания будет использовано около 274 000 тонн красок, стоимость которых составит $2,02 млрд. С 2013 по 2018 гг. спрос на краски ежегодно по отношению к прошлому году рос на 6% в объемах и 7% в стоимостном выражении.

ПРОЦЕССЫ ПЕЧАТИ

На рынке печати первичной пищевой упаковки продолжают доминировать аналоговые процессы, главным образом, флексография с 44% доли рынка по объемам производства, далее следуют глубокая (23%) и офсетная (20%).

В течение следующих пяти лет в печати будут наблюдаться следующие акценты:

  • повышение эффективности;
  • обеспечение обслуживания клиентов;
  • удовлетворение потребности в большей гибкости при производстве более коротких тиражей.

Три основных процесса аналоговой печати (флексографская, глубокая, офсетная печать) в течение следующих пяти лет сохранят совокупную долю на мировом рынке производства первичной упаковки продуктов питания.

Несмотря на то, что цифровые процессы продолжат демонстрировать высокие темпы роста с 2018 по 2023 год, улучшив свои позиции в производстве первичной пищевой упаковки, они останутся нишевыми процессами с чуть более 2% рынка по площади произведенной упаковки в 2023 году.

ПОВЕСТКА ДНЯ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Утилизация и «устойчивость» в упаковке являются актуальными темами для отрасли, и ожидается, что в ближайшие пять лет они будут находиться в центре внимания под влиянием потребительского давления, инициатив ведущих мировых поставщиков продуктов питания и упаковки и правительственных постановлений.

Несмотря на многочисленные инновации и значительное количество новых инсталляций, доля цифровой (струйной и тонерной) печати по-прежнему составляет всего около 1% от общих объемов печати.

Однако в этом сегменте представлены решения, которые генерируют владельцам более высокую добавочную стоимость – в результате быстрых изменений и оперативных настроек, напр., при производстве более коротких тиражей. Поэтому удельная финансовая стоимость цифровой печати в общем объеме производства оценивается в 4%.

 Будут активизированы усилия по улучшению глобальных показателей рециркуляции упаковки пищевых продуктов, в частности, гибких и жестких пластиковых материалов. Это потребует нескольких технических новшеств, в т.ч.:

  • разработки многослойных гибких упаковочных материалов, которые легче утилизируются по окончании срока службы, сохраняя свойства защиты пищевых продуктов;
  • улучшения муниципальных систем сбора отходов по всему миру;
  • более эффективных процессов сортировки и рециркуляции в установках по восстановлению материалов;
  • улучшенных процессов удаления краски для повышения рентабельности переработанных материалов, что позволит использовать их для вторичного производства упаковки пищевых продуктов;
  • новых применений для тех переработанных материалов, которые не будут пригодны для повторного использования для производства упаковочных материалов.

РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Из всех областей печати производство первичной упаковки для пищевых продуктов – наряду с фармацевтической упаковкой и упаковкой для некоторых косметических средств – подвергается наибольшему контролю с т.з. безопасности. Основная проблема заключается в том, чтобы предотвратить миграцию компонентов красок и чернил, в продукты питания или напитки.

Швейцария является единственной страной, в которой в настоящее время работает специальное национальное законодательство, регулирующее использование красок для печати упаковки пищевых продуктов. Национальное законодательство, связанное с использованием красок, было представлено в 2010 г. и де-факто стало стандартом в отрасли. Пересмотренный вариант постановления, который предусматривает переходный период протяженностью в четыре года, вступил в силу 1 мая 2017 года.

Количество веществ, которые придется оценивать по критериям ЕС, – более 4000. Это означает, что существующие структуры ЕС, такие как Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA) не смогут завершить процесс в приемлемые сроки. Потому было предложено, чтобы для испытаний красок для печати на миграцию и токсикологические исследования запечатываемых поверхностей были привлечены внешние «аккредитованные органы», такие как коммерческие лаборатории или консультанты.

Предполагается, что соответствующие действия будут предприняты к концу 2018 г., после чего начнется «переходный период» в несколько лет. Такой закон должен быть одобрен всеми государствами-членами ЕС, а также Европейским парламентом.

Важнейшим эволюционным шагом в области регулирования использования красок для печати пищевой упаковки в прогнозируемом периоде Smithers Pira является потенциальное внедрение в ЕС нового законодательства.

Европейской комиссии было предложено предпринять этот шаг после того, как Германия объявила о планах в 2016 г. принять закон, регулирующий потребление красок для пищевой упаковки. Предполагается, что подобные изменения могут быть внедрены на рынках ЕС.

Кроме того, с информацией о процедурах тестирования еще не все ясно, что ставит под сомнение достижение некоторых целей до конца 2018 года. Обратная связь от производителей красок для печати говорит о том, что в списке веществ, учтенных комиссией по тестированию, отсутствует несколько ключевых соединений, и что на самом деле необходимо проверить более 5000 веществ.

То есть, если когда и появится законодательство ЕС по использованию красок для пищевой упаковки, уровень отраженных в нем научных данных почти наверняка нивелирует роль швейцарского постановления, и именно законодательство ЕС станет ориентиром для индустрии печати первичной пищевой упаковки во всем мире.

Мировая практика предполагает более тесное международное согласование законов в области упаковки пищевых продуктов. Например, Япония опубликовала планы перехода к системе «позитивный список», причем типографские краски были идентифицированы как одна из пяти приоритетных областей. На Ближнем Востоке Совет сотрудничества стран Персидского залива рассматривает авторские стандарты для растущего рынка упаковки.

В отличие от этого, регуляторные органы в США вряд ли станут предпринимать шаги в этом направлении, поскольку ведутся переговоры о сокращении федерального финансирования и обсуждается неспособность администрации Трампа к регулированию. 

Промышленность также способствует активизации такого обсуждения.

В третьем квартале 2017 г. отраслевое объединение поставщиков печатных машин, чернил и УФ-ламп основала группу UVFoodSafe. Ее цель состоит в том, чтобы повысить безопасность УФ-красок и лаков для упаковки, напрямую не контактирующей с пищевыми продуктами, с использованием безопасной для пищевых продуктов схемы сертификации по УФ-излучению, охватывающей позитивные производственные практики и результаты строго регламентированных испытаний для обеспечения безопасного использования УФ-красок для печати пищевых упаковок.

Полная информация об эволюции рынка печати первичной пищевой упаковки представлена в новом исследовании Smithers Pira «Будущее печати пищевой упаковки до 2023 года».